Научная статья на тему 'К вопросу об унификации законодательства об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС'

К вопросу об унификации законодательства об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / BUSINESS ENTITY-NATURE USER / WASTE PRODUCTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникин Сергей Борисович, Смагина Тамара Алексеевна

Рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС. Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной деятельности и административно-деликтным нормам. Перед авторами стоит задача сравнить представленные источники и, используя лучшие практики, разработать унифицированные правовые механизмы охраны окружающей среды государств-членов ЕАЭС. При написании статьи использованы методы диалектический, метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой метод исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аникин Сергей Борисович, Смагина Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об унификации законодательства об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС»

К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС_

Аникин Сергей Борисович

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».

Смагина Тамара Алексеевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».

АННОТАЦИЯ. Рассматривается действующее законодательство об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС. Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной деятельности и ад-министративно-деликтным нормам. Перед авторами стоит задача сравнить представленные источники и, используя лучшие практики, разработать унифицированные правовые механизмы охраны окружающей среды государств-членов ЕАЭС. При написании статьи использованы методы диалектический, метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой метод исследования

Ключевые слова: охраны окружающей среды; хозяйствующий субъект-природопользователь; отходы производства; административная ответственность.

Key words: environmental protection; business entity-nature user; waste production; administrative responsibility.

Интеграция России на евразийском пространстве предполагает изучение всех аспектов жизненного уровня государств-членов ЕАЭС в целом и, особенно, при реализации проектов, связанных с экологией. Во всем мире проблемам загрязнения окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов, являющихся основными природополь-зователями и негативно влияющими производственными отходами на окружающую среду, уделяется особое внимание. Социально-экономический прогресс влияет на проведение единой политики в отраслях экономики ЕАЭС посредством увеличения товарооборота и услуг, осуществляемых хозяйствующими субъектами. В том числе и посредством объединения правовых взглядов в сфере экологического регулирования, импле-ментации лучших практик «зеленых» технологий, развития рынка вторичных отходов, создания «зеленых» рабочих мест [1]

Международным соглашением установлены экологически осознанные барьеры трансграничной перевозки и удаления опасных отходов, стойких органических загрязнителях [2]. Государствам предписывается ответственно подходить к отходам промышленного производства, утилизировать их силами государства и внутри его, а также обеспечивать контроль за трансграничными перевозками. Не допускается перемещение отходов без письменных согласий заинтересованных в этом государств. Экономическая интеграция направлена на недопущение или сокращение загрязнения окружающей среды посредством применения соответствующих административных мер.

Наилучшим показателем гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС явилось Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза [3]. Так, применение риск-ориентированного подхода позволит

повысить эффективность государственного контроля, который в государствах-членах ЕАЭС осуществляют порядка 30 органов государственного контроля. Установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов-природо-пользователей. Сокращена периодичность инспекторских проверок для природопользователей, внедривших международные стандарты системы управления охраной окружающей среды и имеющих документ, подтверждающий такое внедрение. Прослеживается однотипность правовых норм государств-членов ЕАЭС, что положительно влияет на результаты проверок и является объективно-обусловленным [4].

По итогам контрольно-надзорной деятельности возможно привлечение к административной ответственности природопользователей- хозяйствующих субъектов. При этом следует отметить, что полученные доказательства виновности в ходе осуществления проверки должны быть получены без нарушений правовых основ.

Наличие презумпции экологической опасности деятельности хозяйствующих субъектов и мер, применяемых ими по предотвращению, уменьшению и устранению последствий негативного воздействия на окружающую среду, обязательное внесение платы за возмещение вреда окружающей среде характеризует международные принципы охраны окружающей среды. Законодательство, устанавливающее санкции за посягательство на окружающую среду, можно отнести к деликтно-правовой охране окружающую среды. Оно носит комплексный характер и включает в себя юридическую ответственность. Рассмотрим некоторые составы административных правонарушений и сделаем соответствующие выводы.

Административно-деликтное законодательство стран-членов ЕАЭС по охране окружающей среды от отходов промышленного производства стремится к универсальности. Отмеченные ниже

составы административных правонарушений связаны с перемещением отходов хозяйствующими субъектами, что характеризует их как безответственных природопользователей. Следует отметить лишь различия в нормах-дифинициях, устанавливающих статус субъектов административной ответственности и критерии административных наказаний.

Субъекты административной ответственно-сти-юридические лица в административно-деликт-ном законодательстве Республики Казахстан[5] дифференцируются в зависимости от объемов их деятельности: от субъектов малого до среднего и крупного предпринимательства. Так, за нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления предусматривает штрафные санкции на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей. При этом расчетный показатель выражается в процентах от суммы вреда, нанесенного окружающей среде.

Административно -деликтное законодательство Кыргызской Республики [6] за выброс (сброс) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, физическое и иное вредное воздействие на природную среду без разрешения, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, а равно за превышение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот расчетных показателей. За нарушение международных актов, находящихся в основе правового регулирования охраны окружающей среды это же законодательство предусматривает административный штраф, что на наш взгляд является не существенным наказанием. За невыполнение мероприятий, направленных на сокращение использования химических веществ, вредно воздействующих на окружающую среду и состояние озонового слоя атмосферы, по спискам Монреальского протокола от 16 сентября 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой, Базельской конвенции от 22 марта 1989 года о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамской конвенции от 10 сентября 1998 года о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот расчетных показателей.

Российское деликтное законодательство [7] признает виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо-природо-пользователя, если будет установлено, что не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических норм и правил, преду-

сматривающих административную ответственность при наличии такой возможности. Несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет для юридических лиц, при установлении их вины, применение административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Любая деятельность хозяйствующего субъекта по обращению с отходами производства и потребления (опасными веществами), нарушениями требований природоохранного законодательства образует объективную сторону этого состава административного правонарушения. Законодатель, установив санкцию в виде административного приостановления деятельности подчеркивает, что данное действие (бездействие) может угрожать жизни или здоровью людей, или имеется возможность наступления радиационной аварии (техногенной катастрофы), а также возможно причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

На взгляд авторов, оптимальным двойным барьером на пути нарушителей законодательства об охране окружающей среды встанет административная преюдиция. Установление в законодательстве государств-участников ЕАЭС единообразного состава административного правонарушения, посягающего на установленный Порядок обращения с отходами производства, в том числе и их трансграничное перемещение.

Предварительно следует установить единый Порядок и условия перемещения отходов через таможенную границу ЕАЭС в Таможенном кодексе ЕАЭС. Статус данного нормативного акта имеет соответствующий уровень, и установить барьер для возможных экологических кризисов следует именно в нем. Максимальное использование информационных технологий позволяет задуматься о возможности объединения однотипных критериев перемещении отходов через таможенную границу государствами-участниками ЕАЭС с целью гармонизации с нормами международного права. Унификация нормативно-правового регулирования в ЕАЭС позволит рационально функционировать внутрисоюзной политике и по утилизации отходов.

Литература:

1. Распоряжение Евразийской экономической комиссии 30 июня 2017 г. № 71 «О проекте рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии «О целесообразности имплементации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик Организации экономического сотрудничества и развития» // https://docs.eaeunion.org

2. Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // СЗ РФ. 1994. № 31.

Ст.3200; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // http://www.eaeunion.org; Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязните-лях//URL://http://www.un.org

3. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.02.2018 № 36 «О проекте Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС»// URL://http://www.alta/ru

4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20.02.2012 № 123 «О государственном агенстве охраны окружающей среды и

лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики»// URL://http://www.cbd/minjust.gov.kg; Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 № 212-Ш-ЗРК «Экологический кодекс Республики Казахстан»// URL://http://www.pavlodar.com

5. Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235^ ЗРК // https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/zakony

6. См.: Ст.ст. 167, 181-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности //URL://http://www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ш/6

7. См.: Ч. 2 ст. 2.1; ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1; 2018. N 7. ст. 973.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коваль Виктория Дмитриевна

Аспирант кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию причин коррупции в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автором указываются основные факторы, влияющие на высокий уровень коррупции в таможенных органах.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the causes of corruption in the activities of the customs authorities of the Russian Federation. The author identifies the main factors affecting the high level of corruption in the customs authorities.

Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, противодействие коррупции, таможенные органы, дисциплинарная ответственность, конфликт интересов.

Keywords: corruption, causes of corruption, anti-corruption, customs, disciplinary responsibility, conflict of interest.

Одним из субъектов борьбы с коррупцией выступает Федеральная таможенная служба России, на которую законодателем возложено обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства.

В настоящее время масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет), бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и функционирование таможенной системы в целом (подрываются правовые основы таможенного администрирования, ограничиваются возможности решения правительственных задач, создается негативный имидж таможенников в обществе).

Проблема борьбы с проявлениями коррупции в деятельности таможенных органов остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины.

Но к сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания.

Анализ правоохранительной информации подразделений по противодействию коррупции таможенных органов за 2012-2017 гг. показал, что размеры взяток, предлагаемых таможенникам, зачастую составляют солидные суммы, что не может не выступать соблазном для их получения [3].

В настоящее время противодействие коррупции в таможенных органах РФ характеризуется следующими специфическими особенностями: коррупция происходит в ходе непрекращающегося реформирования таможенных органов РФ, а также изменения таможенного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Также главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы, русских традиций, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов, в деятельности таможенных органов заключаются в следующем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.