Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения качества алгоритмов электрических испытаний космических аппаратов'

К вопросу обеспечения качества алгоритмов электрических испытаний космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кузнецов Н.А.

Рассмотрены технологические процедуры формирования алгоритмов электрических испытаний космических аппаратов и предложена новая модель обеспечения качества испытательных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кузнецов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY PROVIDING OF SPACECRAFT ELECTRICAL TEST ALGORITHMS

Technological procedures of forming the spacecraft electrical test algorithms are considered in the article. The new model of quality providing of the spacecraft electrical tests is suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения качества алгоритмов электрических испытаний космических аппаратов»

Испытания и эксплуатация ракетно-космической техники

УДК 629.783.05.681.3

Н. А. Кузнецов

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Железногорск

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АЛГОРИТМОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Рассмотрены технологические процедуры формирования алгоритмов электрических испытаний космических аппаратов и предложена новая модель обеспечения качества испытательных тестов.

Электрические испытания космических аппаратов (КА), создаваемых ОАО «ИСС», проводятся на унифицированных рабочих местах (РМ) с использованием автоматизированных испытательных комплексов (АИК). Программное обеспечение (ПО), применяемое на АИК, структурно разделено на две части: инструментальное и функциональное. Первая часть включает в себя системное и прикладное ПО, необходимое для организации взаимодействия инструментальных средств испытаний с объектом испытаний (ОИ). Инструментальное ПО поставляется на РМ для электрических испытаний КА в виде программного изделия АИК (ПИ АИК). Функциональное ПО реализует алгоритмы испытаний ОИ, управляет режимами его работы и анализирует логику функционирования ОИ в процессе испытаний. Совокупность функционального ПО и базы данных заводских испытаний (БД ЗИ) для конкретного КА образуют программное изделие (ПИ КА), которое хранится в электронном архиве и по мере необходимости тиражируется на испытательные РМ.

Проектирование, кодирование, отладка и сопровождение инструментального ПО являются ответственной задачей профессиональных программистов, которые руководствуются в своей работе требованиями ЕСПД. Разработку и сопровождение функционального ПО осуществляют специалисты тематических подразделений (разработчики бортовой аппаратуры), которые не являются программистами и создают всю документацию по единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Такое распределение работ обусловлено используемой технологией подготовки и проведения электрических испытаний КА, которая базируется на проблемно-ориентированном языке ДИПОЛЬ и инструментальном ПО, поддерживающем данный язык. Эта технология изначально структурирует испытательное ПО на инструментальное, которое разрабатывается один раз для конкретного АИК, и функциональное, которое формируется заново для каждого конкретного КА. Инструментальное ПО разрабатывается на стандартных языках программирования профессиональной командой программистов, функциональное ПО - конструкторами бортовой аппаратуры на проблемно-ориентированном языке ДИПОЛЬ.

Принципы управления качеством разрабатываемо -го инструментального ПО определены в ЕСПД и в ГОСТ Р ИСО/МЭК12207, а разработка, отладка и сопровождение функционального ПО ничем не регламентируется. Данное ПО входит составной частью в конструкторскую (программа и методика испытаний -ПМ) и/или эксплуатационную (инструкция по эксплуатации - ИЭ) документацию и не может разраба-

тываться по ЕСПД. Применение такой технологии подготовки и проведения электрических испытаний КА не предусматривает механизмы контроля качества разрабатываемых процедур испытаний. Соответственно в процессе выпуска конструкторской документации никто не ставит задачу тестирования и отладки алгоритмов испытаний, представленных в этой документации. Программное изделие КА является продуктом коллективной разработки нескольких, достаточно автономных групп конструкторов БА. Эти группы никем и никак не координируются в процессе разработки функционального ПО, что создает дополнительные трудности по интеграции функционального ПО и его комплексному тестированию. Исходя из этой специфики разработки функционального ПО, для тестирования процедур испытаний КА сформулированы следующие базовые принципы:

1) для отладки функционального ПО должны использоваться специализированные инструментальные средства и специализированные рабочие места;

2) процедуры и методы отладки функционального ПО должны быть формализованы и документированы таким образом, что бы все процедуры испытаний КА в обязательном порядке подвергались автономному и комплексному тестированию до изготовления и поставки ПИ КА на штатное РМ испытаний;

3) отладка и тестирование функционального ПО должны быть включены в качестве самостоятельного этапа в технологию испытаний КА. И этот этап должен планироваться и завершаться выпуском отчета о готовности функционального ПО к штатной эксплуатации на РМ для испытаний КА.

Анализ текущего состояния дел в области проектирования и разработки алгоритмов испытаний в составе конструкторской и эксплуатационной документации для проведения электрических испытаний КА позволил выявить необходимость внедрения в существующую технологию механизма (инструмента) обеспечения качества разрабатываемого функционального ПО. Использование функциональной декомпозиции на этапах проектирования и разработки алгоритмов испытаний для определения структуры функционального ПО предполагает структуризацию испытаний по этапам:

1) описание испытательного и монтажного оборудования;

2) определение базовых тестов, проводимых при каждом виде работ;

3) определение контрольных параметров, подтверждаемых в ходе работ;

4) регистрация результатов испытаний, их хранение и доступность для анализа.

Решетневские чтения

Предложенное решение затронутой проблемы основано на внедрении в действующую технологию подготовки электрических испытаний КА новых процедур и инструментальных средств, обеспечивающих управление качеством функционального ПО на всех этапах проектирования и разработки. При этом достигнута возможность оперативного управления отдельными структурными частями функционального ПО, минимизированы потери времени на разработку частных программ за счет возможности пла-

нирования временных графиков испытаний с высокой степенью достоверности. Реализация сформулированных предложений позволяет разработчикам функционального ПО моделировать многовариантную логику функционирования ОИ непосредственно на своих рабочих местах. Тем самым обеспечивается достаточно простой и эффективный механизм отладки алгоритмов испытаний по всем предусмотренным в них сценариям с использованием штатного инструментального ПО.

N. A. Kuznetsov

JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk QUALITY PROVIDING OF SPACECRAFT ELECTRICAL TEST ALGORITHMS

Technological procedures of forming the spacecraft electrical test algorithms are considered in the article. The new model of quality providing of the spacecraft electrical tests is suggested.

© Кузнецов Н. А., 2010

УДК 629.78.08.002.71

С. Н. Лозовенко, Е. Н. Головенкин, А. И. Антипьев, А. В. Цайтлер

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ИСПЫТАНИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

В ТРАНСПОРТНОМ КОНТЕЙНЕРЕ

Рассмотрены варианты конструктивного исполнения, особенности, технологии изготовления, отработки и эксплуатации амортизационных платформ, разработанных в ОАО «ИСС».

Научно-практический опыт, накопленный в ОАО «ИСС» при наземной эксплуатации космических аппаратов и их полезной нагрузки, позволяет достаточно уверенно сказать, что наиболее эффективным способом их защиты от негативного воздействия динамических нагрузок, возникающих при транспортировании, является применение в конструкции транспортных контейнеров систем амортизации (амортизационных платформ) на базе тросовых амортизаторов.

Варианты конструктивного исполнения амортизационных платформ на базе тросовых амортизаторов, разработанных в ОАО «ИСС», обеспечивают снижение механических нагрузок на полезную нагрузку и космический аппарат до допустимого уровня.

Сформированные в настоящее время в ОАО «ИСС» алгоритмы проектирования и отработки дают возможность задать оптимальный конструктивный облик системе амортизации, а технологии изготовления амортизационных платформ, применяемых в конст-

рукции транспортных контейнеров разработки ОАО «ИСС», гарантированно обеспечивают получение требуемых проектных параметров. В настоящее время отработана конструкция тросовых амортизаторов с диаметром каната от 5 до 17 мм, которые успешно применяются в транспортных контейнерах для перевозки полезной нагрузки, ее конструктивных элементов и космического аппарата в целом.

Накопленный в ОАО «ИСС» опыт эксплуатации контейнеров позволяет сформировать необходимые указания по эксплуатации амортизационных платформ в обеспечение сохранения их характеристик в течение всего срока службы.

Представленный материал позволяет оценить возможности и эффективность использования амортизационных платформ в рассеивании энергии динамических нагрузок и получить достаточно полное представление о конструктивном исполнении и особенностях технологии их изготовления, в зависимости от массы полезного груза.

*Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № П200).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.