Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения духовной безопасности современной России'

К вопросу обеспечения духовной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / MORAL SAFETY / NATIONAL PRIORITIES / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / FAMILY UPBRINGING VALUES / ENSURING MORAL SAFETY BY MEANS OF FAMILY UPBRINGING VALUES / ACADEMIC TEACHING GUIDELINES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Володина Лариса Олеговна

Представленный в статье авторский подход актуализирует роль научно-методических рекомендаций по обоснованию аспектов стратегических направлений в решении проблемы обеспечения духовной безопасности современной России и место историко-педагогического знания о ценностях семейного воспитания как научно-теоретического основания поиска национальных приоритетов. Заявленный подход предусматривает возможность его использования для разработки региональных программ как механизма реализации стратегии духовной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of ensuring moral safety in contemporary Russia

The author's approach presented in this paper brings up to date the role of academic teaching guidelines used to justify several aspects of strategic directions in solving the problem of ensuring moral safety in contemporary Russia. It also emphasizes the importance of historical and pedagogical knowledge of family upbringing values as one of the theoretical ground for searching national priorities. The announced approach allows applying it in the development of regional programmes as a mechanism of implementing the strategic plan of moral safety in the country.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения духовной безопасности современной России»

публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года

Володина Л. О.

К вопросу обеспечения духовной безопасности современной россии

Мировой экономический рынок в своем стремлении к мировому господству породил идеологию глобализации, в рамках которой формируется концепция относительности суверенитета национальных государств. Моделью общества навязывается социальная модель, где игнорируется разнообразие бытия человечества как объективное и необходимое условие для будущего развития конкретного этноса.

Как условие прогрессивной динамики человечество едино своим этническим разнообразием. Глобализация начинается с размывания исторического самосознания любого народа, с подмены сложившихся традиционных ценностей. В такой ситуации возникает вопрос обеспечения духовной безопасности российского государства, вызванный переосмыслением и переоценкой устоявшихся ценностей: ценности, связанные с комфортностью внутреннего мира человека (интересная работа, общественный труд, родина) постепенно заменяются прагматическими ценностями индивидуального материального преуспевания (высокооплачиваемая работа, признание и успех, свобода, активность в осуществлении личностных потребностей и интересов). В связи с этим защита национальных интересов стала сегодня одной из приоритетных задач государственной социальной политики Российской Федерации, формулируемой как осмысленная корректировка содержания отечественной культуры, не вступающая в противоречие с историей, улавливающая основные тенденции объективных процессов развития общества.

Наследие отечественной социальной политики зиждется на понимании того, что Россия представляет собой самостоятельную локальную цивилизацию. Основной ее характеристикой являются геополитические параметры как самой значимой мировой пространственной единицы. Многовековое сохранение территориальной целостности позволяет говорить о России как о сильной державе. В качестве другой характеристики России в значении локальной цивилизации необходимо назвать ее месторасположение относительно Европы и Азии. Согласно оценке Х.Дж. Мак-киндера Россия - это евразийская ось истории [4], что обусловило историческую

самоидентификацию России как евразийской цивилизации, предопределившей многоэтничную структуру государства. На сегодняшний момент на территории России проживает около 160 разных народов, народностей и этнических групп, представляя собой коренное население государства [3]. Создавая уникальные мировоззренческие системы, российское общество сегодня ставит задачу сохранения ценностных ориентаций российской цивилизации, утверждающей ее начала, как:

а) духовной цивилизации, обращенной к близким и дальним целям через примат духовных потребностей над материальными к трудовому созиданию

- резерву для будущей жизни. Духовное начало было связано с православной культурой, которая в доминирующей степени (при единстве ведущих конфессий

- православной, мусульманской, буддийской) вошла в основание системы традиционных ценностей российского государства как соборной цивилизации большей части его населения;

б) общинной цивилизации, базирующейся на полиэтнической кооперации как закона экономического развития в ситуации высокой энергостоимости условий жизни народов России, связанных с большими затратами труда и энергии из-за сурового климата, низкой продуктивности земель. на базе сложившейся евразийской межэтнической кооперации произошло складывание единого народного хозяйства на принципах социальной справедливости и взаимопомощи.

Подобное видение цивилизационных характеристик российского государства делает актуальным обоснования комплекса мер по реализации ведущих принципов социальной политики России: принцип влияния культуры на все аспекты государственной политики (молодежной, семейной, образовательной, экономический, политики оздоровления информационно-культурного пространства России) и сферы жизни общества; принцип преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей социальной политики. В качестве таких мер видятся научно-методические рекомендации обоснования аспектов стратегических направлений в обеспечении духовной безопасности современной Росси.

Формой устойчивого развития государства становится образованное общество. Переход образования в статус базиса воспроизводственных процессов, как в экономике, так и в сфере межличностных отношений общества ставит задачу осмысления качественных изменений в ценностных установках человека, связанных с формированием его ответственности за реабилитацию здоровья (интеллектуального, физического, духовно-нравственного) российской нации. Цели осуществления скоординированных действий в решении данного вопроса подчинена разработка и реализация положений национальной Доктрины российского образования о современных воззрениях на развитие и будущее отечественного образования, представляя образование, как:

- основу и механизм социокультурной преемственности, воспроизводства и развития духовного потенциала России как условие ее национальной безопасности

- в духовно-нравственной, национально-этнической, демографической сферах;

- базу сохранения национально-этнической самоидентификации русского народа и народов России и механизма обеспечения исторического здоровья нации.

В ситуации демографического кризиса в России на рубеже XX - XXI вв. важнейшим направлением педагогической науки становится восстановление приоритета ценностей семейного воспитания как научно-теоретическое основание поиска ответов на вопросы обеспечения духовной безопасности государства. Отмечая позитивные итоги в реализации национальных проектов и мер, адресованных семье (материнский капитал, программа «Родовой сертификат», многоуровневая система пособий, программы ипотечного кредитования и др.), в то же время следует обратить внимание на ряд явлений, свидетельствующих о недооценке значимости проблем в сфере социальной политики.

Прежде всего речь должна идти о недопустимости сведения государственной политики только к решению вопросов стимулирования рождаемости. Государственная поддержка семьи является доминирующим, но не главным условием нормализации жизнеспособности народа, основной показатель которой - его численность. По оценкам демографов численные потери населения в большей степени компенсируются, с одной стороны, временным явлением - вхождением в репродуктивный возраст молодых людей, рожденных в период 1986-1988 годов, когда коэффициент рождаемости заметно превышал коэффициент смертности; с другой - все увеличивающимся миграционным приростом из стран ближнего зарубежья. По данным оперативного помесячного учета, опубликованным Федеральной службой государственной статистики (Росстат), миграционный прирост за 2015 год компенсировал потери населения России в результате естественной убыли, превысив их в 5,7 раза (+ 171,8 против - 29,6 тысяч человек в 2012 году) [5].

Согласно диалектическому закону изменение количественных и качественных показателей рассматривается в их взаимодействии: не только количество приводит к качеству, но и качество вызывает количественные изменения. необходимость усиления внимания к воспитательной функции семьи позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на процесс семейного воспитания, его ценности, актуализируя слова педагога начала XX века Н.К. Грунского: «Так как семья служит основой обществу, государству, то и само культурное состояние народа находится всегда в прямом отношении к культурному состоянию его семьи ... хорошо ли дурно будет воспитание, первоначально получаемое человеком в молодости в семье, оно даст соответствующих членов общества, обладающих большей или меньшей степенью цивилизации и гуманности» [2]. В этой связи переосмысление приоритетных ценностей семейного воспитания, характерных для российской традиции, можно рассматривать как важное условие позитивного решения проблемы обеспечения духовной безопасности страны, позволяющее дополнить формальные (на уровне государства) ограничения норм семейных отношений (моногамия, гетеросексуальность, гражданская регистрация брака и др.) неформальными (на уровне общественного сознания) нормами (любовь, авторитет старших, целомудрие и др.).

В таком контексте научно-теоретическая позиция в отношении вопроса обеспечения духовной безопасности современной России видится в разработке научно-методических рекомендаций, направленных на решение обозначенной

проблемы средствами ценностей семейного воспитания, что определено ролью, предназначенной семье как ведущему социальному институту в социальной матрице. Научно-методические рекомендации предстают как результат историко-педаго-гических знаний, связанных с изучением и систематизацией историко-культурных условий формирования ценностей семейного воспитания в России [1]. Нами сформулированы ведущие позиции, раскрывающие содержание научно-методических рекомендаций и в соответствии с ними - аспекты стратегических направлений в обеспечении духовной безопасности современной России.

Первая позиция - теоретико-методологическая рефлексия историко-педа-гогического исследования. Результатом рефлексии выступает систематизация историко-педагогических знаний о процессе формирования ценностей воспитания в русской семье, на основании которой могут быть обоснованы тенденции формирования ценностей семейного воспитания в современной России. Такая позиция позволяет описать ценности семейного воспитания в современной России.

Вторая позиция - в качестве результата историко-педагогического обоснования выступают не только сами знания, но и предписания (методический аспект содержания рекомендаций) по решению данной проблемы, полученные на основе этих знаний.

Третья позиция - социкультурная значимость цели историко-педагогическо-го обоснования аспектов стратегических направлений в обеспечении духовной безопасности современной России средствами ценностей семейного воспитания, которая обнаруживается в проблеме вписывания цели обоснования в социокультурный контекст.

Аспекты стратегических направлений в обеспечении духовной безопасности современной России:

1. Педагогический аспект.

Актуализация ценностей семейного воспитания - приоритетное направление содержания современного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации.

В числе задач, направленных на решение задачи достижения приоритетности следует особо выделить:

- актуализация роли ценностей семейного воспитания как фактора стабильного развития и функционирования российского общества в контексте приоритета интересов семьи в государственной социальной политике;

- понимание роли ценностей семейного воспитания в стабильном развитии и функционировании российского общества как его исторически обусловленной культурной доминанты.

2. Аксиологический аспект.

Приоритетность ценностей семейного воспитания определяется их соотносительностью с национальными ценностями - основой национальной идентичности.

В числе задач, направленных на решение задачи достижения национальной идентичности, следует особо выделить:

- обоснование актуальных ценностей семейного воспитания в современной национальной семье в ракурсе традиционных ценностей;

- выявление условий устойчивости и траектории позитивного развития традиционных ценностей воспитания в современной национальной семье.

3. Социальный аспект.

критерием эффективности является интеграция усилий социальных институтов (семьи, государства, общественных организаций, педагогической науки, религии) для обеспечения единого подхода к формированию национальной культуры семейного воспитания на территории Российской Федерации.

В числе задач, направленных на решение проблемы интеграции, необходимо выделить согласованность (координация) действий значимых, исторически определяющих вектор развития ценностей воспитания в семье, социальных институтов (семьи, государства, общественных организаций, педагогической науки, религии), цель межсубъектной интеграции - достижение единства в интерпретации идеала как целеобразующее современного семейного воспитания. Основным механизмом согласованности действий выступают:

- принцип интерсубъектного взаимопонимания как сознательная активность субъектов коммуникации, проецирующее понимание смысла данного действия как условие достижения согласия в определении ценностных приоритетов семейного воспитания;

- принцип бытийности как признание тех ценностей в качестве нормы, которые актуальны в воспитательной практике семьи в конкретное историческое время;

- принцип целесообразного коллективного творчества, предписывающий определение меры этой нормы «практическим разумом» (рациональностью), исходящий из того социального института, чьи интересы затрагиваются первоначально, здесь - семьи, поддерживаются другими и исключают разночтения;

- принцип процессуально-созидательной деятельности, предполагающий фиксацию значимых для воспитательной практики семьи в конкретный исторический период ценностей в государственных нормативных документах социальной политики.

Описание ценностей семейного воспитания в современной России осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- принцип оперативности и обратной связи, отражающий своевременность реагирования на потребности общества как путь повышения эффективности и значимости семейного воспитания в современной России;

- принцип достоверности информационного обеспечения в отношении актуальных ценностей, реально отражающего объективную действительность на конкретном этапе развития общества;

- принцип научности, требующий учета историко-культурных особенностей процесса формирования ценностей семейного воспитания, отражение его позитивного характера на примере анализа процесса формирования ценностей воспитания в русской крестьянской семье;

- принцип персонификации (идентификации) - ориентация на конкретный

воспитательный образ, идеал семейного воспитания;

- принципы целенаправленности и приоритетности, определенные сущностью программно-целевого управления процессом семейного воспитания и предполагающие четкую постановку цели семейного воспитания каждым регионом РФ; обеспечивающие увязку цели с реализацией региональных приоритетов в области ценностей семейного воспитания, необходимых для достижения конкретных задач региональной семейной и социальной политики.

Нами представлен комплекс ценностей семейного воспитания, в котором ценности воспитания сгруппированы в соответствии с историко-культурными условиями их формирования в русской крестьянской семье. В рамках этого комплекса может быть сформулирован идеал семейного воспитания в современной России. Его актуальность, возможность и направления модификации в вариативных условиях развития современной российской семьи нуждаются в отдельном рассмотрении.

1. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи.

кровное родство (единоначалие) - почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду, знание своей генеалогии.

Ребенок (смысл и высокое назначение семьи) - прилежание, почтение родителей, ответственность за их старость, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, личностных идеалов, самодеятельности, инициативности. Детство (сензитивный период становления ребенка как личности) - ответственное отношение родителей к периоду детства, проявляющееся в обеспечении условия для сознательного понимания детьми себя как личности. Совершеннолетие детей (правоспособность) - осознанная готовность, способность к самостоятельной жизни.

Родители (источник продолжения рода) - ответственность перед ребенком за его жизнь, настоящую и будущую. Мать (духовная настоятельница) - доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость, предупредительность, терпение. Материнство (достоинство матери) - способность к воспитанию ребенка, педагогическая культура. Отец (прародитель) - ответственность за семью, мудрость, опытность, разумность, проницательность. Отцовство (кормилец, защитник, покровитель) - способность к воспитанию и содержанию ребенка, педагогическая культура.

Родительский авторитет (нравственная значимость в глазах детей) - ответственное поведение старших в отношении всех членов семьи во всех видах деятельности. Родительство (нравственная зрелость в отношении деторождения) - понимание значимости предназначения семейной жизни, потребность в детях, ответственность за деторождение перед родом, государством и церковью. Воспитание (процесс формирования духовно-нравственной основы личности) - сознательность, просвещенность в вопросах воспитания. Родительское благословение (потенциальная сила для достижения благополучия, успешности) - любовь к ребенку, желание добра в жизни. Родительское наставление (поучение, наказ) -житейская мудрость, опытность.

крестные родители (восприемники от купели) - православная мудрость; крестные мать и отец (духовные покровители) - ответственность за духовное воспитание, благонравие.

Гражданское родство (опекунство как восполненное родство) - духовная зрелость, физическая и хозяйственная дееспособность, материальная обеспеченность.

Супруги (повенчанная чета, единство духовного и физического) - умение сопереживать. Муж (домовладыка, защитник, советчик) - быть достойным уважения, способность к хозяйственно-распорядительной деятельности, твердость воли, социальная активность. Жена (спутница жизни, советчица) - привлекательность, чуткость, способность к хозяйственно-экономической деятельности, добродетельность, деловой партнер.

Дом (кровнородственная локализация) - теплота, гостеприимство, дружелюбие, доброжелательность, чистоплотность, хлебосольство, радушие, щедрость, услужливость, домовитость. Семейный лад (единение, внутренняя согласованность)

- уважительность друг к другу, почтительность, послушность, приноравливание, уступчивость. Семейный совет (совместное обсуждение, коллегиальность) - уважительное отношение к мнению члена семьи, справедливость в оценке мнения, равнозначность каждого.

Венчание (нравственный договор брачующихся для совместной жизни, рождения и воспитания детей) - взаимная верность, целомудренность в отношениях, предшествующих браку. Брак (духовно-нравственный союз) - моральная ответственность друг перед другом, физиологическая и нравственная зрелость как готовность к вступлению в брак. кровное свойство (породненность двух родов в результате брака, сватовство) - доброжелательность, желание прийти на помощь в трудной жизненной ситуации. Свадьба (символ приближения естественного состояния целости мужского и женского начал) - почтение свадебных ритуалов как признание их значимости в семейной жизни гармонии, чадородия, достатка. Супружеское сожительство (душевная и физическая близость) - взаимная привязанность. Любовь (взаимно душевное проникновение) - заботливость, доверительность, жалостливость, искренность. Целомудрие (чистота души и тела) - скромность, стыдливость.

2. Природно-географические основы русской семьи и семейного воспитания.

Жизнь (дар природы человеку) - жизнелюбие, активная жизнедеятельность. Природные богатства (всеобъемлющий источник бытия, блага жизни) - почтительность, чуткость, сострадание, бережливость, наблюдательность. Земля (источник жизни, плодородие) - бережное отношение к земле, забота о ее плодородности, знание законов природопользования.

Добро (полезное деяние) - доброжелательность, добротолюбие, добродушие.

Вера (мировоззренческая позиция, смысл жизни) - уверенность, целенаправленность, целеустремленность. надежда (оптимистическая вера в жизнь)

- оптимистичность, жизнерадостность, терпение, остроумие, умение преодолевать трудности спокойно, с достоинством, твердость характера в преодолении трудностей, сила воли, вера в свои силы противостоять трудностям.

Труд (условие жизни) - трудолюбие, потребность трудиться, упорство, старательность, добросовестность в труде, настойчивость, терпение, энергичность, находчивость, мастерство, деловитость, чувство гордости за результаты своего труда, дисциплинированность, самоорганизация, умение спланировать рабочий день.

Хлеб (средство жизни) - трепетное отношение к хлебу.

Здоровье (единство физической и духовной силы) - сила, выносливость, работоспособность, крепость, потребность в сохранении здоровья, ловкость, проворность, устойчивость, сопротивляемость негативным явлениям внешней среды.

красота (эстетическое наслаждение) - стремление к красивому и изящному.

Искусство (творческое осмысление действительности) - избирательность, наблюдательность, чувственность.

3. Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания.

Родина (Святая Русь) - патриотизм, героизм, мужество, полезность Родине, верность ей, любовь и верность родительскому краю, знание его истории. Государство (централизованное правовое единовластие) - законопослушание, правовая солидарность. гражданин (национальное сознание) - национальная гордость, национальное достоинство, чувство долга в отношении к военной службе. Отечество (единство: государство, народ, родная земля) - верность идеям государственной власти, народу, родной земле.

Образование (процесс развития мыслительных способностей личности) -образованная личность, сознательное просвещение.

Профессия (источник дохода и достатка, полезность результатов личного труда) - профессионализм, жизненная активность, личная творческая инициатива, целеустремленность, стремление к достижению и успеху в обществе, улучшению своего положения в повседневной жизни.

Экономическая самостоятельность семьи (условие блага, достатка) - стремление к достатку, чувство уверенности, хозяйственная распорядительность. Частная собственность (полученное государством право личного имущественного владения) - хозяйственная предприимчивость, рациональность, уважение чужих полномочий, хозяйственная солидарность. Нестяжательство (символ стабильности, надежности экономической самостоятельности семьи) - хозяйственная рациональность, прагматичность.

Церковь (место единения человека с Богом) - благонравие, почтительность.

Соборность (братское единство по благодати Божьей) - милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость. Коллектив (материально-духовное единение) - ответственность, обязательства друг перед другом. Соседство (пространственная близость межличностных отношений) - открытость, доверительность, уживчивость, дружелюбие, сознательность, благоразумие.

Человек (индивид) - гуманизм, альтруизм. Индивидуальность (нравственная ценность личности, самобытная личность) - самостоятельность деятельности, собственная позиция. Личность (система социально значимых качеств) - нрав-

ственная зрелость, стремление к совершенству, сознательная социально-созидательная деятельность.

Доверие (основа межличностных отношений) - уверенность в гуманности поступка другого, доверительность. Свобода (полнота жизни) - свободолюбие, духовная самостоятельность, чувство собственного достоинства. Правда (истинность) - честность, бесхитростность, прямодушие, совестливость, верность слову, искренность. Право (сознание должного в отношении к себе и другим) - понимание ответственности перед обществом. Равенство (равноценность каждого) -признание и уважение прав другого, справедливость. репутация (общественное мнение) - стремление к положительному мнению в обществе о себе, поддержание положительной репутации о себе, высокие требования к себе. Достоинство (уважение своих высоких моральных качеств, самоуважение) - ощущение собственной значимости в общественном деле, умение признавать в себе и в других положительные качества. Гражданский мир (спокойствие, согласие) - миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, толерантность.

В качестве резюме отметим, что предлагаемый нами подход к решению вопроса обеспечения духовной безопасности современной россии основывается на осмыслении с позиции педагогической науки тех национальных приоритетов государства, которые исторически являлись духовной доминантой его прогрессивного развития. Построению такого подхода подчинена выстраиваемая нами линия научно-теоретического анализа - конкретизация вопроса обеспечения духовной безопасности государства (ценности семейного воспитания как сферы национальных приоритетов), выделение научной области, позволяющей изучить конкретную проблему в этом вопросе (педагогическая наука), представление научно-методических рекомендаций ее решения (аспекты стратегических направлений). Такой подход позволяет рассмотреть вопрос обеспечения духовной безопасности современной России с точки зрения разных наук.

литература

1. Володина Л.О. Ценностный потенциал семейного воспитания в России. USA: Издательская компания Lulu Press, Северная Каролина, 2015. 182 с.

2. Грунский Н.К. Лекции по педагогике. Юрьев, 1914. 269 с.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html

4. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. С. 162-169.

5. Численность и миграция населения Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.