оценка конкурентного потенциала
интегрированной
бизнес-группы
к вопросу об оценке конкурентного потенциала
интегрированной бизнес группы
Лопаткина Наталья Юрьевна
аспирантка кафедры маркетинга, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [email protected]
_Аннотация
Статья посвящена вопросам оценки конкурентного потенциала интегрированной бизнес-группы. Существующие методики диагностики и оценки конкурентного потенциала не учитывают специфику интегрированных бизнес-групп (ИБГ), так как направлены на изучение потенциала отдельного предприятия. Автором предлагается применить теорию реальных опционов для оценки конкурентного потенциала ИБГ.
Ключевые слова: интегрированная бизнес группа, конкурентный потенциал, оценка конкурентного потенциала, реальный опцион
В опросы оценки конкурентного потенциала интегрированных бизнес-групп (ИБГ) являются новой научной задачей. Большинство исследований посвящены изучению конкурентного потенциала конкретного предприятия. Рассмотрим существующие подходы и определим целесообразность их использования для решения нашей задачи.
Подходы к оценке конкурентного потенциала
Деятельность экономического субъекта (предприятия) представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще - на повышение своего конкурентного потенциала. Проблема
кое предпринимательство, 2011, № 9 (1)
анализа конкурентного потенциала предприятия является крайне актуальной, поскольку для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления стратегических и тактических планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития конкурентного потенциала предприятия. В современной экономической литературе существует достаточно много разработок в области диагностики и оценки конкурентного потенциала, которые можно выделить в следующие подходы. Ресурсный подход предполагает анализ только ресурсной составляющей конкурентного потенциала. В данном случае конкурентный потенциал рассматривается как совокупность используемых в производстве продукции ресурсов, средств и предметов производства. Ресурсы являются основой развития конкурентного потенциала любого предприятия. Оценка сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень использования определяется отношением полученного эффекта к объему примененных для этого ресурсов. Результативный подход определяет конкурентный потенциал как способность предприятия осваивать, перерабатывать имеющиеся ресурсы для удовлетворения общественных потребностей. Результат деятельности предприятия определяется наличием у него любого вида потенциала и его умелым использованием. Как только организация начинает поддерживать имеющийся конкурентный потенциал в устойчивом состоянии и, возможно, развивать его, она получает «устойчивое конкурентное» преимущество. Анализ в данном случае сводится к тому, что анализируется и оценивается максимальное количество благ, которое предприятие может произвести и реализовать на рынке при данном количестве и качестве, строении ресурсов.
Резервный подход предполагает рассмотрение конкурентного потенциала предприятия с точки зрения резервов улучшения производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Резервы, в данном случае, - это нереализованные возможности повышения эффективности бизнеса, усиления действия факторов, способствующих
...для построения
прогнозов
и разработки
стратегий развития
... необходимо
располагать
объективной
информацией
о состоянии
и тенденциях
развития
конкурентного
потенциала
предприятия
те -о
.....а
_результативный
подход определяет _конкурентный
потенциал
как способность
_предприятия
_осваивать,
перерабатывать
для удовлетворения _|общественных потребностей
росту эффективности производства, и устранения отрицательного влияния негативных факторов. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа потенциала предприятия [2].
Оценка конкурентного потенциала предприятия
Среди задач оценки конкурентного потенциала предприятия наиболее важными являются:
- оценка степени предпринимательской активности предприятия;
- оценка финансовой устойчивости;
- оценка инновационной деятельности предприятия;
- оценка эффективности использования маркетин-овых ресурсов фирмы
оценка уровня компетенций персонал
- оценка креативного потенциала;
- изучение рыночной конъюнктуры. Основные функции анализа конкурентного потенциала:
- объективная оценка ресурсных составляющих онкурентного потенциала, а также финансовых
результатов, деловой активности объекта анализа, то есть факторов, определяющих увеличение конкурентного потенциала;
- выявление факторов и причин, влияющих на уровень полученных результатов;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
- выявление и активизация резервов улучшения и увеличения конкурентного потенциала.
С точки зрения методических подходов к оценке конкурентного потенциала, большинство из них сводятся к анализу основных структурных компонентов конкурентного потенциала и определение на их основе интегрированной оценки конкурентного потенциала.
Оценить конкурентный потенциал ИБГ, исходя из классических подходов, представляется нецелесообразным, так как конкурентный потенциал компаний, входящих в ИБГ, следует оценивать с учетом синергии, возникающей за счет развития тесных связей между предприятиями.
ское предпринимательство, 2011, № 9 (1)
Конкурентный потенциал предприятий, входящих в объединение
Изучая конкурентный потенциал ИБГ, следует говорить не о потенциале всей группы, а о конкурентном потенциале предприятий в нее входящих. Связано это с тем, что в ИБГ входят предприятия, ориентированные на разные рынки и группы потребителей, очень часто осуществляющие абсолютно разные виды деятельности. Поэтому и конкурентные преимущества у предприятий, входящих в ИБГ будут различные. В связи с этим компании, стремящиеся к объединению в ИБГ, будут ориентированы на получение тех ресурсов, которые позволят им повысить конкурентоспособность и выиграть в конкурентной борьбе. Таким образом, конкурентный потенциал ИБГ представляет собой совокупность конкурентных потенциалов предприятий, входящих в объединение.
Компании, попадая в ИБГ, уже имеют определенный конкурентный потенциал. В результате взаимодействия с другими предприятиями группы, происходит прирост их конкурентного потенциала, который можно назвать интегрированным конкурентным потенциалом предприятия ИБГ. В связи с этим актуальной задачей становится выделение интегрированного конкурентного потенциала, возникшего за счет вхождения в ИБГ, из общего потенциала предприятия и его оценка. Таким образом, общий конкурентный потенциал ИБГ будет складываться из конкурентных потенциалов, созданных в результате вхождения компаний в ИБГ. Следовательно, конкурентный потенциал ИБГ (КПИБГ) можно представить как сумму интегрированных конкурентных потенциалов предприятий ИБГ:
...конкурентный потенциал компаний, входящих в интегрированные
следует оценивать
возникающей за счет развития тесных связей между
П-]
где
К - интегрированный конкурентный потенциал предприятия ИБГ
В связи с этим возникает вопрос оценки конкурентного потенциала ИБГ. Попытаемся рассмотреть конкурентный потенциал ИБГ в качестве реального опциона.
_пут-опцион -
_это контракт,
_предоставляющий
покупателю опциона
_право продать
_базовый актив
_по фиксированной
цене или отказаться _от сделки
Конкурентный потенциал как реальный опцион
Реальный опцион - это возможность или право принять некоторое управленческое решение в будущем [1].
Объединение компаний в ИБГ отчасти продиктовано стремлением увеличить свой конкурентный потенциал. Действительно, вступая в ИБГ, компания получает дополнительные преимущества, выражающиеся в возможности приобрести или предоставить ресурсы на более выгодных (в сравнении с рыночными) условиях. Другими словами, в ходе взаимодействия между компаниями группы складывается два типа взаимоотношений:
1. Компания располагает определенными активами, которые может предложить другим участникам ИБГ. Компания получает возможность реали-
овать свои активы, другие предприятия группы получить необходимые ресурсы или возможности для ведения бизнеса. Другими словами, компания продает право купить у нее ресурсы или определенные условия ведения бизнеса, то есть продает колл-опцион. Колл-опцион - это
онтракт, предоставляющий покупателю опци-а право купить базовый актив1 по фиксированной цене или отказаться от сделки. Продавец опциона получает премию (цена опционного контракта) и от сделки отказаться не вправе.
2. У компании есть возможность получить ресурсы у других компаний ИБГ на более выгодных условиях (по сравнению с рыночными), то есть, компания продает пут-опцион. Пут-опцион - это контракт, предоставляющий покупателю опциона право продать базовый актив по фиксированной цене или отказаться от сделки.
Продавец опциона получает премию и от выполнения своих обязательств по договору не может. Премия, которую получает продавец опциона, представляет собой экономические выгоды, возникшие за счет расширения сбыта (при реализации активов) и выгоды, возникшие за счет разницы между ценами на ресурсы внутри ИБГ и рыночными ценами. То есть, премия по опциону - те возможный
1 Под базовым активом в данном случае следует понимать ресурсы и возможности для ведения бизнеса.
ское предпринимательство, 2011, № 9 (1)
экономические выгоды, которые компания может получить в ходе своей деятельности в рамках ИБГ. Возможные экономические выгоды можно рассматривать как конкурентные преимущества, которые компания может получить в результате вхождения в ИБГ. Тогда премия по опциону будет представлять собой интегрированный конкурентный потенциал предприятия ИБГ.
В связи с этим можно воспользоваться теорией реальных опционов для диагностики конкурентного потенциала компаний, входящих в ИБГ.
Литература
1. Бляхман Л.С. Корпорации и их роль в российской экономике. - Проблемы современной экономики. -2007. - № 2(22).
2. А.В. Бухва лов. Реальны - и реальные опционы // Российский журнал менеджмента. - 2006. - Том 4. -№ 3. - С.77-84.
3. Дэвис С. Конкурентный потенциал - как его выявить? // Competía Online Magazine. - 2003.
4. Ерохин Д.В., Галушко Д.В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2006. - № 4 (12).
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Natalia Yu. Lopatkina
Postgraduate Student, Chair of Marketing,
Saint Petersburg State University of Economics and Finance
On the Estimation of the Competitive Potential of an Integrated Business Group
Abstract
The article is devoted to assessing the competitive potential of an integrated business group. Current methods of diagnosis and evaluation of competitive potential do not take into account the specificity of integrated business groups (IBG) as they aim at studying the potential of an individual enterprise. The author suggests applying the real options theory to assess the competitive potential of IBG.
Keywords: integrated business group, competitive potential, evaluation of competitive potential, real option
конкурентоспособное