Научная статья на тему 'К вопросу об освоении мира творческой молодежью'

К вопросу об освоении мира творческой молодежью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об освоении мира творческой молодежью»

между людьми. Деятельностный подход отвергает представления, согласно которым личность является усредненным результатом влияния биологии человека и среды. Исходя из того, что личность в процессе деятельности формируется и развивается, творит себя, источник развития находится в ее внутренних противоречиях, разрешение которых трансформирует личность. Очевидно, развитие личности можно представить в виде процесса, в котором поступательное движение осуществляется неравномерно: в нем просматриваются различные периоды развития, спады, кризисы и др. Ядром личности будет определенная совокупность действенных отношений к деятельности и окружению. Главной характеристикой деятельности выступает ее мотив, а основой развития личности - иерархия ее мотивов. Другим источником развития является уровень самосознания и рефлексии, обусловливающие процесс самоактуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Избранные психологические сочинения. - М., 1956.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - М., 1983. - Т. 3.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. -М., 1986.

4. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности ин-женера-педагога. - Свердловск, 1988.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983.

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1991.

8. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии.- 1975. - № 3.

9. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986.

10. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

11. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1986

12. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.

13. Якобсон П. И. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал.-1984. - № 4.

К ВОПРОСУ ОБ ОСВОЕНИИ МИРА ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Канд. пед. наук, доцент С. Н. Жданова

Оренбургский государственный педагогический университет

Актуальность молодежных проблем освоения мира определяется противоречием между передовой ролью молодежи в социальном развитии и преобразовании общества и отсутствием четких социальных гарантий и ориентиров, социально-экономической и психологической неустойчивостью молодых людей (2; 3; 8).

Молодежь наиболее чутко улавливает инновационные тенденции в развитии общества, поскольку из всех стандартов опирается не на стандарты прошлого, а на стандарты будущего. Традиционно молодежь рассматривают как поколение людей, проходящих социализацию, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; как физически и духовно неокрепшую группу, которая не окончила процесса социальной адаптации, не сформировала систему ценностных ориентаций, поскольку находится в стадии формирования организма и психики (7; 3).

Творческую молодежь можно назвать передовой группой молодежи, ориентированной на творчество как процесс создания новых материальных и духовных ценностей из доставляемого действительностью материала. К данной категории можно отнести учащихся творческих специальностей вузов и колледжей, отличающихся особой чуткостью к новизне в различных сферах жизни и стремлением воплотить эту новизну.

Анализ научно-исследовательской литературы позволяет подчеркнуть специфику студенческого статуса, который состоит во временности, маргинальное™, наличии социаль-но-психологических противоречий, выражающихся в несоответствии расцвета психофизиологических, интеллектуальных сил и жесткого лимита времени; противоречий между огромным количеством информации, поступающей из разных каналов и недостаточным количеством времени на их осмысление и переработку (2; 3; 7). В современной социокультурной обстановке обозначенные противоречия усилились, предопределив проблему проявления крайностей в освоении мира и социальной адаптации студенчества.

Проведенное нами исследование выявило у творческой части молодежи усиление потребности в самореализации, продвижения в социуме как процесса оформления своих идей и принятия все большим числом людей, любые препятствия на пути признания вызывают сильнейшие разочарования, отчуждение и впадания в крайности - от различных форм агрессии до депрессивных состояний. Вот почему именно творческая молодежь болезненно реагирует на конфликтность нашего мира, что порождает широкую палитру выпадений и отклонений от предложенных обществом норм. Творческая молодежь подтверждает закономерность освоения мира в крайних пределах нормы, усиливающихся индивидуально-личностным диапазоном различий.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения творческой молодежи свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение, с одной стороны, являет собой попытку уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. С другой стороны, демонстрирует стремление личности к новому, попытку преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. Различные виды научного, технического и художественного творчества трактуются специалистами как позитивное отклонение от нормы вверх (супранормность), вызванное наличием ярко выраженных способностей в той или иной области.

В рамках нашего исследования прослеживается взаимосвязь между формированием индивидуальной картины мира личности и процессом освоения социума творческой молодежью.

Освоение как понятие терминологически емкое раскрывает сущность интеграции теоретического познания и практического действия человека. Освоение как процесс овладения субъектом специфическими свойствами объекта в отечественной науке рассматривается как особая, осваивающая деятельность.

Выявленные нами философские и социально-психологи-ческие предпосылки исследования проблемы освоения мира личностью подчеркивают значимость формирования индивидуальной картины мира для каждого человека, которая является интегральным образом реальности, обусловливающим архитектонику и соотношение его главных и второстепенных элементов. Картина мира, отражая мир «как он есть, сам по себе», структурирует его в системе понятий и идей, свойственных определенному этапу развития отдельно взятой личности, человечества в целом; представляет собой вид философской рефлексии, результат социальной практики.

В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода разрабатывается понятие «образ мира» как целост-

ный образ объективного мира, интерпретацию человеком реальности, позволяющую ему ориентироваться в мире, выступающую как основа его жизнедеятельности. «Мы воспринимаем мир не только в координатах пространства и времени, но и еще в одном квазипространстве... это пространство значений», - отмечал А. Н. Леонтьев (5, 23). Ученый выделяет три динамические составляющие образа мира: индивидуальное значение, чувственную ткань и личностный смысл. Чувственную ткань образуют имеющие различные модальности чувственные впечатления от стимулов; это «строительный материал» образа. В индивидуальных значениях зафиксировано содержание общественного сознания, присвоенное индивидом. Личностный смысл выражает «значение-для-меня» жизненных объектов и явлений, отражает пристрастное отношение человека к миру.

Субъективная картина мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Объективация инвариантных составляющих картины мира осуществляется в различных формах культуры, в продуктах деятельности, в языке. Индивидуальные, вариативные составляющие могут быть объективированы в процессе рефлексии субъекта, а также с помощью специальных исследовательских процедур, направленных на воссоздание тех или иных фрагментов субъективного опыта.

Исследователями выделены следующие базисные характеристики картины мира:

- имеет космологическую ориентированность, глобальный характер, при этом она антропоморфична, отражает собственно человеческий способ мировидения;

- характеризуется ценностной ориентированностью, отражает систему отношений человека к действительности, является связующим звеном между сознанием и жизнедеятельностью субъекта, выступает как «смысловой двойник мира»;

- обладает внутренней безусловной достоверностью для ее носителя;

- представляет собой единство инвариантного и вариативного, процесс и результат, синтез бесконечности мира и конечности человеческой жизни (1; 4; 5).

Картина мира личности как картина жизненного мира, содержащая значимые для личности объекты, явления, образы других людей, отражает сложную многоуровневую репрезентирующую совокупность значимых объектов на вербальном и образном уровнях, включая в себя как глубинные, неосознаваемые слои, так и осознанные, отрефлексирован-ные структуры.

Картина мира репрезентирует человеку действительность, служит основой для ориентации в нем, детерминирует способы поведения. Базисными структурами, интегрирующими картину мира, являются смысловые образования - устойчивые обобщенные системы личностных смыслов. В качестве инвариантных смысловых «метакатегорий» жизненного мира выступают события, отношения, эмоциональные состояния стратегии действия субъекта. Основными жизненными событиями являются: «спокойное созерцание, размышление», «проблемная жизненная ситуация» (активная и пассивная составляющие динамики жизненного мира), а также конфликт, горе, смерть (негативная составляющая) (1; 4).

Ведущие типы отношений представлены следующим образом: 1) отношение субъекта к миру в целом (недоверие, пессимизм - надежда на лучшее); 2) отношение к другим людям (неискренность, подозрительность, манипуляции - доверие, принятие, открытость, естественность); 3) отношение к себе (амбивалентность Я-образа, низкое самоприятие - целостность Я-образа, позитивное отношение к себе).

Основными стратегиями действия являются: непродуктивная, негативно оцениваемая стратегия деятельности, выступающая в различных аспектах (затруднения в выборе цели действия, неадекватная оценка реальности; неадекватный Я-образ; зависимость от внешних обстоятельств; аморальное

манипулятивное отношение к другим людям; сознательный отказ от целенаправленной деятельности: негибкость, ригидность по отношению к обстоятельствам и другим людям); результативная, позитивно оцениваемая стратегия деятельности и такие ее аспекты, как личная свобода, принятие на себя ответственности, адекватный образ себя и мира; жизненная мудрость и опыт; сила эго; умение идти на риск; удача, везение.

Система инвариантных смысловых конструктов отражает пространственно-временной и энерго-информационный континиумы картины мира и образована параметрами оценки (счастье-горе), силы (уравновешенность-неуравновешенность), активности (развитие-застой), соответствующими критериальными факторами, фактором субъективного времени личности, представленного линией «прошлое-будущее» и «детство-старость». Основная метакатегория как ведущий тип категоризации и ведущий смысловой конструкт определяют тип смысловой организации картины жизненного мира личности (инфантильный, реалистический объект-центрирован-ный, реалистический субъект-центрированный, ценностный, творческий) в соответствии с классификацией жизненного мира, предложенного Ф. Г. Василюком (1).

Основоположник теории деятельности А. Н. Леонтьев видел в освоении процесс не только усвоения, но и присвоения, овладения культурой и социальным опытом. Он утверждал, что овладение культурой не может происходить стихийно, автоматически. Ее нельзя приобрести как вещь, ее необходимо освоить. Особое значение им придавалось процессу присвоения общественной культуры для развития человеческой психики, которую он рассматривал в качестве механизма социальной наследственности. По его мнению, человек не приспосабливается к окружающему миру человеческих ценностей, а делает их своими, т. е. присваивает их. Процесс присвоения реализует у человека главную необходимость -воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида. Присвоение общественно-исторического опыта создает изменение общей структуры процессов поведения и отражения, формирует новые способы поведения и порождает подлинно новые его виды и формы. По мнению ученого, присвоение есть одновременно процесс формирования у человека новых способностей и функций. Освоение предшествует присвоению, оно является результатом процесса освоения. Познание совершается на основе овладения опытом общественной практики. Ученый отмечал, что собственно психологическим фактом жизни является то, что человек овладевает или не овладевает данным значением, усваивает или не усваивает его, и то, насколько он им овладевает и чем оно становится для личности; последнее же зависит от того, какой субъективный смысл для нее он имеет (5).

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что, в сущности, освоение есть процесс овладения субъектом специфическими свойствами объекта для расширения своих возможностей и удовлетворения потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василюк Ф. Г. Психология переживаний. - М., 1989.

2. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. -М., 2004.

3. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. - Оренбург, 1999.

4. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук, - СПб., 1998.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

6. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997.

7. Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского. - СПб., 1996.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.