Научная статья на тему 'К вопросу об управление дебиторской задолженностью организации'

К вопросу об управление дебиторской задолженностью организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2722
1021
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ / ABC-АНАЛИЗ / XYZ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Валентина Сергеевна, Мурашкин Роман Николаевич, Рогозин Михаил Викторович

В статье исследована возможность управления дебиторской задолженностью коммерческой компании на основе совмещения методов ABCи XYZ-анализа, дополненных методом «дерева целей». Представленный в работе анализ проведен на основе предприятия ООО «Национальная фруктовая компания». Результаты проведенного исследования демонстрируют эффективность применения предложенной методики для формирования кредитной политики рассматриваемой организации. Предложенный подход позволяет разработать дифференцированные условия взаимодействия с различными группами покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управление дебиторской задолженностью организации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 336.663

Кравченко Валентина Сергеевна

к.э.н., старший преподаватель E-mail: [email protected] Мурашкин Роман Николаевич

ассистент E-mail: [email protected] Рогозин Михаил Викторович ассистент E-mail: [email protected]

кафедра финансов и кредита, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского

г. Нижний Новгород, РФ

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье исследована возможность управления дебиторской задолженностью коммерческой компании на основе совмещения методов ABC- и XYZ-анализа, дополненных методом «дерева целей». Представленный в работе анализ проведен на основе предприятия ООО «Национальная фруктовая компания». Результаты проведенного исследования демонстрируют эффективность применения предложенной методики для формирования кредитной политики рассматриваемой организации. Предложенный подход позволяет разработать дифференцированные условия взаимодействия с различными группами покупателей.

Ключевые слова

Дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, кредитная политика, расчеты с покупателями, дифференциация покупателей, ABC-анализ, XYZ-анализ.

Введение

Управление дебиторской задолженностью является одним из наиболее важных направлений финансового менеджмента любых для предприятий. Принятие корректных решений в данной сфере может с одной стороны сократить потребность в источниках финансирования и повысить платежеспособность организации, а с другой стороны позволяет увеличивать объемы продаж и уровень рентабельности деятельности за счет предоставления выгодных условий покупателям.

Одной из основных задач финансового менеджмента в данной сфере является анализ динамики дебиторской задолженности в разрезе отдельных контрагентов и контроль ее состояния в каждом конкретном периоде. Очевидно, что несвоевременный анализ состояния расчетов с дебиторами или отсутствие такого анализа могут привести к нерациональному распределению оборотного капитала или к недостатку денежных средств, необходимых для погашения текущих обязательств компании. В то же время руководство многих российских предприятий не уделяет достаточного внимания работе с дебиторами, что приводит к бесконтрольному росту объема дебиторской задолженности, замораживанию средств в расчетах и, в итоге, к возникновению существенных убытков (значение данной проблемы особенно очевидно в рамках анализа дивидендной политики российских компаний [7]). Данные факторы определяют необходимость исследований в данной сфере, которые позволяют разработать научно-обоснованные модели и подходы, обеспечивающие повышение эффективности расчетов с покупателями.

Анализ состояния расчетов с дебиторами компании позволяет разработать дифференцированную кредитную политику для разных групп покупателей, учитывающую влияние каждого из контрагентов на объем продаж компании и стабильность погашения обязательств каждого из них [2, с. 844]. В мировой практике существует ряд моделей, позволяющих решить задачу группировки покупателей для разработки условий предоставления кредита (среди данных моделей следует выделить методы ABC- и XYZ-анализа). Однако возможность непосредственного использования этих подходов в российских условиях вызывает

определенные сомнения. В представленном сообщении исследуется возможность совместного применения для управления дебиторской задолженностью предприятия методов ABC-анализа и XYZ-анализа, дополненных «деревом целей». Представленный анализ проведен на примере расчетов с дебиторами конкретной торговой компании, что позволяет оценить эффективность применения предложенной модели для управления корпоративными финансами российских предприятий.

Результаты исследования

Определение термина «дебиторская задолженность» не находит единого подхода среди российских и зарубежных авторов. Некоторые ученые, рассматривая данное понятие в качестве экономической категории, определяют дебиторскую задолженность как сумму долгов физических и юридических лиц, причитающаяся организации [4]. Другие авторы акцентируют внимание на природе возникновения дебиторской задолженности в результате взаимодействия компании с покупателями [5]. Все вышеперечисленные подходы рассматривают дебиторскую задолженность как экономическую категорию, но также существует еще один подход, по которому дебиторская задолженность является правовой категорией. Она считается обязательством, субъектами которого становятся кредитор и должник, а объектом - обязательства (должник) и права требования (кредитор) (статья 307 ГК РФ) [1].

Рассматривая дебиторскую задолженность в качестве правовой категории, можно сделать вывод, что если право на изъятие дебиторской задолженности является имущественным правом, то дебиторская задолженность - это часть имущества юридического или физического лица [3], т.е. она выступает в качестве разновидности активов организации. Данное толкование понятия нашло свое отражение в бухгалтерском балансе, где дебиторская задолженность сгруппирована по видам обязательств; источникам их образования; характеру задолженности и отношению к кредитору. Исходя из этого, процесс управления дебиторской задолженностью должен рассматриваться как составной элемент политики управления активами компании [2, с. 844].

Вопрос управления дебиторской задолженностью все также остается острой проблемой для ведения современного бизнеса [6]. От результатов работы с дебиторской задолженностью может зависеть прибыть предприятия, его рентабельность и экономическая безопасность [9]. От выбора системы управления дебиторской задолженностью будет зависеть стабильность и эффективность данного предприятия.

С целью рационализации управления дебиторской задолженностью предлагается использовать «дерево целей» оптимизации дебиторской и кредиторской задолженностей (Рисунок 1), а также использовать ранжирование покупателей по результатам АВС - анализа.

Основой данного метода является закон Парето-эффективности, по которому 80% дебиторской задолженности может числиться за 20% должников. То есть всего 20% крупных клиентов предприятия обеспечивают 80% его дебиторской задолженности [8, с. 603].

Рисунок 1 - Дерево целей рационализации дебиторской задолженности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Авторами была изучена применимость метода ABC-анализа для исследования состояния дебиторской задолженности конкретного предприятия - ООО «Национальная фруктовая компания». Результаты проведенного анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1

ABC - анализ дебиторской задолженности ООО «Национальная фруктовая компания»

№ Наименование Продажи за год, тыс. руб. Доля, % Накопительный итог,% Категория

1 2 3 4 5 6

1 ООО «Продукт-Сервис» 87523 38,84 38,84 А

2 ООО«Сладкая Жизнь НН» 31483 13,97 52,82 А

3 ООО «Лента» 27831 12,35 65,17 А

4 ООО «Свит лайффудсервис» 15467 6,86 72,03 А

5 ООО «Фрутпрайм» 15326 6,80 78,83 А

6 Франшиза 10424 4,63 83,46 B

7 ОАО «Седьмой континент» 8621 3,83 87,29 В

8 ООО «Бахетле» 7461 3,31 90,60 В

9 ООО «Райентр НН» 6359 2,82 93,42 В

10 ЗАО «Тандер» 6019 2,67 96,09 С

11 ООО «Стандарт» 5712 2,54 98,63 С

12 ООО «Точка» 1769 0,79 99,41 С

13 ООО «Актион» 1326 0,59 100,00 С

14 Итого 225321

Дальнейшие этапы анализа дебиторской задолженности позволяют выявить тенденции изменений взаимоотношений с клиентами. Для этого используется метод XYZ-анализа, основанный на определении коэффициента вариации по следующей формуле (1) [3, с. 462]:

v = Ш * 100%

где S - среднеквадратическое (стандартное) отклонение объемов реализации за период;

R ср - средний объем реализации за этот же период.

Результаты применения метода XYZ-анализа для исследования дебиторской задолженности рассматриваемого предприятия представлены в таблице 2.

В группу X вошли следующие покупатели ООО «Продукт-сервис», ООО «Свит лайффудсервис», ООО «Райцентр НН», т.е. стабильность потребления, незначительные колебаниями в их расходе и высокая точность прогноза (менее 10%.).

Таблица 2

- анализ дебиторской задолженности ООО «Национальная фруктовая компания»

Покупатель Реализация за квартал, тыс. руб. R ср, тыс.руб. S, тыс. руб. V, % Группа

I II III IV

i 2 3 4 5 6 7 8 9

Продукт-сервис 22347 21428 19672 24076 21880,75 1590,6 7,27 X

Сладкая жизнь НН 7541 6823 6391 10728 7870,75 1700 21,60 Y

Продолжение таблицы 2

Лента ООО 6931 7024 5872 8004 6957,75 754,75 10,85 Y

Свит лайффудсервис 4226 3941 3526 3774 3866,75 254,6 6,58 X

Фрутпрайм ООО 2762 3199 5783 3582 3831,5 1163,45 30,37 Z

Франшиза 3911 2279 2691 1543 2606 858,36 32,94 Z

Седьмой континент ОАО 1384 1295 2605 3337 2155,25 856,39 39,74 Z

Бахетле ООО 1782 1831 1653 2195 1865,25 201,17 10,79 Y

Райцентр НН 1529 1583 1497 1750 1589,75 97,49 6,13 X

Тандер ЗАО 1462 1874 1295 1388 1504,75 221,24 14,70 Y

Стандарт ООО 1093 948 1123 2548 1428 650,01 45,52 Z

Точка ООО 343 496 385 545 442,25 81,51 18,43 Y

Актион ООО 385 371 298 272 331,5 47,66 14,38 Y

В группу Y - ООО «Сладкая жизнь НН», ООО «Лента», ООО «Бахэтле», ЗАО «Тандер», ООО «Точка», ООО «Актион», т.е. известные тенденции определения потребности (например, сезонные колебания) и средние возможности их прогнозирования (от 10% до 25%.).

Остальные попали в группу Z: нерегулярное потребление ресурсов, тенденции отсутствуют, точность прогнозирования низкая(более 25%.).

Следующий этап предлагаемой методики анализа результатов расчетов с дебиторами предполагает совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа. Применение данного подхода к исследованию дебиторской задолженности рассматриваемой компании позволяет получить следующую товарную матрицу (Таблица 3).

Таблица 3

Матрица совмещения ABC и XYZ-анализа дебиторской задолженности

X Y Z

А 1, 4 2,3 5

В 9 8 6,7

С 0 10,12,13 11

Получается, что покупатели категорий АХ, ВХотличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Закупка покупателей этой группы стабильна и хорошо прогнозируется.

Покупатели категории ЛУ являются постоянными клиентами с небольшой задержкой платежа. Для работы с ними достаточно «мягкого» напоминания им о задержке.

Покупатели категории Л2 имеют нестабильные закупки. Организовывая работы с такими клиентами, достаточно ввести такому клиенту более низкого лимита по объему отгрузки либо перевод его на частичную предоплату

Покупатели категории ВУ обеспечивают стабильный объем продаж с длительными сроками оборачиваемости платежей. Покупатели категории В2, это клиенты со стабильными продажами, но срывающие сроки оплаты. Необходимо подписание акта сверки и графика предстоящих платежей.

Покупатели категории СХ, относятся к благонадежным клиентам, но для увеличения товарооборота можно предложить таким потребителям оптовые ценовые скидки.

К покупателям категории СУ, как правило, относятся мелкие начинающие магазины. Можно попробовать наладить отношения, стимулируя продажи. Покупатели категории С2, это клиенты с низкими продажами и оборачиваемостью. Целесообразно или отказаться от работы с ними или работать только по предоплате.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, основная часть контрагентов рассматриваемой компании относится к группе CY, что говорит о недостаточной эффективности управления дебиторской задолженностью. Применение предлагаемой методики анализа расчетов с покупателями ООО «Национальная фруктовая компания» позволяет заключить, что рассматриваемая организация нуждается в оптимизации процесса расчетов с покупателями.

Заключительные положения

Результаты использования предложенной методики для анализа кредитной политики ООО «Национальная фруктовая компания» позволяют понять, что существует сложность в выборе ясной стратегии взаимодействия с покупателями. Соответственно, компания не имеет каких-либо стандартов кредитоспособности, эффективной политики инкассации и других форм управления расчетами с дебиторами. Перечисленные факты требуют изменения ряда показателей и выработки адекватной текущему состоянию дел кредитной политики фирмы.

Результаты проведенного исследования демонстрируют очевидную возможность повышения эффективности управления дебиторской задолженностью рассматриваемого предприятия на основе применения подхода, сформулированного авторами сообщения. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что совмещенное использование методов ABC- и XYZ-можно считать вполне целесообразным для целей оптимизации процесса управления дебиторской задолженности российских компаний. Применение предложенной методики способно существенно повысить стабильность расчетов с покупателями, а также может обеспечить повышение платежеспособности и улучшение финансового состояния российских предприятий, что в итоге может содействовать процессу оздоровления российской экономики в целом.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 №75-ФЗот 05.05.2014 N 129-ФЗ,от 05.05.2014 N 129-ФЗ,) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов [Текст] / Ричард Брейли, Стюарт Майерс ; пер. с англ. Н. Барышниковой. - М. : Олимп-бизнес, 2008. - 1008 с.

3. Ван Хорн Дж. Основы финансово менеджмента, 12-е издание. [Текст] / Джеймс Ван Хорн, Джон М. Вахович мл.; пер. с англ. - М.: ООО «ИД Вильямс», 2008. - 1232 с.

4. Горбулин В.Д. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета. [Текст] / В.Д. Горбулин, О Н. Фокина - М.: ГроссМедиаФерлаг: РОСБУХ, 2009. — 127 с.

5. Ивашкевич В.Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. [Текст] / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2003. — 192 с.

6. Кемаева С.А., Кравченко В.С. Особенности формирования учетной политики в малых инновационных предприятиях [Текст] / С.А. Кемаева, В.С. Кравченко// Аудит и финансовый анализ. 2014. № 2. с. 18-26.

7. Петров С.С. и др. Диагностика рыночного оценивания фондовых активов с использованием моделей фундаментального анализа [Текст] / С.С. Петров, Д.А. Бархатова, О.И. Кашина, Р.Н. Мурашкин // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №6. с. 324-331.

8. Росс. С. Основы корпоративных финансов [Текст] / Стивен Росс, Рэндольф Вестерфилд, Брэдфорд Джордан; пер. с англ. под. ред. Ю.В.Шленова. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. - 719 с.

9. Яшина Н.И. и др. Совершенствование методологических аспектов управления дебиторской задолженностью [Текст] / Н.И. Яшина, М.В. Рогозин, Е.В. Безрукова, О.В. Петрова О.В.,Ю.С. Каленова // Экономика и предпринимательство. 2014. №9 (50). С. 636-641.

© Кравченко В.С., Мурашкин Р.Н., Рогозин М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.