Н. А. Орехова
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ON THE ISSUE OF THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF ILLICIT TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE RUSSIAN FEDERATION
В статье рассмотрены основные нормативные правовые акты, регулирующие незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.
Автором проанализированы недостатки современного трактования словосочетания «сфера оборота наркотических средств и психотропных веществ», предложено более актуальное его понимание.
The article considers the main regulatory legal acts regulating the illegal trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation.
The author analyzes the shortcomings of the modern interpretation of the phrase "the sphere of turnover of narcotic drugs and psychotropic substances", suggests a more relevant understanding of it.
На современном этапе общественного прогресса вопросы охраны здоровья населения имеют особую значимость. В условиях популяризации употребления различных видов запрещенных веществ, в особенности в средствах коммуникации, особо остро стоит проблема надлежащего законодательного контроля и надзора компетентными органами за оборотом таких средств в стране. В рамках настоящей статьи обратимся к нормативной правовой базе регулирования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конституция Российской Федерации — высший в иерархии закон нашего государства, закрепляющий право каждого на охрану здоровья, т.е. каждый может рассчитывать на государственную защиту от посягательств на здоровье. К этому же объекту охраны можно отнести общественные отношения, складывающиеся в сфере незаконного оборота наркотических средств психотропных веществ [1].
Другим, не менее значимым документом, является Федеральный закон от 8 января 1998 г.
№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [2], где определены основные сферы борьбы с нелегальным оборотом
средств и веществ психотропного и наркотического действия, их прекурсоров и аналогов.
По части законодательной регламентации правовых отношений в представленной области особой значимостью обладает глава VI рассматриваемого законодательного акта, нормы которой указывают, что на территории нашей страны законным употребление средств и веществ психотропного и наркотического действия будет лишь при наличии медицинского подтверждения (ст. 40). Основными субъектами деятельности, направленной на предупреждение и пресечение нелегального оборота средств и веществ психотропного и наркотического действия, их прекурсоров и аналогов выступают: исполнительный орган власти федерального уровня в сфере внутренних дел; Генеральная прокуратура РФ; Следственный комитет РФ; исполнительные органы власти федерального уровня, занимающиеся таможенными делами; Федеральная служба безопасности РФ и пр.
Уголовный кодекс РФ — другой значимый законодательный акт, в котором отражены основания, необходимые для привлечения лиц, являющихся виновными в осуществлении преступных деяний в сфере нелегального наркооборота, к соответствующей ответственности.
Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции», в котором реализация назначения (ст. 1) и основных направлений деятельности полиции (ст. 2) применительно к осуществлению борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств в том числе обусловлена включением в содержание полномочий полиции соответствующих обязанностей.
Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. №2 733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г., где в качестве ключевых задач выделяются: а) сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления; б) снижение тяжести последствий их незаконного потребления; в) формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте [3].
Административное законодательство определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, который основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
Основной задачей административного законодательства, определяемой статьей 1.2 КоАП РФ, является защита личности, охрана прав и свобод человека [4].
Из всей совокупности правонарушений наибольшую социальную значимость представляют статьи, посягающие на здоровье, определяемые главой 6, особенно связанные с незаконным
оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ (ст.ст. 6,8; 6,9 КоАП РФ).
Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и Федеральной таможенной службой за 2020—2021 г. изъято почти 18 т наркотиков и психотропных веществ [5]. Большинство самоубийств и несчастных случаев из-за помутненного сознания после очередной дозы, ломка, которая приводит к остановке сердца, постоянный стресс, насилие над близкими, бесплодие — только малая часть последствий, которые наступают уже после первого употребления наркотических средств и психотропных веществ. Однако, несмотря на данный факт, статистика говорит о том, что ежегодно количество употребляющих подобные отравляющие организм вещества не уменьшается, а что еще страшнее — зачастую в эту категорию попадают лица, которым нет 30 лет. Печальные цифры статистической информации говорят о том, что число наркоманов в России с каждым годом увеличивается, несмотря на усилия государства, общественных объединений, церкви и различных движений.
Так, в 2020 году по ст. 6.9 КоАП РФ всего было рассмотрено 99202 дела, из которых 86098 лиц подвергнуто наказанию, в большинстве случаев — административному штрафу. По результатам социологических опросов, каждый десятый молодой человек в возрасте от 18 до 24 лет принимал наркотики либо их прекурсоры, а в ближайшем окружении каждого четвертого есть наркоманы [6].
Продолжающийся процесс развития верховенства закона и укрепления гражданского общества в нашей стране, а также консолидация обновленных взглядов на права и свободы личности в общественном сознании требуют постоянного совершенствования правовой базы и ее применения. Для решения этой проблемы необходимо дальнейшее развитие правовой базы по предупреждению и пресечению административных правонарушений, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ, путем объединения усилий органов государственной власти, общественных организаций и граждан.
В научной литературе для обозначения многообразия административных правонарушений, связанных в той или иной степени с наркотиками, принято использовать словосочетание «сфера оборота наркотических средств и психотропных веществ». Во многих случаях данный оборот служит структурным элементом наименования диссертационных исследований. Однако с учетом общепринятого подхода к содержанию перечня соответствующих административных правонарушений указанное словосочетание, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действующему законодательству.
Нетрудно заметить, что предусмотренное ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определение оборота наркотических средств, психотропных веществ не охватывает правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.9 КоАП РФ (поскольку потребление не является элементом оборота наркотических средств, психотропных веществ) 6.9.1, 6.15, 6.16.1, ч. 7 ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.9, 20.21 КоАП РФ, хотя актуальность их рассмотрения сохраняется. Статистика
Соответственно, структура массива указанных административных правонарушений выглядит следующим образом [8]:
- ст. 6.9 КоАП РФ — 61,4%;
- ст. 6.9.1 КоАП РФ — 13,43%;
- ст. 6.8 КоАП РФ — 11,99%;
- ст. 20.20 КоАП РФ — 9,04%;
- ст. 20.22 КоАП РФ — 1,19%;
- ст. 20.21 КоАП РФ — 0,96%;
- ст. 10.5 КоАП РФ — 0,68%;
- ст. 10.5.1 КоАП РФ — 0,56%;
свидетельствует, что количество административных правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст.ст. 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 10.5.1, ч. 7 ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.9, ч. 2,3 ст. 20.20, ст.ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ), увеличивается. Так, в 2016 году по данным статьям пресечено 95 630 административных правонарушений, в 2017 году — 150 720, в 2018 —162 308, в 2019 — 170 213, в 2020 году - 170 880 административных правонарушений [7].
- ст. 6.16 КоАП РФ — 0,49%;
- ст. 6.13 КоАП РФ — 0,22%;
- ст. 11.9 ч. 1 КоАП РФ — 0,03%;
- ст. 6.16.1. КоАП РФ — 0,02%;
- ст. 11.5 ч. 7 КоАП РФ — 0,001%;
Стоит отметить, что при рассмотрении статистических данных следует учитывать высокую ла-тентность перечисленных правонарушений. Динамика количественных показателей статистической картины в данном случае в большей степени отражает не состояние правопорядка, а изменения
Количество пресеченных административных правонарушений (по данным ГИАЦ МВД России)
Статья КоАП РФ 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
ба 14768 18994 19430 13937 17750
6.9 62463 89652 98320 103515 106417
6.9.1 0 20843 24181 27040 23597
6.13 50 191 348 540 557
6.16 0 940 1129 £74 723
6.16.1 0 35 27 20 39
10.5 0 1915 1008 1030 1155
10.5.1 0 834 968 1020 1344
11.5 ч. 7 0 2 1 4 1
11.9 ч. 1 39 34 36 39 47
20.20 ч. 2 14535 14154 13340 13695 11704
20.20 ч. 3 0 77 98 91 79
20.21 (е части, касающейся наркотиков) 2106 1065 1483 1469 1053
20.22 (б части, касающейся наркотиков) 1669 1984 1939 1339 1409
организации деятельности государственных органов, занимающихся охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.
Еще одним недостатком формулировки «сфера оборота наркотических средств и психотропных веществ» служит её ограниченность в части, связанной с аналогами наркотических средств, психотропных веществ, новыми потенциально опасными психоактивными веществами, а в ряде случаев — с сильнодействующими веществами (например, тропикамидом). Например, незаконный оборот аналога наркотического средства может формировать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, однако в формальном отношении не относиться к сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Особой является и ситуация, связанная с новыми потенциально опасными психоактивными веществами. Их появление в законодательстве РФ было продиктовано неспособностью правоохранительных органов оперативно реагировать на большое количество новых (не включенных в соответствующий Перечень) психоактивных веществ. В настоящий момент данная проблема в целом решена. Сформирована практика применения положений нормативных правовых актов, связанных с аналогами наркотических средств, психотропных веществ, производными наркотических средств, при этом существенно сократилось время включения нового психоактивного вещества в Перечень и общее количество таких веществ. Вследствие этого Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, должен вестись Министерством внутренних дел Российской Федерации, но не содержит ни одной записи. В соответствии с п. 6 ст. 2.2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок формирования и содержание Реестра определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. До настоящего времени таким документом
остается приказ ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В итоге категория «новые потенциально опасные психоактивные вещества» оказалась инструментом, во-первых, невостребованным, во-вторых, не соответствующим модельному законодательству государств — участников СНГ о наркотических средствах, не имеющим аналогов в законодательстве других государств — участников СНГ. Полагаем, что со временем неизбежна постановка вопроса об исключении данной категории из законодательства Российской Федерации. Однако до настоящего времени данный термин требует учета при использовании понятия «противодействие незаконному обороту наркотиков». Кроме того, формулировка «сфера оборота наркотических средств и психотропных веществ» естественным образом охватывает как легальный, так и незаконный оборот указанных веществ. Важно отметить, что в отличие от нарушения правил законного оборота, где ответственность наступает, прежде всего, за нарушение процедуры реализации предоставленного права (например, 6.16 КоАП РФ), незаконный оборот предполагает отсутствие у субъекта самого права осуществления соответствующих действий (бездействия), например ст.ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ. С учетом вышеизложенного оборот наркотических средств и психотропных веществ определяется с помощью более широкого словосочетания «административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ». Данный подход позволяет включать в исследуемый перечень административных правонарушений в том числе и те, которые не предполагают обязательного наличия специфического предмета правонарушения — наркотического средства или психотропного вещества, но естественным образом связаны с их незаконным оборотом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О наркотических средствах и психотропных веществах : федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 // СПС «Кон-сультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Статистика наркомании в России 20202021 года. // URL : https://narcorehab.com/ articles/statistika-narkomanii-v-rossii-2020-2021.
6. Наркоситуация : игра со смертью [Электронный ресурс]. - URL: http://ruskline.ru/ monitoring_smi/2016/aprel/2016-04-29/narkosituaciya_igra_so_smertyu/ (дата обращения: 02.06.2021).
7. Данные ГИАЦ МВД России за 2016— 2020 гг. по форме отчетности 4-МВ-НОН «Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов».
8. Данные ГИАЦ МВД России за 2016— 2020 гг. по форме статистической отчетности 1-АП.
REFERENCES
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.
2. O narkoticheskikh sredstvakh i psikhotropnykh veshchestvakh : feder. zakon ot 08 yanvarya 1998 g. № 3-FZ (red. ot 26.07.2019) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 1998. № 2. St. 219.
3. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy antinarkoticheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : ukaz Prezidenta RF ot 23.11.2020 № 733 // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ (v red. ot 01.07.2021) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
5. Statistika narkomanii v Rossii 2020—2021 goda. // URL : https://narcorehab.com/articles/statis-tika-narkomanii-v-rossii-2020-2021.
6. Narkosituatsiya : igra so smert'yu [Elektronnyy resurs]. - URL: http://ruskline.ru/ monitor-ing_smi/2016/aprel/2016-04-29/narkositu-aciya_igra_so_smertyu/ (data obrashcheniya: 02.06.2021).
7. Dannyye GIATS MVD Rossii za 2016—2020 gg. po forme otchetnosti 4-MV-NON «Svedeniya ob administrativnykh pravonarusheniyakh, svyazannykh s nezakonnym oborotom narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv i ikh prekursorov ili anal-ogov».
8. Dannyye GIATS MVD Rossii za 2016-2020 gg. po forme statisticheskoy otchetnosti 1-AP.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Орехова Наталья Александровна. Преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: natasha042@yandex.ru
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-92.
Orekhova Natalia Alexandrovna. Lecturer in the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: natasha042@yandex.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.
Tel. (473) 200-52-92.
Ключевые слова: законодательство РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, наркотические средства, психотропные вещества, сфера оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Key words: legislation of the Russian Federation, the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, narcotic drugs, psychotropic substances, the sphere of circulation of narcotic drugs and psychotropic substances.
УДК 342