Научная статья на тему 'К вопросу об угрозах экономической безопасности'

К вопросу об угрозах экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1958
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / THREATS OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются основные угрозы экономической безопасности и их классификация. Обосновывается, что каждая из угроз представляет определенную опасность для страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гудкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ECONOMIC SECURITY THREATS

In the article basic threats of economic security and its classification are considered. It is substantiated that each of threat represents the definite danger for the country.

Текст научной работы на тему «К вопросу об угрозах экономической безопасности»

УДК 33:004.2

К ВОПРОСУ ОБ УГРОЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Ольга Юрьевна Гудкова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры экономической теории и истории, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные угрозы экономической безопасности и их классификация. Обосновывается, что каждая из угроз представляет определенную опасность для страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность; угрозы экономической безопасности.

В современном мире в силу различных причин возникают разнообразные угрозы экономической безопасности. Каждая из этих угроз представляет определенную степень опасности для страны, что, в свою очередь, предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.

В экономической литературе можно найти различные варианты состава экономических угроз и опасностей. При этом многие авторы предлагают достаточно широкий спектр данных угроз, что вряд ли является оправданным, поскольку в этом случае проблема экономической безопасности растворяется в общих характеристиках экономического развития страны и на такой основе трудно разработать мероприятия по ее обеспечению.

В зависимости от источника угрозы экономической безопасности разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы представляют собой неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение устанавливать оптимальный баланс интересов и использовать опыт разрешения социальных противоречий и конфликтов.

В ходе рыночных реформ, проводившихся в России в 1990-е гг., основное внимание уделялось именно внутренним угрозам. Во 2-м разделе Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)» были сформулированы основные угрозы экономической безопасности, на локализацию которых должна была быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти. Они разделены на 4 группы:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;

2) деформированность российской экономики;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности [1].

Следует отметить, что данные угрозы не удалось ликвидировать, и они остаются актуальными и для современной России.

Первая группа угроз приводит к нарушению социального мира и общественного согласия в стране. Имущественное расслоение населения характерно практически для всех стран мира. Однако степень данного расслоения не должна быть слишком высокой. Главный индикатор имущественного расслоения - децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных граждан) -как увеличивался в нашей стране год от года, так и увеличивается. Причем в более развитых регионах России этот коэффициент не столько больше в абсолютном выражении -выше темпы его роста. В Москве, например, он зашкаливает за 50, хотя во всем мире опасным для социальной стабильности считается превышение значения 7, а с приближением этого показателя к 10 государство вводит экстренные меры [2].

Главными факторами 2-й группы внутренних угроз являются: усиление топливносырьевой направленности экономики, свертывание производств в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности. В решении данной проблемы важно не столько увеличение и наращивание производства, сколько соответствие структуры производства структуре рыночного спроса.

При этом выделяется два этапа в изменении структуры экономики:

- пассивный, заключающийся в ликвидации производств продукции, невостребуе-мой рынком;

- активный, заключающийся в наращивании мощностей по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создании мощности для производства новых видов продукции.

К главным факторам 3-й группы угроз можно отнести: наличие отсталых в экономическом отношении регионов, разрыв экономических связей между предприятиями различных регионов.

Последняя группа угроз - криминализация общества и хозяйственной деятельности -охватывает широкий круг процессов, имеет массу оттенков и проявлений. Это любые экономические действия, направляемые в обход или на нарушение существующих законов и правил. Особенность преступности современной России состоит в том, что криминальные структуры внедряются в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет им влиять на процессы, происходящие в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов.

Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики [3].

Следует отметить, что данный документ выражал субъективную точку зрения чиновников. В период острых проблем им необходимо было сгладить реальные трудности страны (для этого на первый план выдвигались вопросы, по которым в то время были приняты или подготавливались специальные решения) и тем самым показать, как администрация борется с угрозами экономической безопасности. Данный Указ не содержал в себе такой угрозы, как утрата управляемости экономикой. Подрыв научно-технического потенциала связывался со снижением результативности, разрушением технологического единства научных исследований и разработок, распадом сложившихся научных коллективов, и ничего не говорилось об истинной причине - беспрецедентном сверты-

вании государственной поддержки данной сферы.

Вполне очевидно, что идеологические пристрастия искажают реальную картину происходящего и негативным образом влияют на экономическую безопасность. Если угрозы не обозначены, то решить их государство будет не в состоянии.

Среди внутренних угроз также можно выделить следующие.

1. Снижение инвестиционной и инновационной активности, а также разрушение научно-технического потенциала. Объем иностранных инвестиций в экономику России по итогам прошлого года сократился по сравнению с 2008 г. на 21 % и составил 81,9 млрд долл. Самое сильное сокращение объема инвестиций зафиксировано в первых двух кварталах 2009 г.: в I квартале сокращение составило 30,3 % - до 12 млрд долл., во II квартале инвестиции сократились на 31,2 % - до 20,2 млрд долл. В III квартале в страну поступило 22,5 млрд долл. (-22,9 %), в IV квартале - 27,2 млрд долл. (-2,8 %) [4].

Спад инвестиционной активности, в свою очередь, усиливает тенденции старения производственного потенциала страны.

Разрушение научно-технического потенциала происходило в 1990-е гг., когда государство перестало финансировать научную сферу, научные разработки и исследования практически не проводились, произошел отток квалифицированных научных кадров за рубеж. Сегодня Россия по внедрению инновационных разработок отстает от передовых стран на 30-40 лет. Важен тот факт, что сейчас Президент РФ инновационное развитие производства выдвигает на первый план. Одним из первых шагов в этом направлении было создание Государственной корпорации нанотехнологий «Роснано».

2. Коррупция. По данным Института общественного проектирования, коррупционное бремя в настоящее время уже значительно превышает размер официальных налогов и достигает 10 % валовой выручки. Взятки, по версии института, распределены следующим образом:

1) крупный бизнес: за получение лицензии, отзыв лицензий у конкурентов - 1-5 млн долл.; за получение госзаказа - 1/3 от суммы проекта;

2) таможня: до 50 % суммы, на которую снизили пошлину;

3) налоговики: до 50 % от списанной недоимки;

4) политики: место в партийном списке -до 5 млн долл.; вынесение законопроекта на рассмотрение - 250 тыс. долл.;

5) госмонополии: до 20 % от суммы госзаказа, до 40 % от стоимости проекта.

Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство [3].

3. Чрезмерная открытость экономики. Открытость экономики является необходимым условием развития страны, что подтверждает мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой. Разумная открытость экономики способствует повышению ее эффективности, конкурентоспособности и мобильности. Однако незрелость рыночных отношений, а также кризисное состояние требуют осторожности в определении меры такой открытости.

4. Утечка из страны валютных ресурсов. Стоит заметить, что данная угроза не является чисто российским явлением. Мировой опыт свидетельствует о том, что капитал всегда реагирует на различные угрозы и в случае их наличия будет переброшен за границу.

Для того чтобы не допустить утечки капитала из страны, необходимо решить, по крайней мере, три проблемы:

1) изучить мотивы утечки капитала,

2) разработать меры по возвращению «беглого» капитала,

3) предотвратить дальнейшую утечку капитала.

К числу внешних угроз можно отнести следующие.

1. Внешняя задолженность. Согласно лимиту, установленному российским правительством, в 2010 г. страна может занять на внешнем рынке не более 17,8 млрд долл. На форуме «Россия-2010» заместитель министра финансов РФ Д. Панкин высказал мнение, что объем заимствований будет меньше. Однако реальный объем заимствований будет зависеть от цен на нефть и общей динамики

российской экономики. Д. Панкин также сообщил, что примерно 1-2 млрд долл. будет занято Россией у Всемирного банка [5].

2. Сырьевая ориентация экспорта. Чрезмерная сырьевая ориентация экспорта является одной из основных российских проблем. На протяжении многих десятилетий мы являемся крупнейшими экспортерами сырья и топливно-энергетических ресурсов и не развиваем обрабатывающую промышленность.

По мнению Президента РФ Д.А. Медведева, нельзя все время «проедать» природные ресурсы, необходимо научиться их правильно использовать. «Мы продаем много нефти и газа, и это неплохо, но гораздо лучше, если мы будем продавать уже переработанную нефть и переработанный газ - продукцию более высокого качества», - считает Д.А. Медведев [6].

3. Мировой финансовый кризис. В рамках дискуссии на тему «Технологическая база российской экономики к 2020 г. и экономическая безопасность», проводившейся в конце 2008 г., член Национального экономического совета, руководитель Центра инвестиций Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Я. Дубенецкий заметил, что нынешний кризис в финансах можно и нужно было предвидеть и принять предупредительные меры. По некоторым оценкам, от 50 до 90 % собственников акций в компаниях, работающих на фондовом рынке, не резиденты РФ, следовательно, при малейших финансовых затруднениях сочтут разумным выводить свои капиталы, чтобы закрывать собственные «дыры». Кроме того, растущий внешний долг российских компаний уже достиг более 400 млрд долл., и понятно, что эти деньги тоже не задержатся в России [7].

4. Продовольственная зависимость. Россия, имея около 10 % мировых запасов сельскохозяйственных угодий, использует это богатство неэффективно: доля страны в мировом агропроизводстве не превышает 1,34 %. Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40 %. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85 % [7].

В целом же внешние и внутренние угрозы взаимосвязаны. Достаточно длительное сохранение внутренних угроз приводит к уязвимости страны к внешним угрозам. Это

проявляется в том, что: внутренние угрозы подрывают международный статус страны; слабое развитие отечественного производства приводит к усилению импортной зависимости; экономически слабое государство превращается в заложницу международных финансовых организаций, когда берет кредиты.

В экономической литературе также можно встретить следующую классификацию угроз:

- по вероятности реализации различают реальные, уже свершившиеся, угрозы и потенциальные, которые могут произойти в результате каких-либо изменений;

- по возможности прогнозирования угрозы делятся на прогнозируемые и непрогнозируемые;

- угрозы в виде целенаправленных действий одного субъекта против другого или стихийные как результата случайных явлений;

- угрозы непосредственные, которые напрямую вызывают негативные процессы, и опосредованные, возникающие при осуществлении дополнительных действий;

- по времени проявления угрозы делятся на текущие (спорадические и регулярные), порождающие нежелательные изменения в течение короткого времени, и долгосрочные, которые могут иметь негативные последствия через длительный промежуток времени;

- по последствиям угрозы делятся на всеобщие и локальные;

- по содержанию негативных последствий угрозы делятся на политические, экономические, социальные, экологические;

- по величине нанесенного (ожидаемого) ущерба угрозы делятся на катастрофические, значительные, вызывающие трудности.

Рассмотренные выше угрозы являются лишь ключевыми угрозами экономической безопасности. В целом же угрозы очень изменчивы и не всегда их можно предсказать.

Они долгое время могут не проявлять себя в открытой форме, что не должно ослаблять внимания экономистов. Ликвидация данных угроз посредством разовых мероприятий невозможна, следует разрабатывать рассчитанную на длительную перспективу стратегию.

Увеличение числа угроз, а также не продуманные управленческие решения могут привести к негативным изменениям в экономике страны. Таким образом, выявленные на ранней стадии угрозы и дальнейшая их ликвидация обеспечат стране экономическую безопасность.

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения): одобр. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Сахаров Ю. Бедные бедные // Эксперт Волга. 2008. № 14. иКЬ: http://www.expert.ru (дата обращения: 02.04.2010).

3. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. 2009. № 3. С. 21-23.

4. Объем иностранных инвестиций в Россию сократился на 21 % // РосБизнесКонсалтинг. 27.02.2010 г. иКЬ: http://top.rbc.ru (дата обращения: 13.05.2010).

5. Первый день форума «Россия-2010» прошел под знаменем оптимизма // РосБизнесКонсалтинг. 03.02.2010 г. иКЬ: http://top.rbc.ru (дата обращения: 13.05.2010).

6. Д. Медведев подвел итоги года: Мы выстояли и продолжили развитие // РосБизнесКонсалтинг. 24.12.2009 г. иКЬ: http://top.rbc.ru (дата обращения: 23.04.2010).

7. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 12. С. 116-122.

Поступила в редакцию 20.05.2010 г.

UDC 33:004.2

TO THE QUESTION OF ECONOMIC SECURITY THREATS

Olga Yuryevna Gudkova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Economical Theory and History Department, e-mail: [email protected]

In the article basic threats of economic security and its classification are considered. It is substantiated that each of threat represents the definite danger for the country.

Key words: economic security; threats of economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.