Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях транспортного средства как объекта гражданского права'

К вопросу об особенностях транспортного средства как объекта гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1153
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / VEHICLE / SOURCE OF INCREASED DANGER / OBJECT OF CIVIL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меняйло Людмила Николаевна, Тищенко Ирина Викторовна, Иванова Юлия Александровна

Проводится анализ понятия транспортного средства с точки зрения действующего законодательства. Авторы приводят различные взгляды на данное определения, связывая его с источником повышенной опасности. В статье предпринята попытка дать собственное определения транспортного средства с гражданско-правовой точки зрения, а также выделить его признаки как источника повышенной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A vehicle as an object of civil rights

In this article the analysis of the concept vehicles from the point of view of existing legislation. The authors present different views on this definition, linking it to a source of danger. In article attempt to give their own definition of vehicle from a civil law point of view, as well as to highlight its characteristics as a source of increased danger.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях транспортного средства как объекта гражданского права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

8 См.: Червонюк В.И. Современная концепция конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11.С. 8—13.

9 См., напр.: Устав городского округа Домодедово Московской области (в ред. решений Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 05.10.2006 № 331/63, от 20.04.2007 № 1-4/12, от 14.12.2007 № 1-4/69, от 28.08.2009 № 1-4/212, от 16.07.2010 № 1-4/303, от 04.02.2011 № 1-4/358, от 20.10.2011 № 1-4/402, от 08.11.2012 № 1-4/490, от 22.08.2013 № 1-4/532, от 25.07.2014 № 1-4/603, от 27.04.2015 № 1-4/652).

10 См., напр.: Устав муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Ногинского муниципального района Московской области» (в ред. решений Совета депутатов городского поселения им. Воровского Ногинского муници-

пального района МО от 23.04.2009 № 32/2009-рс, от 30.12.2009 № 82/2009-рс, от 03.06.2010 № 46/2010-рс, от 01.11.2010 № 79/2010-рс, от 11.08.2014 № 53/2014-рс, от 23.04.2015 № 10/2015-рс).

11 См.: Собрание законодательства РФ. 2009. № 19. Ст. 2280.

12 Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 321.

13 См.: Собрание законодательства РФ. 2011. № 17. Ст. 2310.

14 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. № 3.

15 Считается позитивным то обстоятельство, что согласно положениям частей 6—8 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительные органы с числом депутатов менее 20 человек действуют в основном в городских и сельских поселениях.

УДК 347.1 ББК 67.404

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА МЕНЯЙЛО,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

(Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина), кандидат педагогических наук

E-mail: m.lyudmila.78@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА ТИЩЕНКО,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

(Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина), кандидат юридических наук

E-mail: tishhenkirina@ya.ru; ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ИВАНОВА, доцент кафедры гражданского и трудового права гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится анализ понятия транспортного средства с точки зрения действующего законодательства. Авторы приводят различные взгляды на данное определения, связывая его с источником повышенной опасности. В статье предпринята попытка дать собственное определения транспортного средства с гражданско-правовой точки зрения, а также выделить его признаки как источника повышенной опасности.

Ключевые слова: транспортное средство, источник повышенной опасности, объект гражданского права.

Abstract. In this article the analysis of the concept vehicles from the point of view of existing legislation. The authors present different views on this definition, linking it to a source of danger. In article attempt to give their own definition of vehicle from a civil law point of view, as well as to highlight its characteristics as a source of increased danger.

Keywords: the vehicle, a source of increased danger, the object of civil law.

С позиции гражданского законодательства — ся к движимому имуществу, а с точки зрения деликт-транспортное средство (автомобиль) всегда относил- ного права — к источнику повышенной опасности.

Понятие транспортного средства в контексте настоящей статьи имеет смысл рассматривать только в связи с понятием «источник повышенной опасности».

Тем не менее, вначале необходимо рассмотреть как таковое понятие «транспортное средство». Ни в законодательстве, ни в литературе не имеется его однозначной легальной трактовки.

В значительной части нормативных актов [1, 2], содержащих рассматриваемое понятие, оно определяется достаточно кратко: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В данном определении есть логическое противоречие — получается, что устройства, предназначенные для перевозок не по дорогам (а по воде, воздуху), не относятся к транспортным средствам. Для приведения данного определения в логическое соответствие необходимо либо удалить из дефиниции слова «по дорогам», либо видоизменить само определяемое слово. Это может быть колесное транспортное средство (хотя данное понятие не охватывает гусеничные и иные транспортные средства, которые тоже передвигаются, часто или редко, по дорогам), автотранспортное средство (которое тоже не имеет определения даже в «профильном» законе) или дорожное транспортное средство (понятие «дорожный транспорт» используется в национальном законодательстве и в международном праве).

В законодательстве есть логически правильное (хотя и перегруженное перечислениями предметов перевозки) определение: транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда);

д) суда, используемые на внутренних водных путях;

е) железнодорожный подвижной состав;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Признаки транспортного средства, вытекающие из приведенного определения следующие:

• это устройство, приводимое в движение двигателем (по аналогии с имеющимся нормативным определением: «механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем);

• его назначение — перемещение в пространстве лиц и предметов;

• категории перемещаемых объектов — люди, грузы, оборудование, установленное на транспортном средстве;

• виды транспорта: автомобильный, воздушный, морской, речной, железнодорожный, городской наземный электрический.

Это вполне адекватная классификация транспортных средств, охватывающая все их достаточно распространенные виды.

Дальнейшая классификация автотранспортных средств (может осуществляться по различным основаниям. Например, грузовые и легковые автомобили. Либо транспортные средства категорий «М1», «М2», «М3».

Правила дорожного движения, как ни странно, не содержат определения понятия «автомобиль». Но это определение имеется в Конвенции о дорожном движении: термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, т.е. нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов по дорогам или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов, является лишь вспомогательной функцией.

Выделение этих четырех категорий дорожных транспортных средств представляет инте-

рес с точки зрения возможности отнесения каждой из этих категорий к источникам повышенной опасности.

Дело в том, что повышенная опасность некоторыми цивилистами постулируется в качестве неотъемлемого признака транспортного средства. Так, В.С. Ем, рассматривая правоотношения по договору аренды транспортных средств, в двух различных работах [3] формулирует разные признаки транспортных средств, но в обоих случаях он включает признак повышенной опасности. Всего (из двух перечней, с учетом повторяемости) таких признаков четыре. Транспортными средствами, таким образом, являются технические устройства:

• использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;

• предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;

• обладающие свойствами источника повышенной опасности;

• использование которых регламентируется транспортными уставами и иными нормативными актами.

Если исходить из таких характеристик, то велосипед не является транспортным средством, т.к. не обладает свойствами источника повышенной опасности. В правоотношениях из гражданско-правового деликта велосипед признается транспортным средством, но не источником повышенной опасности [4]. Этот вопрос иногда поднимается в судах, но существует устойчивый консенсус относительно того, что «...велосипед не подпадает под определение источника повышенной опасности, критерием которого является повышенная опасность для окружающих вследствие невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Велосипед же является транспортным средством, которое приводится в действие мускульной силой человека, в связи с чем использование велосипеда как транспортного средства находится под полным контролем человека, поэтому его использование не может быть расценено как источник повышенной опасности».

Автомобиль и мотоцикл — это транспортные средства, являющиеся источниками повышенной опасности. Здесь тоже имеется устойчивый консенсус — ни в литературе, ни в судебной практике не отмечается попыток оспорить данное утверждение.

Иное дело, когда мы говорим о таких транспортных средствах, как мопед, мотороллер, которые находятся как бы в промежуточном положении между велосипедом и мотоциклом. В таком же «промежуточном положении» находятся транспортные средства данного класса, если рассматривать их отнесение к источникам повышенной опасности.

Есть примеры четкого определения признаков транспортного средства как источника повышенной опасности. Так, по мнению В.М. Сагруняна, источником повышенной опасности является такое транспортное средство, которое приводится в движение двигателем с рабочим объемом более 50 куб. см, или имеет конструктивную скорость более 50 км/ч и прицепы к ним [5].

В связи с распространенностью в последние годы так называемых скутеров (они же — мотороллеры) наибольшее отражение в судебной практике получили дела, связанные с авариями с участием данных транспортных средств. Анализ судебной практики позволяет утверждать, что скутеры безальтернативно относятся судами к источникам повышенной опасности.

Таким образом, в настоящее время не существует единой классификации транспортных средств, в т.ч. дорожных (авто-мото-) транспортных средств. При этом, пока в научной литературе делаются попытки разграничить транспортные средства по критерию отнесения к источникам повышенной опасности, в судебной практике сложилась устойчивая позиция, что к таковым относятся, в сущности, все транспортные средства, имеющие двигатель.

Право собственности на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление автомобилем (так называемое право вождения). Гражданин (физическое лицо) может не иметь ни навыков автовождения, ни водительских прав, но вправе иметь в собственности, залоге или на всяком ином праве любое количество автомашин любой стоимости и в любом состоянии. Более того, гражданин может пребывать в состоянии, когда ему в принци-

пе не может быть предоставлено право вождения (несовершеннолетие, недееспособность), однако это не будет препятствием для того, чтобы быть собственником автомобилей. И наоборот — наличие водительского удостоверения не в коем случае не обязывает гражданина приобретать автомобиль, он вполне может использовать свои права для езды на чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем правил дорожного движения, в т.ч. и те, которые могут послужить основанием для лишения права вождения (нарушение правил дорожного движения), не могут служить основаниями для изменения, ограничения и тем более — прекращения субъективных прав на автомобиль [6].

Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права вождения (субъективного административного права) путем изъятия водительского удостоверения. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с водительским удостоверением установленной категории, запретить отчуждать данный автомобиль или иным образом им распоряжаться, против воли собственника изъять его, чинить фактические препятствия в пользовании, подвергнуть автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя ни в коем случае. Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в данных случаях незаконными. Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (т.е. виндицировать), а ст. 304 ГК — потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и не связанных с лишением владения.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение транспортного средства как объекта гражданского права: транспортное средство — устройство, приводимое в движение двигателем, предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров, багажа, грузов или оборудования, установленного на нем, правила пользования которыми регулируются гражданским законодательством, транспортными законодательством и уставами, а также правилами дорожного движения и правилами технической эксплуатации.

Рассматривая транспортное средство как источник повышенной опасности, необходимо установить признаки источника повышенной опасности.

За весь период исследования данного понятия учеными был выработан ограниченный перечень таких признаков:

• наличие потенциально вредоносных свойств;

• неполная подконтрольность его человеку, тяжесть последствий выхода его из-под контроля человека;

• высокая вероятность причинения вреда окружающим;

• сложность управления источниками повышенной опасности, что требует специальной подготовки работников и строгой регламентации самого процесса деятельности путем установления правил техники безопасности;

• необходимость повышенной осмотрительности и бдительности при его эксплуатации;

• возможность случайного, самопроизвольного причинения вреда при его эксплуатации, даже при принятии мер по его предотвращению.

Литература

1. Конвенция о дорожном движении (с изм. от 28.09.2004 г.). Заключена в г. Вене 8.11.1968 г. // Бюллетень международных договоров. № 10. 2007.

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

3. Договор аренды транспортного средства: проблемы теории и практики применения // Основные проблемы частного права: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Александра Львовича Маковского / Отв. ред.

B.В. Витрянский и Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010.

C. 104—120.

4. Мартынов А.С. Понятие транспортного средства в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2005. № 2. С. 33—39.

5. Сагрунян В.М. Проблемы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью транспортным средством как источником повышенной опасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006. 182 с.

6. Белов В.А. Автомобиль как объект права собственности гражданина // Законодательство. 1998. № 11, 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.