Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №2
к вопросу об успешности профессиональной адаптации студентов педагогических вузов
И. В. КонорюковА, А. В. Антоновский, Е. В. Балакшина (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985», Тверской институт (филиал) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»; e-mail: antonovsky@ yandex.ru)
В статье обозначена актуальность исследования проблемы адаптации выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности. Выделены подходы к определению критериев успешности адаптации выпускников педагогических вузов. Представлены показатели успешности адаптации воспитателей к профессиональной деятельности в дошкольных образовательных организациях. Рассмотрены существующие способы организации психологического сопровождения адаптации воспитателя к профессиональной деятельности, возникающие методологические проблемы, а также предложена методология решения задач психологического сопровождения на основе использования концепции адаптационного потенциала личности. Проведен сравнительный анализ особенностей адаптации воспитателей к профессиональной деятельности, участвующих в обобщенной модели многоуровневой системы сопровождения адаптации, и педагогов дошкольных организаций, чей процесс адаптации имел стихийный характер. Это помогло обосновать проведение инновационной модели многоуровневой системы сопровождения адаптации: у участвующих в формирующем эксперименте педагогов образуются внутренние детерминанты профессионального развития через взаимосвязи внутренних мотивов и адаптации в целом. Описаны результаты практической реализации обобщенной модели многоуровневой системы сопровождения адаптации воспитателей, которая создает психологическую основу для формирования установки на профессиональное развитие и обеспечивает повышение объективности оценки успешности адаптации воспитателя к профессии: актуализация и мобилизация адаптационного потенциала в условиях информационно-профессиональной и рефлексивной среды. Это позволяет осознавать и определять стратегии развития профессиональных перспектив, формировать адекватный уровень образа себя в педагогической профессии, организовывать собственную профессиональную деятельность с ориентацией на знание личностных конструктов и на самосовершенствование. Успешная адаптация воспитателя к профессиональной деятельности является залогом дальнейшего развития каждого педагога и как личности, и как специалиста.
Ключевые слова: успешность профессиональной деятельности, профессиональная адаптация, Я-концепция, педагог-воспитатель, студент педагогического вуза, профессиональное развитие.
Период вхождения выпускника вуза в профессиональную среду является сложным и противоречивым, связанным с изменениями характера
деятельности, предъявляемых требований, с преодолением трудностей, неизбежно возникающих в процессе профессиональной адаптации. Способность адаптироваться, находить свое место в жизненном и профессиональном пространстве является решающим фактором успешной адаптации молодого специалиста [1]. Для системы высшего образования на первый план выходит проблема учебной адаптации студентов младших курсов и, вместе с тем, не всегда уделяется должное внимание проблеме конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и их «закрепляемости» на рабочих местах.
В последние время вопрос кадровой политики в сфере дошкольного образования является одной из актуальных тем. Наблюдается дефицит педагогических кадров, увеличение среднего возраста воспитателей, низкая востребованность данной профессии среди молодежи. Бывшие выпускники педагогических вузов не торопятся пополнить ряды молодых педагогов-воспитателей [2]. Процесс адаптации воспитателя к профессиональной деятельности - явление весьма сложное и многогранное, которое на сегодняшний день имеет достаточно большую актуальность как на теоретическом, так и на прикладном уровнях. Актуальность данной проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего студента педагогического вуза в профессиональную деятельность. В настоящее время психологическое сопровождение адаптации воспитателей к профессиональной деятельности направлено на выявление возможных затруднений в организации образовательного процесса и помощь в их предупреждении, а также развитии профессионально важных качеств специалиста. Данный подход не позволяет решить проблемы формирования у воспитателей потребности в профессиональном росте как условии их профессионального самосовершенствования, контроля и корректировки траектории своего профессионального становления. С этой точки зрения важным для профессионала является его Я-концепция, которая обеспечивает регуляцию профессиональной деятельности и взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере, в профессиональном самосовершенствовании [3-6].
В различных исследованиях подчеркивается, что итогом процесса успешной адаптации специалиста к профессиональной деятельности является сформированная адекватная Я-концепция профессионала. Однако пока ещё нерешенными остаются вопросы целостного, основанного на современных подходах, представления о влиянии индивидуальной сформированности компонентов Я-концепции воспитателя на успешность его адаптации, критериях сформированности Я-кон-цепции, психологических условиях, детерминирующих ее формирование [7]. Возможность использования системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, возникающей в ходе
выполнения трудовых задач, в интересах обеспечения успешности адаптации воспитателя к своему труду определяют специфику проблемного поля данного исследования.
Анализ сложившихся подходов к психологической работе в дошкольных образовательных организациях позволил обнаружить следующие противоречия:
- между необходимостью поиска новых подходов, которые учитывают современные тенденции психологической работы, и устоявшимися традиционными формами организации психологического сопровождения процесса адаптации воспитателя к профессиональной деятельности;
- между потребностями воспитателя в формировании Я-концепции в процессе адаптации к профессиональной деятельности и возможностями образовательных организаций при реализации психологической и организационной поддержки данного процесса;
- необходимостью выявления сущности, критериев и уровней развития сформированной позитивной Я-концепции воспитателя в процессе адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью и представленностью их в современной науке и практике;
- потенциальными возможностями дошкольной образовательной организации в формировании позитивной Я-концепции воспитателя и необоснованностью психологических условий развития данного феномена в процессе адаптации воспитателя к профессиональной деятельности [8].
На основании вышесказанного мы предположили, что создание специальных условий, обеспечивающих, с одной стороны, информационную поддержку специалистов, направленную на формирование профессиональной и психологической компетентности педагогов и желания использовать знания в интересах собственного профессионального становления и, с другой стороны, структурированное видение себя в контексте профессиональной деятельности обеспечит успешное прохождение периода адаптации [9]. Такой подход позволит осознать возможные профессиональные перспективы, сформировать адекватный образ себя в профессии, организовать собственную профессиональную деятельность с ориентацией на знание личностных конструктов и самосовершенствование. В условиях информационно-профессиональной и рефлексивной среды происходит актуализация и мобилизация адаптационного потенциала, возможностей и способностей педагога, включение в действие конкретных психологических механизмов самодвижения и саморазвития личности в педагогической профессии [10].
Проанализировав основные теоретические подходы зарубежных и отечественных исследователей, мы пришли к выводу, что успешность
адаптации к профессиональной деятельности можно представить как интегральную характеристику воспитателя, проявляющуюся в деятельности и общении, характеризующуюся взаимодействием индивидуально-личностных и профессионально важных качеств (ПВК) [11]. Экспертная оценка выделенных нами в специальной психолого-педагогической литературе личностных и профессиональных качеств воспитателей с использованием профессиографических опросников позволила создать теоретическую модель личностных и профессиональных качеств воспитателя на этапе адаптации к профессиональной деятельности (см. Табл. 1).
Таблица 1. Модель личностных и профессиональных качеств воспитателя на этапе адаптации к профессиональной деятельности
Блоки Составляющие Функция блока ПВК Диагностируемые параметры
ПВК деятельности; Определяет уровень - Шкала «Педагогическая
Личностные психологической компетентность»,
качества, и профессиональной «Развитие
обеспечивающие готовности профессионального
способность самосознания»,
3 к познанию «Работоспособность»,
и самопознанию «Исполнительность»,
Я м Н «Самопринятие»
- Личностные
Н конструкты типизации
К и / индивидуализации,
о и устойчивости / гибкости, мотивационной включенности / профессиональной активности, рефлексивности
Качества, Определяет - Шкала «Педагогическая
я определяющие профессиональную направленность»;
к о направленность направленность - Личностные
и я личности и позицию конструкты
в XI и специалиста воспитателя целеполагания /
целедостижения,
о 2 мотивационной
включенности /
о я профессиональной
н и активности;
о я - Система
я мотивирования труда
¡и
о в я в и в
я
^
2 2 о й
Качества, обеспечивающие конструктивность общения
Обеспечивают
конструктивную
коммуникацию
с участниками
образовательного
процесса
- Шкала
«Авторитарность»,
«Подчиненность»,
«Дружелюбие»,
«Подозрительность»,
«Коммуникабельность»,
«Замкнутость»
о в
я
«
Личностные и ПВК регуляции профессиональной деятельности и ПВК регуляции форм активности
Определяют форму активности субъекта труда
- Шкала «Уровень самоуправления», «Внутренний контроль», «Внутренняя конфликтность»;
- Общая напряженность психологических защит;
- Личностные конструкты мотивационной включенности / профессиональной активности
На основе данных положений нами была построена обобщенная модель многоуровневой системы сопровождения адаптации воспитателей, в содержании которой учтены специфика и психологические условия профессиональной деятельности специалистов, потребности дошкольной образовательной организации и самих воспитателей (см. Рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная модель многоуровневой системы сопровождения адаптации воспитателей к профессиональной деятельности
Проведенный нами факторный анализ позволил выявить взаимосвязь между структурными элементами Я-концепции профессионала и характеристиками адаптации к профессиональной деятельности. Ведущим из выделенных факторов обозначились фактор F1 «Когнитивный аспект Я-концепции» и фактор F2 «Оценочный аспект Я-концеп-ции», они имеют наибольшую информативность (см. Рис. 2).
Рис. 2. Факторная модель формирования Я-концепции воспитателя
на этапе адаптации к профессиональной деятельности С помощью регрессионного анализа нами была разработана технология оценки (другими словами, прогнозирования) успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности (см. Рис. 3).
А = 146,2089 - 9,5114 «Хер
Хер - среднее выборочное значение по восьми октантам (Методика изучения межличностных отношений и взаимного восприятия Дири Т.)
Хер А Уровень адаптации Прогноз
0-4,4 > 104, 36 Умеренная выраженность нормы адаптации Благоприятный
4,5 - 8,4 66,31 -104,35 Сниженная выраженность нормы адаптации Условно благоприятный группа «риска»
>8,5 < 66,30 Низкий уровень адаптации Не благоприятный
Дишршщшативность модели прогноза успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности эффективная (< 0,39), надежность приближена к достаточному уровню (< 0,7), шшщюсть хорошая (Лямбда Уилкса = 0,036, прибл. И (7,37)=142,90 при р<0,00001, Среднее» 102,244, СиШ1КЛ,=19,2698, Альфа Кршйаха = 0,68, коэффициент Пирсона = 0,56 при р<0,0001).
Рис. 3. Технология оценки (прогнозирования) успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности
Также нами установлены статистически значимые различия признаков сформированности Я-концепции профессионала (согласованность, целостность, адаптивность, направленность) у профессиональной группы воспитателей с низким уровнем адаптации, у педагогов с умеренной и низкой выраженностью нормы адаптации. В группе воспитателей с низким уровнем адаптации выявлены обратно пропорциональные взаимосвязи между категориями «доминирование» и «рефлексивность» (г = - 0,55, р < 0,05), «дружелюбие» (г = - 0,47, р < 0,05). Факторный анализ показал, что наибольший удельный вес (2,87) в самовосприятии себя как субъекта профессиональной деятельности имеют переменные «доминирование», «эгоистичность», «агрессивность» (общая доля дисперсии 70,99%).
Детальный анализ корреляционных плеяд в группе воспитателей со сниженной выраженностью нормы адаптации показал наибольшее число взаимосвязей между «рефлексивностью» и «самоценностью» (г = 0,39, р <0,05), «принятие себя в профессии» (г = 0,37, р <0,05); между «доминированием» и «рефлексивностью» (г = - 0,30, р <0,05), «дружелюбием» (г = - 0,29, р <0,05). Самовосприятие себя в профессии детерминировано двумя факторами, покрывающими 66,41% общей дисперсии. Первый фактор нагружают компоненты «доминирование», «эгоистичность», «агрессивность» (2,37). Второй фактор представлен значимостью категории «подчиненность» (0,82).
В профессиональной группе воспитателей с умеренной выраженностью нормы адаптации установлены корреляционные связи «рефлексивности» и «самоценности» (г = 0,66, р < 0,05), «самоуверенности» (г = 0,43, р < 0,05) и «принятие себя в профессии» (г = 0,39, р < 0,05). При этом ведущая роль в самовосприятии себя как профессионала и в отношении к окружающим отводится категориям «дружелюбие» и «подозрительность» (критичность), рефлексивность (общая дисперсия 72,14%).
Следует отметить, что такие характеристики Я-концепции профессионала, как адаптивность, согласованность, целостность демонстрируют только воспитатели с умеренной выраженностью нормы адаптации. Также только у них проявляется умеренная статистическая значимость таких категорий, как самоуверенность, самоценность, самопринятие, рефлексивность, которые являются составляющими позитивной Я-концепции профессионала. Следовательно, мы доказали, что критерием успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности служит уровень сформированности позитивной Я-концепции профессионала.
Кроме того, при сравнении трех групп выявились достоверные различия в содержании Я-концепции профессиональной группы воспитателей на этапе адаптации по следующим показателям:
«доминирование» - признак сильнее выражен в подгруппе с низким уровнем адаптации (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 88, подгрупп Б и В - 119, подгрупп В и А - 119, при р < 0,05); в свою очередь, «дружелюбие» (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 148, подгрупп Б и В - 192, подгрупп В и А - 112, при р < 0,05), «рефлексивность» (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 109, подгрупп Б и В -92, подгрупп В и А - 152, при р < 0,05), «самоценность» (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 108, подгрупп Б и В - 85, подгрупп В и А - 151, при р < 0,05), «самоуверенность» (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 116, подгрупп Б и В - 86, подгрупп В и А - 160, при р < 0,05) и «принятие себя в профессии» (критерии однородности дисперсий Левина при попарном сравнении подгрупп А и Б равен 99, подгрупп Б и В - 80, подгрупп В и А - 149, при р < 0,05) имеют в подгруппе с умеренной выраженностью нормы адаптации выше средний ранг, а, следовательно, признак выражен сильнее.
Соответственно нами выявлено, что Я-концепция профессионала может служить в качестве критериальной оценки успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности.
Непосредственно после реализации модели сопровождения адаптации воспитателей произошли достоверные сдвиги по следующим показателям сформированности Я-концепции профессионала: адаптивность (^критерий Стьюдента 2,78 при р < 0,05), согласованность и целостность (взаимосвязи между структурными элементами умеренные г = 0,32 при р< 0,05, представлены системно, т.е. наблюдается корреляционное взаимодействие между всеми переменными). Также выявлена умеренная статистическая значимость таких категорий, как самоуверенность (^критерий Стьюдента 2,28 при р < 0,05), самоценность (^критерий Стьюдента 2,17 при р < 0,05), самопринятие (^критерий Стьюдента 2,35 при р < 0,05), саморуководство (^критерий Стьюдента 2,06 при р < 0,05), которые являются составляющими позитивной Я-концепции профессионала.
Достоверные сдвиги успешности адаптации воспитателя к профессиональной деятельности наблюдаются по следующим интегральным показателям: удовлетворенность трудом (р = 0,016), самопринятие (р = 0,014), принятие других (р = 0,023), внутренний контроль (р = 0,018), профессиональная активность (р = 0,026). В контрольной группе достоверные сдвиги наблюдаются по показателям: доминирование (р = 0,006), принятие других (р = 0,007), общая напряженность защит (р = 0,023).
У воспитателей более существенные изменения произошли в осознании профессиональной самоидентификации, включая соответствие личностных и профессиональных качеств требованиям профессии, ожиданий реальным условиям труда ^-критерий Стьюдента 3,838 при р < 0,05), в уровне личностной удовлетворенности профессиональной деятельностью (р = 0,012), в изменении тенденции развития значимой положительной связи между Я-реальным и Я-идеальным (р = 0,048), социальных представлений о труде как источника самореализации и личностного развития (р = 0,043), общей структуры трудовой мотивации с доминированием внутренних мотиваторов (р = 0,027), что способствовало нахождению ресурса в профессиональной деятельности для личности воспитателя и, тем самым, впоследствии привело к успешности их адаптации. это, на наш взгляд, свидетельствует об адекватности и эффективности разработанной нами модели сопровождения адаптации воспитателей. Следует отметить, что статистически значимых различий в контрольной группе не выявлено.
В экспериментальной группе, после реализации модели сопровождения адаптации воспитателей, норма адаптации стала характерна для 97% респондентов, среди них 72% имели умеренную выраженность нормы адаптации (до реализации модели 86% респондентов были с нормой адаптацией, среди них у 53% была диагностирована умеренная выраженность нормы).
В контрольной группе существенных изменений не выявлено (см. Рис. 4).
100?« 13% 80% 35% 60% 40%
20%
52%
В 12% Д 14% Д 9
39% 33% ■
| | |
49% 53% ■
КГ: тест Ретест ЭГ: тест Ретест Низкий уровень адаптации, недостаточно-недопустимый уровень деятельности I Норма адаптации, условно-допустимый уровень деятельности «Норма адаптации, достаточно-стабильный уровень деятельности
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной диагностики уровня адаптации воспитателей к профессиональной деятельности
Внедренная в практику психологической работы программа психологического сопровождения адаптации воспитателя к профессиональной деятельности позволила сократить численность группы воспитателей с низким уровнем адаптации (недостаточно-недопустимый уровень деятельности) и сниженным уровнем выраженности нормы адаптации (условно-допустимый уровень деятельности) в 1,8 раза.
Предлагаемая модель психологического сопровождения адаптации воспитателя к профессиональной деятельности в целом имела положительное влияние на исследуемые системы интегральных показателей успешности адаптации, не оказав при этом отрицательного воздействия на исследуемые профессионально важные системы, и значительно улучшив эффективность профессиональной деятельности. Нами было доказано, что от того, насколько грамотно построен процесс психологического сопровождения адаптации воспитателя к профессиональной деятельности, направленный, в первую очередь, на формирование позитивной Я-концепции профессионала, будет зависеть успешность его адаптации.
В заключение хотелось бы отметить, что успешность процесса адаптации является первостепенной задачей не только образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, но и образовательной организации при реализации психологической и организационной поддержки процесса адаптации молодого педагога-воспитателя. Успешная адаптация воспитателя обеспечивается созданием единой организационной системы управления всеми структурами и подразделениями образовательной организации, включая администрацию учреждения, профессиональное сообщество и психологическую службу.
Список литературы
1. Новикова Г. В. Вопросы интеграции педагогики и психологии для решения воспитательных задач // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 123-127.
2. Розов Н. Х. Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 3-10.
3. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 260 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 400 с.
5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
6. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям / Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости: тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции. - М.: Красная площадь, 1996. -С. 103-105.
7. Платова А. В., Платов А. В. Структура и критерии социально-профессиональной адаптации начинающих предпринимателей в системе их социально-профессионального самоопределения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 1. С. 37-48.
8. Конорюкова И.В. Я-концепция как фактор успешности адаптации воспитателя дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности / Качество жизни: современные риски и технологии безопасности. Материалы II Международной научно-практической конференции, Тверь, 17-18 апреля 2017 г. Тверь: Издательство «Тверской государственный технический университет», 2017. С. 67-71.
9. Конорюкова И. В. Модель психологического сопровождения адаптации воспитателя дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности / Научные исследования молодых ученых: теоретический и прикладной аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Тверь, 2-3 апреля 2017 г. Тверь: ЦНиОТ, 2017. С. 68-72.
10 Дорошенко Е. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: автореф. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 26 с.
11. Федотов С. Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел: монография. -Тверь: ЧуДо, 2000. - 152 с.
Сведения об авторах
Конорюкова Инна Владимировна - кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985». Тел.: (499) 401-9818. E-mail: tvkiv@mail.ru
Антоновский Александр Викторович - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологических и гуманитарных наук Тверского института (филиала) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет». Тел.: (4822) 32-23-72. E-mail: antonovsky@ yandex.ru
Балакшина Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и философии ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет». Тел.: (4822) 78-95-28. E-mail: balakshina79@mail.ru.
on the issue of the successful professional adaptation of pedagogical universities students
Konorukova I. V. - Candidate of Psychological Sciences, Psychologist of State Educational Organization to Moscow «School № 1985». E-mail: tvkiv@mail.ru Antonovsky A. V. - Candidate of Psychological Sciences, associate Professor, Head of the Department of Psychological and Human Sciences of the Tver Institute (branch) of Autonomous non-profit-making Organization «Moscow University of Humanities and Economics». E-mail: antonovsky@yandex.ru Balakshina E. V. - Candidate of Psychological Sciences, associate Professor, associate Professor of Psychology and Philosophy of Tver State Technical University. E-mail: balakshina79@mail.ru
The article indicates the relevance of the study on the adaptation problem of pedagogical universities graduates to their professional activities. The approaches that can allow to define the adaptation success criteria of pedagogical high schools graduates are highlighted. There are also presented the indicators of teachers' adaptation success to their professional activity in the preschool educational organizations. The existing organizational methods for teachers' adaptation psychological support to the professional activity and its methodological problems are considered, and a solution method of psychological support problems, based on the usage of adaptation potential of personality concept is offered. There was conducted a comparative analyses of the professional activity adaptation features. The carried out analyses involved tutors who had participated in the generalized model of multilevel adaptation support system and teachers of preschool organizations whose adaptation had spontaneous character. This has justified the implementation of an innovative multi-level adaptation support system model: the experiment helped the tutors to form internal determinants of professional development through the relationship of internal motives and adaptation as a whole. The article describes the results of the multi-level adaptation support system model practical implementation and thus created a psychological basis for professional development willingness and provided an improved way of the objective assessment of the teachers' successful adaptation to the profession: the actualization and mobilization of adaptive potential within the professional reflexive environment, which allows to understand and determine the development strategy of professional prospects, to form an adequate level of the teaching profession self-image, and to organize one's professional activity which would be focused on the knowledge of personal constructs and self-development. Successful adaptation to the professional activity is the key to the further development of each teacher both as a personality and as a specialist.
Key words: professional success, professional adaptation, I-concept, teacher-educator, student of pedagogical university, professional development.
References
1. Novikova G. V. Voprosy integracii pedagogiki i psihologii dlya resheniya vospitatel'nyh zadach [Questions of integration of pedagogy and psychology for
the solution of educational tasks] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2016, no. 2, pp. 123-127. (In Russ., abstr. in Engl.).
2. Rozov N. H. Znachenie psihologii i pedagogiki dlya podgotovki vysokokachestvennyh vypusknikov vysshej shkoly [The importance of psychology and pedagogy for the preparation of high-quality graduates] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2017, no. 2, pp. 3-10.
3. Druzhilov S. A. Individual'nyj resurs cheloveka kak osnova stanovleniya professionalizma [Individual human resource as the basis for the formation of professionalism]. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2010. 260 p.
4. KlimovЕ. A. Psihologiya professionala [Professional psychology]. M.: «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «MODEK», 1996. 400 p.
5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Politizdat, 1975. 304 p.
6. Osuhova N. G. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v period adaptacii k zhiznennym izmeneniyam [Psychological support of the person during the period of adaptation to life changes] / Proforientaciya i psihologicheskaya podderzhka -novye vozmozhnosti zanyatosti: tezisy dokladov Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Abstracts of the Interregional scientific and practical conference «Career guidance and psychological support - new employment opportunities»]. M.: Krasnaya ploshchad', 1996. . pp. 103-105.
7. Platova A. V., Platov A. V. Struktura i kriterii social'no-professional'noj adaptacii nachinayushchih predprinimatelej v sisteme ih social'no-professional'nogo samoopredeleniya [Structure and criteria of social and professional adaptation of beginning entrepreneurs in the system of their social and professional self-determination] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2018, no, 1, pp. 37-48.
8. Konoryukova I. V. YA-koncepciya kak faktor uspeshnosti adaptacii vospitatelya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii k professional'noj deyatel'nosti [I-the concept as a factor of success of adaptation of the preschool educational organization teacher to professional activity] / Kachestvo zhizni: sovremennye riski i tekhnologii bezopasnosti. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver', 17-18 aprelya 2017 g. [Proceedings of the II International scientific-practical conference «Quality of life: modern risks and safety technologies»]. Tver': Izdatel'stvo «Tverskoj gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet», 2017. pp. 67-71.
9. Konoryukova I. V. Model' psihologicheskogo soprovozhdeniya adaptacii vospitatelya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii k professional'noj deyatel'nosti [Model of psychological support of adaptation of preschool educational organization teacher to professional activity] / Nauchnye issledovaniya molodyh uchenyh: teoreticheskij i prikladnoj aspekty. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh, Tver', 2-3 aprelya 2017
g. [Proceedings of the II International scientific-practical conference «Quality of life: modern risks and safety technologies»]. Tver': CNiOT, 2017. pp. 68-72.
10. Doroshenko E. G. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya kak faktor razvitiya professional'noj YA-koncepcii studentov vuza: avtoref. ... kand. psihol. Nauk [Socio-psychological adaptation as a factor in the development of professional Self-concept of University students. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Stavropol', 2008. 26 p.
11. Fedotov S. N. Psihologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj prigodnosti sotrudnikov organov vnutrennih del: monografiya [Psychological bases of formation of professional suitability of employees of law-enforcement bodies]. Tver': CHuDo, 2000. 152 p.