Научная статья на тему 'К вопросу об отмене домашних заданий: опыт западных стран'

К вопросу об отмене домашних заданий: опыт западных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ В ШКОЛЕ / ОТМЕНА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ / ДОМАШНЯЯ РАБОТА В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ / HOMEWORK AT SCHOOL / CANCEL OF HOMEWORK / HOMEWORK IN A FOREIGN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Оксана Дмитриевна, Долгая Оксана Игоревна, Дудко Светлана Анатольевна, Нечаева Галина Юрьевна

В статье анализируются принципы работы образовательных систем в западноевропейских государствах, позволяющие отказаться от использования домашних заданий в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the cancel homework: The experience on Western countries

In the article there are the principles of work for educational systems in western countries, that afford refuse from using homework at school.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отмене домашних заданий: опыт западных стран»

Дискуссии

К вопросу об отмене домашних заданий: опыт западных стран

Оксана Дмитриевна Демидова,

старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО Оксана Игоревна Долгая,

ведущий научный сотрудник, заведующая аспирантурой Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук

Светлана Анатольевна Дудко,

старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук

Галина Юрьевна Нечаева,

научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

• домашние задания в школе • отмена домашних заданий • домашняя работа в зарубежной школе •

Московские учителя предложили отменить домашние задания в школах, поскольку учебная программа слишком перегружена. В спорах на эту тему учителя «ломают копья» уже в течение многих десятилетий. Российским школам предлагали отказаться от домашних заданий ещё 60 лет назад. Специальную методику разработала петербургский педагог Е.В. Яновицкая. В своей книге «Тысяча мелочей Большой дидактики» она вспоминает: «В 1953 году главное, что вызвало в зале гул недоумения, — это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе — первый краеугольный принцип нашей системы: школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5-6 часов в день), а остальное время — на лично выбранное дополнительное образование»1.

В 1960-х гг. получил распространение также «Липецкий метод»: педагоги-энтузиасты решили отменить самостоятельную работу

_ учеников после уро-

1 Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Боль- К°в. Но результа"ГЫ шой дидактики. М.: Баласс, 2011. этих нововведений

оказались не совсем такими, как ожидалось, и домашние задания снова вернули в школы. Е.В. Яновицкая считает, что надо не просто перестать задавать уроки на дом, а полностью перестроить учебную программу. Как среди учителей, так и среди родителей есть те, кто убеждён в том, что задания на дом не нужно категорически отменять, их необходимо правильно организовать. Подобный опыт имеется и в западных странах.

Домашнюю работу для школьников начальной школы недавно отменили в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других странах. В Скандинавии домашние задания для младших школьников отменены уже несколько лет назад. Во многих странах Европы дети находятся в школе фактически до пяти-шести часов вечера. После уроков и двухчасового обеденного перерыва они закрепляют пройденный в классе материал под присмотром своих педагогов, а также играют и гуляют. Таким образом, в европейских странах речь идёт не об отмене практики отработки пройденного в классе матери-

Дискуссии

ала, а об отмене заданий, которые учащиеся должны делать дома.

В Великобритании по действовавшим до недавнего времени правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей. Рекомендации по количеству времени, отводимого для выполнения домашних заданий, даёт Министерство образования. В 1998 г. были установлены следующие рекомендации по количеству домашних заданий2.

В начальной школе:

• для учащихся в возрасте 5-7 лет (1 и 2 классы) — 10 минут: счёт, чтение, письмо;

• для учащихся в возрасте 7-9 лет (3 и 4 классы) — 20 минут: счёт, чтение, письмо с периодическими заданиями по другим предметам;

• для учащихся в возрасте 9-11 лет (5 и 6 классы) — 30 минут: регулярные еженедельные задания с акцентом на грамотность и математику, но также включающие другие предметы учебного плана.

В средней школе:

• для учащихся в возрасте 11-13 лет (7 и 8 классы) — 45-90 минут;

• для учащихся в возрасте 13-14 лет (9 класс) — 1-2 часа;

• для учащихся 14-16 лет (10 и 11 классы) — 1,5-2,5 часа.

Однако недавно Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку её выполнение вызывает у учеников сильный стресс. Пойдя навстречу учителям и родителям, министр образования Майкл Гоув (Michael Gove) объявил, что теперь каждый учитель вправе сам решать, давать или нет задания на дом младшим школьникам. Учителям посоветовали по-другому распланировать расписание занятий в течение дня, чтобы уроки шли не только утром, но и после традиционного ланча днём. В марте 2012 г. власти Великобритании отменили систему нормативов, действующую с 1998 г. Британские родители приветствовали подобное нововведение. Ранее они неоднократно выступали за то, чтобы уменьшить размер домашних заданий. Кроме того, выполне-

ние уроков, по их мнению, отнимает время, которое младшие школьники могли бы потратить на спорт и игры2.

В ходе очередной школьной реформы (2012 г.) во Франции также было принято решение отменить домашние задания в начальных классах. Обоснованием явилось то, что именно в начальной школе закладывается фундамент для последующего успешного обучения ребёнка в средней школе. Маленькие дети нуждаются в наибольшей поддержке и помощи, но родители не всегда могут уделять детям должное внимание. Теперь дети до 11 лет делают классные задания в школе после уроков, со своими же педагогами. А ученики средних и старших классов, как правило, тратят на учёбу дома всего полчаса-час в день. В выходные это время обычно увеличивается.

В интервью газете «Le Monde» министр образования Венсан Пейон заявил, что государству необходимо «поддерживать каждого ученика в его индивидуальной работе, а не оставлять с личными проблемами, в том числе и финансовыми». Всем известно, что в некоторых семьях родители помогают детям учиться, покупают книги, водят в музеи и в театры, а в других семьях детьми никто не занимается3. Во время выступления в Сорбонне в октябре 2012 г. президент Франции заявил, что «если мы хотим помочь нашим детям, а также восстановить равенство шансов, то необходимо, чтобы всё обучение проходило в стенах школы, а не дома»4.

Отмены домашних заданий требовали и многие родители. С таким предложением выступила Федерация родителей французских учеников — FCPE. По мнению взрослых, школьники слишком устают во время домашней подготовки. Из-за высокой нагрузки часто возникают ссоры и конфликты в семье. Кроме того, домашние задания

увеличивают разни- _

цу в уровне подготовки учеников. Некоторые СМИ, однако, утверждают, что в порыве «уравниловки» правительство не осознаёт нужд представите-

2 Education Homework cut for youhgest pupils. Источник в интернете: http://news.bbc. co.uk/2/hi/uk_news/education/211159.stm

3 Le Monde. 11.10.2012.

4 Le Nouvel Observateur / Devoirs i à l'école: les parents pourront encore travailler avec leurs enfants (Peillon). 12.10.2012.

лей рабочего и среднего класса. Отмена домашних заданий будет на руку богатым родителям, так как их дети дополнительно смогут заниматься музыкой, танцами, спортом, а у неимущих семей такой возможности нет.

Учитывая подобные пожелания, в школах стали организовывать дополнительные бесплатные занятия не только по предметам, но и занятия по искусству и культуре, а также спортивные мероприятия. Проводятся мастер-классы деятелей культуры и искусства, а также менеджеров высшего звена с предприятий и т.д. В 2008 г. было решено организовать дополнительное педагогическое сопровождение для учащихся средних и начальных школ, где констатировалось наибольшее количество отстающих учащихся. Школьникам предлагаются дополнительные обучающие программы, основанные на диагностике их нужд и пожеланий. Такая помощь согласовывается с обучением в классное время и, таким образом, способствует лучшему усвоению основных школьных дисциплин («эос!е соттип»). Мероприятия, осуществляемые в рамках такого педагогического сопровождения, являются частью общего школьного плана и соответствуют его целям. Предложено четыре основных раздела дополнительного педагогического сопровождения:

• помощь в выполнении домашних заданий;

• спортивные занятия;

• практические занятия по искусству и культуре;

• художественное чтение, практика устной речи в изучаемых иностранных языках.

Согласно Закону о школьной ориентации № 2013-595 от 8 июля 2013 предусмотрен индивидуальный подход к обучению детей и программы адаптации5.

Поиск альтернативных путей работы учащимися во внеурочное время способствовал развитию во - Франции так называемой культурно-досуговой деятельности, получившей название «анимация». Примером могут служить клубы

5 Loi n° 2013-595 du 8 juillet 2013 d'orientation et de programmation pour la refondation de l'école de la République.

6 http://Www.coupdepouce.com

7 Учительская газета. 09.04.2012.

«Coup de Pouce» («Толчок»), существующие в настоящее время более чем в 240 городах Франции. Клубы работают с детьми подготовительных классов, готовящихся к поступлению в 1-й класс начальной школы, а также с первоклассниками, которые рискуют стать неуспевающими по единственной причине — дома они лишены заботы родителей, которую другие дети получают каждый день. Речь идёт о социально неблагополучных семьях, к которым относятся в подавляющем большинстве и дети из семей иммигрантов: родители не имеют возможности покупать детские книги и читать детям на французском языке, а также не могут помочь в выполнении домашних заданий. Эту миссию берут на себя клубы «Coup de Pouce».

Система культурно-досуговой деятельности рассматривается во Франции как подсистема общей системы образования в стране. Для удобства клубы располагаются непосредственно в стенах школ. Занятия проводят аниматоры (это могут быть учителя данной школы или приглашённые специалисты) в игровой форме и неформальной обстановке по полтора часа каждый день, кроме воскресенья. Работа аниматоров оплачивается Министерством образования или муниципалитетом. По оценке экспертов, более 75% посещающих клубы детей через год занятий имеют удовлетворительные, хорошие или очень хорошие результаты в области чтения и письма6.

Исключение из образовательного процесса домашних заданий для начальной, а затем и средней школы является во Франции только началом образовательной реформы. Учебная неделя станет более длинной (не 4, а 4 с половиной дня), но при этом уроки будут короче, что позволит больше внимания уделять внеклассным мероприятиям.

Солидарны с французами и в Скандинавских странах. Норвежский детский врач Фредриксен заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Домашние задания посягают на свободное время ребёнка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей... Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания»7. Домашние задания в Норвегии необреме-

Душссуу

нительны и появляются в обязательном письменном виде только в средней школе (с 8 класса). Но и тогда они необязательны к выполнению. Учитель не требует, он мотивирует. Если задание не выполняется, считается, что педагог мотивирует плохо. Отсутствие домашних заданий не закреплено законодательно, а оговаривается на уровне рекомендаций для педагогов.

Дания также практически не имеет домашних заданий в начальной школе. Единственным исключением является домашнее чтение (до 20 минут 3-4 раза в неделю), а также своеобразные «проекты», имеющие целью практическое изучение бытовых явлений (например, вежливое общение со сверстниками и соседями; приготовление какого-то блюда; поведение на прогулке и т.д.). Часто такие задания не требуют письменного оформления. В гимназии и колледже домашняя работа становится неотъемлемой частью образовательного процесса, что необходимо для полного овладения базовым курсом. Осенью 2010 г. в Дании стартовала программа помощи по выполнению домашней работы учащимися, имеющая целью помочь уменьшить разрыв в образовании детей из разных социальных слоёв населения.

В Швеции по каждому предмету ученики получают одно домашнее задание в неделю: оно не охватывает весь недельный курс науки и не превышает обычно 2030 минут при выполнении дома. Ученики имеют полное право дать временную или полную отставку не понравившемуся педагогу, в том числе и за чрезмерную домашнюю нагрузку. Для восстановления репутации и возможности преподавания учитель обязан доказать адекватность своих действий. Между тем, многими специалистами отмечается, что последние 25 лет уровень образования в Швеции неуклонно понижается.

В некоторых восточноевропейских странах домашние задания в начальной школе не задаются вообще (1-3 классы в Польше, 1-4 классы в Чехии, Словакии). Затем, в средней школе и на старшей ступени обучения (гимназия), объём домашнего задания, его форма и тому подобное определяются учителем конкретного предмета на основании рекомендаций совета школы. Шко-

лы имеют широкие полномочия, и в данном вопросе у них полная автономия.

Волна отказов от домашних заданий докатилась и до Германии. Начавшаяся в 2010 г. реформа немецкого школьного образования сократила год учёбы, но привела к увеличению продолжительности учебного дня. Перегруженным ученикам не остаётся времени на отдых, занятия спортом и искусством. Первой в стране на отмену домашних заданий решилась гимназия Е^а-ВгаепсЫгоет в Северном Рейне-Вестфалии. Об этом сообщила журналистам директор этого учебного заведения Бригитта Фонтайн в октябре 2012 г. По словам госпожи Фонтайн, отмену домашних заданий компенсируют интенсивными занятиями в классе. Отстающие ученики всё равно получают дополнительные задания. Учителя и родители одобрительно встретили отказ от домашних заданий, который продлится два года для учеников 5-9 классов. На выпускников отмена не распространяется. Без домашней работы они не подготовятся к экзаменам. Таким образом, у учащихся должно появиться больше времени на отдых после уроков, занятия спортом или музыкой8.

Целесообразность отмены домашних заданий подтвердило исследование американских учёных. Учёные из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценки школьников младших классов. Профессор психологии Харрис Купер из Университета Дьюка посвятил этой теме много лет и написал книгу с выразительным названием «Битва за домашнее задание»9. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Результат был ошеломляющий. Выяснилось, что количество часов, проведённых за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных и тестов!

Такие авторитетные организации, как National Parents Teachers Association (PTA) и National Education Association (NEA), предлагают следующие нормы домаш-

них задании

10.

8 The Local. 05.10.2012.

9 Harris M. (Martin) Cooper. The Battle over Homework: Common Ground for Administrators, Teachers, and Parents». SAGE Publications Inc, United States, 2007.

10 Источник в интернете: wwW.pta.org, www.nea.org

program.

doe.masS.edu/21cclc/

• от детского сада до третьего класса в школе — не больше 20 минут в день;

• от четвёртого до шестого класса — от 20 до 40 минут в день;

• от седьмого до двенадцатого класса рекомендуется разная продолжительность, в зависимости от предметов и дальнейших жизненных планов.

Как правило, школьнику, который решил поступить в колледж, нужно посвящать больше времени домашним занятиям, чем его однокласснику, который намерен сразу после окончания школы устроиться на работу. Здесь действует «Правило 10 минут». Оно означает, что с переходом в следующий класс время на домашние задания должно увеличиваться на 10 минут. «Правило 10 минут» несколько расходится с рекомендациями Министерства просвещения. Но во многих школах любят это правило, очевидно, из-за его простоты: дошкольникам и первоклассникам нужно задавать уроки, с которыми они справятся за 10 минут, во втором классе — за 20 минут, в третьем — за 30 минут и т.д. А старшеклассникам уже придётся затрачивать до двух часов. «Правило 10 минут» считает оптимальным и авторитетный знаток проблемы домашних заданий Харрис Купер из Университета Дьюка11.

Понимание важности дополнительных занятий, особенно для учеников из социально неблагополучных семей, нашло отражение в современной образовательной политике США. В 2010 г. правительство Б. Обамы увеличило государственное финансирование федеральной программы продлённого дня для всех уровней школьников (The 21-st Century Learning Centers program), чтобы ею смог воспользоваться дополнительный миллион учащихся. При этом школы с плохой успеваемостью планируется закрывать12.

В России в школах все замерли в ожидании новых изменений по вопросу об отмене домашних заданий. Сегодня школы уже могут самостоятельно утверждать свою программу, включая нормы домашних заданий. Попечительский совет может корректировать эту программу, то есть сами родители спо-

11 Источник в интернете: www.stopho-mework.Com

12 The 21st Century Learning Centers

собны влиять на объём или даже отмену домашних занятий. У старшеклассников есть право выбора персонального учебного плана самостоятельно. В зависимости от того, какие предметы он выбирает как профильные, он может выбирать объём домашней работы, если в школе в целом будет одобрена система возможности снижения объёма заданий на дом. Поэтому никаких законопроектов на эту тему пока не ожидается. □

Источник в интернете: http://www.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.