Научная статья на тему 'К вопросу об оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации'

К вопросу об оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ / СОИСПОЛНИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / ЗНАЧИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / TATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION / EXECUTIVE OF THE STATE PROGRAM / COLLABORATOR OF THE STATE PROGRAM / EFFICIENCY OF ACTIVITY / EVALUATION CRITERION / IMPORTANCE OF INDICATORS / QUALITY OF SUBMISSION OF DOCUMENTS / INFORMATION SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стегниенко Любовь Константиновна

В статье представлена методическая разработка, необходимая для использования в практической деятельности ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации, осуществляющих оценку деятельности своих соисполнителей и участников реализации государственных программ Российской Федерации. Разработанные при участии автора Методические указания содержат требования к составу критериев для проведения оценки, порядку их определения, порядку представления данных для проведения оценки, а также методические рекомендации по проведению оценки ответственными исполнителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of assessment of efficiency of activity of collaborators and participants of the state program formed by the executive of the state program of the Russian Federation

The methodical development necessary for use in practical activities of executives of the state programs of the Russian Federation which are carrying out assessment of activity of the collaborators and participants of implementation of state programs of the Russian Federation is presented in article. The Methodical instructions developed by the author contain requirements to structure of criteria for evaluating, to an order of their definition, a data presentation order for evaluating and also methodical recommendations about evaluating by executives.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 3 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Стегниенко Л.К. К вопросу об оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №3. С. 36-59. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/318003.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.268

К вопросу об оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы

Российской Федерации

Стегниенко Любовь Константиновна,

доцент, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по научной работе ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» 123103, Москва, проспект Маршала Жукова, д.78, к.2

e-mail: setelc@interecoms. ru

Аннотация. В статье представлена методическая разработка, необходимая для использования в практической деятельности ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации, осуществляющих оценку деятельности своих соисполнителей и участников реализации государственных программ Российской Федерации. Разработанные при участии автора Методические указания содержат требования к составу критериев для проведения оценки, порядку их определения, порядку представления данных для проведения оценки, а также методические рекомендации по проведению оценки ответственными исполнителями.

Ключевые слова: государственные программы Российской Федерации, ответственный исполнитель государственной программы, соисполнитель государственной программы, эффективность деятельности, критерий оценки, значимость показателей, качество представления документов, источники информации.

Методические указания по оценке эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации были разработаны для использования ответственными исполнителями государственных программ при оценке эффективности и результативности

деятельности по реализации государственных программ соисполнителями и участниками госпрограмм.

Цель проведения оценки эффективности деятельности соисполнителей и участников госпрограмм состоит в совершенствовании механизма взаимодействия ответственных исполнителей и участников госпрограмм, повышении ответственности соисполнителей и участников госпрограмм в ходе разработки и реализации госпрограмм на основе формализации требований к результативности и эффективности деятельности соисполнителей и участников госпрограмм и единого подхода к проведению оценки их деятельности.

При подготовке Методических указаний было важно выработать требования к составу критериев, по которым должна проводиться оценка, сформированному по результатам анализа хода реализации госпрограмм на основе утвержденных версий госпрограмм и годовых отчетов ответственных исполнителей и выявления организационных и методологических проблем, порядок определения критериев и представления данных для проведения оценки, а также методику оценки, формируемую ответственным исполнителем госпрограммы.

Оценка эффективности и результативности деятельности по реализации государственных программ проводится ежегодно по итогам за год в марте-апреле следующего за отчетным года на основе данных о деятельности по реализации госпрограмм и ее результатах, представляемых соисполнителями и участниками госпрограмм ответственным исполнителям госпрограмм, и других источников информации.

Результаты оценки эффективности деятельности соисполнителей и участников госпрограмм в обобщенном виде представляются в Минэкономразвития России и используются при формировании Сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ.

Взаимодействие ответственных исполнителей, соисполнителей и участников государственных программ, координация действий соисполнителей с ответственными исполнителями государственных программ, а также участников соответствующих подпрограмм с соисполнителями государственных подпрограмм, ответственными за данные подпрограммы, для проведения оценки эффективности и результативности деятельности соисполнителей и участников государственных программ осуществляется в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30, и внутренними регламентирующими документами ответственного исполнителя госпрограммы.

Разработка и реализация положений Методический указаний позволили установить формализованные требования к осуществлению деятельности соисполнителей и участников госпрограмм (критерии), обеспечили единый подход к осуществлению контроля на основе оценки их деятельности и способствуют повышению ответственности соисполнителей и участников в ходе разработки и реализации госпрограмм.

Термины и определения

В разработанных Методических указаниях были использованы следующие термины и их определения:

достаточность представленных документов, подтверждающих реализацию контрольных событий, - представление комплекта документов, позволяющих официально подтвердить факты наступления контрольных событий;

качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000:2015);

качество работы с документами - степень соответствия установленным требованиям к критериям, с помощью которых оцениваются разные аспекты работы с документами (своевременность представления, правильность оформления, полнота состава и др.);

незначимый показатель - показатель, изменение которого не отражает прогресс, связанный с реализацией государственной программы;

неравномерность распределения контрольных событий за отчетный период - результаты планирования контрольных событий, характеризующиеся значительным различием по количеству наступлений контрольных событий по кварталам отчетного года;

перечень документов, подтверждающих наступление контрольного события, - список оформленных в соответствии с установленными требованиями документов, которые официально подтверждают факты наступления контрольных событий (например, акты сдачи-приемки работ);

равномерность распределения контрольных событий за отчетный период - результаты планирования контрольных событий, характеризующиеся равномерно распределенным количеством наступлений контрольных событий по кварталам отчетного года;

результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (ГОСТ Р ИСО 9000:2015);

согласование с учетом замечаний с первого предъявления -

принятие документов после корректировки по замечаниям без необходимости повторной корректировки;

эффективность - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ГОСТ Р ИСО 9000:2015).

Критерии оценки

Состав критериев эффективности и результативности деятельности соисполнителей и участников по реализации государственных программ устанавливается по каждому из следующих направлений оценки:

1) значимость показателей, за которые отвечают соисполнители и участники госпрограмм;

2) соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ;

3) соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС) (в части соответствующих подпрограмм);

4) качество работы соисполнителей и участников госпрограмм с документами;

5) кассовое исполнение расходов федерального бюджета.

В качестве направлений оценки выбраны наиболее значимые аспекты, характеризующие ответственность за результаты деятелей соисполнителей и участников госпрограмм (ответственность за показатели, за выполнение требований нормативно-методических документов, качество работы с документами, а также ответственность за исполнение госпрограмм (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), отражаемую через критерии исполнения контрольных событий и кассового исполнения расходов).

Рассмотрим подробнее состав критериев оценки по каждому направлению.

1) Значимость показателей, за которые отвечают соисполнители и участники государственных программ:

• доля показателей, соответствующих долгосрочным документам социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиям федерального уровня, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственных программ;

• доля показателей ФПСР в общем количестве показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственных программ;

• доля показателей, по которым установлен более поздний срок представления данных по сравнению со сроком представления годового отчета;

• доля незначимых показателей и показателей с фиксированным значением на плановый период.

2) Соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ, в

том числе Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588), Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 82), постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»:

• проведение согласования подпрограммы (подпрограмм) с ответственным исполнителем и с участниками государственной программы в части соответствующей подпрограммы (подпрограмм);

• проведение согласования методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) с ответственным исполнителем государственной программы;

• наличие в составе дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы), утвержденной соисполнителем и/или участниками (в части соответствующих показателей (индикаторов);

• актуальность данных плана реализации и детального плана-графика реализации государственной программы (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), размещенных на портале государственных программ.

3) Соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС):

• равномерность распределения КС по кварталам отчетного года;

• идентификация и оценка рисков наступления КС и разработка мер их нейтрализации или минимизации;

• степень исполнения КС в отчетном периоде;

• наличие «преждевременных» КС в отчетном периоде;

• достаточность представленных соисполнителем (участником) государственной программы документов, подтверждающих реализацию КС.

4) Качество работы соисполнителей и участников госпрограмм с документами:

• соблюдение срока представления фактических данных по показателям госпрограммы (подпрограммы);

• соблюдение срока размещения на портале государственных программ отчета о ходе исполнения плана реализации (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий);

• соблюдение срока представления информации для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя в связи с запросами Минэкономразвития России, Министерства финансов РФ и других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по вопросам реализации госпрограммы (подпрограммы), подготовкой годового отчета и доклада о ходе реализации государственной программы (в части соответствующих подпрограмм);

• качество представления документов ответственному исполнителю (плана реализации, детального плана-графика (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), документов с информацией по запросу ответственного исполнителя, документов, подтверждающих реализацию КС).

5) Кассовое исполнение расходов федерального бюджета:

• уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета при реализации основных мероприятий (подпрограмм, федеральных целевых программ) государственной программы.

Методика определения критериев оценки эффективности деятельности соисполнителей и участников государственных программ РФ

Оценка степени значимости показателей, за которые отвечают соисполнители и участники государственных программ, определяется по формуле:

ОЗП = псд х к± + пфпср х к2 + (1 - ппс) х к3 + (1 - пнзп) х к4 (1)

П 1 П 2 П ' 3 V П у 4

где ОЗП - оценка степени значимости показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы, в отчетном периоде; оценка свидетельствует о степени ответственности, возлагаемой на соисполнителя (участника) при обеспечении выполнения показателей подпрограммы, и значимости оцениваемых результатов;

П - общее количество показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы;

Псд - количество показателей, соответствующих долгосрочным документам социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиям федерального уровня, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы; к1 - весовой коэффициент показателя Псд (кх = 0,3);

ПФПСР - количество показателей, включенных в федеральный план

статистических работ (ФПСР), за которые отвечает соисполнитель

(участник) государственной программы;

k2 - весовой коэффициент показателя ПФПСР (k2 = 0,3);

ППС - количество показателей, за которые отвечает соисполнитель

(участник) госпрограммы, по которым установлен более поздний срок

представления данных по сравнению со сроком представления

годового отчета;

k3 - весовой коэффициент показателя ППС (k3 = 0,2);

ПНЗП - количество незначимых показателей и показателей с

фиксированным значением на плановый период, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы; k4 - весовой коэффициент показателя ПНЗП (k4 = 0,2).

Оценка степени соблюдения установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ определяется по формуле:

"^факт.1

ОНД =-^р^ (2)

где ОНД - оценка степени соблюдения установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ;

Тфакт i - фактическая оценка i-го критерия по направлению оценки «Соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ»; Тустан i - установленная оценка i-го критерия по направлению оценки «Соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ»; N - количество критериев по направлению оценки «Соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ».

Фактическая оценка каждого из критериев данного направления осуществляется по принципу «да/нет» и выражается с помощью «1» при положительном результате оценки критерия (полное соответствие установленному требованию) или «0» при отрицательном результате (полное несоответствие установленному требованию).

Установленная оценка /-го критерия равна «1» (Тустан { =1) означает

полное соответствие установленному требованию.

Для отражения промежуточных результатов, характеризующих неполное соответствие установленному требованию, применяются следующие коэффициенты:

• по критерию «проведение согласования подпрограммы (подпрограмм) с ответственным исполнителем и с участниками государственной программы в части соответствующей подпрограммы (подпрограмм)»:

«0,5» - если согласование проведено с учетом замечаний ответственного исполнителя и участников госпрограммы с первого предъявления после внесения корректировок;

• по критерию «проведение согласования методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) с ответственным исполнителем государственной программы»:

«0,5» - если согласование проведено с учетом замечаний ответственного исполнителя с первого предъявления после внесения корректировок;

• по критерию «наличие в составе дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы), утвержденной соисполнителем и/или участниками (в части соответствующих показателей (индикаторов)»:

«0,5» - если методика расчета показателей (индикаторов) государственной программы (в части показателей подпрограммы) не размещена на портале государственных программ в составе дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе;

• по критерию «актуальность данных плана реализации и детального плана-графика реализации государственной программы (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), размещенных на портале государственных программ»:

«1» - в случае соответствия данных плана реализации и данных детального плана-графика на бумажном носителе (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий) данным плана реализации и детального плана-графика, размещенным на портале государственных программ;

«0» - в случае несоответствия данных плана реализации и данных детального плана-графика на бумажном носителе (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий) данным плана реализации и детального плана-графика, размещенным на портале государственных программ.

Оценка степени соблюдения требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС) определяется по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^факт.7

ОКС =-^р^ (3)

где ОКС - оценка степени соблюдения требований к планированию и оценке исполнения КС (в части соответствующих подпрограмм); Тфакт.у - фактическая оценка у-го критерия по направлению оценки «Соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС)»;

Титану - установленная оценка у-го критерия по направлению оценки «Соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС)»;

5 - количество критериев по направлению оценки «Соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС)».

Фактическая оценка каждого из критериев данного направления оценки осуществляется либо по принципу «да/нет» и выражается с помощью «1» или «0» и коэффициентов для выражения оценок промежуточных состояний, если наступление КС не выражается объемными значениями, либо, если возможно выразить наступление КС с помощью объемного числового значения, используется соответствующее число:

• по критерию «равномерность распределения КС по кварталам отчетного года»:

«1» - при равномерном распределении, «0» - при неравномерном распределении;

• по критерию «идентификация и оценка рисков наступления КС и разработка мер их нейтрализации или минимизации»:

«1» - при наличии идентификации рисков, проведении оценки рисков, анализа рисков и наличии разработанных мер по их нейтрализации/минимизации,

«0» - при отсутствии мероприятий, связанных с идентификацией и оценкой рисков,

• по критерию «степень исполнения КС в отчетном периоде»: фактическое значение (Тфакт.КС) равно количеству фактически

наступивших событий в отчетом периоде из числа запланированных

(Тустан.Кс);

• по критерию «наличие «преждевременных» КС в отчетном периоде»: «1» - если нет наступления «преждевременных» КС в отчетном

периоде (наступление КС раньше планового срока более, чем на месяц),

«0,5» - если число «преждевременных» КС в отчетном периоде составляет менее 15% от запланированного количества КС,

«0» - если число «преждевременных» КС в отчетном периоде составляет более 15% от запланированного количества КС;

• по критерию «достаточность представленных соисполнителем (участником) государственной программы документов, подтверждающих реализацию КС:

«1» - представленный комплект документов достаточен для подтверждения реализации КС,

«0» - представленный комплект документов недостаточен для подтверждения реализации КС,

Установленная оценка j-го критерия равна «1», если контрольное событие не измеряется количественно (Тустано=1), в противном случае приравнивается к запланированному количественному значению

(Тустащ Тдлан^).

Оценка степени соблюдения требований к качеству работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами определяется по формуле:

yL ^факт.д yi=lT

ОКД =-Tf^ , (4)

где ОКД - оценка степени соблюдения требований к качеству работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами; Тфакт.я - фактическая оценка q-го критерия по направлению оценки «Качество работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами»;

Тустан^ - установленная оценка q-го критерия по направлению оценки «Качество работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами»;

L - количество критериев по направлению оценки «Качество работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами».

Фактическая оценка каждого из критериев данного направления осуществляется по принципу «да/нет» и выражается с помощью «1» при положительном результате оценки критерия (полное соответствие установленному требованию) или «0» при отрицательном результате (полное несоответствие установленному требованию).

Установленная оценка q-го критерия равна «1» (Тустан^ = 1),

означающая полное соответствие установленному требованию.

Для отражения промежуточных результатов, характеризующих неполное соответствие установленному требованию, применяются следующие коэффициенты:

• по критерию «соблюдение срока представления фактических данных по показателям госпрограммы (подпрограммы)»:

«0,5» - если фактические данные по показателям подпрограммы представлены ответственному исполнителю не в установленный срок, но в течение 3-х дней после установленного срока;

• по критерию «соблюдение срока размещения на портале государственных программ отчета о ходе исполнения плана реализации (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий)»:

«0,5» - если отчет о ходе исполнения плана реализации (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий) размещен не в установленный срок, но в течение 3-х дней после установленного срока;

• по критерию «соблюдение срока представления информации для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя в связи с запросами Минэкономразвития России, Министерства финансов РФ и других ФОИВ по вопросам реализации госпрограммы (подпрограммы), подготовкой годового отчета и доклада о ходе реализации государственной программы (в части соответствующих подпрограмм)»:

«0,5» - если информация представлена не в установленный срок, но в течение 3-х дней после установленного срока;

• по критерию «качество представления документов ответственному исполнителю (плана реализации, детального плана-графика (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), документов с информацией по запросу ответственного исполнителя, документов, подтверждающих реализацию КС»:

«1» - если представлен исчерпывающий набор документов с соблюдением формы, состава и полноты данных, подписанных ответственным должностным лицом соисполнителя (участника), при этом на портале госпрограмм - усиленной квалифицированной электронной подписью;

«0,8» - если требуемая форма представления информации не соблюдена при соблюдении всех остальных вышеперечисленных условий;

«0,5» - если представлен неполный набор документов, но позволяющий решать задачу, для которой эти документы предназначены; документы подписаны должностным лицом соисполнителя (участника), на Портале госпрограмм - усиленной квалифицированной электронной подписью;

«0» - если представленный набор документов, состав и полнота представленных данных не позволяют решать задачу, для которой эти документы предназначены, отсутствует подпись должностного лица соисполнителя (участника).

Оценка кассового исполнения расходов федерального бюджета производится с помощью критерия «Уровень кассового исполнения расходов

федерального бюджета при реализации основных мероприятий (подпрограмм, федеральных целевых программ) государственной программы» по формуле:

БРкасса I

УБР = '=1БРсБр.* , (5)

где УБР - уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета при реализации основных мероприятий подпрограмм, федеральных целевых программ государственной программы (в части компетенции соисполнителя (участника));

БРкасса / - кассовые расходы федерального бюджета на реализацию /-го основного мероприятия подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном периоде;

БРс.бр. / - объем бюджетных ассигнований на реализацию /-го основного мероприятия подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном периоде согласно сводной бюджетной росписи по состоянию на 31 декабря отчетного года;

Я - количество основных мероприятий, по которым проводится оценка подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном периоде.

Методика оценки эффективности деятельности соисполнителей и

участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы

Общая оценка эффективности деятельности каждого соисполнителя и участника государственной программы определяется ответственным исполнителем госпрограммы по формуле:

ОЭДСОИ(УЧ) = ОЗП х к5 + ОНД х к6 + ОКС х + ОКД х + УБР х к9 (6)

где ОЭДСОИ(УЧ) - общая оценка эффективности деятельности соисполнителя (участника) государственной программы;

ОЗП - оценка степени значимости показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы, в отчетном периоде;

к5 - весовой коэффициент оценки степени значимости показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы, в отчетном периоде (к5=0,2);

ОНД - оценка степени соблюдения установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ;

к6 - весовой коэффициент оценки степени соблюдения установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ (кб=0,25);

ОКС - оценка степени соблюдения требований к планированию и оценке исполнения КС (в части соответствующих подпрограмм); к7 - весовой коэффициент оценки степени соблюдения требований к планированию и оценке исполнения КС (в части соответствующих подпрограмм) (к7=0,2);

ОКД - оценка степени соблюдения требований к качеству работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами; к8 - весовой коэффициент оценки степени соблюдения требований к качеству работы соисполнителей и участников госпрограммы с документами (£$=0,15);

УБР - уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета при реализации основных мероприятий подпрограмм, федеральных целевых программ государственной программы;

к9 - весовой коэффициент уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета при реализации основных мероприятий подпрограмм, федеральных целевых программ государственной программы (к9=0,2).

В зависимости от значения общей оценки эффективности эффективность деятельности соисполнителя (участника) может быть отнесена к следующим интервалам шкалы оценок эффективности деятельности соисполнителей (участников) (0,1):

• «высокая степень эффективности» - при ОЭДшщУЧ) не менее 0,9;

• «средняя степень эффективности - при ОЭДсощУЧ) менее 0,9, но не менее 0,8;

• «удовлетворительная степень эффективности» - при ОЭДсои(уч) менее 0,8, но не менее 0,7;

• «неудовлетворительная степень эффективности» - при ОЭДсои(уч) менее 0,7.

Порядок представления данных для проведения оценки

Источниками информации для проведения оценки эффективности деятельности соисполнителей и участников госпрограмм являются (Таблица 1):

• сведения и документы, представляемые соисполнителями и участниками госпрограмм;

• документы госпрограмм (паспорта госпрограмм и подпрограмм, состав целевых показателей, планы реализации, детальные планы-графики и др.);

• нормативно-правовые документы (постановления Правительства, приказы Минэкономразвития России);

• информация открытого доступа, представленная в электронной среде (сайты ответственных исполнителей и соисполнителей, Портал государственных программ, информационные системы ЕМИСС, Росстата).

По окончании отчетного года ответственный исполнитель запрашивает у соисполнителей и участников госпрограммы необходимую для проведения оценки информацию.

Ответ на запрос ответственного исполнителя должен быть предоставлен соисполнителем (участником) госпрограммы в составе отчетных документов по госпрограмме, то есть к 20 февраля следующего за отчетным года.

Сбор и учет данных о показателях, характеризующих своевременность представления информации и качество представляемых документов, необходимо проводить на постоянной основе.

Для сбора данных по остальным (единовременно фиксируемым данным) целесообразно разработать план работ и процедуру действий ответственных лиц, проводящих оценку.

Таблица 1. Состав критериев оценки эффективности деятельности соисполнителей (участников) госпрограмм и источников информации, обеспечивающих получение данных для оценки критериев_

Наименование критериев и направлений оценки

Порядок определения _критерия_

Источники информации для определения критерия

1

3

1. Оценка степени значимости показателей, за которые отвечают соисполнители и участники госпрограммы

1.1. Доля показателей, соответствующих долгосрочным документам социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиям федерального уровня, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственных программ

П

СД

П

1.2. Доля показателей ФПСР в общем количестве показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственных программ

П

ФПСР

П

Источники информации для определения:

«П» - общее количество показателей, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы. Источник: Паспорт подпрограммы ( в составе утвержденной документации госпрограммы).

«Псд» - количество показателей, соответствующих долгосрочным документам социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиям федерального уровня, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы. Источник: Информация, представляемая соисполнителем (участником) по запросу ответственного исполнителя.

«ПФПСР» - количество показателей,

включенных в федеральный план статистических работ (ФПСР), за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы. Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сведения, представленные в рамках Единой межведомственной информационно-статистической системы ЕМИСС ( www.fedstat.ru);

- информация, представляемая соисполнителем (участником) по запросу ответственного исполнителя.

Наименование критериев и направлений оценки Порядок определения критерия Источники информации для определения критерия

1 2 3

1.3. Доля показателей, по которым установлен более поздний срок представления данных по сравнению со сроком представления годового отчета Ппс П «ППС» - количество показателей, по которым установлен более поздний срок представления данных по сравнению со сроком представления годового отчета. Источники: - сведения, представленные в рамках Единой межведомственной информационно-статистической системы ЕМИСС (www.fedstat.ru; - информация, представляемая соисполнителем (участником) по запросу ответственного исполнителя.

1.4. Доля незначимых показателей и показателей с фиксированным значением на плановый период ПНЗП П «ПНЗП» - количество незначимых показателей и показателей с фиксированным значением на плановый период, за которые отвечает соисполнитель (участник) государственной программы Источник: Информация, представляемая соисполнителем (участником) по запросу ответственного исполнителя.

2. Соблюдение установленных требований нормативно-правовых документов по разработке и реализации государственных программ, в том числе Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 02.08.2010г. №588) , Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016г. №582), постановления Правительства РФ от 12.10.2017г. №1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»

Наименование критериев и Порядок определения Источники информации для

направлений оценки критерия определения критерия

1 2 3

2.1. Проведение согласования «1» - при Источники информации:

подпрограммы (подпрограмм) с положительном - документы, подтверждающие

ответственным исполнителем и с результате; проведение согласования с

участниками государственной «0» - при ответственным исполнителем и с

программы в части соответствующей отрицательном участниками госпрограммы в части

подпрограммы (подпрограмм) результате, соответствующей госпрограммы

«0,5» - при наличии (протокол согласования, акт или

замечаний и другие документы с подписями

устранении с первого ответственных должностных лиц и

предъявления с печатями);

- титульный лист согласованного

документа при наличии

утверждающих и согласующих

отметок на нем.

2.2. Проведение согласования «1»- при Источники информации:

методики расчета показателей положительном - документы, подтверждающие

(индикаторов) государственной результате; проведение согласования с

программы (подпрограммы) с «0» - при ответственным исполнителем и с

ответственным исполнителем отрицательном участниками госпрограммы в части

государственной программы результате, соответствующей госпрограммы

«0,5» - при наличии (протокол согласования, акт или

замечаний и другие документы с подписями

устранении с первого ответственных должностных лиц и

предъявления с печатями;

- титульный лист согласованного

документа при наличии

утверждающих и согласующих

отметок на нем.

2.3. Наличие в составе «1» - при наличии и Источники информации:

дополнительных и обосновывающих размещении на - дополнительные и

материалов к государственной Портале госпрограмм; обосновывающие материалы к

программе методики расчета «0» - при отсутствии госпрограмме;

показателей (индикаторов) методики, - Портал государственных

государственной программы «0,5» - при наличии программ (programs.gov.ru)

(подпрограммы), утвержденной методики, но

соисполнителем и/или участниками отсутствии на

(в части соответствующих Портале госпрограмм

показателей (индикаторов))

2.4. Актуальность данных плана «1»- при Источники информации:

реализации и детального плана- положительном - план реализации госпрограммы и

графика реализации государственной результате детальный план-график

программы (в части соответствующих «0» - при реализации госпрограммы (в части

подпрограмм и мероприятий), отрицательном соответствующих подпрограмм и

Наименование критериев и направлений оценки Порядок определения критерия Источники информации для определения критерия

1 2 3

размещенных на Портале государственных программ результате мероприятий); - Портал государственных программ (programs.gov.ru)

3. Соблюдение требований к планированию и оценке исполнения контрольных событий (КС):

3.1. Равномерность распределения КС по кварталам отчетного года «1» - при равномерном распределении «0» - при неравномерном распределении Источники информации: - план реализации госпрограммы и детальный план-график реализации госпрограммы (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий); - Портал государственных программ (programs.gov.ru)

3.2. Идентификация и оценка рисков наступления КС и разработка мер их нейтрализации или минимизации «1» - при наличии «0» - при отсутствии Источники информации: - сведения об идентификации и оценке рисков наступления КС (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий) в составе плана реализации или детального плана-графика; - информация, представляемая соисполнителем (участником) по запросу ответственного исполнителя

3.3. Степень исполнения КС в отчетном периоде Т 1 факт. КС Т 1 устан.КС Источники информации: - отчетные данные соисполнителя (участника) о реализации подпрограммы (мероприятий) в отчетном периоде; - Портал государственных программ; - документы, подтверждающие наступление КС, запланированных в отчетном периоде (таблица 2); - план реализации госпрограммы и детальный план-график реализации госпрограммы (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий);

3.4. Наличие «преждевременных» КС «1» - при отсутствии Источники информации:

Наименование критериев и направлений оценки

Порядок определения _критерия_

Источники информации для определения критерия

1

3

в отчетном периоде

«преждевременных» событий «0» - при числе «преждевременных» событий более 15% «0.5» - при числе «преждевременных» событий менее 15%

3.5. Достаточность представленных соисполнителем (участником) государственной программы документов, подтверждающих реализацию КС

«1» - при достаточном комплекте документов «0» - при недостаточном комплекте документов

- отчетные данные соисполнителя (участника) о реализации подпрограммы (мероприятий) в отчетном периоде;

- Портал государственных программ

- документы, подтверждающие наступление КС в отчетном периоде (таблица 2), в том числе срок наступления КС;

- план реализации госпрограммы и детальный план-график реализации госпрограммы (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий);

Источники информации:

- таблица 2 настоящих Методических указаний;

- отчетные данные соисполнителя (участника) о реализации подпрограммы (мероприятий) в отчетном периоде;

- документы, подтверждающие наступление КС в отчетном периоде

4. Качество работы соисполнителей и участников госпрограмм с документами:

4.1. Соблюдение срока представления фактических данных по показателям госпрограммы (подпрограммы)

(до 20 февраля года, следующего за отчетным - для соисполнителей, до 10 февраля года, следующего за отчетным - для участников))

4.2. Соблюдение срока размещения на портале государственных программ отчета о ходе исполнения плана реализации (в части соответствующих подпрограмм и

«1» - представлены в срок

«0,5» - представлены в течение 3-х дней после установленного срока

«0» - представлены позже 3-х дней после установленного срока

«1» - размещены в срок

«0,5» - размещены в течение 3-х дней после установленного

Источники информации:

- отчетные данные соисполнителя (участника) о реализации подпрограммы (мероприятий) в отчетном периоде с отметкой о входящей регистрации поступившего ответственному исполнителю документа;

- Постановление Правительства РФ №588 от 2.08.2018 п.31 Источники информации:

- Портал государственных программ;

- Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582, п.33

Наименование критериев и направлений оценки

Порядок определения _критерия_

Источники информации для определения критерия

1

3

мероприятий)

(на 15 число каждого месяца

4.3. Соблюдение срока представления информации для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя в связи с запросами Минэкономразвития России, Министерства финансов РФ и других ФОИВ по вопросам госпрограммы (подпрограммы), подготовкой годового отчета и доклада о ходе реализации государственной программы (в части соответствующих подпрограмм);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.4. Качество представления документов ответственному исполнителю (плана реализации, детального плана-графика (в части соответствующих подпрограмм и мероприятий), документов с информацией по запросу ответственного исполнителя, документов, подтверждающих реализацию КС).

срока

«0» - размещены позже 3-х дней после установленного срока

«1» - представлена в срок

«0,5» - представлена в течение 3-х дней после установленного срока

«0» - представлена позже 3-х дней после установленного срока

«1» - представлен полный набор документов и данных, правильно оформленный «0,8» - соблюдены все требования, кроме формы представления; «0,5» - представлен неполный набор документов, но позволяющий решать задачу

«0» - представлен набор документов, не позволяющий решать задачу, для которой эти документы предназначены_

Источники информации:

- поступившие ответы на запросы ответственного исполнителя с отметкой о входящей регистрации поступившего документа; -Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30); -внутренние регламентирующие документы ответственного исполнителя, устанавливающие сроки рассмотрения и представления информации и документов

Источники информации:

- запрос ответственного исполнителя (в части состава запрашиваемых документов и данных);

- подпункт 4.4 настоящих Методических указаний;

- таблица 2 настоящих Методических указаний;

- Стандарт (СТО) ответственного исполнителя «Управление документацией» или Инструкция по делопроизводству

5. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета:

Наименование критериев и направлений оценки Порядок определения критерия Источники информации для определения критерия

1 2 3

5.1. Уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета при реализации основных мероприятий (подпрограмм, федеральных целевых программ) государственной программы БР уй иг касса 1 УБР = ВРС.Б.» Источники информации: - финансовые документы, подтверждающие расходы федерального бюджета в отчетном периоде по мероприятиям, ФЦП, подпрограммам (бухгалтерская отчетность, акты выполненных работ).

Таблица 2. Состав видов контрольных событий, включаемых в планы реализации госпрограмм, и документов, подтверждающих их наступление__

Вид контрольного события Документ, подтверждающий наступление КС

Достижение целевого значения показателя - отчет исполнителя; - подтверждение достижения показателя (данные ЕМИСС, Росстата).

КС, относящееся к отдельному объекту и имеющее числовое целевое значение (например, для проекта «Сколково» -доля софинансирования не менее 60%) - отчет исполнителя; - документы исполнителя (участника), подтверждающие достижение числового результата (об объеме производства, закупок, финансирования в зависимости от показателя).

Завершение выполнения работ (строительство объектов, разработка проектной документации и др.) - отчет исполнителя; - акты приемки - сдачи и/или документ, разрешающий эксплуатацию объекта

Подписание договоров, соглашений - отчет исполнителя; - договор, соглашение

Принятие нормативно-правового акта - опубликование НПА - регистрация в Минюсте (если предусмотрено)

Подготовка нормативно-правового акта - решение коллегиального органа о принятии к рассмотрению НПА

Создание информационных систем, реестров и др. - отчет исполнителя; - акты сдачи-приемки; - ссылки на размещение ИС в открытом доступе (при необходимости); - документы, подтверждающие соответствие ИС требованиям (по защищенности и проч.) - сертификаты.

Проведение контрольных мероприятий (мониторинга, аудита и проч.) со стороны госоргана - отчет исполнителя; - отчеты о результатах проведения мероприятия, аудита, анализа.

Проведение различных мероприятий (семинаров, конференций и др.) - отчет исполнителя; - акты сдачи-приемки; - протоколы проведения.

Создание органов управления, институтов, учреждений - документы об образовании нового учреждения (свидетельства, лицензии (при необходимости))

Подготовка и принятие различных документов распорядительного характера, методик, планов и др. - утвержденный документ

Предоставление субсидий -отчет исполнителя; - подтверждающие финансовые документы.

Уплата взносов (членство в международных организациях) -отчет исполнителя; - финансовые документы.

Реализация программ (например, повышение квалификации), комплекса мероприятий - отчет исполнителя. - программа (план); - отчетные материалы о выполнении событий -достижении результатов (отчеты исполнителя, Акты сдачи - приемки, протоколы, свидетельства и др подтверждающие материалы);

- данные статистического наблюдения (в т.ч. ЕМИСС, ведомственных БД), если план предусматривает

__достижение каких-либо целевых значений показателей

Таким образом, разработанные Методические указания содержат требования к составу критериев для проведения оценки эффективности деятельности соисполнителей и участников государственной программы, формируемой ответственным исполнителем госпрограммы Российской Федерации, к порядку их определения и порядку представления данных для проведения оценки, а также методические рекомендации по проведению оценки ответственными исполнителями. Данная разработка необходима для использования в практической деятельности ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации, осуществляющих оценку деятельности своих соисполнителей и участников реализации государственных программ Российской Федерации.

Литература

1. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 25.12.2018). - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения 18.03.2019).

2. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (с изменениями на 15.03.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205801/ (дата обращения 18.03.2019).

3. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ в 2017 году. - Режим доступа: http://government.ru/info/33538/ (дата обращения 18.03.2019).

4. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242 (с изменениями на 23.02.2018). -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/govprograms/201711117 (дата обращения 18.03.2019).

To a question of assessment of efficiency of activity of collaborators and participants of the state program formed by the executive of the state program of the Russian Federation

Stegniyenko L.K.,

Associate professor, Candidate of Economic Sciences,

Deputy CEO for scientific work LLC Scientific Research Institute of Economy of Communication and

Informatics Interecoms 123103, Moscow, Marshal Zhukov Avenue, 78, building 2

Abstract. The methodical development necessary for use in practical activities of executives of the state programs of the Russian Federation which are carrying out assessment of activity of the collaborators and participants of implementation of state programs of the Russian Federation is presented in article. The Methodical instructions developed by the author contain requirements to structure of criteria for evaluating, to an order of their definition, a data presentation order for evaluating and also methodical recommendations about evaluating by executives.

Keywords: state programs of the Russian Federation, executive of the state program, collaborator of the state program, efficiency of activity, evaluation criterion, importance of indicators, quality of submission of documents, information sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.