Научная статья на тему 'К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий'

К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
298
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREA / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белова Надежда Петровна

Рассмотрена необходимость разработки и практической реализации системы региональной поддержки развития сельских территорий с учетом концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

In this publication addressed the need to develop and implement regional support for rural development, taking into account the concept of sustainable development.

Текст научной работы на тему «К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий»

Литература

1. Матвеенко В. Д. Ресурсозависимость и экономический рост: модель с трехфакторной производственной функцией. Экономико-математические исследования: математические модели и информационные технологии. СПб.: ЭМИ РАН, 2006.

2. Полтерович В. М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. 2007. №3(38). С. 17-23.

3. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2009.

4. Россия и страны мира. М.: Росстат, 2008.

5. Юдаева К., Козлов, К., Соколов Д. Инновационная активность российских предприятий // Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы (5), 2004.

6. Eicher Т., Garscia Penalosa G. Endogenous strength of intellectual property rights: Implications for economic development and growth // European Economic Review. 2008. Vol. 52(2). P. 237-258.

7. Grossman G., Helpman E. Innovation and Growth. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.

8. Maskus K.E. Intellectual Property Rights in the Global Economy. Washington: Institute for International Economics, DC, 2000.

9. Murphy K.M., Shleifer A, Vishny R. W. The allocation of talent: implications for growth // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106(2). P. 503-530.

10. OECD. Main Science and Technology Indicators, 2008.

11. Polterovich V., Tonis A Innovation and Imitation at Various Stages of Development. Moscow: New Economic School, 2003.

12. RomerP. Increasing Returns and Long-Run Growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94(5). P. 1002-1037.

13. RomerP. Endogenous technological change // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98(5). P. 71-102.

АЛЕКСЕЕВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - магистрант факультета экономики, Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

ALEXEEV MIKHAIL YURYEVICH - student Magistracy of Economics Faculty, St. Petersburg Branch of University - Higher School of Economics, Russia, St. Petersburg.

УДК 338:631

Н.П. БЕЛОВА

К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ*

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, социально-экономическое развитие, региональное развитие.

Рассмотрена необходимость разработки и практической реализации системы региональной поддержки развития сельских территорий с учетом концепции устойчивого развития.

N.P. BELOVA

THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

Key words: sustainable development, rural area, social and economic devehpment, regional development.

In this publication addressed the need to develop and implement regional support for rural development, taking into account the concept of sustainable development.

В условиях усиления глобальной экономической нестабильности важное значение имеет достижение устойчивого экономического развития страны и ее регионов. Вопросы согласования дальнейшего социально-экономического развития остаются чрезвычайно актуальной проблемой, так как обществу необходимо оценивать, какие затраты оно несет для достижения экономических результатов и насколько эти затраты целесообразны. Экономический рост сам по себе не служит самоцелью, он призван обеспечить повышение уровня и качества жизни людей. Такой подход предполагает разработку и реализацию региональных экономических и институциональных механизмов, связанных с оптимизацией использования регионального потенциала. Развитие любого региона всегда детерминировано его природно-ресурсной базой, экологической обстановкой и их влиянием на социально-экономическую сферу. Создание условий устойчивого развития сельских территорий является одной из важней-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 110200015а).

ших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование имеющегося потенциала экономики страны [1].

Развитие Чувашской Республики долгие годы оставалось преимущественно аграрным, советская индустриализация началась намного позже, чем в большинстве регионов Поволжья - только в 1960-1970-е годы. Из-за более позднего начала процессов урбанизации республика отличается пониженной долей городского населения (58%) по сравнению с более развитыми поволжскими регионами. Невелика и сеть городских поселений - 9 городов (из них 5 малых) и 8 поселков городского типа. Более 60% горожан - это жители столицы Чувашии г. Чебоксары и Новочебоксарска. Только эти два города продолжали расти в течение межпереписного периода 1989-2002 гг. (на 4 и 9% соответственно) как за счет небольшого естественного прироста, так и за счет миграций. Из других городов только Канаш и Алатырь едва «дотягивали» по численности населения до средних (50 тыс. человек), но из-за продолжающейся потери населения в середине 2000-х годов выбыли из этой категории. Остальная территория Чувашии преимущественно сельская, заселена достаточно равномерно, преобладают средние сельские поселения (до 500 человек) [3].

Среди социальных преимуществ развития региона в настоящем можно выделить: проводившаяся в течение многих лет активная политика реформирования с использованием опыта международных проектов; прозрачность социальных расходов бюджета и широкое привлечение внебюджетных ресурсов; модернизация системы социальных услуг в сельской местности; сглаживание межотраслевой и внутрирегиональной дифференциации в оплате труда в 2000-е годы; относительно благополучные показатели здоровья (особенно - низкая младенческая смертность); ускоренное развитие высшей школы; высокая плотность населения, способствующая инфраструктурной освоенности территории; быстрый ввод в действие нового жилья, в том числе и за пределами агломерации региональной столицы.

При этом необходимо отметить следующие социальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководству республики: замедленный выход из затяжной депрессии 1990-х годов из-за трудностей адаптации ведущих промышленных предприятий к новым условиям; сильная уязвимость экономики к макроэкономическим шокам, проявившаяся в период кризиса 2008-2009 гг. в резком спаде промышленного производства и росте напряженности на рынке труда; низкие доходы населения и их медленные темпы роста; повышенный уровень бедности, хотя он существенно сократился за годы экономического подъема, в том числе благодаря росту помощи из федерального бюджета; пониженный уровень образования взрослого населения, особенно титульного - наполовину сельского; постарение сельского населения, особенно русского; прекращение миграционного прироста [3].

Важную роль в экономике республики играет сельское хозяйство, хотя во второй половине 2000-х годов численность занятых в этой отрасли продолжала уменьшаться и за 2003-2008 гг. сократилась на четверть. В 2008 г. сельское хозяйство обеспечивало работой около 14% занятых в республике (в 2003 г. - 18,5%). По данным Минсельхоза РФ, Чувашия вошла в число 15 регионов с относительно благоприятной динамикой сельского хозяйства в 1990-х годах, спад в агросекторе по сравнению с промышленным производством был менее сильным. При схожих природных условиях посевные площади в Чувашии сократились в меньшей степени, чем в других республиках Волго-Вятского района (на 29 и на 37-40% соответственно). Ведущую роль в агросекторе играют личные подсобные хозяйства населения, на них приходится 60-75% производимого в республике мяса и молока (в среднем по РФ - около половины), около 70-80% производства картофеля и овощей.

Демографические характеристики Чувашии менее проблемны на фоне русских регионов Поволжья и схожи с показателями Татарстана и Башкирии. Однако даже на небольшой территории республики заметны внутренние различия. Превышение смертности над рождаемостью в 2-2,5 раза и высокая естественная убыль характерны для сельской местности западных и юго-западных районов Чувашии, прилегающих к давно депопулирующим Нижегородской области и Мордовии. Особенно выделяются два района (Алатырский и Порецкий), где преобладает русское население. Однако различия в демографических показателях чувашского и русского населения сокращаются, особенно в уровне рождаемости, чисто чувашские районы постепенно втягиваются в зону депопуляции. Относительно благоприятна демографическая ситуация только в крупнейших городах республики - Чебоксарах, Новочебок-сарске, Канаше и прилегающим к ним районах. Здесь население моложе, поэтому при среднем уровне рождаемости смертность меньше, а в крупнейших городах даже сохраняется небольшой естественный прирост.

В Чувашии около четверти сельских жителей старше трудоспособного возраста. Велика и демографическая нагрузка на селе, один трудоспособный житель должен обеспечить себя и еще одного нетрудоспособного. Такая же нагрузка характерна и для сельского населения соседних регионов, но там она больше смещена в сторону пожилого населения.

Резкий спад занятости в сельском хозяйстве Чувашии произошел в 2000-х годах. Особенность Чувашии - очень низкие заработки занятых в сельском хозяйстве, причем отставание этого сектора экономики усиливалось вплоть до середины 2000-х годов. При очень низкой заработной плате огромную роль в обеспечении благосостояния сельских жителей играет развитое личное подсобное хозяйство.

Внутрирегиональные различия в заработной плате формируются под воздействием отраслевого неравенства, поэтому наиболее существенны различия между городом и селом. В 2009 г. различия между городами и районами стали менее выраженными. Только в столице Чувашии и в Красноармейском районе заработная плата выше средней по республике. Из сельских районов выше всего заработки в Чебоксарском. В остальных сельских районах, где до 30-50% занятых составляют работники низкооплачиваемого агросектора, средние заработки населения за 2000-е годы заметно «подтянулись»: если в 2003 г. они были не выше 40-50% от среднерегиональных, то в 2009 г. не осталось районов с уровнем заработков населения ниже 60% от средних по республике. Как и в других регионах страны, косвенные индикаторы доходов не всегда коррелируют с официальными данными о заработной плате, хотя по обеспеченности легковыми автомобилями крупные города Чувашии опережают большинство сельских районов. В лучшую сторону выделяются только сельские районы юго-востока (Шемуршинский, Батыревский, Янтиковский) на границе с Татарстаном, что косвенно указывает на недоучет доходов сельских жителей.

Задача развития сельскохозяйственного производства имеет паритетное значение так же, как и задача обеспечения устойчивого развития сельских территорий, которое в современных условиях, прежде всего, предполагает диверсификацию источников занятости (в том числе обеспечение несельскохозяйственной занятости) и увеличение доходов сельского населения, создание нормальных условий жизни на селе.

На современном этапе развития агропромышленного комплекса одним из основных аспектов идеологии агропродовольственной политики должна стать ее переориентация с отраслевых программ поддержки сельского хозяйства на программы комплексного развития сельских территорий.

Для устойчивого развития сельских территорий Чувашской Республики должны быть приняты и реализованы меры по социально-экономическому

развитию деревни, прежде всего, направленные на повышение занятости и доходов сельского населения, развитие сельского самоуправления, стимулирование развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.

Решение проблем сельского развития и обеспечения роста уровня жизни сельских жителей потребует межведомственной координации и взаимодействия, направленных на создание альтернативных источников занятости сельского населения и повышение уровня его профессиональной подготовки, механизмов поддержки экономической активности сельского населения и участия сельских жителей в развитии социальной и инженерной инфраструктуры.

Без решения этой задачи не представляется возможным осуществить модернизацию аграрной отрасли, обеспечить рост уровня жизни сельских жителей, расширить налогооблагаемую базу региональных и муниципальных бюджетов.

Государственная стратегия устойчивого развития сельских территорий должна основываться на следующих принципах:

- сохранения традиционных сельских территорий;

- развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

- развитие всех форм собственности на землю;

- преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями (сельско-городские структуры), развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство;

- взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (основной сферой занятости сельского населения);

- развитие социального партнерства между государством, муниципалитетами и сельским населением;

- максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности на основе повышения эффективности институциональных преобразований и усиления мотивационных механизмов развития;

-экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

-сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми располагают сельские сообщества;

- выравнивание межрегиональных уровней экономического и социальнокультурного развития сельских территорий;

-демократизация жизни сельских сообществ, повышение участия населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума путем развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, развития местного самоуправления, деятельности общественных и общественно-хозяйственных организаций (потребительской, промысловой, кредитной кооперации и др.).

-экологически щадящий подход и бережное отношение к невосполняе-мым природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей.

В рамках реализации концепции устойчивого развития сельских территорий необходимо учитывать не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни, особую роль, в силу про-странственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни российского общества и реализации российских геополитических интересов. В основу должен быть положен принцип особенностей природно-климатических и экономических условий территорий страны.

Такой подход позволит устранить перечисленные и существующие ныне факторы и тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.

Таким образом, устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.

Литература

1. Калинина Г.В., Белова Н.П. Социальное развитие региона: актуализация интегральных индикаторов качества жизни населения в современных условиях (на примере субрегионального уровня Чувашской Республики). Чебоксары: Руссика, 2006. 356 с.

2. Россия в цифрах. М., 2009.

3. http://atlas.socpol.ru/indexes/index_life.shtml.

БЕЛОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).

BELOVA NADEZHDA PETROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Economy, Man-agerment and Cooperation Department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.______

УДК 502:620.9

А.Г. БЕКЕТОВ

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (на примере торфа)

Ключевые слова: торф, топливно-энергетический баланс, мировая добыча торфа, экологоэкономическая эффективность использования торфа, функции торфяно-болотных экосистем.

Автор акцентирует внимание на торфе как локальном ресурсе, уровень использования которого неоправданно низок. На основании математической модели проведен анализ экономического эффекта от использования топливного торфа по сравнению с традиционными энергоресурсами - углём, газом, мазутом. Сделан вывод об оптимальном масштабе задействования торфяных ресурсов для выработки тепло- и электроэнергии. Рассмотрен экономический и эколого-социальный аспект разработки торфяных месторождений.

A.G. BEKETOV

IS THE ECOLOGICAL-ECONOMIC AND SOCIAL EFFECTIVENESS OF THE USE OF ENERGY RESOURCES (BASED ON THE EXAMPLE OF PEAT)

Key words: peat, energy balance, world peat production, environmental and economic efficiency of peat utilization, importance ofpeat-bogs ecosystems.

This paper is focused on widespread peat local resources and their unreasonable under-utilization in Russia.

Based on mathematical model an analysis was conducted, in which economical efficiency of peat usage was compared with traditional power resources such as coal, gas and residual fuel. As a result the optimal scale of peat field exploration was provided. Economic, environmental and social aspects of peat utilization were explored.

Автором работы был проведен сравнительный анализ различных видов топлива, используемых для получения тепло- и электроэнергии. Основная задача выполненных расчетов - выявить масштабы использования торфяных ресурсов для достижения максимальной экономической и экологической эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.