Научная статья на тему 'К вопросу об оценке эффективности управления инновациями'

К вопросу об оценке эффективности управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Ольга Владимировна, Ильинская Елена Михайловна

Рассмотрены показатели результативности управления инновациями по этапам инновационного процесса и функциям управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The summary indicators of productivity of management by innovations on stages of innovative process and management functions are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке эффективности управления инновациями»

Инновации и инвестиции

УДК 338.24

О.В. Кириллова, Е.М. Ильинская

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИЯМИ

В создании и реализации инновационной продукции участвуют различные типы организаций, начиная от вузов и заканчивая сбытовыми и маркетинговыми организациями, поэтому важным является системный анализ эффективности управления инновациями на всех стадиях инновационного процесса.

Современный экономический словарь определяет эффективность управления как достижение с помощью управления возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расхода на управление, а также как мера, в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности управляемого объекта [7].

Управление инновациями является необходимостью, что связано с такими требованиями, как систематичность, контролируемость, результативность и эффективность инноваций. Эффективность управления инновациями представляет собой возможность достижения требуемого эффекта от инновационной деятельности, а также обеспечения эффективности инновационного процесса.

Инновационный процесс рассматривается многими учеными как последовательность

действий по преобразованию научной идеи в инновацию. Он может содержать ту или иную совокупность стадий вплоть до научных исследований, прикладных или фундаментальных, но непременно нацеленную на получение результата, пригодного для практического использования. Первое поколение моделей инновационного процесса, представленное моделью «технологического толчка», является классическим и поддерживается многими российскими учеными (см. схему) [5, с. 11].

Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим, процессом «черного ящика» [6]. Для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР.

Венгерский экономист Б. Санто выделяет аналогичные структурные элементы инновационного процесса: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытное производство и разработки, подготовка к производству, производство, сбыт [4, с. 83]. Ряд российских ученых также придерживаются подобной точки зрения. Например, профессор

Модель «технологического толчка» инновационного процесса

^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012

С.Д. Ильенкова предлагает следующую схему инновационного процесса [2]:

ФИ ^ ПИ ^ Р ^ ПР ^ С ^ ОС ^ ПП ^ ^ М ^ СБ,

где ФИ - фундаментальные исследования; ПИ -прикладные исследования; Р - разработка; ПР -проектирование; С - строительство; ОС - освоение; ПП - промышленное производство; М -маркетинг; СБ - сбыт.

Мы же примем структуру первой классической модели инновационного процесса, состоящую из пяти этапов, но объединим два последних этапа, поскольку они имеют значительное сходство.

Для эффективного осуществления инновационного процесса необходимо интеграционное единство составляющих его стадий, поскольку они различаются по содержанию и результатам. Каждой стадии присущи организационно-экономические особенности, связанные с планированием, прогнозированием, финансированием, стимулированием и т. д.

В рамках процессного подхода ученый М. Мескон выделяет четыре основные функции управления - планирование, организацию, мотивацию и контроль [3]. Почти аналогично другой ученый - А. Файоль считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Л.И. Рудич, автор множества работ по менеджменту, выделяет следующие управленческие функции: целеполагание, планирование, организацию, координацию, регулирование, мотивацию, измерение, принятие решений. В работе М.Л. Драчевой и Л.И. Юликова основными функциями управления предприятием называются: перспективное и текущее планирование, организация и регулирование, мотивация и координирование, контроль и учет [1].

Почти в каждой публикации по управлению содержится набор управленческих функций, несколько отличный от других подобных наборов. Мы примем классическую трактовку, выделяющую четыре основные функции управления.

Любая методика управления инновациями, как и любого другого управленческого процесса, для определения эффективности управления должна включать набор тех или иных показателей. Если говорить об этапах фундаментальных и прикладных исследований, то вместо термина «эффективность» более корректным является использование термина «результативность» при управлении исследовательским процессом, поскольку он в большей степени характеризуется не финансовыми и стоимостными показателями, а показателями качества исследовательской работы и количеством инновационных идей и разработок, дошедших до коммерциализации.

На каждой стадии инновационного процесса для эффективного управления необходимо проводить мониторинг процесса с помощью предложенной нами системы показателей, представленной здесь в таблице.

Эффективность управления инновациями определяется многими финансовыми показателями, среди которых следует особенно отметить как общие, так и предельные величины. Так, рассчитываемый по формуле (1) интегральный показатель эффективности представлен в данной таблице на этапе коммерциализации инноваций. Он имеет и другие названия, такие как чистый дисконтированный доход, чистая приведенная, чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект, и позволяет определить степень эффективности управления производством инновационной продукции.

Эшт = 1 (В - с,) а,

, = о

(1)

где В, - результат от инноваций в ,-й год; С, -инновационные затраты в ,-й год; Тп - расчетный год; а, - коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Такую же значимость имеют и предельные значения, например экономическая эффективность (маржинальная эффективность - Э ), рассчитываемая как отношение прироста выручки от реализации инновационной продукции

Т

Инновации и инвестиции

Основные показатели эффективности и результативности управления инновациями

\ Этапы инно-\вационного \ процесса Функции \ управления \ Разработка инноваций Коммерциализация инноваций

Вузы Малые инновационные предприятия при вузах Предприятия

НИИ Отделения НИОКР на предприятиях Предприятия Торговые организации

Фундаментальные научные исследования Прикладные исследования и ОКР Производство Маркетинг, сбыт и диффузия

Планирование Коэффициент результативности поиска инновационной идеи, характеризующийся долей инновационных идей дошедших до этапа опытно-конструкторских разработок Коэффициент результативности инновационных разработок, характеризующийся долей инновационных разработок, дошедших до внедрения в производство Доля инновационной продукции в общем объеме производства. Индекс рентабельности инноваций. Дополнительная стоимость организации от производства инновационной продукции (ЕУЛь). Интегральный показатель эффективности, представляющий собой с учетом дисконтирования величину разностей результатов производства инновационной продукции и затрат на ее производство Коэффициент привлечения новых клиентов. Экономическая маржинальная эффективность как отношение прироста выручки от реализации инновационной продукции к приросту затрат на ее производство и реализацию

Организация Коэффициент оснащения информационно-техническими средствами поиска инновационной идеи. Коэффициент обеспеченности высококвалифицированным персоналом процесса поиска инновационной идеи Коэффициент оснащения информационно-техническими средствами процесса НИОКР. Коэффициент обеспеченности высококвалифицированным персоналом процесса НИОКР Коэффициент оснащения новой техникой производства инновационных продуктов. Коэффициент обеспеченности персоналом производства инновационной продукции, соответствующим требуемому уровню компетенций Коэффициент обеспеченности персоналом процесса реализации инноваций, соответствующим требуемому уровню компетенций

Мотивация Величина доплаты сотрудникам за предложенные и дошедшие до коммерциализации инновационные идеи Величина доплаты сотрудникам за дошедшие до коммерциализации инновационные разработки Величина доплаты сотрудникам за повышение эффективности производства инновационной продукции Величина доплаты сотрудникам за увеличение экономического эффекта от реализации инновационной продукции

Контроль Коэффициент дошедших до коммерциализации инновационных идей Коэффициент дошедших до коммерциализации инновационных разработок Коэффициент отклонения фактических показателей производственного процесса от плановых Коэффициент отклонения фактических показателей реализации от плановых

^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012

к приросту затрат на ее производство и реализацию по формуле

Э =

^TR(qIn ) ATC,„ '

(2)

где ATR(qIn) - прирост выручки от реализации дополнительной единицы инновационной продукции; ATCIn - прирост затраты на производство и реализацию дополнительной единицы инновационной продукции.

Значение Эш > 1, т. е. больший прирост выручки по сравнению с приростом затрат, характеризует увеличение прибыли от реализации инновационной продукции.

Однако эффективность управления инновациями характеризуется не только приростом финансовых показателей, но и созданием дополнительной стоимости организации, занимающейся производством и реализацией инноваций, оценка которой осуществляется по формуле

EVAln = NOPATIn - WACC ■ CAPIn, (3)

где NOPATIn - чистая операционная прибыль, полученная за счет реализации инновационной продукции; WACC - средневзвешенная стоимость капитала (требуемая инвесторами норма доходности); CAPIn - величина инвестированного капитала в производство и инновационной продукции.

Эффективность управления в области инноваций зависит от научной инфраструктуры, в том числе вузовской, от правовых, экономических отношений, возникающих в НИИ и вузах, от формирования патентной политики и защиты продуктов исследовательского и творческого труда, интеллектуальной собственности в рамках организаций.

Эффективное управление инновациями зависит и от внешних факторов, к которым, в первую очередь, следует отнести создание четкой методики и необходимых условий для передачи технологий и объектов интеллектуальной собственности от вузовской и академической науки - промышленности и обществу в целом, формирование необходимой инновационной инфраструктуры и условий для осуществления патентно-лицензионной деятельности в стране. Важнейшей задачей государства является не просто стимулирование отдельных инноваций, а формирование организационных, экономических и правовых условий для эффективной реализации инновационных процессов в экономике с целью создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы.

Таким образом, поскольку эффективность управления инновациями зависит от множества факторов и определяется различными показателями, требуется комплексный подход к оценке эффективности инноваций с учетом всех функций управления и различных этапов инновационного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Драчева, М.Л. Менеджмент [Текст] / М.Л. Дра-чева, Л.И. Юликова. - М.: Мастерство, 2002.

2. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент [Текст] / С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело ЛТД, 1984.

4. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] : пер. с венг. / Б. Санто;

под ред. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990.

5. Юраков, А.Ю. Модели инновационного процесса [Текст] / А.Ю. Юраков // Современные аспекты экономики. - 2002. - № 12 (25).

6. Mensch, G. Changing Capital Values and the Prosperity to In^vate [Text] / G. Mensch, C. Сопйп^, K. Kaasch // Futures. - 1981. - № 4. - Р. 28.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// slovari.yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.