УДК 347
Шайхуллин М.С.,
доктор юридических наук, профессор Уфимского юридического института
МВД России, г. Уфа, РФ.
К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы о совершенствовании правового регулирования института юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
Ключевые слова
Юридическая ответственность, конституционные гарантии, права и свободы человека,
и гражданина, правовая природа.
В соответствии со статьей 72 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает следующих случаях: 1) нарушения местными органами и их должностными лицами конституционных норм, положений законодательства, норм устава муниципального образования, если такие нарушения подтверждены в судебном порядке; 2) ненадлежащего осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В первом случае основанием возникновения указанной ответственности является нарушение Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и устава муниципального образования. Это означает, что законодатель разводит по объективным основаниям нарушение норм действующего законодательства и муниципальных правовых актов, что говорит о возможности теоретического деления ответственности на конституционную и муниципально-правовую. Следует полностью согласиться с учеными, что основанием муниципально-правовой ответственности является нарушение норм устава муниципального образования. В этом случае органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность перед населением, а не перед государством, поскольку субъектами принятия устава муниципального образования выступает муниципальный представительный орган, а в отдельных, установленных законом случаях - население муниципального образования. Например, в соответствии с Уставом муниципального образования города Иркутска муниципальным представительным органом может быть выражено недоверие заместителю мэра в случае нарушения им требований Устава, если такое нарушение повлекло за собой причинение вреда или убытков жителям города. А если решения, действия должностных лиц осуществлялись вопреки нормам Устава муниципального образования, однако не привели к наступлению вредных последствий? Тогда можно сказать, что такие решения, действия не образуют объективную сторону правонарушения, для которой обязательны вред, ущерб и причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившим отрицательным результатом.
Прав В.К. Самигуллин в том, что случайная необходимость, исключая объективную сторону правонарушения, не может служить основой юридической ответственности; правонарушение -единственное основание юридической ответственности [1, с. 105]. По П.П. Серкову, «для «трансформации» юридической обязанности в конституционную ответственность в настоящее время на практике не созданы какие-либо основания для законодательного или правоприменительного развития»
[2, с. 310]. С этим можно согласиться, если учитывать компенсаторную функцию юридической ответственности, согласно которой правовые последствия неправомерных решений, действий (бездействий) приводят к наступлению реального материального ущерба, причиненного деяниями должностных лиц местного самоуправления, а такая функция в основном проявляется в процессе применения негативных санкций уголовного и административного права. Это означает, что возникновение конституционных и, как разновидность, муниципальных деликтов обусловлено сложностью квалификации субъективной и объективной стороны муниципального правонарушения, поскольку трудновыявляемые в процессе судебного разбирательства психологическое отношение, мотивы, цели действий должностных лиц местного самоуправления, приведшие к правонарушениям, и, как следствие, определение вины правонарушителя связаны в основном с вопросами надлежащего или ненадлежащего исполнения возложенных на должностное лицо обязанностей, с тем, все ли необходимые меры были приняты должностными лицами для предотвращения наступления неблагоприятных последствий, какие задачи и функции возложены на то или иное должностное лицо муниципального образования. При этом статья 72 ФЗ № 131 не содержит такое основание наступления ответственности органов и их должностных лиц местного самоуправления перед государством - «неисполнение обязанностей по осуществлению отдельных государственных полномочий». В свою очередь такое основание возникновения юридической ответственности выявлено в процессе исследования законов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Список использованной литературы:
1. Самигуллин В.К. Начала гуманистического права (очерки по курсу общей теории права). - Уфа: Аркаим, 2013. С. 105.
2. Старилов Ю.Н. Конституционная ответственность: новый взгляд, необходимость дискуссии, поиск материальных оснований и особой процессуально-правовой формы ее применения. Рец. на кн.: Серков П.П. Конституционная ответственность в Российской Федерации: современная теория и практика: монография М.: НОРМА, 2014. 464 с. // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2015. № 3. С. 310.
© Шайхуллин М.С., 2022