Научная статья на тему 'К вопросу об условиях работы на строительстве канала им. Октябрьской революции (1921-1923 гг. )'

К вопросу об условиях работы на строительстве канала им. Октябрьской революции (1921-1923 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / МЕЛИОРАЦИЯ / ВОДА / КАНАЛ ИМ. ОКТЯБРЬСКОЙРЕВОЛЮЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиева Халимат Иманшапиевна

В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы водоснабжения и мелиорации в Дагестане на рубеже XIX-XX веков и социальные условия работы при строительстве канала имени Октябрьской революции (КОР), который оказал существенное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного и водного транспорта края. В 20-х годах ХХ века строительство канала имени Октябрьской революции способствовало выходу республики из хозяйственной и экономической разрухи, так как благодаря водам канала были орошены значительные сельскохозяйственные угодья. КОР создал новый земельный фонд, частично разрешающий острый земельный кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об условиях работы на строительстве канала им. Октябрьской революции (1921-1923 гг. )»

УДК 94 (471.67)

Гаджиева Халимат Иманшапиевна

кандидат исторических наук. Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РД Halimat2008@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАНАЛА им. ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1921-1923 гг.)

Khalimat I.Gadzhieva

candidate of historical Sciences. Dagestan State Institute of National Economy under RD Government Halimat2008@mail.ru

To THE QUESTION ABOUT CONDITION OF WORKING ON THE CONSTRUCTION OF THE CHANNEL NAMED AFTER THE OCTOBER REVOLUTION (1921-1923)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы водоснабжения и мелиорации в Дагестане на рубеже XIX-XX веков и социальные условия работы при строительстве канала имени Октябрьской революции (КОР), который оказал существенное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного и водного транспорта края.

В 20-х годах XX века строительство канала имени Октябрьской революции способствовало выходу республики из хозяйственной и экономической разрухи, так как благодаря водам канала были орошены значительные сельскохозяйственные угодья. КОР создал новый земельный фонд, частично разрешающий острый земельный кризис.

Annotation. The given article is dedicated to some actual problems of the water-supply and melioration in Dagestan on the border between the IX and XX centuries and to the construction of the October Revolution channel (ORC), which has influenced essentially on the development of industry, agriculture, railway and water transport of the republic. In the 20-ies of the XX century the ORC promoted the end of the economic destruction in the republic, since vast agricultural lands became irrigated with the channel waters.

In the 20-ies of the XX century the construction of the channel named after the October revolution contributed to the exit of the Republic of economic devastation, because the waters of the channel were irrigated significant agricultural lands. ORC created a new land fund, partially permissive acute land crisis.

Ключевые слова: социальные условия, строительство, водоснабжение, мелиорация, вода, канал им. Окгябрьскойреволюции.

Keywords: construction, water-supply, melioration, water, the October Revolution channel, irrigation.

На рубеже XIX и XX столетий усиливается процесс трансформации дагестанского общества в российскую государственную систему, что, в свою очередь, приводит к проникновению капиталистических отношений в экономику края. Оживление экономической жизни и связанные с ними процессы значительно увеличивают и число потребителей воды.

Канал имени Октябрьской революции (КОР), построенный в 20-е гг. прошлого века, сыграл огромную роль в социально-экономическом развитии Северного Дагестана. Строительство канала было начато осенью 1921 г. и закончено летом 1923 г. В работы по строительству канала были вовлечены десятки тысяч людей из самых разных уголков Дагестана. Стройка стала одним из важнейших факторов сближения народов республики и укрепления их дружбы.

Проведение канала от Сулака до Махачкалы предполагало решение острейших сельскохозяйствен-

ных, бытовых, санитарных, медицинских проблем, важнейшим из которых являлось осушение более 30 тысяч гектаров болот - рассадников комаров и источников малярии, борьба с саранчой, приносящей крестьянам огромные убытки и обеспечение населения доброкачественной питьевой и поливной водой и т.д. [4, с. 76].

Целинные земли, орошаемые водами канала, предполагалось использовать для переселения горцев, страдающих от малоземелья. Это решило бы земельную проблему в Нагорном Дагестане, связало бы республику с морем и рыбными промыслами. Переселившиеся горцы могли бы дать рабочую силу рыбным промыслам [6, с. 179].

После проведения соответствующих подготовительных работ осенью 1921 года началось строительство канала Сулак-Махачкала, получившего позже название «Канал имени Октябрьской революции». Строительство канала проходило в три этапа: с 11 сентября по 7 ноября 1921 гг.; с

147

31 октября по декабрь 1922 г. и с марта 1923 по 25 июля1923 г. 8 августа 1923 г. состоялись торжества по случаю окончания работ по строительству КОРа.

Для осуществления руководства на всё время прорытия канала был создан Главный штаб трудового фронта во главе с Предсовнаркома Дагестана Д.А. Коркмасовым. Главный штаб, в свою очередь, состоял из 2 частей: 1) техническая часть; 2) административно-хозяйственная часть. Соответствующие структуры были созданы на участках. В штат последних входили: начальник штаба, хозяйственно-материальная часть, техник, фельдшер.

Работы выполнялись трудовыми отрядами, силами населений всех сельских обществ Дербентского, Махачкалинского, Буйнакского районов; Хасавюртовского, Аварского, Даргинского и Кайтаго-Табасаранского округов в порядке мобилизации.

Сельские общества для работы на стройке обязаны были выставить рабочих и подводы на следующих условиях: все выставляемые рабочие должны быть не моложе 20-ти лет и не старше 50-ти лет, здоровые и трудоспособные [2, с. 55]. Рабочие выставлялись сроком на 30 рабочих дней, каждому обществу отводился определенный участок для работы; если рабочие заканчивали работы раньше, чем было запланировано, они освобождались раньше [1, д.1. л. 240].

Выходящему на работы рабочему обществом должно было выдано по 15 пудов хлеба путем обложения всех членов общества не выходящих на работы «сообразно их благосостоянию - богатые больше, бедные - меньше» [1, д.1. л. 242].

В определенный календарным планом день и назначенное время в места будущей стройки стали со всех сторон стекаться «стройные ряды» населения с Красными знаменами. Народ шел с музыкой. Отмечая всю торжественность ситуации, один из исследователей истории КОРа в 1971 году на страницах журнала «История СССР» о начальном этапе строительства канала писал следующее: «Трудящиеся Дагестана с небывалым энтузиазмом встретили весть о построении канала. Тяга к земле и осознание необходимости ее орошения были настолько велики, что когда объявили о строительстве канала, то на это дело поднялись целые аулы. Со знаменами, песнями, музыкой шли горцы к отведенным им для работы местам» [5, с. 148]. Действительно, энтузиазм народа в те дни был огромен.

Условия, при которых производились работы, были самыми неблагоприятными: отсутствие нужного количества строительных материалов, плохая одежда и обувь, тучи комаров, острый недостаток питьевой воды, а главное - голод, все это сказывалось на интенсивности работ.

Строителям не оказывали продовольственной помощи из-за отсутствия средств в республике. Несмотря на это, на трассе канала добровольно, не жалуясь и ничего не требуя за свой труд, ра-

ботало свыше 50 тысяч человек [1, д.1. л. 242]. Люди работали, полные одного желания - быстрее закончить строительство канала.

«Из-за отсутствия необходимой техники, - писал один из участников строительства КОРа, - выбрасывали землю трехъярусным способом, те. один землю доставал со дна канавы, второй стоял в середине и эту землю передавал третьему, а верхний товарищ выбрасывал ее на берег канала» [3, с. 68].

Необходимым условием обеспечения нормальной работы на стройке было медицинское обслуживание рабочих и служащих. Весь фронт труда по прорытию Канала имени Октябрьской революции в медико-санитарном отношении был разделен на 5 участков. Отдаленные от Махачкалы районные участки возглавлялись врачами (а именно головной, 1 и 2 участки), на остальных участках находился средний медперсонал.

По сохраненным вЦГА РД документам за период с 6 ноября по 15 декабря 1922 года была оказана первичная медицинская помощь 2379 больным, при этом за повторной помощью обратилось 1659 человек. Восемь человек были доставлены в городскую больницу по подозрению на тиф, один строитель скончался от острого воспаления легких. Один рабочий был убит обвалившейся землей и трое - замерзли во время снежного бурана 23 ноября [7, д. 2. л. 19].

Семьям и близким участников строительства КОРа правительством республики оказывалась разного рода помощь. Руководство республики и Главштаб КОРа обращались к местным властям с рекомендацией оказать помощь семьям участников строительства канала. Управлением работ по прорытию канала имени Октябрьской революции было выплачено 13 рублей 66 копеек Коробову, на похороны умершего во время работ землекопа Андреева. На погребение тела рабочего канала Ахмед-Хан-Гаси-Оглы было отпущено 10 аршин бязи и 100 рублей [7, д. 2. л. 17]. На 5 тысяч рабочих, работавших на трассе канала в период с 6 ноября по 15 декабря 1922 года, такое число больных может показаться на первый взгляд огромным. Но такое количество нуждавшихся в медицинской помощи строителей можно объяснить тем, что в большинстве случаев приходили на амбулаторный прием больные с застарелыми болезнями, так как не секрет, что в аулах медицинская помощь в те годы была поставлена неудовлетворительно.

Тяжелые условия работы приводили к случаям дезертирства, к обморожениям и смертности среди рабочих, которых порой приходилось удерживать на строительстве силами вооруженных формирований. Кроме того, позже руководители строительства канала подвергались репрессиям. Так, В.Г. Эмиров - инженер, автор проекта сооружения канала, был арестован за «вредительскую деятельность» в ходе работ на КОРе [1, д. 1. л. 247].

Приказом от 22 ноября 1922 года по Фронту труда, участки, выполнившие ранее указанного сро-

148

ка все работы, заносились на «красную доску» и к ним применялись установленные льготы: внеочередное отведение участков на орошенной новым каналом площади, льготной выдачи семейной ссуды и льготный отпуск дров» [7, д. 2. л. 3]. Освобождающиеся работники премировались и отпускались по домам; им по приказу Главного штаба устраивали торжественные проводы. Ушедшие без сдачи работ лишались всех указанных выше льгот. Для усиления организации борьбы с дезертирством главный штаб приказывал: «дезертиров, поскольку они будут задержаны патрулями, держать под охраной на все время работ и ставить на самую тяжелую работу» [7, д. 2. л. 23].

Большим стимулом в строительстве КОРа стало награждение Дагестана 12 февраля 1923 года орденом Трудового Красного Знамени.

28 июля 1923 года по каналу произвели пробный пуск воды. Инженер строительства В. Эмиров прошел пешком все 70 км, [1, д. 1. л. 400] следя за ходом движения воды. Вопреки неверию скептиков и противников строительства КОРа, вода без каких-либо препятствий прошла от Сулака до озера у завода «Красный пролетарий» в го-

Литература:

1. Архив ФСБ РФ по РД. Уголовное дело № 27412. Л.240, 242.

2. Ахмвдов Д.Н. Повесть о двух братьях. Махачкала, 2003.

3. Гаджиев А.С. Первая всенародная стройка в СССР: Строительство в Дагестане канала имени Октябрьской революции / АС. Гаджиев, PH. Джамбулатова. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1968.

4. История Дагестана. М., 1968. Т. 3.

5. Магомедшапиев МЛ. Первая всенародная стройка // История СССР. М., 1971. № 2.

6. Надирадзе АЛ. Развитие и размещение рыбной промышленности Дагестана в дореволюционный период. Махачкала, 1969. С. 179.

7. ЦГА РД. Ф.502-р. Оп.2. Д.2. Л.3.

8. Цит. по кн.: История советского крестьянства Дагестана. Махачкала, 1986. Т. 1. С. 88.

роде Махачкале (решением горсовета оно было названо «Эмировским озером») [2, с. 86].

Значение канала, даже если взять только аграр-н о-э ко н о мическую сторону, для республики было неоценимо. Строительство канала позволило позднее ввести в сельскохозяйственный оборот значительную земельную площадь и успешно восстановить хозяйства крестьян, сады и виноградники, рост поголовья скота.

Канал создал новый земельный фонд, частично разрешающий острый земельный кризис. Участие людей разных национальностей Дагестана в строительстве КОРа свидетельствовало о появлении ростков нового отношения к труду, об установлении интернациональной дружбы. «Нам тогда хотелось работать, скорееизбавиться от нищеты самим и помочь в этом соседям, - писал председатель Аксаевского участкового ревкома Дибиров [8, с. 88].

История строительства вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, сумевшими выдержать его темпы и справиться с таким огромным объемом работы. Но мы не можем, не имеем права забывать, каким трудом и ценой многих жизней досталась эта стройка.

Literature:

1. Archive of FSS of the Russian Federation on RD. Criminal case №. 27412. L. 240, 242.

2. Akhmedov A.N. A tale of two brothers. Makhachkala, 2003.

3. Gadzhiev A.S., Dzhambulatova R.I. First nationwide construction in the USSR: Construction in Dagestan channel name of the October revolution / А.С. Гаджиев, PH. Джамбулатова. Makhachkala : Dagestan publishing house, 1968.

4. The History Of Dagestan. M., 1968. P. 3.

5. Magomedzaev M.A. First nationwide construction // History of the USSR. M., 1971. № 2.

6. Nadiradze A.A. Development and placement of the fishing industry of Dagestan in the prerevolutionary period. Makhachkala, 1969. P. 179.

7. CSA RD. F. 502-p. Inv.2. File 2. L. 3.

8. The history of the Soviet peasantry of Dagestan. Makhachkala, 1986. V. 1. P. 88.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.