Научная статья на тему 'К вопросу об управлении политикоадминистративными сетями'

К вопросу об управлении политикоадминистративными сетями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕТИ / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОАЛИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СЕТЬ / GOVENANCE / УПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL NETWORK / POLITICAL COALITION / PUBLIC POLICY / NETWORK / GOVERNANCE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Т.А.

Управление политическими сетями представляет собой наиболее сложный тип социальных сетевых отношений в силу высокой степени нелинейности и неопределенности происходящих внутри сетевых процессов, и пока не существует комплексных исследований для определения механизмов управления подобными образованиями. В статье описывается один из возможных подходов по выявлению ключевых акторов сети, позволяющий сформулировать некоторые механизмы управления сети в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the management of political and administrative networks

The article discusses some aspects of the political and administrative networks. Considering the management of political networks, representing the most complex type of social networking, because of the high degree of nonlinearity and uncertainty occurring processes, there are not comprehensive studies to determine the mechanisms controlling such network entities. This article describes one of the possible approaches to identify key actors in the network to formulate several mechanisms of the whole network control.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управлении политикоадминистративными сетями»

К вопросу об управлении политико-административными

сетями

Т.А. Журавлева

Анализ взаимодействия различных управленческих подсистем, а также отдельных групп интересов в рамках концепции сетевого управления начал активно применяться для выработки государственной политики еще в 1970-х гг.1. На современном этапе своей эволюции сетевая теория (в отличие от принципов классической и новой школы государственного управления), развивая концепцию Governance («руководство»), вводит понятие «сложности» (complexity)2, которое подразумевает, что различные взаимодействия агентов политической и административной подсистем формируют сложную адаптивную систему, синергетический эффект в которой создается как путем конкуренции, так и путем кооперации.

В данном контексте уместным является использование интерпретации политики как «поля», введенного П. Бурдье3. Действительно, акторы, функционируя в рамках «политического поля», не ограничиваются ни направлением взаимодействия (вертикальное или горизонтальное), ни предметом, по поводу которого происходит взаимодействие. Тем не менее, в силу различного рода ресурсных барьеров, ограничения в виде двух фундаментальных изменений власти: влияния и доминирования — сохраняются.

Кроме того, особенности рассматриваемого в подобном ключе политического пространства состоят в том, что, во-первых, субъекты не всегда делают выбор рационально (например, в случае, когда происходит выбор в пользу статусных, а не материальных выгод), во-вторых, не всегда этот выбор представляется наиболее привлекательным вариантом (например, в случае возникновения «дилеммы узников»), и наконец, важна оценка либо недооценка актором рисков при принятии того или иного решения. Подобные обстоятельства обусловлены существующими особыми структурными ограничениями, определяющими действия того или иного актора в политико-административном пространстве.

1 Gais T.L. Interest Groups, Iron Triangles, and Representative Institutions in American National Government / T. L. Gais, M. A. Peterson, J. L. Walker, Jr. // British Journal of Political Science. 1984. № 14. P. 161-85.

2 Bogason P., Toonen T. Introduction: Networks in Public Administration // Public Administration. 1998. Vol. 76. N 2; Barabasi A.L., Jeong H., Neda Z., Ravasz E., Schubert A., Vicsek T. Evolution of the social network of scientific collaborations // Physica. 2002. A 311. P. 591;

3 Бурдье П. Социальное пространство поля и практики. М., 2007.

В связи с этим необходимо понимать, что названные барьеры зачастую усугубляются ситуацией институциональной неопределенности, которая выражается в ограниченности и часто запаздывающем характере нормативного регулирования, а также в несовершенстве организационно-структурных условий функционирования.

Логично предположить, что подобная ситуация провоцирует возникновение иных каналов коммуникации и ресурсного обмена при принятии решений, то есть формирование взаимодействия в рамках «политического поля» происходит в существующем институциональном ландшафте, корректируя его структурные особенности.

Помимо негативных последствий, таких как размытость политической ответственности и административной подотчетности, приводящих к увеличению риска расширения зоны рентоориентированного поведения и формированию коррупции как системного явления, существуют и положительные стороны. В частности, возникновение определенных связей в непубличной сфере взаимодействия позволяет решить проблему заинтересованности в реформах. В данном случае подобные латентные связи являются дополнением к несовершенному механизму работы государственной машины.

Формирующиеся взаимодействия политико-административных сетей, как правило, базируются на принципе акторного плюрализма, т. е. участники сети могут быть представителями различных общественных сфер. Пожалуй, можно выделить два основных обстоятельства, по которым происходит отбор: ресурс и/или публичный статус. Если первый параметр представляется довольно очевидным, так, потенциальный представитель сети должен вносить свой вклад в происходящие внутри взаимодействия (информационный, материальный, административный и проч.), то второй параметр представляется менее очевидным. С одной стороны, публичный статус может рассматриваться как разновидность ресурса, которым обладает потенциальный участник сети. С другой — представляется важным выделить публичный статус как отдельную категорию, позволяющую отделить латентную сферу от публичной и призванную решать задачу легитимации происходящих внутри сети непубличных процессов.

Усиление корпоративной сплоченности внутри правящего класса, приводящая к профилированию деятельности в сторону групповых интересов, внутренняя борьба (конкуренция) в рамках политической системы за контроль над большим количеством ресурсных потоков и усиление защитных механизмов политико-административных коалиций ведут к кардинальному изменению характера профессиональной деятельности, формируя основу для реализации персональных или групповых интересов взамен служебных. Постоянное воспроизводство данных факторов ведет к снижению эффективности используемых управленческих механизмов и разрушению базовых принципов системы государственного управления.

Вследствие нелинейного характера сетевого образования профилирующих групп внутри правящего класса механизмы контроля формирующихся систем рассматриваются в рамках нелинейного динамического моделирования, однако здесь не существует единого подхода в связи с чрезвычайно сложной

взаимозависимостью между морфологией сети и происходящими нелинейными динамическими процессами в политике.

Существует ряд исследований, относящихся скорее к частным случаям попытки выделения механизмов управления сложными сетями и контроля над ними и посвященных отдельным аспектам коммуникационного процесса (в частности, процессу нахождения консенсуса), изучению траффика и некоторым технологическим сетевым образованиям4. Что же касается рассмотрения вопросов управления политическими сетями, представляющих наиболее сложный тип социальных сетевых отношений, то в силу высокой степени нелинейности и неопределенности происходящих внутрисетевых процессов пока не существует комплексных исследований для определения механизмов управления подобными сетевыми образованиями.

Если исходить из инструментальной логики выявления механизмов управления политико-административной сетью, то построение любой сети элит, как правило, базируется на анализе следующих основных аспектов: определение структуры и типа сети, а также выявление доминирующих акторов либо групп (коалиций) и связей между ними. Таким образом, при необходимости выявления контролирующих акторов или групп ключевым становится определение коалиционных образований, что позволяет в дальнейшем выявить внутренние механизмы влияния отдельных акторов на политический процесс.

Основной проблемой остается корректное определение ключевых игроков, которые служат основой формирования коалиций и целенаправленное воздействие на которых может привести к изменению процессов, происходящих как внутри сети, так и в рамках межсетевого взаимодействия.

Подобный процесс «разрушения» сети требует тщательного анализа групповых параметров и целевого воздействия отдельных акторов и/или групп, по крайней мере на трех стадиях состояния сети: целостная сеть, кластерное образование и отдельные узлы сети. На каждом этапе анализируются происходящие изменения в функционировании сети, а также потенциальная оценка возможности формирования новых коалиционных сетевых образований в рамках остаточных несвязанных узлов.

Подобный анализ сетевых конструкций позволяет выявить направления воздействия на политико-административную сеть с целью корректировки или коренного изменения вектора ее деятельности. В частности, целенаправленно воздействуя на ключевых акторов, тех или иных, изолируя их или ограничивая доступ к определенных ресурсам, сеть вынуждена менять свою траекторию поведения, перепрофилируя интересы и перераспределяя ресурсы. Например, если мы рассмотрим политико-административную сеть региональной элиты

4 Slotine J.-J. & Li W. in Applied Nonlinear Control (Prentice-Hall, 1991); Wang, X. F. & Chen, G. Pinning control of scale-free dynamical networks. Physica A 310, 521-531 (2002); Wang W. & Slotine J.-J. On partial contraction analysis for coupled nonlinear oscillators. Biol. Cybern. 92, 38-53 (2005); Sorrentino F., di Bernardo M., Garofalo F. & Chen G. Controllability of complex networks via pinning. Phys. Rev. E 75, 046103 (2007); Yu W., Chen G. & Lu J. On pinning synchronization of complex dynamical networks. Automatica 45, 429-435 (2009); Rahmani A., Ji M., Mesbahi M. & Egerstedt M. Controllability of multiagent systems from a graph-theoretic perspective. SIAM J. Contr. Optim. 48, 162-186(2009).

Саратовской области 2012 г. (рис. 1), то в целом сеть как единое образование распадается на несколько отдельных политико-административных коалиций, имеющих связь одного типа: профессиональную и образовательную.

Рис. 1. Сеть региональной политико-административной элиты Саратовской области

(по состоянию на 2012 г.). Типы связей: пунктиры - экономическая деятельность; черный - профессиональные связи; серый - неформальные связи

При изучении подобного рода сетевых конструкций целесообразно дать персональную характеристику отдельно стоящих акторов, а также оценку деятельности региональной элиты не только на уровне сети в целом сообразно задаче, стоящей перед исследователем, но также и на уровне отдельных коалиционных образований (выделено на рис. 1).

Интересно, что события, происходившие в 2012 г. в регионе, повлияли на положение одного из ключевых акторов — спикера законодательного собрания М. Алешиной, что привело к переконфигурации сети в целом и формированию новой повестки в регионе (рис. 2).

Рис. 2. Сеть региональной политико-административной элиты Саратовской области - 2

(по состоянию на 2012 г.)

Политико-административные сети, будучи структурой с высоким уровнем автономности, все более и более определяют социально-экономическое развитие как на региональном, так и на федеральном уровнях государственного управления. Происходящая ориентация на сохранение сложившейся ситуации в современных кризисно изменяющихся условиях, сопровождающаяся упомянутым выше феноменом «сложности», не может не привести к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. В связи с этим необходимость формирования новых механизмов управления возникшими и устоявшимися отношениями в рамках политико-административных сетей будет способствовать созданию балансирующих механизмов реализации как частных, так и публичных интересов при выработке государственной политики.

Список используемых источников

1. Бурдье П. Социальное пространство поля и практики. М., 2007.

2. Соловьев А.И. Латентные структуры управления государством или игра теней на лике власти. Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 70-98.

3. Barabasi A.L., Jeong H., Neda Z., Ravasz E., Schubert A., Vicsek T. Evolution of the social network of scientific collaborations. Physica. 2002. A 311. P. 591.

4. Bogason P., Toonen T. Introduction: Networks in Public Administration // Public Administration. 1998. Vol. 76. № 2.

5. Gais T.L. Interest Groups, Iron Triangles, and Representative Institutions in American National Government / T.L. Gais, M.A. Peterson, J.L. Walker, Jr. British Journal of Political Science. 1984. № 14. P. 161-185.

6. Hirst P. Democracy and Governance - Debating Governance, Oxford: Oxford University Press, 2000.

7. Kooiman J. Governing as Governance. London: Sage Publications, 2003.

8. Pierre J. Debating Governance. Oxford: Oxford University Press, 2000.

9. Rahmani A., Ji M., Mesbahi M. & Egerstedt M. Controllability of multi-agent systems from a graph-theoretic perspective. SIAM J. Contr. Optim. 48, 162-186 (2009).

10. Sorrentino, F., di Bernardo, M., Garofalo, F. & Chen, G. Controllability of complex networks via pinning. Phys. Rev. E 75, 046103 (2007).

11. Wang, W. & Slotine J.-J. On partial contraction analysis for coupled nonlinear oscillators. Biol. Cybern. 92, 38-53 (2005).

12. WangX.F. & Chen G. Pinning control of scale-free dynamical networks. Physica. A 310, 521-531 (2002).

13. Yu W., Chen G. & Lu J. On pinning synchronization of complex dynamical networks. Automatica 45, 429-435 (2009).

Статья принята к печати 20 октября 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.