Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЯЗВИМОСТЯХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ'

К ВОПРОСУ ОБ УЯЗВИМОСТЯХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
568
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РОЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ / НЕЙРОННЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Хохлов Николай Степанович, Канавин Сергей Владимирович, Гилев Игорь Владимирович

В статье осуществлен анализ уязвимостей систем управления и передачи данных беспилотных летательных аппаратов. Приведены возможные ситуации применения беспилотных летательных аппаратов в органах внутренних дел. Осуществлен анализ спектров сигналов управления и передачи данных с беспилотного летательного аппарата. На основании данного анализа выявлены уязвимости систем управления и передачи данных, которые возможно реализовать нарушителю при помощи деструктивных электромагнитных воздействий. В качестве одного из возможных вариантов противодействия деструктивным электромагнитным воздействиям, оказываемым нарушителем, предлагается использование нейронной сети в составе бортовой системы управления беспилотным летательным аппаратом. Предложенная нейронная сеть осуществляет выбор метода противодействия, заключающийся в использовании роя беспилотных летательных аппаратов. Приведен возможный вариант алгоритма осуществления решения на применение указанного метода, а также приведен пример конкретного применения роя беспилотных летательных аппаратов при осуществлении поиска скрывающегося преступника в условиях деструктивных электромагнитных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Хохлов Николай Степанович, Канавин Сергей Владимирович, Гилев Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF VULNERABILITIES OF CONTROL SYSTEMS AND PEDESTRIAN DATA OF UNMANNED AIRCRAFT

The article analyzes the vulnerabilities of control systems and data transmission of unmanned aerial vehicles. Possible situations of the use of unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies are given. An analysis of the spectra of control signals and data transmission from an unmanned aerial vehicle has been carried out. Based on this analysis, possible vulnerabilities of control and data transmission systems have been identified, which can be realized by an intruder using destructive electromagnetic influences. As one of the possible options for countering the destructive electromagnetic influences exerted by the intruder, it is proposed to use a neural network as part of an on-board control system for an unmanned aerial vehicle. The proposed neural network implements the choice of a countermeasure method, which consists in using a swarm of unmanned aerial vehicles. A possible version of the algorithm for implementing the solution for the application of this method is given, and an example of a specific application of a swarm of unmanned aerial vehicles when searching for a hiding criminal under conditions of destructive electromagnetic influences is given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЯЗВИМОСТЯХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

Н. С. Хохлов, доктор технических наук, профессор С. В. Канавин, кандидат технических наук И. В. Гилев

К ВОПРОСУ ОБ УЯЗВИМОСТЯХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

TO THE QUESTION OF VULNERABILITIES OF CONTROL SYSTEMS AND PEDESTRIAN DATA OF UNMANNED AIRCRAFT

В статье осуществлен анализ уязвимостей систем управления и передачи данных беспилотных летательных аппаратов. Приведены возможные ситуации применения беспилотных летательных аппаратов в органах внутренних дел. Осуществлен анализ спектров сигналов управления и передачи данных с беспилотного летательного аппарата. На основании данного анализа выявлены уязвимости систем управления и передачи данных, которые возможно реализовать нарушителю при помощи деструктивных электромагнитных воздействий. В качестве одного из возможных вариантов противодействия деструктивным электромагнитным воздействиям, оказываемым нарушителем, предлагается использование нейронной сети в составе бортовой системы управления беспилотным летательным аппаратом. Предложенная нейронная сеть осуществляет выбор метода противодействия, заключающийся в использовании роя беспилотных летательных аппаратов. Приведен возможный вариант алгоритма осуществления решения на применение указанного метода, а также приведен пример конкретного применения роя беспилотных летательных аппаратов при осуществлении поиска скрывающегося преступника в условиях деструктивных электромагнитных воздействий.

The article analyzes the vulnerabilities of control systems and data transmission of unmanned aerial vehicles. Possible situations of the use of unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies are given. An analysis of the spectra of control signals and data transmission from an unmanned aerial vehicle has been carried out. Based on this analysis, possible vulnerabilities of control and data transmission systems have been identified, which can be realized by an intruder using destructive electromagnetic influences. As one of the possible options for countering the destructive electromagnetic influences exerted by the intruder, it is proposed to use a neural network as part of an on-board control system for an unmanned aerial vehicle. The proposed neural network implements the choice of a countermeasure method, which consists in using a swarm of unmanned aerial vehicles. A possible version of the algorithm for implementing the solution for the application of this method is given, and an example of a specific application of a swarm of unmanned aerial vehicles when searching for a hiding criminal under conditions of destructive electromagnetic influences is given.

Введение. Мировой опыт развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) показывает эффективность их применения и существенные перспективы развития во многих областях человеческой жизнедеятельности. Сегодня БПЛА могут быть использованы для решения достаточно широкого круга задач, вот лишь некоторые из них: наблю-

дение, картографирование, переброска грузов, оповещение, целеуказание и др. К преимуществам БПЛА могут быть отнесены: дистанционный режим управления, возможность транспортировки полезной нагрузки, высокая мобильность и скрытность. Вместе с тем они не лишены недостатков в виде: низкой скрытности каналов управления, ограниченности полезной нагрузки, сравнительно небольшой дальности при отсутствии средств ретрансляции и др. [1, 2, 6, 18].

В территориальных подразделениях МВД России БПЛА используются с целью фиксации правонарушений, проведения следственных и оперативно-розыскных действий, поиска пропавших людей и скрывающихся преступников и др.

Таким образом, использование БПЛА является важным фактором для повышения оперативности реагирования и, как следствие, наиболее эффективного функционирования органов правопорядка.

Стоит отметить, что в настоящее время вопросы борьбы с БПЛА правонарушителей, а также информационной безопасности ведомственных БПЛА носят особенное значение, поскольку существуют средства, при помощи которых нарушители могут подавить каналы управления и передачи данных ведомственных БПЛА [7, 8]. Теме обеспечения информационной безопасности беспилотных летательных аппаратов МВД России будет посвящена эта статья.

Беспилотные летательные аппараты на службе МВД России. В МВД России в настоящее время ни один тип беспилотных летательных аппаратов не принят на снабжение, так как основным эксплуатантом беспилотных летательных аппаратов определена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Однако прописанные в положении о центрах информационных технологий, связи и защиты информации МВД России обязанности должностных лиц в скором времени будут дополнены с учетом необходимости применения ведомственных БПЛА, а также противодействия БПЛА правонарушителей.

Так, например, в ГИБДД БПЛА применяются для:

- фиксации нарушений правил дорожного движения;

- поиска угнанных транспортных средств;

- поиска транспортных средств, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия и др.[5]

Согласно российской классификации в МВД России применяются легкие БПЛА малого и среднего радиуса действия. Некоторые модели таких БПЛА приведены на рис. 1. К ним можно отнести: DJI Inspire 2; ZALA 421; Dji phantom 4 pro [10—14].

а) б)

б)

в)

Рис. 1. БПЛА: а) DJI Inspire 2, б) ZALA 421, в) Dji phantom 4 pro.

132

Выявление возможных уязвимостей каналов управления и передачи данных беспилотных летательных аппаратов МВД России. Стоит отметить, что БПЛА также могут быть использованы нарушителями с целью дестабилизации функционирования органов государственной власти, наблюдения за периметром охраняемых объектов, транспортировки запрещенных веществ, грузов, оружия, организации террористических актов, препятствовать воздушному движению в аэропортах и др.

Немаловажной проблемой является возможное воздействие со стороны нарушителей на ведомственные БПЛА. С целью анализа и выявления возможных деструктивных воздействий на ведомственные БПЛА необходимо рассмотреть один из самых уязвимых к воздействиям компонент — систему управления и передачи данных. В общем случае система управления имеет вид, представленный на рис. 2. В систему управления БПЛА входят наземный и бортовой комплексы управления. Наземный комплекс управления состоит из пульта дистанционного управления, а также устройства трансляции видеоизображения с БПЛА. К бортовой системе управления можно отнести приемник сигналов управления, бортовые датчики, а также полетный контроллер [4, 6].

Рис. 2. Общий вид системы управления БПЛА

В качестве исследуемого объекта был выбран БПЛА, осуществляющий передачу видеоданных на смартфон, управляемый при помощи пульта управления, работающего на частотах 2,2—2,5 ГГЦ, систем глобального позиционирования данная модель БПЛА не содержит. Для анализа спектральных составляющих был использован анализатор спектра R&H FSH 8, подробные характеристики которого рассмотрены в работе [9].

Далее рассмотрим спектры каналов управления, а также передачи видеоданных с борта БПЛА с целью выявления их уязвимостей. При исследовании БПЛА находился на удалении 15 метров от оператора. Полученный спектр передаваемого видеосигнала приведен на рисунке 3.

Рис. 3. Спектр принимаемого видеосигнала БПЛА

Из рисунка видно, что мощность передаваемого видеосигнала БПЛА составляет - 49 Дбм, а ширина полосы сигнала равна 21 МГц.

Далее перейдем к анализу спектра сигналов управления БПЛА, приведенных на рис. 4.

Рис. 4. Спектр принимаемых сигналов управления БПЛА

На рис. 4 представлены спектры сигналов управления, отвечающие за газ и крен БПЛА, мощность которых составляет - 39 Дбм.

Анализ видеосигнала и сигналов управления БПЛА позволил выявить следующие уязвимости систем управления БПЛА [15]:

1. Подавление каналов управления БПЛА. Злоумышленник при знании частотного диапазона каналов управления может оказать деструктивное электромагнитное воздействие на каналы, который должен как минимум превосходить мощность каналов управления на 10 ДБм. При подавлении каналов управления БПЛА он может зависнуть

на одном месте, сесть в месте текущего расположения или вернуться на точку взлета. Аналогичные воздействия возможно оказать на каналы управления глобальными навигационными системами (ГЛОНАСС, GPS).

2. Подмена сигналов управления. Злоумышленник может перехватить и сгенерировать ложные сигналы управления и глобальных навигационных систем, тем самым уведя БПЛА в другое местоположение, и захватить его и имеющиеся на нем информационные источники. Также БПЛА может быть использован для атаки оператора или других объектов, с целью повреждения и причинения иного экономического вреда. Следует отметить, что навязывание ложных координат систем глобального позиционирования происходит в 2 шага. На первом шаге деструктивное электромагнитное воздействие нарушителя блокирует сигналы, поступающие от легальных источников глобального позиционирования, тем самым переводя БПЛА в режим обнаружения и поиска сигналов навигации. На втором этапе генерируется деструктивное электромагнитное воздействие большой мощности, тем самым привязывая БПЛА к ложным сигналам позиционирования с последующим переходом в ложный режим определения координат.

3. Подавление каналов передачи видеоизображения. Злоумышленник может оказать деструктивное электромагнитное воздействие на канал передачи видеоданных, тем самым блокировав передачу потокового видео с борта БПЛА на пульт оператора. Тем самым парализуются важные функции БПЛА, такие как наблюдение и поиск. Помимо этого нарушитель может передавать ложный поток видео, тем самым дезорганизуя работу оператора БПЛА.

С целью противодействия деструктивным электромагнитным воздействиям, оказываемым нарушителями, авторами была предложена система выбора методов противодействия [17], работа которой основана на использовании в составе программной реализации нейронной сети. Такая система анализирует мощности полезного сигнала и деструктивного воздействия, затем осуществляет их сравнение, на основании которого выбираются те или иные методы противодействия.

Авторами предлагается использовать аналогичную программную реализацию нейронной сети в составе бортового оборудования БПЛА. При этом в базу знаний вносятся правила действия БПЛА при оказании деструктивного электромагнитного воздействия определённой мощности. Нейронная сеть может иметь многоуровневую структуру, элементы которой будут взаимодействовать между собой. Вычислитель миссии внутри летательного аппарата анализирует мощности полезного сигнала и деструктивного воздействия, затем осуществляет их сравнение, на основании которого выбираются те или иные методы противодействия. В качестве одного из возможных методов противодействия предлагается использовать рой БПЛА. Механизм осуществления выбора метода противодействия деструктивному электромагнитному воздействию представлен на рис. 5.

Один из возможных примеров применения роя будет рассмотрен далее.

Применение роя беспилотных летательных аппаратов в интересах МВД России. Пусть необходимо произвести разведку местности, где может скрываться лицо, подозреваемое в совершении преступления. Подозреваемый, полагая, что его поиски будут производиться с применением ведомственных БПЛА, с целью нарушения поисковой операции использует в районе своего местоположения БПЛА со средствами, генерирующими деструктивное электромагнитное воздействие.

Известно, что необходимо осуществить поиски в квадрате 10х10 км. Для эффективного поиска необходимо N = 17 БПЛА, двигающихся со скоростью 43,3 км/ч или 12 м/с. Время полета составляет t = 20 минут на высоте 300 м [16].

Рис. 5. Алгоритм выбора метода противодействия для БПЛА

Пусть в арсенал злоумышленника входят В = 4 БПЛА со средствами деструктивного электромагнитного воздействия. Пусть интенсивность вывода из стоя ведомственных БПЛА Х=5 мин-1.

Время существования группировки БПЛА вычисляется в соответствии с выражением [3].

Т = ^ = 2 9 м и н . (1)

2А у '

Как следует из выражения 1, через 10 минут вся группировка БПЛА будет выведена из строя, и не весь район будет исследован, как следствие, правонарушитель может скрыться, в связи с чем необходимо рассчитать численность роя БПЛА для осуществления поисковой операции в условиях воздействия БПЛА правонарушителя. Требуемое количество БПЛА вычислим согласно выражению (2) [3]:

Ы0 = ^ЖГШ = 2 4 е д . 136

В соответствии с выражением (2) для успешного поиска правонарушителя, оказывающего деструктивное электромагнитное воздействие на ведомственные БПЛА в заданном квадрате, необходимо использовать рой численностью 24 единицы.

Заключение. Таким образом, в статье рассмотрены возможные уязвимости каналов управления и передачи данных беспилотных летательных аппаратов. Приведены возможные ситуации применения БПЛА в интересах органов внутренних дел, а также представлены некоторые модели БПЛА, применяемые в органах правопорядка.

Произведен анализ радиосистем, применяемых в БПЛА, приведены спектры сигналов управления и передачи видеоданных БПЛА. На основании спектрального анализа управляющих сигналов осуществлено формирование перечня возможных угроз на системы управления и передачи данных БПЛА со стороны правонарушителя. С целью минимизации деструктивного электромагнитного воздействия, оказываемого на ведомственные БПЛА, было предложено использовать в составе бортовой системы БПЛА программную реализацию многоуровневой нейронной сети, элементы которой будут взаимодействовать между собой. Вычислитель миссии, входящий в состав летательного аппарата, будет производить анализ мощности полезного сигнала и деструктивного воздействия, затем осуществлять их сравнение, на основании которого будет производиться выбор методов противодействия, исходя из перечня сформированной базы знаний. В качестве одного из возможных методов противодействия рассмотрено использование роя БПЛА. Приведен пример конкретной ситуации применения роя БПЛА при проведении поисковой операции, рассчитана оптимальная численность БПЛА для проведения поиска правонарушителя в условиях деструктивных электромагнитных воздействий на БПЛА, блокирующих каналы управления и передачи данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разработка нормативной правовой базы для применения робототехнических систем МВД России, в том числе с беспилотными летательными аппаратами, и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта) по обработке больших данных в сфере внутренних дел : отчет о НИР / О. В. Пьянков, С. В. Канавин, И. С. Завьялова. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020.

2. Исследование путей применения робототехнических комплексов (систем) в правоохранительной деятельности на базе перспективных информационно-коммуникационных технологий : отчет о НИР (заключительный) / А. Г. Конуров [и др.]. — М. : ФКУ НПО «СТиС» МВД России, 2019.

3. Моисеев В. С. Групповое применение беспилотных летательных аппаратов : монография. — Казань : Школа, 2017. — 572 с.

4. Гололобов В. Н., Ульянов В. И. Беспилотники для любознательных. — СПб. : Наука и Техника, 2018. — 256 с.

5. На службу гаишникам пришли дроны [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazeta.ru/auto/2021/08/16_a_13883414.shtml7updated (дата обращения: 07.10.2021).

6. Макаренко С. И. Противодействие беспилотным летательным аппаратам : монография. — СПб. : Наукоемкие технологии, 2020. — 204 с.

7. Хохлов Н. С. Моделирование и оптимизация противодействия разрушению информации в системах управления и связи органов внутренних дел в условиях противодействия угрозам информационной безопасности : монография / Н. С. Хохлов. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2005. — 181 с.

8. Модели и методы формирования комплексов противодействия угрозам информационной безопасности в сетях связи специального назначения : монография / С. В. Ка-навин [и др.] ; под ред. Н. С. Хохлова. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020. — 175 с.

9. Гилев И. В. Экспериментальное исследование по воспроизведению деструктивных электромагнитных воздействий, приводящих к разрушению и модификации информации в системах связи специального назначения / И. В. Гилев, С. В. Канавин, Н. С. Хохлов // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 4. — С. 25—38.

10. Самоцвет Н. А. Методы формирования и обработки сигналов и помех в аппаратуре испытаний РЭС на радиоэлектронную защиту импульсов : дис. ... канд. техн. наук. — Воронеж., 2018. — 180 с.

11. Вооружение и специальные средства полиции за рубежом : научно-технический информационный сборник. Вып. 2. — М. : ФКУ НПО «СТиС» МВД России, 2018. — 72 с.

12. Открытый обзор продукции российских производителей специальных средств и техники (для комплексного обеспечения правоохранительной деятельности) : научно-технический информационный сборник. Вып. 3. — М. : ФКУ НПО «СТиС» МВД России, 2018. — 113 с.

13. Возможности применения беспилотных летательных аппаратов на службе госавтоинспекции / Е. А. Туманов, С. В. Назаров, Д. А. Тарасенков, В. Д. Головкин // Дневник науки. — 2019. — № 12. — С. 46.

14. Использование беспилотных летательных аппаратов в обеспечении безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 07.10.2021).

15. Леньшин А. В. Бортовые комплексы обороны самолетов и вертолетов. — Воронеж : Научная книга, 2018. — 312 с.

16. Опыт применения беспилотных аэрофотосъемочных и батиметрических систем для реконструкции динамики уровня воды в Андреевской озерной системе (Тюменская область) / О. С. Сизов, Н. В. Приходько, В. М. Костомаров [и др.]. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 22—23 мая 2018 г.). — Иркутск : Издательство Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2018. — С. 107—111.

17. Гилев И. В., Канавин С. В., Хохлов Н. С. Система выбора и реализация способов противодействия деструктивному электромагнитному воздействию, оказываемому нарушителем : патент на изобретение от 18.12.2020 № 2020142005.

18. Канавин С. В., Кульбикаян Б. Х. Особенности построения мобильных комплексов радиомониторинга на базе БПЛА // Перспективные телекоммуникационные и информационные системы и технологии : труды международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2015. — С. 43—46.

REFERENCES

1. Razrabotka normativnoy pravovoy bazyi dlya primeneniya robototehnicheskih sistem MVD Rossii, v tom chisle s bespilotnyimi letatelnyimi apparatami, i kompleksa tehnologicheskih resheniy (iskusstvennogo intellekta) po obrabotke bolshih dannyih v sfere vnutrennih del : otchet o NIR / O. V. Pyankov, S. V. Kanavin, I. S. Zavyalova. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2020.

2. Issledovanie putey primeneniya robototehnicheskih kompleksov (sistem) v pravoohra-nitelnoy deyatelnosti na baze perspektivnyih informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy : otchet o NIR (zaklyuchitelnyiy) / A. G. Konurov [i dr.]. — M. : FKU NPO «STiS» MVD Rossii, 2019.

3. Moiseev V. S. Gruppovoe primenenie bespilotnyih letatelnyih apparatov : mono-grafiya. — Kazan : Shkola, 2017. — 572 s.

4. Gololobov V. N., Ulyanov V. I. Bespilotniki dlya lyuboznatelnyih. — SPb. : Nauka i Tehnika, 2018. — 256 s.

5. Na sluzhbu gaishnikam prishli dronyi [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://www.gazeta.ru/ auto/2021/08/16_a_13883414.shtml?updated. (data obrascheniya: 07.10.2021).

6. Makarenko S. I. Protivodeystvie bespilotnyim letatelnyim apparatam : mo-nografiya. — SPb. : Naukoemkie tehnologii, 2020. — 204 s.

7. Hohlov N. S. Modelirovanie i optimizatsiya protivodeystviya razrusheniyu infor-matsii v sistemah upravleniya i svyazi organov vnutrennih del v usloviyah protivodeystviya ugrozam informatsionnoy bezopasnosti : monografiya / N. S. Hohlov. — Voronezh : Voro-nezhskiy institut MVD Rossii, 2005. — 181 s.

8. Modeli i metodyi formirovaniya kompleksov protivodeystviya ugrozam in-formatsionnoy bezopasnosti v setyah svyazi spetsialnogo naznacheniya : monografiya / S. V. Kanavin [i dr.] ; pod red. N. S. Hohlova. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2020. — 175 s.

9. Gilev I. V. Eksperimentalnoe issledovanie po vosproizvedeniyu destruktivnyih el-ektromagnitnyih vozdeystviy, privodyaschih k razrusheniyu i modifikatsii informatsii v sistemah svyazi spetsialnogo naznacheniya / I. V. Gilev, S. V. Kanavin, N. S. Hohlov // Vest-nik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2020. — # 4. — S. 25—38.

10. Samotsvet N. A. Metodyi formirovaniya i obrabotki signalov i pomeh v ap-parature ispyitaniy RES na radioelektronnuyu zaschitu impulsov : dis. ... kand. tehn. nauk. — Voronezh., 2018. — 180 s.

11. Vooruzhenie i spetsialnyie sredstva politsii za rubezhom : nauchno-tehnicheskiy informatsionnyiy sbornik. Vyip. 2. — M. : FKU NPO «STiS» MVD Rossii, 2018. — 72 s.

12. Otkryityiy obzor produktsii rossiyskih proizvoditeley spetsialnyih sredstv i tehniki (dlya kompleksnogo obespecheniya pravoohranitelnoy deyatelnosti) : nauchno-tehnicheskiy informatsionnyiy sbornik. Vyip. 3. — M. : FKU NPO «STiS» MVD Rossii, 2018. — 113 s.

13. Vozmozhnosti primeneniya bespilotnyih letatelnyih apparatov na sluzhbe gosavtoin-spektsii / E. A. Tumanov, S. V. Nazarov, D. A. Tarasenkov, V. D. Golovkin // Dnevnik nauki. — 2019. — # 12. — S. 46.

14. Ispolzovanie bespilotnyih letatelnyih apparatov v obespechenii bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (data obrascheniya: 07.10.2021).

15. Lenshin A. V. Bortovyie kompleksyi oboronyi samoletov i vertoletov. — Voronezh : Nauchnaya kniga, 2018. — 312 s.

16. Opyit primeneniya bespilotnyih aerofotos'emochnyih i batimetricheskih sistem dlya rekonstruktsii dinamiki urovnya vodyi v Andreevskoy ozernoy sisteme (Tyumenskaya oblast) / O. S. Sizov, N. V. Prihodko, V. M. Kostomarov [i dr.]. // Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Irkutsk, 22—23 maya 2018 g.). — Irkutsk : Izdatelstvo Instituta geografii im. V. B. Sochavyi SO RAN, 2018. — S. 107—111.

17. Gilev I. V., Kanavin S. V., Hohlov N. S. Sistema vyibora i realizatsiya sposobov pro-tivodeystviya destruktivnomu elektromagnitnomu vozdeystviyu, okazyivaemomu narushitelem : patent na izobretenie ot 18.12.2020 # 2020142005.

18. Kanavin S. V., Kulbikayan B. H. Osobennosti postroeniya mobilnyih kompleksov radiomonitoringa na baze BPLA // Perspektivnyie telekommunikatsionnyie i informatsionnyie sistemyi i tehnologii : trudyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Rostov-na-Donu : Rostovskiy gosudarstvennyiy universitet putey soobscheniya, 2015. — S. 43—46.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Хохлов Николай Степанович. Профессор кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Доктор технических наук, профессор.

Воронежский институт МВД России. E-mail: nikolayhohlov@rambler.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. +7 (473) 200-52-25.

Канавин Сергей Владимирович. Доцент кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Кандидат технических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: sergejj-kanavin@rambler.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. +7 (473) 200-52-29.

Гилев Игорь Владимирович. Преподаватель кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Воронежский институт МВД России. E-mail: gileviv@bk.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. +7 (473) 200-52-28.

Hokhlov Nikolay Stepanovich. Professor of the chair of Infocommunication Systems and Technologies. Doctor of Technical Sciences, Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: nikolayhohlov@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. +7 (473) 200-52-25.

Kanavin Sergey Vladimirovich. Associate Professor of the chair of Infocommunication Systems and Technologies. Candidate of Technical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: sergejj-kanavin@rambler.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. +7 (473) 200-52-29.

Gilev Igor Vladimirovich. Lecturer of the chair of Infocommunication Systems and Technologies. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: gileviv@bk.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. +7 (473) 200-52-28.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты; деструктивное электромагнитное воздействие; рой беспилотных летательных аппаратов; нейронные сети.

Key words: unmanned aerial vehicles; destructive electromagnetic effects; swarm of unmanned aerial vehicles; neural networks.

УДК 621.39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.