Чугунова АКазанцева Д.Б., Безрукова О.В.
Пензенский государственный университет
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ МОТИВАЦИИПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Одной из актуальных теоретических проблем развития юридической науки является проблемамотива-циипреступногоповедения, раскрывающая с одной стороны внутренние (психологические) причины конкретного преступления (формирование мотива), с другой - динамику развития самого преступного акта - от принятия решения действовать определенным образом до наступления общественноопасного результата .
Определение мотивации преступного поведения -проблемамногоаспектная, решение которой стоит на стыке многих наук, в частности, психологии, философии,социологии, права и других. С уголовноправовой точки зрения вопрос мотивации связан с разработкой и применением целогорядаинститутов уголовного права, а именно определением оснований уголовной ответственности и ее индивидуализацией, установлением субъективной стороны преступления, вменяемости, характеристикой обстоятельств, исключающих общественную опасность деяния, разграничением стадий умышленной преступной деятельности .
Мотив и цель - это психические феномены, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления.Данные психологические явления обусловлены характером испецификой человеческого поведения, а именно его избирательностью и целенаправленностью.
Мотивами преступления называются обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.
Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Иногда цель неосновательно отождествляется с последствиями преступления. Так, по мнению В. Г Беляева, цель преступления - это общественно опасные изменения в объекте преступления, которых стремится достичь виновный.
Мотив и цель преступления тесно связаны между собой. Исходя из определенных потребностей, человек испытывает сначала неосознанное влечение, затем - сознательное стремление к удовлетворению потребности. На этой основе формируется цель поведения.
Мотивы и цели преступления всегда конкретны и, как правило, формулируются в диспозициях норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) : цель завладения имуществом, цель облегчить или скрыть другое преступление, цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны и т.п.; мотивы корыстные, садистские, хулиганские, мести и т. п. Но в некоторых случаях законодатель дает обобщенную характеристику мотивов как личной заинтересованности. При такой формулировке суд должен точно установить содержание мотива и обосновать утверждение, что мотив носит характер именно личной заинтересованности.
Классификация мотивов и целей имеет важное уголовно-правовое значение. Некоторыми учеными-юристами мотивы и цели классифицируются по их характеру (например, ревность, месть). Однако эта классификация, важная с точки зрения установления фактического содержания преступления, не влечет каких-то особых правовых последствий. Точно так же не связана с уголовной ответственностью и классификация, основанная на признаке устойчивости (ситуативные и личностные). Поэтому наиболее практически полезной представляется классификация, базирующаяся на моральной и правовой оценках мотивов и целей. С этой точки зрения все мотивы и цели преступлений можно подразделить на две группы:
1) низменные
2) лишенные низменного содержания.
К низменным следует отнести те мотивы и цели, с которыми УК РФ связывает усиление уголовной ответственности либо в рамках Общей части УК РФ, оценивая их как обстоятельства, отягчающие наказание, либо в рамках Особенной части УК РФ, рассматривая мотивы и цели в конкретных составах преступлений как квалифицирующие признаки, либо как признаки, с помощью которых конструируются специальные составы преступлений с усилением наказанияпо сравнению с более общими составами подобных преступлений, например: террористический акт (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ)
как частный случай незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ), диверсия (ст. 281 УК РФ) как частный случай умышленного уничтожения имущества (ст. 167 УК РФ) и т.д.
Понятие «низменные побуждения» используется в УК РФ всего два раза: в ст. 153 и 155 наказуемость подмены ребенка и разглашения тайны усыновления (удочерения) связывается с совершением этих деяний из корыстных или иных низменных побуждений. Применение данного термина в обоих случаях является весьма неудачным, поскольку неосновательно сужает рамки применения названных норм. Представляется, что потребностям практики гораздо больше соответствовало бы определение мотивов названных преступлений как корыстная или иная личная заинтересованность.
Мотивы и цели, с которыми закон не связывает усиление уголовной ответственности ни путем создания специальных норм с более строгими санкциями, ни путем придания им значения квалифицирующих-признаков, ни путем признания их обстоятельствами, отягчающими наказание, относятся к неимеющим низменного содержания (ревность, месть, карьеризм, личная неприязнь и т. п.).
Помимо этих двух групп мотивов и целей некоторыми учеными-юристами выделяется еще и группа мотивов и целей общественно полезного характера. Представляется, что ни мотив, ни цель, которые явились психологической основой преступления, не могут рассматриваться как общественно полезные. В отдельных случаях они могут выполнять функцию обстоятельств, смягчающих наказание(мотив сострадания к потерпевшему, цель пресечения преступления или задержания лица, совершившего преступление), но никогда не могут оправдать преступление.
Как и другие факультативные признаки состава преступления, мотив и цель отражают следующее:
- во-первых, они могут превращаться в обязательные, если законодатель вводит их в состав конкретного преступления в качестве необходимого условия уголовной ответственности. Так, мотив корыстной или иной личной заинтересованности является обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а цель завладения чужим имуществом -обязательным признаком пиратства (ст. 227 УК РФ);
- во-вторых, мотив и цель могут изменять квалификацию, т.е. служить признаками, при помощи которых образуется состав того же преступления с отягчающими обстоятельствами. В этом случае психические феномены не упоминаются законодателем в основном составе преступления, но с их наличием изменяется квалификация и наступает повышенная ответственность. Например, похищение человека из корыстных побуждений повышает степень общественной опасности этого преступления, и уголовный закон рассматривает его как квалифицированный вид (п. «з» ч. 2 ст. 126 УКРФ);
- в-третьих, мотив и цель могут служить обстоятельствами, которые без изменения квалификации смягчают или отягчают уголовную ответственность, если они не указаны законодателем при описании основного состава преступления и не предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков. Так, совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ) усиливает наказание за такое преступление. Напротив, совершение преступления по мотиву сострадания (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ) или с целью задержания лица, совершившего преступление, хотя и с нарушением условий правомерности таких действий (п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ), признается обстоятельством, смягчающим ответственность за любое преступление.
Мотивы и цели преступления могут в отдельных случаях служить исключительными смягчающими обстоятельствами и в этом качестве обосновать назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление санкцией применяемой нормы Особенной части УК РФ (ст. 64), либо лечь в основу решения об освобождении от уголовной ответственности или от наказания.
Вышесказанное позволяет резюмировать следующее.
1. Мотивы и цели пронизывают все сферы общественной деятельности людей, характеризуют различные стороны их деятельности. В них выражаются предвидимые и желаемые результаты реализациитехили иных возможностей действительности, которые были предварительно оценены и выбраны.Мотивы и цели являются порождением определенных потребностей,в более или менее непосредственной форме отражают их, дают ту или иную оценку.
2. Определение значения мотивации преступного поведения имеет важное теоретическое и практическое значение. Так, при осуществлении органами суда, прокуратуры и внутренних делборьбы с преступностью установление мотива и цели преступления это правильная квалификация преступления, определение виновному справедливой и индивидуальной меры наказания,выявление причин и условий, способствовавших совершениюпреступления и принятие мер к их устранению.