Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности за преступления в сфере лесопользования по законодательству России и зарубежных стран'

К вопросу об ответственности за преступления в сфере лесопользования по законодательству России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовное законодательство / лесопользование / экологическое преступление / общественная безопасность / уголовная ответственность / penal legislation / forest exploitation / ecological crime / public safety / criminal responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Шелеметьева

Анализ экологического законодательства, изучение состояния уголовного законодательства в сфере лесопользования обусловливается тем, что экология является неотъемлемой частью жизни любого государства и его народа, поскольку окружающая среда — это то, что находится вокруг нас, и именно от самого человека зависит, в каких экологических условиях он будет жить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of responsibility for crimes in the field of forest management under the legislation of Russia and foreign countries

Criminal liability for crimes in the sphere of forest management in different countries is quite varied, since the system of penal law depends on the history of the country, its government and legal system. When analyzing the legislation of foreign countries, it is necessary to take into account the area of forest areas and the level of development of the forest industry

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности за преступления в сфере лесопользования по законодательству России и зарубежных стран»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10068

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Елена Владимировна ШЕЛЕМЕТЬЕВА, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

E-mail: rafik2006@bk.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Анализ экологического законодательства, изучение состояния уголовного законодательства в сфере лесопользования обусловливается тем, что экология является неотъемлемой частью жизни любого государства и его народа, поскольку окружающая среда — это то, что находится вокруг нас, и именно от самого человека зависит, в каких экологических условиях он будет жить.

Ключевые слова: уголовное законодательство, лесопользование, экологическое преступление, общественная безопасность, уголовная ответственность.

Annotation. Criminal liability for crimes in the sphere of forest management in different countries is quite varied, since the system of penal law depends on the history of the country, its government and legal system. When analyzing the legislation of foreign countries, it is necessary to take into account the area of forest areas and the level of development of the forest industry.

Keywords: penal legislation, forest exploitation, ecological crime, public safety, criminal responsibility.

Рецензент: О.В. Мизина, доцент кафедры юридических дисциплин МГУ имени Невельского, кандидат юридических наук

Уголовная ответственность за преступления в сфере лесопользования в разных странах достаточно разнообразна, поскольку система уголовного законодательства напрямую зависит от истории страны, ее государственного устройства и правовой системы. При анализе законодательства иностранных государств необходимо учитывать площадь лесных участков и уровень развития лесной промышленности.

Изучение правового регулирования зарубежных стран необходимо на любом этапе развития общества.

Ю.А. Тихомиров говорит об изучении зарубежного опыта как о необходимом компоненте становления правовой системы России, поскольку пренебрежение изучения законодательства иностранных государств приведет к изоля-

ции государственных правовых систем или даже к столкновению правового регулирования разных стран1. Например, Российская Федерация при подготовке УК РФ 1996 г. использовала опыт Франции, Германии и США.

Наука уголовного законодательства стран мира в сфере лесопользования разделяется на три основных системы: уголовная система стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР), уголовная система Европы и уголовная система Азиатско-Тихоокеанского региона2.

В системе стран бывшего СССР наблюдается определенное равенство правовых систем. Это обусловливается тем, что до распада СССР все входившие в него государства находились в составе единой страны, где существовало централизованное правовое регулирование путем изда-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ния Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

После распада СССР, 17 февраля 1996 г., постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) был принят Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ. Данный нормативный правовой акт имеет рекомендательный характер; цель его состояла в том, что он должен был служить стандартом для уголовных кодексов стран СНГ, однако эта цель не оправдала себя, поскольку развитие данного Кодекса на сегодняшний день не происходит.

Уголовные кодексы стран бывшего СССР имеют разноуровневую систему. Экологические преступления в них расположены в соответствии с приоритетами законодателей разных стран к охраняемым группам общественных отношений.

Раздел 9 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» Модельного Уголовного кодекса СНГ содержит главу 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды». Такая структура порождает проблему совпадения родового и видового объектов лесопреступлений. Похожую структуру имеют Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК РБ) 1998 г. и Уголовный кодекс Республики Таджикистан (далее — УК РТ) 1998 г. Однако положительным моментом выступает то, что законодатель указанных стран посвятил экологической безопасности отдельный раздел.

Трехуровневую структуру имеет УК РФ. Раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка содержит главу 26 «Экологические преступления», где родовой объект направлен на широкий круг общественных отношений по отношению к незаконному лесопользованию. Похожую структуру имеет Уголовный кодекс Кыргызской Республики (далее — УК КР) 1997 г., Уголовный кодекс Украины (далее — УК У) 2001 г. и Уголовный кодекс Латвийской Республики (далее — УК ЛР) 1998 г.3.

Выделяют две структуры уголовных кодексов стран «ближнего зарубежья»: одни страны выделяют экологические преступления в отдельные разделы, другие же включают преступления в сфере экологии в главы. В свою очередь, уголовно-правовые нормы, охраняющие отношения лесопользования по конструкции, категории тяжести и наказанию, значительно отличаются.

Модельный кодекс СНГ выделяет два вида незаконного лесопользования: ст. 231 «Незаконная рубка деревьев и кустарников» и ст. 232 «Уничтожение или повреждение лесов». Объективная сторона стран СНГ также делит незаконное лесопользование на два вида: незаконная рубка или самовольная рубка и уничтожение или повреждение лесной растительности.

В уголовных кодексах стран бывшего СССР обычно «незаконная рубка лесных насаждений» относится к категории преступлений небольшой тяжести. Однако Уголовный кодекс Эстонской Республики (далее — УК ЭР) 2002 г. и УК РУ относит данный состав к категории преступлений средней тяжести, а УК РМ — к категории тяжких преступлений.

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (далее — УК АР) 1999 г., Уголовный кодекс Республики Молдовы (далее — УК РМ) 2002 г., УК РУ и УК У предусматривают только простые составы преступлений в сфере незаконной рубки лесных насаждений. Уголовный кодекс Республики Армении (далее — УК РА) 2003 г., УК РБ, УК КР и УК РТ предусматривают также и квалифицированные составы рассматриваемых преступлений. Особо квалифицированные составы можно увидеть в УК РФ, в Уголовном кодекса Республики Казахстан (далее — УК РК) 2014 г. и УК ЛР.

Обязательным признаком ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» УК РФ является «повреждение до степени прекращения роста». Законодатели Казахстана и Латвии пошли по пути описания объективной стороны совершенных преступных действий, без указания признака «повреждение до степени прекращения роста», что может привести к определенным трудностям в практической деятельности данных го-сударств4.

Некоторые уголовные кодексы предусматривают защиту лесных насаждений и не относящихся к ним деревьев, лиан, кустарников независимо от места их произрастания. УК РФ и УК ЭР предусматривают охрану лесных насаждений, произрастающих вне лесных участков, за исключением случаев, когда насаждения находятся в чьей-либо собственности.

Статья 109 УК ЛР закрепляет уголовною ответственность за самовольную рубку лесных насаждений, находящихся в собственности других лиц. УК РК отдельно предусматривает ответственность в ст. 340 за незаконную рубку растительности, не произрастающей на землях лесного фонда.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Значительные различия в уголовных кодексах стран СНГ наблюдаются и в обязательных признаках, образующих состав преступления. Например, УК РМ содержит два обязательных признака за незаконную рубку лесных насаждений, позволяющих отграничить ее от непреступных деяний: субъект — лицо, ответственное за охрану и защиту леса, объективная сторона — деяния, совершенные в крупном размере.

УК РК и УК РТ предусматривают такой квалифицирующий признак, как «неоднократность» совершения незаконной рубки. Статья 296 УК РА содержит такой предмет, как растительный покров, наравне с лесом, кустарниками и деревьями. Думаем, что, включив понятие «растительный покров» в норму вместе с понятиями «лес», «деревья» и «кустарники», законодатель Армении допустил тавтологию, поскольку данные понятия входят в определение растительного покрова5.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений предусмотрена во всех странах бывшего СССР. В основном простой состав указанного преступления относят к категории небольшой тяжести, однако в УК РМ и УК ЭР уничтожение или повреждение лесных насаждений относится к преступлениям средней тяжести.

УК РФ, УК РК, УК АР, УК РМ, УК РБ, и УК РТ предусматривают помимо способа неосторожного обращения с огнем, также способ неосторожного обращения с иными источниками повышенной опасности. Однако УК У и УК ЭР не закрепляют способ совершения таких деяний.

В свою очередь, УК РУ раскрывает единственный способ — неосторожное обращение с огнем.

УК РБ содержит наиболее детализированную статью за уничтожение или повреждение лесных насаждений. Так, она предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдение правил осуществления взрывных работ, нарушение правил использования иных источников повышенной опасности, нарушение установленного порядка заготовки и перевозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере6.

Статья 354 УК ЭР закрепляет ответственность за совершение вышеуказанных деяний с нарушением требований охраны и использования лесов. Законодатель Эстонии, таким образом, отказался от перечисления способов, что

позволяет правоохранительным органам Эстонии применять данную статью в большинстве случаев.

Одним из главных квалифицирующих признаков уголовных кодексов стран СНГ выступает крупный ущерб, который исчисляется в каждой стране по своим утвержденным правилам.

В России он исчисляется по утвержденным Правительством России таксам и методикам.

В УК ЭР существенный и крупный ущерб исчисляются от минимальной заработной платы в 10-кратном или 600-кратном размере.

Однако в таких государствах, как Армения, Молдова, Латвия, Казахстан, Азербайджан, Украина, данный критерий является оценочным и нигде не конкретизирован, законодатели указанных стран лишь указывают, что ущерб исчисляется из стоимости необходимых для восстановления лесов.

Таким образом, страны СНГ уделяют значительное внимание преступлениям в сфере лесопользования. Однако ст. 198 УК РУ «Повреждение или уничтожение посевов, лесов или других насаждений» — единственная норма, регулирующая преступления в сфере лесопользования, поскольку в Узбекистане преобладают пустынные местности и поэтому регулировать лесопользование большим количеством уголовно-правовых норм нецелесообразно.

В уголовных законах стран Европы, в отличие от нашего государства, отдельно не выделяются статьи, которые бы регулировали ответственность за незаконную рубку и уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Система уголовного законодательства Дании построена таким образом, что прямо не указывает преступлений в сфере лесопользования. Лесопреступления имеют своим родовым объектом общественные отношения в сфере собственности и общественной безопасности.

Шведский Уголовный кодекс также не указывает экологическую безопасность леса как объект охраны. Однако глава 12 УК Швеции «О преступлениях, причиняющих ущерб» содержит статьи за незаконную рубку и повреждение лесных насаждений, т.е. шведский законодатель указывает на экономическую функцию леса как на основную.

Например, ст. 2 этой главы УК Швеции регулирует, что тот, кто незаконно завладеет растущими деревьями, их ветвями, их корой, орехами, желудями или смолой, должен понести наказание за нарушение права владения. Помимо Уголовного кодекса, в Швеции лесопреступ-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ления также регулируются Законом «О лесном хозяйстве». Например, глава 38 предусматривает, что тот, кто незаконно осуществил рубку леса, должен понести наказание в виде штрафа или лишения свободы до шести месяцев.

Уголовный кодекс Финляндии содержит главу 48а «Преступления против природных ресурсов», в которую включены нормы в сфере незаконного лесопользования, при том, что УК Финляндии имеет также главу 48 «Экологические преступления». Иными словами, по законодательству Финляндии лес выступает в качестве природного ресурса, а не объекта охраны. Так, умышленные или неосторожные деяния против леса наказываются штрафом или лишением свободы до двух лет.

Уголовный закон Финляндии также отдельно регламентирует в ст. 3 главы 48 ответственность за причинение вреда окружающей среде или создание угрозы причинения такого вреда путем проведения лесохозяйственных работ в нарушение лесного законодательства7.

Неким аналогом ст. 261 УК РФ выступают статьи Уголовного кодекса Германии «Поджог лесов» и «Создание пожароопасной ситуации», а также ст. 329 «Уничтожение леса на особо охраняемых территориях». Содержатся данные нормы в главе «Преступления против окружающей среды».

Статья 429 УК Голландии предусматривает ответственность за создание угрозы разведения пожара в лесу и наказывается лишением свободы до 14 дней или штрафом. Также по УК Голландии незаконная рубка леса является присвоением чужого леса и квалифицируется по ст. 314 «Кража чужого имущества».

Незаконная рубка лесных насаждений по польскому уголовному закону предусматривает главу 35 «Преступления против собственности». Статья 295 раскрывает, что тот, кто решил совершить рубку с целью присвоения себе деревьев, подлежит ответственности за кражу. Данная статья регулирует также обязательную выплату ущерба в двукратном размере потерпевшему.

Для Испании проблема лесных пожаров является актуальной, поэтому в Уголовном кодексе отдельно располагаются раздел 3 «О пожарах в населенных пунктах» и раздел 17 «Преступления против безопасности населения», в котором находится глава 2 «О поджогах». Из родового объекта данной главы можно увидеть, что его содержание гораздо шире и направлено не только на защиту окружающей среды, но и общества.

Статья 355 УК Испании регулирует ответственность за «умышленный поджог на особо охраняемых территориях». Отдельно ст. 332 регулирует ответственность за незаконную торговлю любым видом растительности или повреждение их зоны распространения; наказывается в виде штрафа от 8 до 24 месячных заработных плат или лишением свободы от 6 месяцев до 2 лет.

Затрагивая уголовное законодательство стран Европы, необходимо сказать, что характерной особенностью выступает то, что они относят незаконное лесопользование к экономическим преступлениям, в то время как УК РФ рассматривает преступления в сфере лесопользования с двух сторон: экономическая составляющая — ст. 191.1 УК РФ и экологическая составляющая — статьи 260 и 261 УК РФ.

Основным представителем уголовной системы Азиатско-Тихоокеанского региона выступает Китайская Народная Республика. Система уголовного законодательства Китая тождественна УК РФ, поскольку законодатель Китая разрабатывал свой Уголовный кодекс, ссылаясь на уголовный закон СССР и УК РФ. Уголовно-правовые нормы, регулирующие незаконное лесопользование в Уголовном кодексе Китайской Народной Республике (далее — УК КНР), разделены по нескольким основаниям.

Первая группа включает статьи 114 и 115 УК КНР, расположенные в главе 2 «Преступления против общественной безопасности».

Данные статьи являются аналогами ст. 261 УК РФ. Статья 114 УК КНР предусматривает ответственность за поджог, затопление, взрыв и иные способы, причиняющие вред безопасности, но не повлекшие серьезных последствий; наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Статья 115 УК КНР предусматривает ответственность за те же деяния, но повлекшие серьезные последствия в виде смерти человека, серьезного ущерба государственной или частной собственности. Санкция по ст. 115 УК КНР весьма сурова: от 10 лет до пожизненного лишения свободы или смертная казнь.

Вторая группа включает статьи 344—346, размещенные в разделе 6 «Преступления против порядка общественного управления» главы 6 «Преступления против порядка общественного управления». Данная глава регулирует ответственность за незаконную рубку, санкция предусматривается в виде лишения свободы от 5 до 7 лет или штраф. Статья 345 предусматривает квалифицирующий состав — особо крупный раз-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

мер и наказывается на срок не менее 7 лет лишения свободы и штрафом.

Статьи 344—346 УК КНР предусматривают специального субъекта — организации, осуществляющие рубку в нарушение лесного законодательства; наказываются штрафом.

Иными словами, УК КНР, так же, как и УК РФ, разграничивает экономическую и экологическую функции лесных насаждений8.

Таким образом, уголовное законодательство стран мира за преступления в сфере лесопользования достаточно разнообразно. Анализ показал, что совершенного уголовного кодекса нет, каждый имеет свои недостатки. Однако изучение зарубежного законодательства необходимо нашей стране при совершенствовании УК РФ. Например, в целях совершенствования российского законодательства интересна позиция УК РУ о замене лишения свободы на полное возмещение размера в кратных размерах.

России также необходима отдельная статья за учинение пожаров и создание пожарной ситуации. УК РФ и уголовные кодексы зарубежных стран по-разному подходят к вопросу об ответственности за лесопреступления, поскольку, как ранее уже говорилось, данный факт зависит от государственного устройства, его истории и правового регулирования.

1 Зарубин A.B. Незаконный оборот имущества, приобретенного преступным путем: Учеб. пособие. СПб., 2017. С. 121.

2 Никифоров A.A. Юридическая ответственность за нарушение экологических норм в странах Северной Европы // Тр. Ин-та гос. и права РАН. 2013. № 2. С. 38.

3 Петрова Т.Г. Современное состояние экологической проблемы, связанной с незаконной рубкой, нелегальной заготовкой и оборотом древесины в России и за рубежом // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2016. № 2 (77).

4 Копылов М.Н., Мишланова B.A. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями по законодательству Российской Федерации и иностранных государств // Юрид. наука. 2014. № 1. С. 119.

5 Николайчук A.A., Николайчук O.A. Зарубежный опыт государственного регулирования лесных ресурсов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2016. № 7. С. 43

6 Чураков Д.Г. Противодействия преступным посягательствам на сохранность лесных и иных насаждений (уголовно-правовые и криминологические меры): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 56—58.

7 Курс сравнительного правоведения: Учебник / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1996. С. 89.

8 Марковский A.B., Родионов A.B., Поташов В.Н. Некоторые особенности лесопользования в Швеции и Финляндии. Лесное хозяйство. 2012. № 3. С. 32.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» предлагает комплекс услуг по изданию учебников, учебных пособий, авторских монографий Тематика: естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки, широкая тематика, искусствоведение, история, политология, юриспруденция Труды, вышедшие в свет в нашем издательстве, получают импакт-фактор РИНЦ. В стоимость издания входят: ■ редакционно-издательские услуги; ■ печать тиража; ■ передача 16 экземпляров в Книжную палату (ИТАР ТАСС). Рукопись измеряется из расчета: TNR 14 шрифт, 1,5 интервал, направляется в файле WORD. Весь комплекс услуг занимает от двух до трех недель. Издательство оказывает эффективное содействие в продвижении издания на книжные рынки России и других стран. Адрес издательства: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1. Тел.: 8-499-740-60-15. Тел./факс: 8-499-740-60-14; unity@unity-dana.ru; www.unity-dana.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.