Научная статья на тему 'К вопросу определения хронологических границ и сущности Болгарского возрождения'

К вопросу определения хронологических границ и сущности Болгарского возрождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / РОССИЯ / БУРЖУАЗНОЕ ОБЩЕСТВО / БАЛКАНЫ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / БОЛГАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ / BULGARIAN RENAISSANCE / RUSSIA / BOURGEOIS SOCIETY / THE BALKANS / OTTOMAN EMPIRE / BULGARIAN CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Д. В.

Статья посвящена проблеме периодизации Болгарского возрождения и сущности этой непростой эпохи, когда в болгарском обществе наступают глобальные перемены, связанные с зарождением и ростом буржуазии, которая взяла в свои руки процесс консолидации болгарской нации, борьбу за национальную церковь и достижение государственной независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEFINING CHRONOLOGICAL BORDERS AND ESSENCE OF BULGARIAN RENAISSANCE

The article is devoted to the problem of periodization of Bulgarian Renaissance and the essence of this complicated epoch when the Bulgarian society witnessed deep changes connected with emergence and growth of bourgeoisie, fight for the national church as well as achieving the independence of the state.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения хронологических границ и сущности Болгарского возрождения»

УДК 266+94(495.02)

раздел ИСТОРИЯ

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И СУЩНОСТИ БОЛГАРСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

© Д. В. Григорьев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 229 96 61.

E-mail: g_rig@rambler.ru

Статья посвящена проблеме периодизации Болгарского возрождения и сущности этой непростой эпохи, когда в болгарском обществе наступают глобальные перемены, связанные с зарождением и ростом буржуазии, которая взяла в свои руки процесс консолидации болгарской нации, борьбу за национальную церковь и достижение государственной независимости.

Ключевые слова: Болгарское возрождение, Россия, буржуазное общество, Балканы, Османская империя, болгарская церковь.

Хронологические рамки данной эпохи всегда были более или менее условны, потому что почти невозможно четко разграничить отдельные периоды в развитии человеческого общества или отдельно взятого народа. Условность хронологических границ применительно к данной теме вполне оправданна, так как нет конкретного события, которое можно было бы принять за начало качественно нового общественно-экономического развития.

Вопрос, когда началось Болгарское возрождение, волновал еще современников той эпохи. Согласно Василу Априлову, началом Возрождения следует считать эпоху реформ в Османской империи, начавшуюся в 20-е гг. XIX в. В своей работе «Дополнении къ книге Денница новоболгарского образования» В. Априлов писал: «С 1826 г. начинается новая эпоха в Османской империи. Твердой рукой, уничтожив войско янычар, Махмуд II возродил свою империю... Наследник престола и верный сторонник его планов, царствующий в настоящий момент Абдул Меджид, формальным актом, изданным 3 ноября 1839 г., подтвердил и закрепил реформы своего отца. Вот почему ни что иное, кроме реформ, проведенных в Турции, нельзя считать причиной начатков болгарской образованности» [1, с. 28]. Г. С. Раковский в своей газете «Дунавски лебед» в 1860 г. также отмечал, что изменения в болгарской среде заметны с началом реформ в Османской империи [2, с. 33].

Следовательно, современники эпохи Возрождения связывают ее начало с изменениями в болгарском обществе, которые наступили в результате начала реформ, предпринятых Высокой Портой в середине 20-х гг. XIX в. Но В. Априлов и Г. Раковский принимают за начало Болгарского возрождения лишь поверхностные изменения, не осознавая и не анализируя глубокие процессы и причины, лежавшие в основе Возрождения.

В 1871 г. болгарский историк М. Дринов в своей статье «Отец Паисий, неговото время, него-вата история и учениците му» одним из первых отнес начальные границы Болгарского возрожде-

ния к 1762 г. и связал их с деятельностью Паисия Хилендарского, как родоначальника Болгарского ренессанса. В первые три века османского господства болгары, несмотря на тяжелое положение, смогли сохраниться как народ. С началом XVIII в. однако за ними наступили истинно черные времена, когда народ превратился в «людей притесненных и подавленных». «Мы привыкли, - пишет он, -считать возрождение нашего народа с начала нашего (XIX) века и ставим во главе движения Априло-ва, Неофита, Венелина и других. Да, велики заслуги этих благодетелей нашего народа, но не имеем ли мы право отнести наше возрождение на 60-70 лет ранее и начинать его с отца Паисия?». Это не совсем правильное представление о состоянии болгарского общества в начале XVIII в. дало основание М. Дринову определить роль Паисия как единственного воскресителя «мертвого народа» [3, с. 137]. Данная точка зрения, ввиду авторитета ее создателя, господствовала в болгарской историографии многие десятилетия, а в некоторых случаях более столетия.

Вопреки точке зрения М. Дринова, профессор И. Шишманов заявил о преувеличении роли Паисия. Он подчеркнул, что «само возрождение является коллективным, а не личным делом Паисия -продуктом более или менее медленной социальной эволюции, а не внезапного гигантского скачка» [4, с. 11]. В защиту своего положения И. Шишманов выдвинул утверждение, что еще до Паисия наблюдались зачатки духовного пробуждения. Подобное мнение мы находим не только у И. Шишманова, но и у Д. Мишева. «Как у всех народов, - пишет он, -так и у нашего, возрождение совершается не по определенной программе и не является делом отдельных лиц» [5, с. 12]. «Болгарское возрождение, -писал профессор Н. Милев, - выдвинувшее на новую балканскую сцену забытую и, казалось, погибшую народность, не являлось эпизодическим переворотом, случайным или искусственным делом: оно было результатом долгого и сложного исторического процесса» [6, с. 156].

В 30-е гг. XX в. Хр. Гандев в своих исследованиях определил началом Болгарского возрождения конец XVI - начало XVII в., а точнее, даже конкретную дату - 1600 год. В основу своей точки зрения он положил проблески в духовной и культур -ной жизни болгар и начало разложения и упадка Османской империи. Он занимался исключительно изучением наиболее ранних форм пробуждения национального самосознания. Хр. Гандев писал: «Если мы хотим добиться какой-либо научной точности в деле установления периодизации, то мы должны согласиться с тем, что наше раннее возрождение начинается с возникновения новоболгарского литературного языка и заканчивается, когда наш народ оформился в организованное общество и заложил основы своего бытия в качестве современной культурной нации. Не представляется возможным установить в хронологических рамках течение жизни во всем ее многообразии и сложности. Но если мы непременно желаем установить определенный период для этой эпохи, то укажем 16001830 годы» [7, с. 183]. Этот подход совмещения процессов, происходящих в западноевропейских странах и болгарских землях, оказался неудачным и не был принят болгарской исторической наукой.

Современные историки связывают эпоху Болгарского возрождения с социально-экономическими и культурно-просветительными изменениями, которые начали прослеживаться в среде болгарского общества в XVIII-XIX вв. в результате, как внутренней трансформации, так и внешнего влияния развитых европейских стран. Как пишет в одной из своих последних работ профессор И. Стоянов, долгое время первые признаки этих изменений искали и относили к началу второй половины XVIII в. Но при сопоставлении первой и второй половин XVIII в. мы обнаруживаем, что между ними нет существенных различий. Но именно в первой половине XVIII в., хотя и с относительной уверенностью, можно наблюдать процессы зарождения новых буржуазных отношений. Разумеется, первые носители новых отношений едва ли осознавали наступившие изменения и их сущность, но новый образ товарного производства, образ мыслей показали, что среди болгар появилось нечто новое, что-то отличное, не существовавшее до того момента. Это и было зарождение новых буржуазных отношений и их «проникновение» в болгарскую среду. В условиях восточной деспотии этот процесс был очень трудным и длительным, но и время также оказалось неизбежным. Вследствие изложенных причин в исторической науке сейчас популярно мнение, что начало Болгарского возрождения необходимо связать с началом XVIII в. [2, с. 34-35].

В отличие от начальной верхняя граница Возрождения определяется сравнительно легко и точно, несмотря на существование различных точек зрения, ввиду того, что исследователи вкладывали

различное содержание в понятие «возрождение». Одни, идентифицируя возрожденческие процессы с борьбой за культурную и духовную эмансипацию болгар, утверждали, что эпоха Возрождения завершилась вместе с окончанием борьбы за самостоятельную болгарскую церковь в 1870 г. Данной точки зрения придерживались И. Шишманов и П. Ников [8, с. 279-319; 9, с. 321-381].

Согласно М. Арнаудову, Болгарское возрождение завершается в 1912-1915 гг. Данную точку зрения он высказал в 1938 г., а в 1941 г. отодвинул верхнюю границу до 1941 г., когда, согласно ему, окончательно завершилось объединение болгарских земель и всех болгар под властью царя Бориса III. В основе данного утверждения М. Арнау-дова - возвращение Южной Добруджи Болгарии в 1940 г. по Крайовскому договору с Румынией, а также передача Беломорской Фракии и Вардарской Македонии немецкими оккупационными властями под болгарскую администрацию [2, с. 35]. Это лишь один наглядный пример того, как историческая наука в данном случае служит политической конъюнктуре, в результате чего извлекает приличные дивиденды. Но это не имеет ничего общего с историей как наукой.

Современная болгарская историческая наука в качестве верхней границы Болгарского возрождения берет русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Конечно, и здесь есть элемент условности, так как самостоятельность Болгарское княжество получило в 1879 г., но Освободительная война, бесспорно, явилась тем событием, которое стало четкой гранью между двумя периодами в развитии болгарского народа. Это относится лишь к освобождению земель в границах Болгарского княжества и Восточной Румелии. Последняя, однако, объявлялась автономной областью под верховной властью султана до проведения первых выборов в областное собрание (воссоединение Болгарского княжества и Восточной Румелии произошло в 1885 г.). Но возрожденческие процессы продолжали развиваться, хотя и с различной интенсивностью.

И. Шишманов и М. Арнаудов разработали и внутреннюю периодизацию Болгарского возрождения. Согласно И. Шишманову, она включает четыре основных этапа: 1) от Паисия до «Заверата» (1762-1820-е гг.); 2) от 1820-х гг. до Адрианополь-ского мира 1829 г.; 3) от 1829 г. до 1844 г. - появление первой национальной программы по церковному вопросу; 4) от 1844 г. до 28 февраля 1870 г. (издание фирмана о создании Болгарской экзар-хии), а позже в качестве крайней точки он определил 3 апреля 1860 г. (Так называемая Великоден-ская акция 3 апреля 1860 г. была осуществлена в Константинополе в болгарской церкви св. Стефана, где во время пасхальной службы болгарский епископ Иларион Макариопольский официально объявил об отделении болгарской церкви от Константинопольской патриархии.) [10, с. 185-193].

М. Арнаудов различает четыре фазы Болгарского возрождения: 1) Раннее возрождение, охватывающее период от Паисия до Венелина и Адриа-нопольского мира (1762-1829 гг.); 2) от 1829 г., включая смерть Неофита Бозвели (1848 г.), до Крымской войны - это он назвал «собственно возрождение»; 3) Высокое возрождение - от 1856 г. до русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; 4) Позднее возрождение, завершившееся, по его мнению (1938 г.), Балканской и Первой мировой войной (1912-1915 гг.) [11, с. 190-191]. А в 1941 г., как мы уже отмечали, он заявил, что наивысшим этапом Возрождения является 1941 год, когда вся Болгария объединилась под скипетром царя Бориса III.

Приведенная внутренняя периодизация не нуждается в особенных комментариях, но все-таки требуется подчеркнуть, что в основе ее лежат чисто формальные даты, а не глубокие изменения, которые происходили в болгарском обществе в течение почти двух столетий.

Принимая во внимание реальные изменения и весь ход исторического развития общества в XVШ-XIX вв., современные болгарские исследователи подразделяют Болгарское возрождение на три основных периода [2, с. 36]. Первый начинается с начала XVIII в. и завершается в середине 20-х гг. XIX в. Он характеризуется разложением османской экономической и военно-политической системы, постоянным ростом товарно-денежных отношений. В этот период появляются и утверждаются новые общественные силы, зарождается национальная буржуазия. Первоначально слабая, неориентированная, подверженная чужому влиянию, но с течением времени все больше и больше осознающая себя в качестве той силы, перед которой стоят важные неразрешенные вопросы. В начале XIX в. возникла и первая политическая организация в среде болгарской эмигрантской буржуазии в Бухаресте под руководством Софро-ния Врачанского. Она разработала определенную программу и идейные взгляды на судьбу Болгарии. В тот период еще не было самостоятельного опыта в деле восстановления болгарской государственности, но в духе общебалканской солидарности болгары массово участвовали в борьбе вместе с соседними балканскими народами за свободу под девизом «борьба за веру» на стороне России в русско-турецких войнах. Слабость буржуазии и только начавшаяся консолидация нации не дали возможности на данном этапе использовать благоприятные условия для свержения османского господства.

Второй период завершается Крымской войной (1853-1856 гг.) и совпадает с реформами в Османской империи, начавшимися в 20-е гг. XIX в. Вопреки своей ограниченности во времени, этот период несет те процессы, которые ускорили изменения в болгарском обществе. Сильным толчком для указанных изменений послужили реформы в Турции, которые, хотя и половинчатые во многих случаях, ускорили зарождение новых отношений. Рос-

ло товарное производство, окрепла болгарская буржуазия, которая начала движение за светское просвещение и независимость болгарской церкви. В этот период делаются первые самостоятельные попытки свержения османского владычества. Вел-чевский заговор 1835 г. в Горном монастыре недалеко от Тырново, хотя и завершился казнью всех его главных участников, «обратил взгляды болгар на Россию, на Великие державы и показал, что власть Высокой Порты над крепнущей болгарской нацией приближается к концу» (В заговоре принял участие тырновский торговец Велчо Атанасов, в связи с чем этот заговор и называется «Велчева завера».) [2, с. 37].

Третий период охватывает 50-70-е гг. XIX в. и завершается русско-турецкой освободительной войной. В этот период возрожденческие процессы достигают своего наивысшего подъема. Окончательно сформировавшаяся болгарская нация получила официальное признание Османской империей. Если в предыдущий период борьба против поработителей была хаотичной и велась зачастую под девизом «борьба за веру», теперь болгарская нация открыто поставила вопрос о своей политической самостоятельности. Этот период характеризуется национально-революционным движением, большой политической организованностью болгар и кульминацией борьбы за свободу - Апрельским восстанием 1876 г. Это также период определения истинных границ болгарской нации, определенных в § 10 султанского фирмана от 28 февраля 1870 г. о создании самостоятельной Болгарской церкви. В границы включались старинные болгарские области -Мизия, Добруджа, Фракия, Македония. Решение Константинопольской конференции послов Великих держав (декабрь 1876 - январь 1877 гг.) подтвердило эти границы с незначительными поправками. Следовательно, данные границы признала и сама Османская империя, и Великие державы - без военного вмешательства. Единственный аргумент, который был у главного покровителя болгар - России, что болгарская нация распространялась на исконные болгарские земли. Этот период завершился русско-турецкой освободительной войной, вследствие и благодаря которой Болгария вновь стала независимой.

Таким образом, в ХУІІІ-ХІХ вв. в болгарском обществе наступают перемены, которые выразились в появлении нечто нового, отличного, незнакомого до того времени. На первом месте были изменения в хозяйственной жизни, связанные с разложением и исчезновением военно-ленной системы, установившейся в болгарских землях в ХУ в. Качественная трансформация наступила также в ремесленном производстве и торговле. В целом товарно-денежные отношения все больше и больше приобретают новую буржуазную сущность.

Новые веяния в хозяйственной сфере вызвали изменения и в социальной области, которые выра-

зились в зарождении болгарской буржуазии. В

XVIII в. данная общественная прослойка едва ли осознавала свое значение и свои задачи, которые ей предстояло решить. Не осознавала сама до конца, что в болгарской среде появилось нечто новое, чего не было до этого. И это «нечто» с течением времени становилось все сильнее, пока не достигло, в конце концов, полного обуржуазивания болгарского общества в середине XIX в.

Медленные, но верные социально-экономические изменения среди болгар явились причиной роста культурно-просветительного движения.

Стремление к светскому образованию стало жизненно необходимым, одной из существенных черт данной эпохи. Следовательно, культурно-просветительные изменения явились результатом эволюции в социально-экономической жизни болгарского народа.

Главный результат социально-экономических, культурно-просветительных изменений в XVIII-

XIX вв. - это формирование болгарской нации. Мучительно долог и труден был путь, который потребовалось пройти истерзанному народу. Вопреки всему он сохранил язык, веру и историческую память до того момента, пока не наступило экономическое и культурное единство, пока у людей не появилась мысль о принадлежности к единой болгарской общности. И этот момент наступил, и существование болгарской нации в ее действительных границах было признано Высокой Портой в ее фирмане от 28 февраля 1870 г. о самостоятельности Болгарской церкви.

Признанная нация еще в процессе своей консолидации поставила вопрос о самостоятельном развитии, национальной государственности, политическом равноправии. Вот почему вооруженная борьба болгар в XVIII-XIX вв. неразрывно связана с происходящими в болгарском обществе процессами и имела единственную цель - восстановление

болгарской государственности. Все это являлось целиком следствием тех глубоких изменений, наступивших в социально-экономической и духовной сферах, происходивших параллельно. В сущности, они видимый инструмент наступивших изменений, которые, в конце концов, разорвали истлевшую нить между отмирающим старым и набирающим силу новым.

Если выразить одной фразой сущность Болгарского возрождения, можно сказать, что это «великий» переход от «старого» к новому времени, от феодализма к буржуазному обществу. Содержание этого перехода включало в себя все изложенные процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Натан Ж. Болгарское возрождение. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1949. 319 с.

2. Стоянов И. История на Българското възраждане. В. Търново: ИВИС, 2010. 280 с.

3. Дринов М. Отец Паисий, неговото време, неговата история и учениците му // Съчинения на М. С. Дринов. София: Държавна печатница 1909. Т. I. С. 113-137.

4. Шишманов И. Паиси и неговата епоха, Мисли върху генезиса на новобългарското възраждане // Списание на Българската академия на науките. София, 1914. Кн. УІІІ. С. 1-18.

5. Мишев Д. Начало на българската пробуда. София: Отпе-чатък църковен архив, 1925. Кн. І-ІІ. 27 с.

6. Милев Н. Фактории на българското възраждане // Сборник в чест на проф. И. Д. Шишманов. София: Издателство на Българската академия на науките, 1920. С. 129-157.

7. Г андев Хр. Фактории на българското възраждане. София: Държавна печатница, 1943. 304 с.

8. Шишманов И. Увод в историята на българското възраждане // България 1000 години. София: Издателство на Българската академия на науките, 1930. С. 279-319.

9. Ников П. Възраждане чрез църквата // България 1000 години. София: Издателство на Българската академия на науките, 1930. С. 321-381.

10. Шишманов И. Западноевропеското и българското възраждане // Българска историческа библиотека. София: Изда-телство на Българската академия на науките, 1928. Т. І. Кн. І. С. 185-193.

11. Арнаудов М. «Дух и носоки на българското възраждане» // През вековете. София: Държавна печатница, 1938. С. 190-191.

Поступила в редакцию 02.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.