Научная статья на тему 'К вопросу об уровне жизни театральной интеллигенции Семипалатинской губернии КАССР в 1920-1928 гг'

К вопросу об уровне жизни театральной интеллигенции Семипалатинской губернии КАССР в 1920-1928 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / АКТЁРЫ / ТЕАТР ИМ. ЛУНАЧАРСКОГО / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ИНФЛЯЦИЯ 1920-Х ГГ / ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС / ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ДОСУГ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / SEMIPALATINSK PROVINCE / ACTORS / THE LUNACHARSKY THEATER / COLLECTIVE AGREEMENT / STANDARD OF LIVING / SALARY OF ACTORS / INFLATION IN THE 1920S / HOUSING ISSUE / HEALTH AND LEISURE OF THE INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахматулина Е. Ю.

Рассматривается уровень жизни театральной интеллигенции в Семипалатинской губернии в 1920-х гг. Автор уделяет внимание таким показателям уровня жизни, как уровень инфляции, особенности начисления заработной платы, безработица, оздоровление и досуг интеллигенции, деятельность губернского профсоюза работников искусств (Рабис). В целом уровень жизни театральной интеллигенции в течение восстановительного периода был невысоким. Её положение усугублялось товарным голодом, инфляцией на все категории товаров, а с вводом НЭПа и появлением безработицы, массово затронувшей театральные круги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Living Standards of the Theatrical Intelligentsia of Semipalatinsk Province of the KASSR in 1920-1928

The living standards of the theatrical intelligentsia in the Semipalatinsk province of the 1920s are considered. The author pays attention to such indicators of the standard of living as: the level of inflation, features of the calculation of wages, unemployment, health and leisure of the intelligentsia, the activity of the provincial Union of Workers of Arts (UWA). In general, the standard of living of the theatrical intelligentsia during the recovery period was not high. Its situation was aggravated by commodity famine, inflation on all categories of goods, and with the introduction of the NEP and the emergence of unemployment, which massively affected the theatrical circles.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уровне жизни театральной интеллигенции Семипалатинской губернии КАССР в 1920-1928 гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 291-298. УДК (94) 574

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.291-298

Е. Ю. Рахматулина

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ГУБЕРНИИ КАССР В 1920-1928 гг.

Рассматривается уровень жизни театральной интеллигенции в Семипалатинской губернии в 1920-х гг. Автор уделяет внимание таким показателям уровня жизни, как уровень инфляции, особенности начисления заработной платы, безработица, оздоровление и досуг интеллигенции, деятельность губернского профсоюза работников искусств (Рабис). В целом уровень жизни театральной интеллигенции в течение восстановительного периода был невысоким. Её положение усугублялось товарным голодом, инфляцией на все категории товаров, а с вводом НЭПа и появлением безработицы, массово затронувшей театральные круги.

Ключевые слова: Семипалатинская губерния; актёры; театр им. Луначарского; коллективный договор; уровень жизни; заработная плата; инфляция 1920-х гг.; жилищный вопрос; оздоровление и досуг интеллигенции.

E. Yu. Rakhmatulina

TO THE QUESTION OF THE LIVING STANDARDS OF THE THEATRICAL INTELLIGENTSIA OF SEMIPALATINSK PROVINCE OF THE KASSR IN 1920-1928

The living standards of the theatrical intelligentsia in the Semipalatinsk province of the 1920s are considered. The author pays attention to such indicators of the standard of living as: the level of inflation, features of the calculation of wages, unemployment, health and leisure of the intelligentsia, the activity of the provincial Union of Workers of Arts (UWA). In general, the standard of living of the theatrical intelligentsia during the recovery period was not high. Its situation was aggravated by commodity famine, inflation on all categories of goods, and with the introduction of the NEP and the emergence of unemployment, which massively affected the theatrical circles.

Keywords: Semipalatinsk Province; actors; The Lunacharsky Theater; collective agreement; standard of living; salary of actors; inflation in the 1920s; housing issue; health and leisure of the intelligentsia.

Гражданская война и последовавшие вслед за ней масштабные экономические реформы 1920-х гг. стали напряжённым периодом в жизни страны, в том числе для представителей её художественной интеллигенции. Основная часть творческих работников стремилась найти своё место и обрести достойный уровень жизни в новых социально-экономических условиях. Поскольку понятие «уровень жизни» (благосостояния) является сложным социально-экономическим феноменом, складывающимся из различных компонентов, таких как уровень реальных дохо-

© Рахматулина Е. Ю., 2017

дов и расходов, санитарно-гигиенические условия, уровень потребления продовольствия, жилищные условия и другое, только их изучение в совокупности позволит раскрыть уровень жизни театральной интеллигенции Семипалатинской губернии в 1920-х гг.

В новых социально-экономических условиях значительная часть представителей искусства с особыми надеждами взирала на профсоюз работников искусств (Рабис)1. Профсоюзная организация работников искусств на местах решала самый широкий спектр вопросов: от найма и увольнения

сотрудников, регуляции взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, формирования коллективных договоров, вопросов оздоровления членов профсоюза до важнейшего «тарифного вопроса» и выделения материальной помощи нуждающимся членам профсоюза. «Советская власть не могла не признать того влияния, которое оказывала российская интеллигенция на общественное мнение в период ожесточённой классовой борьбы. Забота профсоюзов об улучшении условий труда, быта, отдыха, социального обеспечения творческих работников оказывала большое влияние на процесс «примирения» интеллигенции с новой властью» [1, с. 41].

На реальное материальное положение всего населения огромное влияние оказывала непрекращающаяся в стране инфляция. Судя по данным ЦСУ о движении бюджетного индекса за период с 1 января 1921-го по 1 января 1922-го, инфляция за год составила 1 823 %, или 152 % в месяц [2, с. 243]. Как показывает статистика, особенно тяжёлым выдался 1922 г., за первый квартал которого стоимость продуктов питания составила 95 % всей заработной платы или же превосходила заработную плату работников [3, с. 46]. Усиливал бедственное положение местной интеллигенции обширный товарный дефицит в губернии. По сообщению сводки Семипалатинской губернской чрезвычайной комиссии за 1920 г., «недостаток продуктов заставляет население городов вести с деревней товарообмен. Все предметы первой необходимости отсутствуют...» [4, с. 179]. Отсутствие в продаже необходимых тканей и материалов заставляло артистическую интеллигенцию более обострённо чувствовать финансовые тяготы.

Другим немаловажным фактором, влияющим на материальное положение художественной интеллигенции, являлась и внутригубернская разница цен. Лежащие при железных дорогах Семипалатинск и Павлодар с развитой кооперативной системой отличались более низким уровнем цен на промышленные товары, чем Усть-Каменогорск. Если в 1925 г. метр ситца в Семипалатинске стоил 42,6 коп., то для жителя Усть-Каменогорска за этот же товар нужно было отдать на 8,5 коп. больше - 51,1 коп., отли-

чались и цены на сахар-рафинад: в Семипалатинске цена за фунт составила 34 коп., в Усть-Каменогорске - 36,4 коп [5, с. 44]. Некоторое смягчение товарного дефицита и выравнивание цен в городах губернии происходит к 1927 г. [Там же, с. 42-46].

В условиях обвальной инфляции интеллигенция была вынуждена мобилизовать свои резервы на выживание и изменить финансовые требования к зрителям, принимая в качестве оплаты такую «твёрдую» валюту, как мука. Составляющим натурального товарообмена был и самогон, выступающий в качестве второй (после муки) твёрдой валюты. Большой урожай зерна в губернии и его излишки в частных хозяйствах стимулировали население на усиленную варку самогона и его широкое употребление [6, с. 296].

Таким образом, неустойчивая экономическая ситуация, сложившаяся в губернии в годы НЭПа, подталкивала местную интеллигенцию к необходимости вступления в Профсоюз, в котором она видела гаранта своей экономической стабильности и социальной защищённости. В 1924 г. профсоюзами уже было охвачено 65 % служащих и рабочих губернии [7, с. 2]. Общее количество членов Рабиса на 1 октября 1925 г. составило 593 человека [8, л. 23]. Губернский Профсоюз работников искусств объединял представителей театров, оркестров, кинотеатров, художественных студий и художников.

Из всех групп творческой интеллигенции губернии актёрская среда выделялась своей наибольшей численностью (по переписи 1923 г. в городах губернии насчитывалось 154 человека актёров, хористов, оркестрантов): в Семипалатинске действовали театр им. Луначарского и театр им. Свердлова, казахская драматическая труппа, в Усть-Каменогорске - городской театр с русской труппой [9, с. 194-195]. С момента своего образования театр Усть-Каменогорска находился на балансе местного отдела образования, с 1918 г. здесь работали актёры-профессионалы: Белостоцкий, Карельская, Истомина, Бутенко, - функции директора выполнял Вербич. Профессиональным хором, существовавшим при театре, руководил Александр Соколов, прибывший в июне 1920 г. Оклад А. Соколова как руководителя хора составлял 1 160 руб. в месяц [10, л. 3]. Зарплата ря-

дового служащего театра - пианиста была существенно ниже - 150 руб. [10, л. 2].

Ежемесячное денежное вознаграждение актёрам рассчитывалось по занимаемому ими положению и по определению тарифно-расценочной комиссии, разработанной Раби-сом. Несмотря на разработанные нормы и тарифные расценки, уровень оплаты труда провинциальных актёров оставался очень низким, что напрямую влияло на отток кадров. Явление носило столь массовый характер, что уже на II Всероссийском съезде работников искусств, состоявшемся в июне 1920 г., делегаты заявляли: «Колоссальные заработки в Москве и Петрограде тянут провинциальных деятелей в столицы и разрушают работу на местах...» [11, с. 15]. Актёры постоянно переманивались и переходили из театра в театр в поисках более выгодных условий. Как правило, уезжали в столичные города - Москву, Петроград и в более обеспеченные отдалённые города, например Красноярск, куда в 1924 г. из Семипалатинска выехал отметивший в городе 15-летие своей творческой деятельности актёр Павел Иосифович Герага (1892-1969) [12, с. 3].

В 1924 г. в Семипалатинске проходит VI Расширенный пленум Губпрофсовета, на котором было озвучено, что «способ исчисления зарплаты до VI съезда был пёстрый, теперь мы имеем до 70 % исчислений в индексе Госплана. Зарплаты увеличены с 4,16 руб. черв. до 6,26 черв. руб.»2 [7, с. 2]. Таким образом, сложный тарифный вопрос был на контроле Рабиса и постоянно им прорабатывался.

К 1926 г. в Семипалатинском театре им. Луначарского тарифная ставка для работников 1-го разряда устанавливалась в 10 руб. Тарифная ставка остальных работников определялась в соответствии с тарифной сеткой (табл. 1)3.

Данные фиксируют разницу, существующую в оплате актёрского труда между низшим разрядом (первым) и высшим (семнадцатым) в 8 раз. Максимальная заработная плата актёра равнялась 80 руб., при том что средняя заработная плата на промышленных предприятиях губернии в марте 1926 г. составляла 28,27 бюджетных руб., или 39,84 черв. руб. [13, с. 64.]. Следовательно, актёрская зарплата уже с 8-го разряда (31 руб.) была выше, чем средняя по промпредприятиям края.

Показатели зарплаты сами по себе, без анализа динамики розничных цен являются относительными. Анализ розничных цен на важнейшие товары по Семипалатинску показывает, что за период послевоенной инфляции, коснувшейся всех категорий товаров, как сельскохозяйственных, так и промышленных, наиболее подорожали мясные (3,78), молочные товары (2,79), мануфактура (2,42) и обувь (2,46), что сложилось к 1 мая 1926 г. по отношению к довоенному периоду (табл. 2). Уже к 1 мая 1926 г. относительно 1925 г. общий сельскохозяйственный индекс составил 1,08 процентных пунктов, по промышленной группе индекс равнялся - 1,01 процентного пункта (см. табл. 2), т. е. налицо процесс небольшой стабилизации инфляции.

Разряд Коэффициент Разряд Коэффициент

1-й 1 10-й 4,2

2-й 1,2 11-й 4,6

3-й 1,3 12-й 5,0

4-й 1,8 13-й 5,5

5-й 2,2 14-й 6,2

6-й 2,5 15-й 6,7

7-й 2,8 16-й 7,2

8-й 3,1 17-й 8

9-й 3,5

Таблица 1

Тарифная сетка театральных работников Семипалатинска 1926 г. [14, л. 2]

* За основу расчёта были взяты цены на базаре (категории I, II, III, IV, V, VI) и кооперативные цены.

Таблица 2

Индекс розничных цен по группам товаров по г. Семипалатинску [15, с. 71]*

Наименование товаров На 1 мая 1926 г.

1913 г. 1924 г. 1925 г.

I. Хлебные продукты 1,03 0,84 0,95

II. Овощи 1,62 0,64 1,11

III. Мясные товары 3,78 1,31 1,28

IV. Молочные товары 2,79 0,94 1,12

V. Рыбные товары 1,33 0,80 1,00

Общий сельскохозяйственный индекс 2,31 1,00 1,08

VI. Масло растительное 1,67 1,25 1,00

VII. Соль 2,00 1,00 1,33

VIII. Сахар 2,05 0,86 1,00

IX. Чай 2,10 0,73 1,00

X. Табачные товары 1,75 0,70 1,17

XI. Мануфактура 2,42 0,89 1,01

XII. Обувь 2,46 0,09 0,97

XIII. Металлические товары 1,56 0,73 1,00

XIV. Посуда 2,31 1,04 1,04

XV. Химические товары 1,67 0,96 1,00

XVI. Керосин 1,20 1,00 1,00

XVII. Топливо 2,31 1,16 1,16

XVIII. Писчебумажные товары 2,04 1,00 1,02

Общий промышленный индекс 1,92 0,86 1,01

Общий товарный индекс 2,10 0,92 1,04

В это же время появляется практика заключения коллективных договоров. Коллективный договор являлся важнейшим документом, регламентирующим права и обязанности сторон. По коллективному договору 1926 г. театра им. Луначарского включались разделы: порядок и увольнение сотрудников, рабочее время, тарифная ставка, охрана труда и санитарно-гигиенические условия труда, о правах союза и работниках союзной организации. Так, у актёров устанавливалась шестидневная рабочая неделя (выходной день - понедельник и последующие праздничные дни); за просрочку заработной платы администрация несла финансовое наказание и должна была выплатить пени в размере 2 % в день, если сумма не была выплачена вовремя; весомым пунктом было и предоставление работникам предприятий спецодежды,

которая выдавалась бесплатно, а её стирка и починка производилась за счёт работодателя [14, л. 2]. Отдельный пункт документа оговаривал права членов профсоюзной организации. В пункте (11) «Приём и увольнение работников» зафиксировано: «В дополнение к ст. 5-10 Кодекса Закона о Труде устанавливается: администрация обязуется принимать на работу в первую очередь членов профсоюзов Рабиса». В то же время действие договора распространялось «на всех работников, занятых по найму в зрелищном предприятии, независимо от того, состоят ли они членами союза Рабиса или нет» [Там же].

С введением НЭПа большинство культурных учреждений губернии (кроме музея и библиотек) были переведены на самоокупаемость, что негативно сказалось на положении всех губернских театров. Например,

был значительно сокращён театральный коллектив Усть-Каменогорского городского театра: 18 ноября 1921 г. были распущены театральный хор и оркестр [16, л. 36], бывшие музыканты и певцы театра пополнили армию губернских безработных. Всего за два года, с 1924-го по 1926 г., в губернии было сокращено количество театров с 5 до 3, народных домов - с 4 до 3, что обеспечило многим деятелям искусства статус «лиц свободных профессий» или же безработных [17, с. 345-346].

С созданием в 1926 г. Усть-Каменогорского городского Совета театр был передан в его ведение. По сложившимся нормам только 70 % расходовались на содержание труппы. Судя по документам и воспоминаниям бывших работников, горсовет не мог взять театр на полное содержание, а лишь само здание и административно-обслуживающий персонал [18]. Проблема бюджетного финансирования в полной мере относилась и к коллективу театра им. Луначарского. На заседании Семипалатинского Правления губотдела Рабиса от 26 января 1927 г. выдвигался вопрос о полном содержании коллектива театра: «Вопрос в отношении театра им. Луначарского на полную гарантию считать невозможным. Во-первых, коллектив артистов не желает расформировываться. Во-вторых, в бюджете горсовета, кроме 8 тысяч (рублей. - Е. Р.), не предусмотрено, а при переходе на гарантию этой суммы не хватит. В дальнейшем при организации летнего дела добиваться гарантии» [19, л. 3].

Любая отмена спектакля грозила работникам труппы ухудшением материального положения, что и произошло в январе 1926 г. в Усть-Каменогорске. Актёры были вынуждены обратиться за материальной помощью в городской совет. Для исправления бедственного положения им была выделена помощь по 20-25 рублей [20, л. 5]. Однократную финансовую помощь: от 2 до 5 рублей (в случае смерти родственника - до 10 рублей) - своим наиболее обездоленным членам (безработным) оказывал и Рабис [19, л. 3]. Для борьбы с безработицей, принявшей в губернии «затяжной и массовый характер», местный профсоюз организовывал кассы взаимопомощи и добивался того, чтобы всю сверхурочную работу выполняли безработные члены профсоюза [Там же, л. 4].

Пособия для безработных служащих по правилам, введённым с 1927 г., выдавались в размере 25 % к средней заработной плате. Кроме того, безработным полагались надбавки на иждивенцев: 15 % пособия на одного человека, 25 % - на двух. Общая же сумма не должна превышать 50 % прежнего оклада безработного. Больше двух лет пособия не выплачивались [21, с. 162].

Оптимизация учреждений культуры затронула и основы самой театральной «кухни». Если для театралов губернии начала 1920-х гг. бенефис, т. е. спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров со сбором доходов в пользу этого человека, вполне распространённое явление, то уже с января 1927 г. ситуация меняется: по постановлению Семипалатинского отдела Рабиса бенефисы попадают под запрет. В театрах разрешались лишь постановки показательных спектаклей с условием поступления всех сборов в общий фонд коллектива [19, л. 3]. Таким способом профсоюз боролся с «буржуазной» формой доходов актёров, выделяя в первую очередь коллектив и его нужды.

Уровень медицинского обслуживания населения губернии в 1920-х гг. в целом оставался невысоким. На Расширенном Пленуме губернских профсоюзов 1924 г. участником Савельевым было отмечено: «Медицины как таковой в губернии нет. Приходится всё строить вновь. Существует кое-какой старый остов медицины, и на нём приходится создавать новую рабочую медицину» [22, с. 2]. Хотя в городских стационарах оказывалась акушерская, хирургическая и терапевтическая медицинская помощь, другие виды стационарной помощи: венерическим либо туберкулёзным больным, а также физиотерапия - в городах совершенно отсутствовали [23, л. 167].

Из-за вспышек остроинфекционных заболеваний в начале 1920-х гг. в губернии, вплоть до середины 1930-х гг., приём на работу сотрудников во всех организациях города без исключения, в том числе и театральных работников, осуществлялся только со справкой о прохождении вакцинации от оспы и брюшного тифа. Приём на работу без справок о прохождении указанных прививок был категорически воспрещён [24, л. 7].

Для оздоровления артистов Семипалатинска по нормам коллективного договора ежемесячно отчислялся 1 % со всей суммы зарплаты в фонд дома отдыха «Санаторий» [14, л. 1]. В эти годы обрёл популярность при лечении заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, кожных и женских заболеваний бальнеогря-зелечебный курорт «Мойылды», курортный статус которого был принят решением Семипалатинского Губисполкома от 30 сентября 1922 г. [25].

Жилищный вопрос представлял для актёров огромную проблему. Поскольку специализированное жильё для работников искусств отсутствовало, актёры селились на частных квартирах или в индивидуальных домах, составлявших значительную часть городского ландшафта того времени. Острота вопроса в губернском городе снималась чрезвычайными, силовыми методами. Газета Семипалатинского Губисполкома «Степная правда» от 7 октября 1924 г. сообщала: «В целях ликвидации квартирного кризиса по постановлению Губисполкома бывшие домовладельцы, живущие в коммунальных домах, но национализированных, выселяются в Алаш. Свободные квартиры будут предоставлены рабочим и служащим, нуждающимся в квартирах» [26, с. 6]. Не все рядовые театра могли обзаводиться собственной квартирой, а лишь наиболее «благонадёжные».

Зачастую актёру нужно было отлучаться и по 3-4 месяца проводить вне дома. Были случаи, когда, наоборот, в Семипалатинскую губернию приезжали труппы с Урала или Украины, Москвы, Алма-Аты. По существующей практике всех приезжих актёров размещали на частных квартирах, для чего выделялись деньги из городского бюджета. Но трудности оставались, что и было отмечено в постановлении Усть-Каменогорского горсовета 1935 г.: «Обязать Горкомхоз подыскать соответствующие жилые помещения для труппы с тем условием, чтобы изжить ненормальность прошлого года в этом вопросе» [10, л. 22].

Получить профессиональное актёрское образование для одарённой молодёжи на месте было невозможно, лишь в центральных городах: Алма-Ате, Москве, Ленинграде, Ка-

зани. Для большей части молодёжи выходом из ситуации стала организация на местах самодеятельности, поддерживающейся театральным подотделом Главполитпросвета.

Подводя итоги по характеристике уровня жизни театральной интеллигенции в Семипалатинской губернии восстановительного периода, можно сказать, что уровень жизни местной театральной интеллигенции в течение восстановительного периода был невысоким. Её положение усугублялось товарным голодом, инфляцией на все категории товаров, а с вводом НЭПа и появлением безработицы, массово затронувшей театральные круги. Нерешёнными оставались также вопросы жилищного фонда для актёров, получения профессионального образования для молодёжи, некачественного медицинского обслуживания. В то же время нужно отметить особую роль профсоюзной организации работников искусств, последовательно проводящей свою «защитную» политику в отстаивании социально-экономических интересов работников искусств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Москве 7 мая 1919 г. в кинотеатре «АРС» открылся I Учредительный съезд работников искусств, который оформил создание единого союза работников искусств (Рабис), или Всероссийского Рабиса (Всерабис). Сто шестьдесят три делегата представляли 25 тысяч деятелей искусств. Став первым творческим объединением страны, эта организация объединила множество мелких союзов: Союз актёров, Союз рабочих сцены, Союз театральных служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз оркестрантов и так далее, -которые уже существовали к моменту созыва съезда (см.: [1, с. 41]).

2 В 1922-1924 гг. наркоматом финансов была проведена первая советская денежная реформа, призванная оздоровить финансовую систему. Первый этап реформы сводился к деноминации огромной денежной массы, имеющей хождение по стране. Золотой червонец был введён 7 марта 1924 г. в оборот и приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями (см.: [27]). Бюджетный рубль определялся исчислением стоимости довоенного бюджетного набора продуктов (до 1913 г.) (см.: [28, с. 180]).

3 В 1921-1922 гг. внедрилась новая шкала оплаты труда, утверждённая на III съезде профсоюзов (апрель 1920 г.) и содержавшая 17 градаций (см.: [Там же]).

4 Так приведено в документе. Определить точное расположение дома отдыха «Санаторий» пока не представляется возможным.

ЛИТЕРАТУРА

1. От союзов - к Профсоюзу. История и современный этап развития / редкол.: А. П. Судаков (рук.) и др. - М. : АТИСО, 2010. - 556 с.

2. Труды ЦСУ. - Т. XVIII : Сборник статистических сведений по Союзу ССР 1918-1923. -М. : 1924. - 481 с.

3. Кабо Е. Питание русского рабочего до и после войны. По статистическим материалам 19081924 гг. - М. : Вопросы труда, 1926. - 184 с.

4. Сводка Семипалатинского Губчека о состоянии губернии за 1-15 июля 1920 года. Семипалатинск // Гражданская война в Восточном Казахстане, 1917-1922 гг. : хрестоматия / сост. Г. Т. Касымова и др. - Семей, 2013. -С. 178-180.

5. Движение цен в Семипалатинской губернии // Наше хозяйство / Семипалатинская Губернская Плановая Комиссия. - Семипалатинск : Семгубиздат, 1927. - 72 с.

6. Информационная сводка Семипалатинской губернской чрезвычайной комиссии в секретный отдел ВЧК о политической обстановке в Семипалатинской губернии // Гражданская война в Восточном Казахстане, 19171922 гг. : хрестоматия / сост. Г. Т. Касымова и др. - Семей, 2013. - С. 292-296.

7. Расширенный пленум Губпрофсовета // Степная правда. - 1924. - 7 февр.

8. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО). Ф. 112. Оп. 1. Д. 15.

9. Итоги Всесоюзной городской переписи 1923 г. = Resultats du Regensement de la Population Urbaine 1923. - Ч. II, вып. 3 : Население городов Союза ССР по занятиям, Крым, Азиатская часть РСФСР, Белорусская ССР. - М., 1925. - 391 с.

10. Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО). Ф. 680. Оп. 1. Д. 13.

11. Сибиряков И. В. Профсоюз и искусство - совместимая несовместимость // Вестник ЧелГУ. -2016. - № 1. - С. 12-21.

12. Театральная хроника // Степная правда. -1924. - 3 янв.

13. Движение зарплаты в промпредприятиях Семипалатинской губернии // Наше хозяйство

Информация о статье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления 30 июня 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Сведения об авторе

Рахматулина Евгения Юрьевна - аспирант Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия), научный сотрудник Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника (Усть-Каменогорск, Казахстан)

/ Семипалатинская Губернская Плановая Комиссия. - Семипалатинск : Губиздат, 1926. -72 с.

14. ЦДНИ ВКО. Ф. 416. Оп. 1. Д. 13.

15. Индекс розничных цен по группам товаров по г. Семипалатинску // Наше хозяйство / Семипалатинская Губернская Плановая Комиссия. -Семипалатинск : Губиздат, 1926.

16. ГАВКО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 7.

17. Политпросветработа // Ежегодник Семипалатинской губернии: обзор за 1925-1926 год. -Семипалатинск : Семипалат. Губисполком, 1927. - 430 с.

18. О дате создания театра в Усть-Каменогорске // Государственный архив Восточно-Казахстанской области и его филиалы. - URL: http://e-arhiv.vko.gov.kz/ru/Page/Index/1354 (дата обращения: 13.04.2017).

19. ЦДНИ ВКО. Ф. 112. Оп. 1. Д. 24.

20. ГАВКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3.

21. Виленский Е. В. Ликвидация безработицы и аграрного перенаселения в Средней Азии и Казахстане (1917-1932 гг.). - Алма-Ата : Типография издательства «Наука», 1980. -279 с.

22. Расширенный пленум Губпрофсовета // Степная правда. - 1924. - 9 февр.

23. ЦДНИ ВКО. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2.

24. ГАВКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 96.

25. Коширбаева Д. С пользой и комфортом // Успех = Succes. Бизнес-издание первых руководителей. - URL: http://success.kz/archive /2016/348-s-polzoy-i-komfortom.html (дата обращения: 25.06.2017).

26. О квартирах // Степная правда. - 1924. -7 окт.

27. Голотик С. И. и др. Советская Россия в 1920-е годы: нэп, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. - 2000. -№ 2. - URL: http://www.nivestnik.ru (дата обращения: 20.04.2017).

28. Головин С. А. Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20-30-е годы ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 66. - С. 177186.

Article info

Received June 30, 2017

Accepted July 12, 2017

About the author

Rahmatulina Evgeniya Yuryevna - graduate student of the Altai State University (Barnaul, Russia), researcher of the East Kazakhstan Ethnographic Museum-Reserve (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)

Адрес для корреспонденции: 070000, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская обл., Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 29 E-mail: [email protected]

Для цитирования

Рахматулина Е. Ю. К вопросу об уровне жизни театральной интеллигенции Семипалатинской губернии КАССР в 1920-1928 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 291-298.

Postal address: 29, Golovkova ul., Ust-Kamenogorsk, East Kazakhstan region, 070004, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]

For citations

Rakhmatulina E. Yu. To the Question of the Living Standards of the Theatrical Intelligentsia of Semipalatinsk Province of the KASSR in 19201928. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 291-298. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.