Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЛУЧШИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапонов Д.С.

В настоящее время одним из показателей уровня развития страны является степень открытости управленческих структур на всех уровнях публичной власти, и позволяющим институтам гражданского общества формировать адекватное суждение об эффективности государственного и муниципального управления. В статье показано, что в настоящее время внедрение элементов открытости в меньшей степени охватывает муниципальный уровень по сравнению с федеральным и региональным уровнями государственного управления. Сделан вывод о необходимости учета специфики местного самоуправления, изучении лучших практик, применении комплексного подхода при внедрении принципов и элементов открытости в муниципальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF OPENNESS OF MUNICIPAL GOVERNMENT

Currently, one of the indicators of the country's level of development is the degree of openness of management structures at all levels of public authority, and allowing civil society institutions to form an adequate judgment on the effectiveness of state and municipal governance. The article shows that currently the introduction of elements of openness to a lesser extent covers the municipal level compared to the federal and regional levels of government. The conclusion is made about the need to take into account the specifics of local self-government, the study of best practices, the application of an integrated approach, the introduction of principles and elements of openness in municipal management.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

К ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Д.С. Гапонов, студент

Научный руководитель: С.Н. Гагарина, канд. экон. наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-1-230-234

Аннотация. В настоящее время одним из показателей уровня развития страны является степень открытости управленческих структур на всех уровнях публичной власти, и позволяющим институтам гражданского общества формировать адекватное суждение об эффективности государственного и муниципального управления. В статье показано, что в настоящее время внедрение элементов открытости в меньшей степени охватывает муниципальный уровень по сравнению с федеральным и региональным уровнями государственного управления. Сделан вывод о необходимости учета специфики местного самоуправления, изучении лучших практик, применении комплексного подхода при внедрении принципов и элементов открытости в муниципальном управлении.

Ключевые слова: открытость, муниципальное управление, лучшие муниципальные практики, обратная связь, устойчивое развитие.

Базовой концепцией современного развития является концепция устойчивого развития [1]. Важным фактором обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития Российской Федерации в целом, отдельных регионов и расположенных на их территориях муниципальных образований, является эффективное взаимодействие между властными структурами и обществом на основе механизмов обратной связи посредством постоянно действующих гарантированных каналов получения информации о деятельности органов публичной власти. В свою очередь это взаимодействие способствует выработке оптимальных, обоснованных управленческих решений на государственном и муниципальном уровне.

Особую актуальность вопросы открытости, доступности, понятности, своевременности, качества и защиты информации приобретают в условиях развития информационного общества [2]. Информационная открытость наряду с открытыми данными и открытым диалогом органов государственного управления и местного самоуправления с экспертным сообществом, институтами гражданского общества, является составляющим элементом открытости государства.

Разработка проекта Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» началась в 2002 году. На необходимость принятия подобного закона неоднократно указывал Президент РФ, в частности, и в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 25.04.2005 г.: «...мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это - важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее» [3]. Несмотря на это, прошло еще почти четыре года, прежде чем этот законопроект стал действующим Федеральным законом [4]. В соответствии с данным законом обеспечение доступа к информации осуществляется на основе принципов открытости, доступности, достоверности и своевременности предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также свободы поиска, получения, передачи и распростра-

нения информации, и соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации при предоставлении информации о деятельности публичных органов власти [4].

О начале в России системной работы по внедрению открытости в государственном управлении свидетельствует начавшееся в 2012 году формирование структур Открытого правительства. Так, при Правительстве Российской Федерации созданы Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства и образован Экспертный совет. Кроме того, в Аппарате Правительства РФ создан департамент по формированию системы «Открытое правительство». На базе Некоммерческого фонда «Аналитический центр «Форум» организован Проектный офис Открытого правительства, который обеспечивает операционную среду для внедрения стандартов открытости.

Как показывают результаты исследования, в настоящее время внедрение элементов открытости в большей степени охватывает федеральный и региональный уровни государственного управления при незначительном включении уровня местного самоуправления в систему управления государством «Открытое правительство». При этом, по мнению экспертов, реализация принципов открытости на муниципальном уровне способствует мобилизации потенциала муниципальных образований в целях устойчивого развития [5].

Для обеспечения коммуникативно-информационного взаимодействия населения территории и органов местного самоуправления в России получил развитие институт пресс-службы Городской Управы -институт взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью и другими органами власти, на основе применения эффективных средств, приемов и методов работы, соответствующих современным условиям. Работа пресс-службы сконцентрирована на следующих направлениях: формирование информационных потоков и управление ими; взаимодействие с новыми медиа; нейтрализация черных PR; недопущение искажения ин-

формации; работа на опережение; создание и развитие нужного имиджа и восприятия органа местного самоуправления.

Местное самоуправление является самой близкой к населению властью. В настоящее время роль общественного мнения, как социально-политического института, возрастает и его концепция пересматривается [2]. Гражданское общество в стране становится реальной силой, готовой осуществлять объективный контроль за деятельностью власти. С целью повышения уровня доверия к местной власти, выявления, поощрения и распространения лучших практик органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения с 2017 года проводится Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика» (далее - конкурс).

Первоначально, в 2017 году, конкурс проводился по трем номинациям: «градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства»; «муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами»; «обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах». В 2018 году утверждена четвертая номинация - «укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». В 2020 году утверждена пятая номинация, «модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»)», и увеличен общий призовой фонд до 1 млрд. рублей. С 2019 года лучшие практики размещаются на информационном ресурсе Агентства стратегических инициатив. В 2021 году количество призовых мест увеличено с 3 до 5.

На протяжении шести лет наблюдается позитивная динамика количества участников конкурса. При этом не только увели-

чивается количество заявок, но и повышается их качество. На сегодняшний день можно сказать, что конкурс стал значимой всероссийской площадкой для обмена опытом, что способствует трансформации работы муниципалитетов, претендующих на победу. Конкурс проводится в два этапа: на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне.

Калужская область входит в число регионов, демонстрирующих нарастающую активность участия в конкурсе. Как уже было отмечено выше, в 2020 году увеличен призовой фонд конкурса и расширен перечень номинаций. Отбор лучших практик проходит по пяти номинациям: «Обеспечение эффективной обратной связи», «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (умный город)», «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» и «Укрепление межнационального мира» [6].

В мае 2022 года в муниципальном образовании «Город Калуга» (городской округ) состоялось заседание комиссии регионального этапа всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». В региональном этапе конкурса приняло участие 52 муниципальных образования (17,1% в общем количестве муниципальных образований, расположенных на территории Калужской области). В номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований» - победителями стали два города (Балабаново, Калуга) и посёлок Воро-тынск, среди сельских поселений - село Роща, деревни Хотисино и Григоровское.

Федеральная комиссия конкурса по итогам 2022 года распределила 48 призовых мест между 28 российскими регионами. Размер призового фонда составил 900 млн. рублей [6]. Два муниципальных образования Калужской области стали победителями в своих категориях (городские

округа и городские поселения; сельские поселения) в двух номинациях.

Проект по обеспечению «обратной связи» с жителями сельского поселения «Село Роща» Тарусского района Калужской области получил одобрение и на федеральном уровне, и признан одним из лучших в России. Следует отметить, что в номинации «Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления» рассматривались заявки от 277 участников из 64 регионов нашей страны. Сельское поселение «Село Роща» заняло 5-е место.

Для обеспечения эффективной «обратной связи» на территории сельского поселения «Село Роща» созданы 3 территориальных общественных самоуправления (ТОС): ТОС «Рощинский», ТОС «Воскресенский» и ТОС «Шахово». Инициативные группы ТОС активно сотрудничают с администрацией сельского поселения и Сельской Думой в решении вопросов местного значения, направленных на благоустройство сельского поселения.

В номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» 4-е место занял городской округ «Город Калуга» [6].

Опыт Калужской области, представившей на конкурс в 2022 году наибольшее количество заявок, был отмечен на федеральном уровне - в г. Воронеже на Стратегической сессии «Участие регионов ЦФО во Всероссийских конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти».

Главным стимулом для участия в конкурсе в Калужской области (в 2023 году к участию в региональном этапе были допущены 94 заявки от 61 муниципального образования), в отличие от других, является не только возможность получения федерального финансирования, но и поддержка со стороны региона. В рамках ведомственной целевой программы «Лучшая муниципальная практика Калужской области» предусмотрено ежегодное финанси-

рование регионального этапа конкурса в ния в местном самоуправлении, свиде-размере 12,5 млн. рублей. тельствующих об уровне зрелости местно-

Результаты проведенного исследования го самоуправления). При этом особую зна-позволяют сделать вывод о том, что для чимость имеет комплексный подход, наце-обеспечения конкурентных преимуществ ленный на активизацию, всех составляю-муниципального образования особую ак- щих открытости: информационной откры-туальность в сфере муниципального тости, открытости к внешней среде и от-управления приобретает применение со- крытости управления.

временных маркетинговых технологий на Развитие муниципального образования,

основе использования бенчмаркинговых как открытой системы, в условиях совре-исследований [7]. Обеспечение открыто- менных вызовов, способствует укрепле-сти на муниципальном уровне предполага- нию его конкурентных позиций, обеспечи-ет необходимость учета специфики мест- вает создание условий для устойчивого ного самоуправления (обязательное нали- развития и, как следствие, повышение ка-чие форм непосредственного народовла- чества жизни населения. стия, непосредственного участия населе-

Библиографический список

1. Гагарина, С.Н. Регионализация целей устойчивого развития ООН в процессе стратегического планирования активного долголетия / С. Н. Гагарина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 8 (90). - С. 60-63. - Б01 10.24412/2411-0450-2022-8-60-63.

- ББК ИТИОО1^

2. Гагарина, С.Н. Открытость органов государственного управления в современных условиях / С.Н. Гагарина, Д.В. Соболева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 1-1 (76). - С. 178-182. - Б01 10.24412/2500-1000-2023-1-1-178182. - ББК ИТОУИК.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53088/.

4. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/e37570367fd60171931916b52271 91dd934c379c/.

5. Рекомендации по повышению открытости муниципального управления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cmokhv.rU/media/cms_page_media/2017/5/31/rekomendacii_po_povysheniyu_otkrytosti_ municipalnogo_upravleniy_MZWZy4M.pdf.

6. Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d35/luchshaya_municipalnaya_praktika/sbor niki_luchshih_municipalnyh_praktik_2022.html.

7. Гагарина, С.Н. Продвижение услуг в сфере высшего образования / С.Н. Гагарина, А.С. Садовникова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 6-1 (76). - С. 3641. - БОТ 10.24412/2411-0450-2021-6-1-36-41. - ББК TSXFCW.

ON THE ISSUE OF OPENNESS OF MUNICIPAL GOVERNMENT D.S. Gaponov, Student

Supervisor: S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Currently, one of the indicators of the country's level of development is the degree of openness of management structures at all levels ofpublic authority, and allowing civil society institutions to form an adequate judgment on the effectiveness of state and municipal governance. The article shows that currently the introduction of elements of openness to a lesser extent covers the municipal level compared to the federal and regional levels of government. The conclusion is made about the need to take into account the specifics of local self-government, the study of best practices, the application of an integrated approach, the introduction of principles and elements of openness in municipal management.

Keywords: openness, municipal governance, best municipal practices, feedback, sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.