Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ "УХОДЕ" ПУБЛИЦИСТИКИ ИЗ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ПФО)'

К ВОПРОСУ ОБ "УХОДЕ" ПУБЛИЦИСТИКИ ИЗ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ПФО) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савинова Ольга Николаевна, Кам Ваво Светлана Александровна

В статье представлены результаты исследования тематики публицистических материалов на официальных сайтах газет городов-миллионников Приволжского Федерального округа. Рассматривая публицистику как важный фактор влияния на формирование мировоззрения и гражданской позиции человека, авторы в качестве целей исследования поставили изучение вопросов о состоянии и векторе развития современной публицистики, ценностных приоритетах публицистического дискурса, его региональных особенностей. В работе использован метод контент-анализа публицистических материалов. Авторы делают вывод о том, что несмотря на процессы, происходящие в современном медиапространстве и связанные с «дегуманизацией» контента, активным развитием фэнтези, развлекательного жанра, публицистика остается востребованной и актуальной для современного читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT “LEAVING” PUBLICISTICS FROM THE MODERN MEDIA SPACE(BY THE MATERIALS OF THE OFFICIAL SITES OF THE REGIONAL EDITIONS OF THE VFD)

This article presents the results of a study of publicistic materials’ subjects on the official websites of Privolzhsky federal district’s million-plus cities’ newspapers. Considering publicism as an important factor of influence on the formation of a person’s worldview and civic position, authors set as the study’s purposes the study of such problems as the position and vector of development of modern publicism, the value priorities of journalistic discourse, its regional characteristics. The paper uses methods of qualitative and quantitative content analysis of journalistic materials. Authors conclude that despite the processes taking place in the modern media space associated with the “dehumanization” of content, the active development of fantasy, entertainment genre, publicism remains in demand and relevant for the modern reader.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ "УХОДЕ" ПУБЛИЦИСТИКИ ИЗ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ПФО)»

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КРИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА В СТРУКТУРЕ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ CONTEMPORARY LITERATURE, CRITICISM, JOURNALISM IN THE STRUCTURE OF MASS COMMUNICATION

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 67-75. ISSN 2070-0695 (print).

Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;2(44):67-75. ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 78.06

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10209

К ВОПРОСУ ОБ «УХОДЕ» ПУБЛИЦИСТИКИ ИЗ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ПФО)

Ольга Николаевна Савинова1, Светлана Александровна Кам Ваво2

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

1 508@bk.ru

2 svetl.kam@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования тематики публицистических материалов на официальных сайтах газет городов-миллионников Приволжского Федерального округа. Рассматривая публицистику как важный фактор влияния на формирование мировоззрения и гражданской позиции человека, авторы в качестве целей исследования поставили изучение вопросов о состоянии и векторе развития современной публицистики, ценностных приоритетах публицистического дискурса, его региональных особенностей. В работе использован метод контент-анализа публицистических материалов. Авторы делают вывод о том, что несмотря на процессы, происходящие в современном медиапространстве и связанные с «дегуманизацией» контента, активным развитием фэнтези, развлекательного жанра, публицистика остается востребованной и актуальной для современного читателя.

Ключевые слова: публицистика, Приволжский федеральный округ, города-миллионники, региональные издания, ценностные приоритеты.

Для цитирования: Савинова О. Н., Кам Ваво С. А. К вопросу об «уходе» публицистики из современного медиапространства (по материалам официальных сайтов региональных изданий ПФО) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 67-75. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10209.

© Савинова О. Н., Кам Ваво С. А., 2022

Original article

TO THE QUESTION ABOUT "LEAVING" PUBLICISTICS

FROM THE MODERN MEDIA SPACE

(BY THE MATERIALS OF THE OFFICIAL SITES

OF THE REGIONAL EDITIONS OF THE VFD)

Olga N. Savinova1, Svetlana A. Kam Vavo2

Nizhny Novgorod State University N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

1 508@bk.ru

2 svetl.kam@yandex.ru

Abstract. This article presents the results of a study of publicistic materials' subjects on the official websites of Privolzhsky federal district's million-plus cities' newspapers. Considering publicism as an important factor of influence on the formation of a person's worldview and civic position, authors set as the study's purposes the study of such problems as the position and vector of development of modern publicism, the value priorities of journalistic discourse, its regional characteristics. The paper uses methods of qualitative and quantitative content analysis of journalistic materials. Authors conclude that despite the processes taking place in the modern media space associated with the "dehumanization" of content, the active development of fantasy, entertainment genre, publicism remains in demand and relevant for the modern reader.

Key words: publicism, Privolzhsky Federal District, million-plus cities, regional periodicals, value priorities.

For citation: Savinova O. N., Kam Vavo S. A. To the question about "leaving" publicistics from the modern media space (by the materials of the official sites of the regional editions of the VFD). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;2(44):67-75. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10209.

Введение

Исследователи, занимающиеся изучением тенденций современного развития журналистики, обращают внимание на процессы тиражирования в СМИ низких стандартов культуры [1; 14]; кризис духовности в медийном пространстве [6; 8], гипертрофированное развитие функции релаксации [2]; уход публицистики в виртуальное пространство [3; 11], снижение общественного запроса на публицистические материалы [12].

В связи с развитием цифровых технологий проблематика, связанная с изучением вопроса об «уходе» публицистики и публицистических жанров выдвинулась в число актуальных. Подтверждается ли эта тенденция в региональных изданиях? Востребована ли публицистика для современного читателя? Эти вопросы стали для авторов ключевыми на очередном этапе исследования изданий одного из крупных федеральных округов РФ - Приволжского федерального округа.

Общее представление о тенденциях развития современной публицистики содержится в работах Н. И. Иоввы [5], И. Д. Фомичевой [13], М. В. Ивановой и Н. И. Клушиной [4]. Зарубежными исследованиями в этой области подчеркиваются изменения в современном медиапространстве и вызовы, на которые предстоит отвечать публицистике [15; 16; 17]. Вопросы функционирования и развития прессы городов-миллионников рассматриваются в ряде работ российских исследователей [7; 9; 10], которые мы учитывали в нашем анализе; вместе с тем, вопросы публицистического дискурса не изучены в полной мере.

Объектом нашего исследования стали публикации на официальных сайтах газет городов-миллионников Приволжского федерального округа: Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Перми.

Для анализа были отобраны по два издания с государственным и негосударственным учредителями из каждого города, отбор производился в соответствии с рейтингом данных по

аудитории СМИ компании Mediascope (раздел «Пресса», сортировка по региону издания: https:// mediascope.net/data/, дата обращения: 20.03.2022). В выборку вошли региональные издания: газеты «Нижегородские новости» и «Ленинская смена» (Нижний Новгород), «Республика Татарстан» и «Казанские ведомости» (Казань), «Самарская газета» и «Пульс Поволжья» (Самара), «Нива» и «Звезда» (Пермь).

Всего проанализировано методами качественного и количественного контент-анализа 9697 публикаций, размещенных в период с октября по декабрь 2021 года на сайтах указанных изданий.

Таблица 1

Материалы, опубликованные на сайтах за период октябрь-декабрь 2021 г.

Издание Количество

«Нижегородские новости» 2340

«Ленинская смена» 356

«Республика Татарстан» 1152

«Казанские ведомости» 3608

«Самарская газета» 1653

«Пульс Поволжья» 120

«Нива» 55

«Звезда» 413

Для удобства классификации и кодирования публикаций, относящихся к тематике настоящего исследования, было принято решение разделить направления публицистического дискурса на следующие группы:

- культура (театр, кино, музыка, искусство);

- семейные ценности (воспитание детей, образование);

- социальные проблемы (инвалидность, маргинальный образ жизни, проблемы общества);

- религия, национальности.

Результаты исследования и обсуждение

Рассмотренные нами региональные издания ПФО регулярно обращаются на своих страницах к вопросам социально-нравственного характера. В потоке новостных сообщений на их сайтах присутствуют дискуссионные статьи, затрагивающие злободневные и актуальные темы культурного развития, социальных проблем, обсуждения вопросов образования и семейных ценностей. Основной жанр публикаций (в целом характерный для сайтов газет) - новостная заметка. Присутствуют и аналитические материалы, но они (видимо, в силу укоренившейся привычки скорочтения) немногочисленны. Кроме этого, имеются публикации таких жанров, как репортажи с места событий, интервью с деятелями культуры и искусства, рецензии на фильмы и театральные постановки.

Таблица 2

Количество публикаций по проблемам социально-нравственного характера,

октябрь-декабрь 2021 г.

Всего Культура Семейные ценности Социальные проблемы Религия, национальности

«Нижегородские новости» 2340 75 26 21 4

«Ленинская смена» 356 10 4 1 0

«Республика Татарстан» 1152 50 11 8 11

«Казанские ведомости» 3608 77 19 8 6

«Самарская газета» 1653 83 14 4 4

«Пульс Поволжья» 120 0 3 7 0

«Нива» 55 1 6 0 2

«Звезда» 413 53 8 2 7

Также следует отметить, что события, освещаемые в указанных выше публикациях, относятся к сугубо региональным. Только на сайте «Республики Татарстан» есть отдельная вкладка «В РФ и в мире», в которой собраны новости федерального и мирового масштаба; в «Самарской газете» среди публикаций об области изредка появляются сообщения, связанные с событиями в стране и в мире.

На сайте «Нижегородских новостей» присутствуют объемные интервью с деятелями культуры, а также сообщения о премьерах театра и кино. Большинство публикаций имеют новостной характер, однако публикации о социальных проблемах имеют характер дискуссий, более эмоциональны и отличаются от общего нейтрального тона сообщений. Например, в аналитической статье А. Махлиной «Совет отцов готов помочь в воспитании детей в неполных семьях» поднимается проблема социализации детей, живущих в неполных семьях, а также такие острые социальные вопросы, как злостная неуплата алиментов, уклонение родителей от обязанностей по воспитанию детей. «Проблемы воспитания в современном мире сегодня чрезвычайно актуальны, от того, каких граждан мы воспитаем, зависит то, каким наше государство будет в дальнейшем, - замечает доктор педагогических наук, профессор Нижегородского института развития образования, член научного совета городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Вера Николина. - Важно поднимать престиж отцовства и материнства, осознанного родительства. Впервые об ответственном отцовстве заговорили в 80 годах прошлого века в Швеции, Норвегии. Затем эти идеи пришли в Россию. Сегодня много говорят о кризисе отцовства. Он обусловлен целым рядом факторов. Действительно, в нашей стране преобладает женское воспитание. А современные матери часто все держат под своим контролем и, как следствие, у детей развивается инфантилизм, отсутствие самостоятельности, - констатирует Вера Николина». Кроме того, акцентируется усиление роли отцов в современных семьях: «С каждым годом становится больше неравнодушных отцов, которых волнует то, что происходит с детьми. Роль отца в воспитании возрастает, и взгляд в целом на отцовство меняется. Так, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 72 процента респондентов считают, что мужчина может не хуже женщины ухаживать за маленьким ребенком и вести домашнее хозяйства. По мнению 42 процентов опрошенных, совершенно нормально то, что в декретный отпуск идет папа, а не мама. Также исследование показало, что отношения отцов и детей стали более доверительными, чем это было несколько десятилетий назад, - в этом убеждены 44 процента опрошенных. Вопросы гендерного распределения ролей в течение многих лет обсуждались в контексте предоставления женщинам равных с мужчинами прав и возможностей для самореализации, констатируют социологи. В то же время произошли значимые изменения с точки зрения распределения семейных обязанностей между супругами. В отцах сегодня видят не только «добытчиков», женщины хотят, чтобы папы становились активными участниками воспитания детей на всех этапах их социализации» (Махлина А. Совет отцов готов помочь в воспитании детей в неполных семьях, URL: https://nnews.nnov.ru/posts/77736, дата обращения: 22.03.2022).

Объем публикаций в «Нижегородских новостях» редко превышает 3000 печатных знаков.

Газета «Ленинская смена» в рамках публицистического дискурса поднимает на страницах сайта острые вопросы, публикации имеют дискуссионный и нередко провокационный характер.

Объем таких публикаций от 2000 печатных знаков. К примеру, в статье «Нижегородская культура у последней черты!» за авторством Е. Бриккенгольца, размещенной на сайте 23 октября 2021 года, рассматривается политика руководства театра в отношении репертуара и критикуются методы постановки и вольной интерпретации классических произведений в спектаклях и получившийся в итоге результат (Бриккенгольц Е. Нижегородская культура у последней черты! URL: https:// www.lensmena.ru/2021/10/23-10-2021-20/, дата обращения: 21.03.2021).

На сайте «Республики Татарстан» все сообщения носят сугубо новостной, информационный характер, в основном освещаются прошедшие события. Объем публикаций невелик, до 2000 знаков.

Сайт «Казанских ведомостей» полон рецензий на фильмы, театральные постановки и музыкальные релизы. Обращают на себя внимание цепочки сообщений по какой-либо теме, сотрудники издания стараются рассмотреть тему со всех сторон и наиболее объективно. Объем публикаций - от 2000 до 5000 знаков.

«Самарская газета» публикует на своем сайте публицистические материалы, затрагивающие гуманитарную повестку: интервью с интересными людьми сферы искусства, образования; о судьбах людей с ограниченными возможностями; с представителями различных национальностей и вероисповедания.

Так, в интервью Е. Скатиной с мужчиной-заведующим детским садом подчеркивается важность новаций в системе дошкольного образования: «Новшества затронули и процесс воспитания. У нас сформировалась группа педагогов, которые стали продвигать инновационные образовательные инициативы. В настоящее время детский сад является федеральной площадкой для реализации таких программ, как «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» и «Культура народов Поволжья». Первая - это одновременно и обучение, и техническое творчество, и профориентация ребят. Для участия в программе мы приобрели дорогостоящий многофункциональный комплекс конструкторов, предназначенный для детей от двух до семи лет. Это девять коробок начиная с деревянных кубиков и заканчивая электрическими цепями. С помощью конструктора старшие воспитанники создали макеты нефтеперерабатывающего завода и мусоросжигающей установки. Презентацию работ мы проводили в актовом зале КНПЗ. Трое ребят-ведущих рассказали заводчанам, куда поступает нефть, как происходит переработка, крекинг. Взрослые были потрясены глубиной знаний наших воспитанников. Высказали восхищение достойной сменой.

«Культура народов Поволжья» — возрожденный проект детского сада, который мы дополнили и разнообразили. На занятиях ребята с удовольствием приобщаются к этнографическим традициям. Мы проводим для них множество национальных праздников. Большую часть из них устраиваем на свежем воздухе, во дворе. В сентябре, например, провожали лето в честь Дня Никиты Гусятника, а недавно отмечали День русской рябины. На таких мероприятиях поют народные песни, водят хороводы, играют в старинные игры» (Скатина Е. Заведующий детским садом Павел Гринько: «Я поставил за правило по утрам встречать родителей и ребят». URL: https://sgpress.ru/news/321587, дата обращения: 22.03.2022).

Вопросы воспитания детей, проблемы, с которыми сталкиваются современные взрослые и дети дома и в школе затрагиваются в публикации Ж. Скоковой «Психолог Григорий Спижевой: Проблемы общие, но решать их нужно в каждой семье» (Скокова Ж. Психолог Григорий Спижевой: Проблемы общие, но решать их нужно в каждой семье. URL: https://sgpress.ru/news/320855, дата обращения: 22.03.2022).

Также на сайте газеты есть подборки фильмов, музыки и подкастов, рецензии на театральные спектакли. Отдельно выведена рубрика «Афиша», где собраны анонсы предстоящих мероприятий в сфере культуры и искусства. Объем публикации - от 2000 знаков и выше.

На сайте «Нивы» (Пермь) больше внимания уделяется семейным ценностям и образованию. Например, в статье «Благодаря нацпроекту в 265 школ Пермского края поставлено современное цифровое оборудование» отмечается высокая значимость и актуальность создания современной цифровой образовательной среды в школах («Благодаря нацпроекту в 265 школ Пермского края поставлено современное цифровое оборудование». URL: https://gazetaniva-perm.ru/blagodarya-natsproektu-v-265-shkol-permskogo-kraya-postavleno-sovremennoe-tsifrovoe-oborudovanie/, дата обращения: 23.03.2022).

Сайт «Пульс Поволжья» (Самара) чаще освещает социальные проблемы. Так, в заметке «В Тольятти ребенка оставляли дома одного с бойцовской собакой и били» [3] акцентируется социальная проблема жестокого обращения с детьми («В Тольятти ребенка оставляли дома одного с бойцовской собакой и били». URL: https://www.province.ru/samara/zhestokost/v-tolyatti-rebenka-ostavlyali-doma-odnogo-s-bojtsovskoj-sobakoj-i-bili.html, дата обращения: 23.03.2022).

Объем публикаций в обоих изданиях до 2000 знаков.

«Звезда» на своем сайте размещает дискуссионные сообщения, присутствуют серии публикаций по какой-либо проблеме. Объем публикаций - 2000-3000 знаков. Наибольшее внимание уделяется вопросам культуры и искусства. Например, когда произошло увольнение главного режиссера Пермского оперного театра, на сайте газеты были размещены интервью и с генеральным директором театра, и с самим бывшим главным режиссером (Земскова Н. Главный дирижер покидает Пермский оперный из-за несогласия с драматически-коммерческим уклоном. URL: https://zwezda.su/culture/2021/12/glavnyj-dirizher-pokidaet-permskij-opernyi-iz-za-nesoglasiya-s-dramaticheski-kommercheskim-uklonom, дата обращения: 23.03.2022; Земскова Н. Пермский оперный: ставка на резидента. URL: https://zwezda.su/culture/2021/12/permskij-opernyj-stavka-na-rezidenta, дата обращения: 23.03.2022). Выяснилось, что главный режиссер был не согласен с коммерциализацией репертуара и политикой руководства в области музыкальной составляющей.

Выводы

Несмотря на опасения, что в современном медиапространстве публицистика постепенно исчезает, анализ повестки региональных изданий городов-миллионников Приволжского федерального округа позволяет сделать вывод о том, что и сегодня общественный запрос на публицистические материалы продолжает быть актуальным.

В целом можно подтвердить, что публицистический дискурс, связанный с проблемами социально-нравственного, культурного, семейно-образовательного характера, присутствует в повестке исследуемых изданий. На страницах сайтов поднимаются вопросы, связанные с изучением факторов, влияющих на формирование мировоззрения современного человека - роли современного театра, кино, искусства. Уделяется внимание традиционным семейным ценностям, воспитанию и образованию детей, проблемам отношения к старшему поколению. Газеты из регионов с населением, принадлежащим к различным национальностям, затрагивают проблемы конфессиональных и межнациональных отношений.

Разумеется, региональная пресса - не «башня из слоновой кости» и процессы, происходящие в современном медиапространстве, связанные с «дегуманизацией» контента, активным развитием фэнтези, развлекательного жанра, не могли не сказаться на изменениях контента местной прессы и читательских предпочтениях, особенно среди молодежи. Но культурная преемственность, на наш взгляд, продолжит сохраняться, поскольку самые глубинные ценности, направляющие жизнь общества, меняются крайне медленно, равно как и сохранится потребность в публицистике как средстве выражения мнения автора по поводу актуальных явлений в жизни общества.

Список источников

1. Антропова В. В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения // Вестник ЧелГУ. 2012. № 23 (277). C.18-26.

2. Грабельников А. А. Развивающие, развлекающие и разрушающие СМИ // Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2022. C. 34-36.

3. Загидуллина М. В. Публицистика 2.0: к определению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 2. С. 220-235. DOI: https:// doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.206.

4. Иванова М. В., Клушина Н. И. Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 1. С. 50-62. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2018-16-1-50-62.

5. Иовва Н. И. Публицистика как важнейшая составляющая СМИ // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова (11 февраля 2016 г., г. Казань) / под ред. В. З. Гарифуллина; сост. Р. Л. Зайни. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 150-153.

6. Мисонжников Б. Я. Духовность как предмет интенции массмедиа // Кризис духовности в медиапространстве: материалы научно-практ. семинара (отв. редактор Мисонжников Б. Я.). СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс.коммуникаций, 2012. 286 с.

7. Новак А. А. Особенности повестки дня региональных изданий : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2018. 23 с.

8. Савинова О. Н. Образовательная и воспитательная повестка в современном публицистическом дискурсе: дискуссионный аспект // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. материалов науч. форума в 2-хт. 2021. Т. 2. С. 93-94.

9. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Шкондин М. В. Газеты и журналы в медиасистеме городов-миллионников: Социологическое исследование // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 3-29.

10. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012. 324 с.

11. Соловьев А. Журналистика на перепутье: автоматизированная, точечная, дающая больше знаний, но меньше понимания // Международная журналистика-2018. Глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 февр. 2018 г. Минск: изд. БГУ, 2018. С. 281-286.

12. Тертычный А. А. Публицистика в современных российских СМИ: рефлексия и практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 1. С. 95-102.

13. Фомичева И. Д. Публицистика в эпоху Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 5. С. 94-111.

14. Фролова Т. И. Частная жизнь на телеэкране: троллинг как эстетическая платформа // Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения: сб. матер. межд. науч. форума в 2-х т. СПб., 2018. Т. 1. С. 90-92.

15. Ferreira G. B. Gatekeeping changes in the new media age: The internet, values and practices of journalism // Brazilian Journalism Research. 2018. Vol. 14. № 2. Р. 486.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Napoli P. M. Place/space and the challenges facing local journalism and local journalism research // Journalism & Communication Monographs. 2019. Vol. 21. № 2. Pp. 147-151.

17. Negrea X. Local Journalism and Social Journalism - Isomorphism and Proximity // LUMEN Proceedings. 2019. Pp. 225-231. DOI: https://doi.org/10.18662/lumproc.168.

References

1. Antropova, V. V. (2012). Kommunikativnye strategii SMI i tendencii razvitiya rossijskoj zhurnalistiki v fokuse duhovno-cennostnogo izmereniya [Communicative strategies of mass media and trends in the development of Russian journalism in the focus of the spiritual and value dimension]. Vestnik CHelGU. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Art history], issue 69, 23 (277), pp. 18-26 (in Russ.).

2. Grabel'nikov, A. A. (2022). Zhurnalistika v 2021 godu: tvorchestvo, professiya, industriya: sb. mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Journalism in 2021: creativity, profession, industry: sat. mat. international scientific and practical conference]. Razvivayushchie, razvlekayushchie i razrushayushchie SMI [Developing, entertaining and destructive media]. M.: Faculty of journalism, Moscow State university, pp. 34-36 (in Russ.).

3. Zagidullina, M. V. (2018). Publicistika 2.0: k opredeleniyu ponyatiya [Journalism 2.0: Towards definition of the concept].Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura [Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature], Vol. 15, Issue 2, pp. 220-235. https://doi. org/10.21638/11701/spbu09.2018.206 (in Russ.).

4. Ivanova, M. V. & Klushina, N. I. (2018). Publicistika v istorii russkogo literaturnogo yazyka: ot drevnerusskoj slovesnosti k internet-kommunikacii [Publicism in the course of the Russian literature

language: from Old Russian literature to internet communications]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Russkij i inostrannye yazyki i metodika ih prepodavaniya [RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching], 16 (1), pp. 50-62. https://doi.org/10.22363/2313-2264-2018-16-1-50-62 (in Russ.).

5. Iovva, N. I. (2016). Publicistika kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya SMI [Journalism as the most important component of the media]. Gumanizaciya informacionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul'tur : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo dekana fakul 'teta zhurnalistiki Kazanskogo universiteta Florida Agzamova (11 fevralya 2016 g., g. Kazan') [Humanization of the information space in the context of the dialogue of cultures : Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 80th anniversary of the birth of the Kazan University Faculty of Journalism's the first Dean, Florid Agzamov (11 february 2016, Kazan)]. Kazan, Izd-vo Kazan. un-ta, pp. 150-153 (in Russ.).

6. Misonzhnikov, B. Ya. (2012). Krizis duhovnosti v mediaprostranstve: materialy nauchno-prakt. Seminara [The crisis of spirituality in the media space: materials of scientific and practical seminar]. Duhovnost'kakpredmet intencii massmedia [Spirituality as a subject of mass media intention]. SPb., S-Peterb. gos. un-t, Vyssh. shk. zhurn. i mass.kommunikacij, 286 p. (in Russ.).

7. Novak, A. A. (2018). Osobennostipovestki dnya regional'nyh izdanij [Features ofthe agenda of regional periodicals] : abstract dis. ... candidate of Philology. Moscow state. univ., 23 p. (in Russ.).

8. Savinova, O. N. (2021). Obrazovatel'naya i vospitatel'naya povestka v sovremennom publicisticheskom diskurse: diskussionnyj aspect [Educational and pedagogical agenda in modern publicistic discourse: a debatable aspect]. Media v sovremennom mire. 60-e Peterburgskie chteniya : sb.materialovnauch.foruma v 2-h t. [Media in the modern world. 60th St. Petersburg readings: collection of materials of the scientific forum in 2 volumes], Vol. 2. SPb, Mediapapir, pp. 93-99 (in Russ.).

9. Svitich, L. G., Smirnova, O. V. & Shkondin, M. V. (2017). Gazety i zhurnaly v mediasisteme gorodov-millionnikov: Sociologicheskoe issledovanie [Newspapers and magazines in the media system of million cities: a sociological study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Episode 10: Journalism], 5, pp. 3-29 (in Russ.).

10. Korkonosenko, S. G. (Ed.) (2012). Sovremennyj rossijskij mediapolis [Modern Russian media city]. SPb., S-Peterburg state university, Filological faculty, 324 p. (in Russ.).

11. Solov'ev,A. (2018). Zhurnalistika na pereput'e: avtomatizirovannaya, tochechnaya, dayushchaya bol'she znanij, no men'she ponimaniya [Journalism at the crossroads: automated, point-based, giving more knowledge but less understanding]. Mezhdunarodnaya zhurnalistika-2018. Global'nye vyzovy, regional'noepartnerstvo i media: materialy VIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 15fevr. 2018 g. [International Journalism-2018. Global Challenges, Regional Partnership and Media: Materials of the VII International Scientific and Practical Conference, Minsk, February 15, 2018.]. Minsk, izd. BGU, pp. 281-286 (in Russ.).

12. Tertychnyj, A. A. (2018). Publicistika v sovremennyh rossijskih SMI: refleksiya i praktika [Publizism in Modern Russian media: reflection and practice]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Literaturovedenie. Zhurnalistika [RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism], 23 (1), pp. 95-102. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-1 (in Russ.).

13. Fomicheva, I. D. (2013). Publicistika v epohu Interneta [Publicity in the age of Internet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Episode 10: Journalism], 5, pp. 94-111 (in Russ.).

14. Frolova, T. I. (2018). Chastnaya zhizn' na teleekrane: trolling kak esteticheskaya platforma [Private life on TV: trolling as an aesthetic platform]. Media v sovremennom mire. 57-e Peterburgskie chteniya: sb. mater. mezhd. nauch. foruma v 2-h t. [Media in the modern world. 57th St. Petersburg readings: sat. mater. inter. scientific. forum in 2 volumes], Vol. 1. SPb, Mediapapir, pp. 90-92. (in Russ.).

15. Ferreira, G. B. (2018). Gatekeeping changes in the new media age: The internet, values and practices ofjournalism. Brazilian Journalism Research, 14 (2), p. 486.

16. Napoli, P. M. (2019). Place/space and the challenges facing local journalism and local journalism research. Journalism & Communication Monographs, 21 (2), pp. 147-151.

17. Negrea, X. (2019). Local Journalism and Social Journalism-Isomorphism and Proximity. LUMEN Proceedings, pp. 225-231. https://doi.org/10.18662/lumproc.168.

Информация об авторах О. Н. Савинова - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики Института филологии и журналистики.

С. А. Кам Ваво - аспирант кафедры журналистики Института филологии и журналистики.

Information about authors Olga N. Savinova - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Journalism of the Institute of Philology and Journalism.

Svetlana A. Kam Vavo - Post-graduate student of the Department of Journalism of the Institute of Philology and Journalism.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022;

принята к публикации 29.04.2022. The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.