Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ В БАСКЕТБОЛЕ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ В БАСКЕТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетболисты / тренер / управление / игровые ситуации / basketball players / coach / management / game situations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Андрей Александрович, Матвеева Инга Сергеевна, Матвеев Валентин Сергеевич, Золотухина Инна Анатольевна

Рассмотрена роль управления спортсменами в спортивно-игровой команде на основе ретроспективного анализа литературы. Показаны предпосылки рационального управления спортивной командой на примере баскетбола. Приведен пошаговый алгоритм оптимального управления баскетбольной командой и реализация функций управления тренера в игровых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клименко Андрей Александрович, Матвеева Инга Сергеевна, Матвеев Валентин Сергеевич, Золотухина Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MANAGING GAME SITUATIONS IN BASKETBALL

The role of the management of athletes in a sports team is considered on the basis of a retrospective analysis of the literature. The prerequisites for the rational management of a sports team are shown on the example of basketball. A step-by-step algorithm for the optimal management of a basketball team and the implementation of coach management functions in game situations are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ В БАСКЕТБОЛЕ»

УДК 796.323.2

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-80-86

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ В БАСКЕТБОЛЕ

А.А. Клименко, И.С. Матвеева, В.С. Матвеев, И.А. Золотухина

Рассмотрена роль управления спортсменами в спортивно-игровой команде на основе ретроспективного анализа литературы. Показаны предпосылки рационального управления спортивной командой на примере баскетбола. Приведен пошаговый алгоритм оптимального управления баскетбольной командой и реализация функций управления тренера в игровых ситуациях.

Ключевые слова: баскетболисты, тренер, управление, игровые ситуации.

Клименко Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., kalita-2018@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

Матвеева Инга Сергеевна, канд. пед. наук, доц., kalita-2018@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Тру-билина,

Матвеев Валентин Сергеевич, канд. пед. наук, доц., kalita-2018@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет,

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, zolotuxina1979@rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

На сегодняшний день эффективность выступления спортсменов на соревновательном этапе обусловлена многими факторами, отображающими их уровень подготовленности. В командно-игровых видах спорта данные закономерности проявляются наиболее акцен-тированно [5].

К этим факторам относят следующее: большое число участников процесса, соревновательные ситуации, находящиеся в динамическом изменении, невозможность и стабильного моделирования взаимодействия с игроками и прогнозирования действий соперников.

До настоящего времени деятельность тренера рассматривалась уче -ными через призму практического руководства тренировочным процессом, генерированием двигательных навыков и физических качеств. Современная роль тренера характеризуется рядом несвойственных ей ранее качеств: управленческих, организационных, психологических [ 7].

ON THE ISSUE OF MANAGING GAME SITUATIONS IN BASKETBALL

Klimenko A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Matveeva I.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Matveev V.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kalita-2018@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Technological University, Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

The role of the management of athletes in a sports team is considered on the basis of a retrospective analysis of the literature. The prerequisites for the rational management of a sports team are shown on the example of basketball. A step-by-step algorithm for the optimal management of a basketball team and the implementation of coach management functions in game situations are presented.

Key words: basketball players, coach, management, game situations.

Цель исследования: изучить состояние проблемы управления игроками спортивно-игровой команды (на примере баскетбола) на основе ретроспективного анализа литературы.

Задачи исследования:

1) проанализировать на основе изучения проблематики управления баскетболистами в игровых ситуациях наиболее важные ее составляющие;

2) выявить и теоретически обосновать пошаговый алгоритм действий тренера по оптимальному управлению игроками в соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. В работе применяли следующие методы педагогического исследования:

1. Изучение литературных источников. В реализации этого метода применялись следующие приемы: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста.

2. Теоретический анализ. Этот метод характеризовался следую -щими особенностями: сопоставлением с научно обоснованными фактами, соотнесением с целями и задачами исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучено состояние проблемы управления тренера игроками баскетбольной команды на сегодняшний день, проанализированы наиболее важные составляющие про -блематики, выявлен и теоретически обоснован пошаговый алгоритм дей -ствий тренера по воздействию на игроков.

Изложение основного материала. Неотъемлемой частью профес-сионализма тренера является управление командой на тренировочном и соревновательном этапах. Подчеркнем, что управленческие методы на соревнованиях должны применять и тренер, и игроки [1]. Профессиограмма тренера многогранна, поэтому сложна и проблематика изучения его про -фессиональной компетентности через призму управленческой составляющей [6].

Для наиболее эффективного управления спортсменами в игровых ситуациях должны генерироваться на всем этапе подготовки команды предпосылки рационального управления. Прежде всего, это манипуляция поступающей информации и тренером, и спортсменами, сортировка структуры сообщений, выработка организационного игрового кода членами команды, которые в определенной мере обусловливают восприятие игрового момента, его оценивание и адекватное ему принятие решения [1].

В баскетболе тренер реализует функции управления в основном при минутных перерывах, заменах, в перерывах между четвертями. Этой информации явно недостаточно для эффективного управления игроками [3]. Поэтому необходимо рассмотреть оптимальный механизм управленче-ского воздействия тренера на спортсменов непосредственно во время игровых ситуаций.

Организация и управление командой во время игры, по мнению М. Вуттена [2], - главенствующая функция тренера. Кроме того, одним из важнейших показателей готовности тренеров по баскетболу к профессио -нальной деятельности является высокий уровень управления взаимодействием игроков на площадке [8].

Пошаговый алгоритм действий тренера по воздействию на игроков.

1. Начало игры. Убедившись в том, что игровые комбинации отработаны и члены команды ознакомлены с планом на игру, тренер назначает стартовую пятерку и подопечных для каждого игрока.

2. Стартовая пятерка. Тренеру надлежит убедить игроков «старта» в том, что не имеет значения то, кто начинает, главное - общий успех. Необходимо, чтобы стартовый состав был задействован в как можно большем количестве игр подряд. Важно здесь и то, что нельзя менять начинающий игру состав после проигрыша, иначе члены команды будут считать, что наставник обвиняет кого-то из замененных в поражении. Замену стартового состава нужно реализовывать только после выигрыша [2]. Помимо этого, важным нюансом является проведение индивидуальной беседы до игры с игроком, которого тренер хочет заменить. В ходе такой беседы необходимо объяснить баскетболисту причины такого решения, стараясь при этом не затронуть его самолюбия. Не давая утратиться энтузиазму баскетболиста и его желанию играть, надо объяснить атлету, что его дей -ствия будут более эффективными (опять же, по мнению тренера) в том случае, если он будет вступать в игру не с самого начала, а например, во второй четверти.

3. Назначение подопечных. При реализации личной защиты тренеру необходимо распределить игроков для опеки:

а) назначение подопечного центровому игроку. Если центровой приносит максимум очков своей команде, то ему нельзя поручать опеку игрока, аналогично действующего в команде соперника. В противном случае, свой центровой будет выкладываться в полную силу под обоими щитами, и вся тяжесть игры ляжет на его плечи. Кроме того, в данной ситуации он может быстро набрать фолов, противодействуя активному визави [4];

б) опека разыгрывающего игрока. Выбирая игрока для опеки плей-мейкера соперников, необходимо помнить, что первый, играя в защите, будет находиться максимум времени у мяча, а это может привести к неоправданным фолам. Исходя из этого, нельзя поручать опеку «первого номера» соперников лучшему снайперу или лучшему разыгрывающему [2].

При распределении подопечных наставник должен держать в уме потенциальную возможность получения фолов своими игроками. Поэтому лучших игроков соперника следует поручать тем игрокам, для которых, по мнению тренера, допустимо получать фолы.

Тренер всегда должен иметь альтернативный план. В случае если один из баскетболистов соперника начал сразу же быстро набирать очки, то на это нужно отреагировать, скорректировав защиту. Всего лишь сменив подопечных, можно оказать психологический эффект на соперника, ведь игрок соперника будет думать, что против него задействовали луч -шего защитника. В отдельных случаях необходимо переформатировать все защитные построения для недопущения получения мяча самым результативным бомбардиром соперника;

в) нейтрализация сильных сторон игры соперника. Распределяя опекунство среди своих игроков, тренер должен анализировать сведения о противоположной команде, определив сильные качества баскетболистов соперника. Исходя из этого, наставник распределяет опеку так, чтобы не позволить оппонентам проявить свои сильные стороны, тем самым повышая шансы на победу.

4. Во время игры. Организуя управление во время игры, тренер должен: контролировать свое поведение; наблюдать за поведением настав -ника команды соперника; корректировать игровой план; принимать решения по заменам игроков; эффективно проводить большой перерыв:

а) поведение тренера во время матча. Так как тренер - глава команды, то его поведение должно быть примерным [2]. Члены команды смотрят на своего наставника и берут с него пример. В случае если тренер потерял хладнокровие, самообладание, боевой настрой, то это моментально передается команде;

б) поведение тренера команды-оппонента. На поведение тренера команды-оппонента также следует обращать пристальное внимание. Такие состояния, как расстройство, раздражительность, смущение можно использовать в свою пользу;

в) корректировка игрового плана. В игровом плане должно быть все учтено, начиная с игровых задач и способов их реализации и заканчивая расстановкой игроков на вбрасывании и выполнении штрафных бросков.

При этом игровой план не должен быть «кристаллизированным», а допускать в своей структуре корректировки во время матча [2]. Подход к каждому матчу должен быть гибким. Это необходимо для коррекции решений под конкретные способности игроков. Повлиять на результат способны даже незначительные изменения. Привести команду к победе может и правильное перераспределение подопечных при защите, и точечная замена одного игрока другим в критический момент игры.

В игровой план также необходимо включить некоторые стандартные правила, которым баскетболисты будут следовать в отдельных моментах матча: например, какая комбинация разыгрывается при введении мяча из-за боковой или лицевой линии; какого игрока вывести на решающий бросок; кому отдать мяч, если соперник стал фолить на последних минутах матча и т. д. Необходимо помнить, что эти правила не догма, они также могут корректироваться по ходу матча.

Во время матча крайне нежелательно вносить большие изменения в игровой план. Есть только две причины, по которым нужно полностью заменить старый план на новый: первая - изначальный план был ошибочным, вторая - произошло что-то из ряда вон выходящее. Построение нового плана необходимо выполнять, опираясь на прежние приемы и ком -бинации. В противном случае игроки могут подумать, что их тренер паникует и данное настроение передастся им тоже;

г) решения по заменам игроков. Наставнику уже заранее необходимо знать, как он будет корректировать состав игроков по ходу матча [ 2]. Например, при получении лидером третьего фола в первой половине игры необходимо усадить его на скамейку запасных для того, чтобы выпустить его на площадку в третьей или даже четвертой четверти. Имея четкий план по управлению составом игроков, необходимо проявлять определенную гибкость, корректируя его по ходу игры.

Информацию по составу баскетболистов никогда нельзя сообщать игрокам: если тренер скажет игроку, что тот является первым кандидатом для выхода на площадку при конкретной игровой ситуации, а затем при вынужденной смене плана, то наставник автоматически получит недо -вольного на скамейке [2];

д) большой перерыв. Большой перерыв между 2-й и 3-й четвертью длится 10 минут. Необходимо прежде всего дать игрокам 3-4 минуты пообщаться между собой. Тренеру это время нужно использовать для про -смотра статистических показателей матча. В параметрах игры нужно обра -тить внимание на результативность подборов на обоих щитах у собственной команды и на то, нет ли в команде-оппоненте снайпера, который за -брасывает большую часть мячей [2].

Далее, несмотря на ход матча, необходимо начать разговор с игро -ками с нескольких позитивных фраз. Замеченные недостатки не стоят внимания, поэтому тренеру нужно акцентироваться на решении поставленных задач в предстоящей половине игры.

Выводы. В процессе исследования рассмотрены общие принципы и методы управления в системе «тренер - спортсмен» на примере баскетбольной команды. Приведен пошаговый алгоритм действий тренера по воздействию на игроков. Выделен поведенческий этикет тренера при общении с баскетболистами на площадке.

Список литературы

1. Болгов А.Н. Аспекты принятия управленческих решений в соревновательной деятельности баскетбольных команд в условиях неопреде -ленности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 19-22.

2. Вуттен М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 400 с.

3. Иващенко Е.А. Социально-психологические аспекты тренерской деятельности с командами игровых видов спорта // Psychology of the 21st century: theory, practice, prospect: materials of the VIII international scientific conference. Прага: Sociosfera-CZ s.r.o., 2018. С. 26-30.

4. Калита М.В. Ролевые функции и модель центрового студенче -ской баскетбольной команды // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 63. С. 292-296.

5. Кудряшов Е.В. Характеристика эффективности игровых действий баскетболисток // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 177-179.

6. Лобурева М.Е., Кузьмина Ю.П. Особенности профессиональной деятельности тренера в процессе управления командой в баскетболе // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Курган: Изд-во КГУ, 2018, С. 41-43.

7. Мочалов Ф.Н., Филатов Ю.В. Роль тренера в управлении спортивным коллективом // E-Scio. 2020. № 11 (50). С. 398-402.

8. Система показателей готовности тренеров студенческих команд по баскетболу к тренерской деятельности / Е.С. Горовенко [и др.] // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № 52. С. 8889.

References

1. Bolgov A.N. Aspekty prinyatiya upravlencheskih reshenij v sorevnovatel'noj deyatel'nosti basketbol'nyh komand v usloviyah neopredelennosti [Aspects of managerial decision-making in the competitive activity of basketball teams under conditions of uncertainty] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2010. No. 1 (59). P. 19-22.

2. Vutten M. Kak dobit'sya uspekha v podgotovke basketbolistov [How to succeed in training basketball players]. M.: TVT Division, 2008. 400 p.

3. Ivashchenko E.A. Social'no-psihologicheskie aspekty trenerskoj deyatel'nosti s komandami igrovyh vidov sporta [Socio-psychological aspects of coaching with team sports] // Psychology of the 21st century: theory, practice, prospect: materials of the VIII international scientific conference. Praga: Sociosfera-CZ s.r.o., 2018. P. 26-30.

4. Kalita M.V. Rolevye funkcii i model' centrovogo studencheskoj basketbol'noj ko-mandy [Role functions and the model of the central student basketball team] // NovaInfo.Ru. 2017. V. 2. No. 63. P. 292-296.

5. Kudryashov E.V. Harakteristika effektivnosti igrovyh dejstvij basketbolistok [Characteristics of the efficiency of playing actions of female basketball players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaf]. 2019. No. 4 (170). P. 177-179.

6. Lobureva M.E., Kuz'mina Yu.P. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti trenera v processe upravleniya komandoj v basketbole [Features of the coach's professional activity in the process of team management in basketball] // Sport and physical culture: integration of scientific research and practice: sat. materials of the VII All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation. Kurgan: Publishing House of KGU, 2018. P. 41-43.

7. Mochalov F.N., Filatov Yu.V. Rol' trenera v upravlenii sportivnym kollektivom [The role of a coach in the management of a sports team] // E-Scio. 2020. No. 11 (50). P. 398-402.

8. Sistema pokazatelej gotovnosti trenerov studencheskih komand po basketbolu k trenerskoj deyatel'nosti [The system of indicators of the readiness of coaches of student basketball teams for coaching] / E.S. Gorovenko [et al.] // Izvestiya Rossijskoj voenno-medicins-koj akademii [Proceedings of the Russian Military Medical Academy]. 2020. V. 39, No. 52. P. 88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.