Научная статья на тему 'К вопросу Об освобождении от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации'

К вопросу Об освобождении от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE REPRESENTATIVE UNDER HUMAN RIGHTS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синцов Глеб Владимирович, Ховрин Александр Владимирович

Процедура и основания освобождения от должности отдельных субъектов публичного права являются существенным элементом их правового статуса. В статье исследуются основания освобождения от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Приволжского федерального органа. Проводится анализ регионального законодательства и влияния отдельных оснований освобождения на уровень независимости омбудсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синцов Глеб Владимирович, Ховрин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on clearing of a post of representatives under human rights in subjects of the Russian Federation

Procedure and the grounds for dismissal of single subjects of public law are an essential element of their legal status. The grounds for dismissal of the commissioners for human rights in subjects of Volga federal district are researched in article. The analysis of the regional legislation and influence of the separate grounds for dismissal on a level of independence of the ombudsmen is spent.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об освобождении от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»

I. ПРАВО

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ПРАВО

1.1. К ВОПРОСУ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Синцов Гпеб Владимирович, профессор Пензенского государственного университета,

Ховрин Александр Владимирович, Кандидат юридических наук

Аннотация. Процедура и основания освобождения от должности отдельных субъектов публичного права являются существенным элементом их правового статуса. В статье исследуются основания освобождения от должности уполномоченных по правам человека в субъектах Приволжского федерального органа. Проводится анализ регионального законодательства и влияния отдельных оснований освобождения на уровень независимости омбудсменов.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации

TO A QUESTION ON CLEARING OF A POST OF REPRESENTATIVES UNDER HUMAN RIGHTS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sintsov Gleb Vladimirovich, professor of Penza State University,

Khovrin Alexandr Vladimirovich, PhD in Law

Annotation: Procedure and the grounds for dismissal of single subjects of public law are an essential element of their legal status. The grounds for dismissal of the commissioners for human rights in subjects of Volga federal district are researched in article. The analysis of the regional legislation and influence of the separate grounds for dismissal on a level of independence of the ombudsmen is spent.

Keywords: The representative under human rights in subjects of the Russian Federation

Процедура и основания освобождения от должности отдельных субъектов публичного права имеет особое значение, поскольку демонстрирует уровень их независимости, самостоятельности и стабильности функционирования в системе государственного аппарата.

Должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381, включена в перечень типовых государственных долж-

ностей субъекта Российской Федерации1. Данным нормативным актом установлено, что должность уполномоченного может учреждаться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, т.е. возможность ее образования - полностью прерогатива региональных властей. Указ, по сути, воспроизвел положения Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в соответствии с которым должность регионального омбудсмена может учреждаться в субъекте Федерации при соответствующем финансировании за счет средств регионального бюджета (ст. 5)2.

К марту 2011 года должность уполномоченного по правам человека учреждена в 68 субъектах Российской Федерации3. В Приволжском федеральном округе данным правом воспользовались практически все регионы, за исключением Чувашской Республики - здесь в отсутствии омбудсмена общей компетенции действует только специализированный - Уполномоченный по правам ребенка, функционирующий на общественных началах, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Чувашской Республики4.

Все уполномоченные по правам человека в регионах Приволжского федерального округа назначаются на должность и освобождаются от должности региональным парламентом, что дает возможность провести в единой правовой плоскости сравнительный анализ оснований освобождений от должности уполномоченных как одного из важнейших элементов, обеспечивающих их независимость.

Международными стандартами предписано, что правомочие на увольнение персонала тесно связано с независимостью национального учреждения, занимающегося защитой и поощрением прав человека: «чтобы не подрывать независимость в законах, на основании которых было создано национальное учреждение, следует максимально подробно указывать обстоятельства, при которых может быть уволен любой сотрудник. Естественно, эти обстоятельства должны определяться установленными серьезными нарушениями. Неучастие в работе этого учреждения может также рассматриваться в качестве основания для увольнения. Необходимо определить орган или лицо, которые могут увольнять персонал. В связи с характером деятельности национального учреждения по правам человека предпочтительно полномочием увольнения

1 Указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.12.2009. № 49 (часть II) ст. 5921.

2 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.

3 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Российская газета. 13.05.2011. № 101 (5477). С. 24.

4 См.: Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48

«О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (с изм. от 28.05.2010) // Собрание законодательства Чувашской

Республики. 2004. № 11. ст.695.

Синцов Г.В., ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО Ховрин АВ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

персонала наделить парламент или орган такого же уровня»5.

Поскольку в качестве «шаблона» для регионального законодателя выступал Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», перечислим основания освобождения, указанные в данном законе (ст. 13):

- нарушений требований, касающихся ограничений, связанных с занятием должности Уполномоченного;

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

- неспособность по состоянию здоровья (или иным причинам) в течение длительного времени, но не менее четырех месяцев подряд, исполнять свои обязанности ;

- добровольная отставка.

Безусловно, данный перечень является неполным и незавершенным в силу отсутствия как «очевидных», так и весьма существенных оснований, однако законодательство субъектов РФ восполнило данные пробелы.

Основания освобождения от должности регионального уполномоченного можно условно классифицировать на несколько групп:

1. «Очевидные» основания.

добровольная отставка (установлена во всех субъектах Приволжского федерального округа). Как правило, заявление о сложении полномочий подается омбудсменом в региональный парламент. Однако существуют и исключения: в Республиках Мордовия и Удмуртия заявление в письменном виде подается главе субъекта, который в свою очередь направляет представление в региональный парламент для освобождения от должности Уполномоченного6.

смерть Уполномоченного в качестве основания освобождения предусмотрена в законодательстве всех субъектов, кроме Республики Марий Эл;

объявление лица безвестно отсутствующим или умершим вступившим в законную силу решением суда (во всех субъектах, кроме Пензенской области и Республики Марий Эл);

2. Вторая группа оснований связана с принципами оседлости и гражданства.

Принцип оседлости. В качестве основания освобождения лица от должности регионального уполномоченного предусматривается его выезд на постоянное место жительства за пределы соответствующего региона (Республики Марий Эл, Татарстан, Кировская, Саратовская и Пензенская области). В Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан территориальные границы расширены - в качестве основания освобождения указан выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства7.

5 Национальные учреждения по правам человека. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (п. 80). ООН. Нью-Йорк и Женева, 1995. С. 30.

6 См.: ч. 1 ст.5 и п. 1) ч. 1 ст. 9 Закона Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 96-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (с изм. от 03.12.2009) // Известия Мордовии. 27.12.2005. № 193; ч. 1 и 2 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 12 марта 2004 г. № 11-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике» (с изм. от 18.05.2009) // Известия Удмуртской Республики. 01.06.2004. № 81.

- См: п. «ж» ч. 1 ст. 10 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. № 77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края.

28.09.2007. № 9; п. «д» ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 9

Принцип оседлости в Кировской, Пензенской и Саратовской областях имеет двойственное значение и логически завершенный характер: постоянное проживание на территории соответствующего субъекта является требованием к кандидату на должность Уполномоченного, а выезд на постоянное место жительство за территорию субъекта является основанием освобождения от должности8.

Необходимо заметить, что рассмотренное основание имеет существенное значение, так как исполнение обязанностей Уполномоченного лицом, постоянно проживающим на территории другого субъекта РФ (или вообще за пределами страны), будет не только затруднительным, но и неосуществимым.

Утрата (прекращение) гражданства Российской Федерации в качестве основания освобождения предусмотрена законодательством всех субъектов, кроме Республики Марий Эл.

В Самарской области требования гражданству ужесточены: лицо освобождается от должности в случае приобретения гражданства другого государства9. Наиболее строгие требования установлены законами Пермского края, Удмуртии, Башкортостана и Ульяновской области: в качестве основания освобождения от должности предусмотрено не только утрата гражданства РФ, но и приобретение лицом гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства10.

февраля 2006 г. № 1 -ГД «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» (с изм. от 04.05.2011) // Волжская Коммуна. 14.02.2006. № 26; п. 7) ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 г. № 505-з «О государственных должностях Республики Башкортостан» (с изм. от 14.07.2010) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 25.01.2008. № 2 (272). ст. 56.

8 См.: ст. 6, п. 2) ч. 1 ст. 10 Закона Кировской области от 9 нояб-

ря 2009 г. № 442-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области» (с изм. от 10.03.2010) // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 20.12.2009. № 6; ч. 1 ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона Пензенской области от 10 октября 2007 г. № 1392-ЗПЛ «Об Уполномоченном по правам человека в Пензенской области» (с изм. от 30.06.2010) // Пензенские губернские ведомости.

01.11.2007. № 37; ч. 1 ст. 4, п. «б» ч. 1 ст. 9 Закона Саратовской области от 12 октября 1998 г. № 50-ЗСО «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» (с изм. от 29.03.2010) // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 4. стр. 558.

9 См.: п. «е» ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 9 февраля

2006 г. № 1 -ГД «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» (с изм. от 04.05.2011) // Волжская Коммуна. 14.02.2006. № 26.

10 См.: п. «з» ч. 1 ст. 10 Закона Пермского края от 5 августа

2007 г. № 77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края.

28.09.2007. № 9; п. 2) ч. 1 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от

12 марта 2004 г. № 11-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике» (с изм. от 18.05.2009) // Известия Удмуртской Республики. 01.06.2004. № 81; п. 8) ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 г. № 505-з «О государственных должностях Республики Башкортостан» (с изм. от

14.07.2010) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан.

25.01.2008. № 2 (272). ст. 56; п. 4) ч. 1 ст. 9 Закона Ульяновской области от 4 мая 2008 г. № 63-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области» (с изм. от 05.11.2009): принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 24 апреля 2008 г. № 149/4-4 // Ульяновская правда.

08.05.2008. № 38.

Представляется, что наложение подобных ограничений вполне обоснованно, т.к. Уполномоченный имеет право исследовать все «шестеренки механизма государственного аппарата», все слабые и сильные стороны его функционирования. В связи с этим недопустимо, чтобы эта информация была известна лицу, имеющему определенные правовые связи с иностранным государством.

3. Отдельный блок составляют основания, препятствующие Уполномоченному исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. К числу таковых относятся:

неспособность по состоянию здоровья (или по иным причинам) выполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд), - установлена во всех региональных законах, кроме Удмуртской Республики и Ульяновской области. Отсутствие подобного основания в названных субъектах является существенным пробелом правового регулирования - теоретически лицо может не исполнять свои обязанности в силу болезни (либо в силу иных причин, в том числе и неуважительных) в течение всего срока своего мандата, а служба таким образом будет фактически парализована;

признание Уполномоченного недееспособным вступившим в законную силу решением суда (во всех субъектах, кроме Республики Марий Эл);

признание Уполномоченного ограниченного дееспособным вступившим в законную силу решением суда (Кировская, Саратовская, Самарская, Ульяновская области, Пермский край, Республики Башкортостан, Мордовия, Удмуртия).

Последние два основания были разделены намеренно, т.к. не все субъекты Федерации придерживаются единого подхода к определению объема дееспособности Уполномоченного, необходимого ему для исполнения своих конституционных (уставных) обязанностей. В субъектах, не установивших последнего основания, на практике может возникнуть ситуация, когда службу возглавит неадекватное, психически нездоровое лицо, и не будет соответствующих законодательных оснований для прекращения его полномочий.

В соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ суд может ограничить гражданина в дееспособности, если вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими средства гражданин ставит свою семью в тяжелое материально положение, а над самим гражданином устанавливается попечительство. Безусловно, авторитету института Уполномоченного по правам человека будет нанесен колоссальный, непоправимый ущерб, если его будет возглавлять лицо, «злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими веществами».

4. В следующие группу можно объединить основания освобождения от должности регионального омбудсмена, связанные с его неправомерным поведением и нарушением законодательства.

Вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного является справедливым и объективным основанием освобождения от должности, т.к. возглавлять соответствующий государственный институт должно лицо, имеющее безупречную репутацию, признание и уважение в обществе. К сожалению, не все субъекты РФ Приволжского федерального округа установили данное основание - в Удмуртской Республики оно отсутствует, что, несомненно, является очередным пробелом регионального законодательства.

Неисполнение ограничений, наложенных на лицо в связи с занятием должности Уполномоченного. Специальный конституционно (уставно) - правовой статус Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ предусматривает наложение на лицо определенных ограничений, связанных, например, с запретом занятия коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью, прохождения государственной или муниципальной службы. Несоблюдение данных ограничений закономерно ведет к освобождению лица от должности Уполномоченного. Такая практика признана и применяется не только на уровне федерального и регионального законодательства, но и в конституционном праве зарубежных стран.

5. Последний блок составляют специфические основания освобождения от должности, присутствующие в законодательстве отдельных субъектов РФ.

Ряд норм региональных законов об уполномоченном по правам человека, перечисляющих основания освобождения от должности омбудсменов, имеют бланкетный характер, и отсылают к иным нормативным актам.

Так, Законом Самарской области от 24 ноября 2000 г. № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» установлено, что Уполномоченный освобождается от должности в случае «наличия основания досрочного прекращения полномочий лица, замещающего государственную должность Самарской области, предусмотренного Законом Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» 1. Перечислим некоторые основания, установленные данным законом, не упоминавшиеся нами ранее (ст. 6): избрание депутатом Государственной Думы или на выборную муниципальную должность, избрание (назначение) на должность члена Совета Федерации (п. «ж» ч. 1); замещение государственной или муниципальной должности (п. «з» ч. 1); иные случаи, предусмотренные федеральными законами и законами Самарской области (п. «к» ч. 1)12. Список, как видно, не является исчерпывающим, что в свою очередь потенциально оставляет правовое пространство для принятия в случае необходимости соответствующих решений.

Аналогичный нормативный порядок присутствует и в законе Республики Башкортостан от 3 июля 2007 г. № 450-з «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Башкортостан»13.

В числе оснований освобождения лица, замещающего государственной должность Республики Башкортостан, установлены, например, реорганизация или ликвидация государственного органа или исключение государственной должности Республики Башкортостан из Конституции Республики Башкортостан и (или) закона Республики Башкортостан, которым она установлена (п. 9 ст. 8); иные случаи, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Башкорто-

11 См.: п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Самарской области от 24 ноября 2000 г. № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» (с изм. от 09.12.2009) // Самарские Известия. 25.11.2000. № 221.

— Закон Самарской области от 9 февраля 2006 г. № 1-ГД «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» (с изм. от 04.05.2011) // Волжская Коммуна. 14.02.2006. № 26.

13 См.: п. 9) ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 3 июля 2007 г. № 450-з «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Башкортостан» (с изм. от 26.10.2009) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 14.08.2007. № 15 (261).

Синцов Г.В., ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО Ховрин А.В. ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

стан (п. 11 ст. 8)14. Здесь законодатель не только оставляет открытым перечень оснований для освобождения, но и косвенно допускает возможность ликвидации соответствующего государственного органа или государственной должности (в нашем случае - Уполномоченного по правам человека).

нарушение порядка назначения на должность Уполномоченного в качестве основания освобождения предусмотрено Законом Нижегородской области от 9 января 2004 г. № 3-З «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области»15. В данном нормативном акте установлен детализированный процессуальный алгоритм назначения на должность Уполномоченного, включающий как чисто технические процедуры, так и определенные политические аспекты, нарушение которых по мнению законодателя должно вести к досрочному освобождению лица от должности.

ненадлежащее исполнение Уполномоченным своих обязанностей. Данное основание присутствует в Законе Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 96-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия»16. Причем освобождение от должности Уполномоченного осуществляется Государственным Собранием (парламентом) по представлению Главы Республики Мордовия. Законом не раскрывается содержание понятия «ненадлежащее исполнение обязанностей», в связи с чем за главой республики оставлены широкие дискреционные полномочия по определению, что является ненадлежащим исполнением обязанностей со стороны Уполномоченного. С одной стороны, данное основание служит определенным «стимулом» для добросовестной и надлежащей работы Уполномоченного, однако с другой, оно, безусловно, имеет и политический подтекст, поскольку фактически ставит Уполномоченного под косвенный контроль исполнительной власти.

Проведенный анализ законодательства об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, в части регламентации оснований освобождения от должности региональных омбудсменов свидетельствует об отношении региональных властей к исследуемому институту. В одних регионах установлен детализированный и исчерпывающий перечень оснований, что наивысшим способом гарантирует независимость омбудсменов, в других перечень является открытым и бланкетным, в третьих обнажаются явные правовые пробелы, требующие скорейшей регламентации. В качестве положительного момента можно отметить отсутствие (за единичным исключением) «политических» оснований освобождения Уполномоченных, что свидетельствует о признании ценности и достоинств института и отсутствии явного стремле-

— Закон Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 г. № 505-

з «О государственных должностях Республики Башкортостан» (с изм. от 14.07.2010) // Ведомости Государственного Собрания -Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 25.01.2008. № 2 (272). ст. 56.

15 См.: ч. 1 ст. 12 Закона Нижегородской области от 9 января

2004 г. № 3-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» (с изм. от 03.02.2010) // Нижегородские новости. 21.01.2004. № 11.

— См.: п. 9) ст. 9 Закона Республики Мордовия от 23 декабря

2005 г. № 96-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (с изм. от 03.12.2009) // Известия Мордовии.

27.12.2005. № 193.

ния региональных властей ограничить его независимость.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.12.2009. № 49 (часть II) ст. 5921.

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.

3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Российская газета. 13.05.2011. № 101 (5477). С. 24.

4. См.: Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (с изм. от

28.05.2010) // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2004. № 11. ст.695.

5. Национальные учреждения по правам человека. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (п. 80). ООН. Нью-Йорк и Женева, 1995. С. 30.

6. См.: ч. 1 ст.5 и п. 1) ч. 1 ст. 9 Закона Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 96-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (с изм. от 03.12.2009) // Известия Мордовии.

27.12.2005. № 193; ч. 1 и 2 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 12 марта 2004 г. № 11-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике» (с изм. от 18.05.2009) // Известия Удмуртской Республики. 01.06.2004. № 81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. См: п. «ж» ч. 1 ст. 10 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. № 77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края. 28.09.2007. № 9; п. «д» ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 9 февраля 2006 г. № 1-ГД «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» (с изм. от 04.05.2011) // Волжская Коммуна. 14.02.2006. № 26; п. 7) ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 г. № 505-з «О государственных должностях Республики Башкортостан» (с изм. от

14.07.2010) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 25.01.2008. № 2 (272). ст. 56.

References:

1. The decree of the President of the Russian Federation from December, 4th, 2009 № 1381 «About typical state posts of subjects of the Russian Federation»//Meeting of the legislation of the Russian Federation. 12/7/2009. № 49 (a part II) item 5921.

2. The federal constitutional law from February, 26th 1997г. № 1-FKZ «About the Representative under human rights in the Russian Federation» (from amendment from 28.12.2010)//Meeting of the legislation of the Russian Federation. 3/3/1997. № 9. Item 1011.

3. The report of the Representative under human rights in the Russian Federation for 2010//the Russian newspaper. 5/13/2011. № 101 (5477). With. 24.

4. See: the Law of the Chuvash Republic from November, 24th, 2004 № 48 «About social support of children in the Chuvash Republic» (from amendment from 28.05.2010)//Meeting of the legislation of the Chuvash Republic. 2004. № 11. Item 695.

5. National establishments under human rights. A management on creation and strengthening of the national establishments which are engaged in encouragement and protection of human rights (item 80). The United Nations. New York and Geneva, 1995. P. 30.

6. See: p.1 item 5 and item 1) p.1 item 9 of the Law of Republic Mordovia from December, 23rd, 2005 № 96-3 «About the Representative under human rights in Republic Mordovia» (from amendment from 12/3/2009)//News of Mordovia. 12/27/2005. № 193; p.1 and 2 items 10 of the Law of the Udmurt Republic from March, 12th, 2004 № 11-RZ «About the Representative under human rights in the Udmurt Republic» (from amendment from 18.05.2009)//News of the Udmurt Republic. 6/1/2004. № 81.

7. See: the item p.1 item 10 of the Law of the Perm edge from August, 5th, 2007 № the 77-personal computer «About the Representative under human rights in the Perm edge»//Meeting of the legislation of the Perm edge. 28.09.2007. № 9; the item «д» p.1 item 6 of the Law of the Samara region from February, 9th, 2006 № 1-GD «About the persons replacing the state posts of the Samara region» (from amendment from 5/4/2011)//the Volga Commune. 2/14/2006. № 26; item 7) item 8 of the Law of Republic Bashkortostan from December, 27th, 2007 № 505-z «About the state posts of Republic Bashkortostan» (from amendment from 7/14/2010)//Sheets of the State Meeting - Kurultaja, the President and the Republic Bashkortostan Government. 25.01.2008. № 2 (272). Item 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.