Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел'

К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2303
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PUBLIC SERVICE / LAW-ENFORCEMENT SERVICE / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE OFFICERS / PROFESSIONALISM AND COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

В статье проводится правовой анализ законодательства о прохождении правоохранительной службы в органах внутренних дел, рассматриваются ее основные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of peculiarities of law-enforcement service in bodies of Internal Affairs

In the article the legal analysis of the legislation on the passage of law-enforcement service in is carried out, its main peculiarities are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел»

Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры теории и истории государства и права Ингушского государственного университета (e-mail: dikajev@mail.ru)

К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел

В статье проводится правовой анализ законодательства о прохождении правоохранительной службы в органах внутренних дел, рассматриваются ее основные особенности.

Ключевые слова: государственная служба, правоохранительная служба, органы внутренних дел, сотрудник полиции, профессионализм и компетентность.

M.M. Dikazhev, Doctor of Law, Assistant Professor, Professor of a Chair of Theory and History of State and Law of the Ingush State University; e-mail: dikajev@mail.ru

To the question of peculiarities of law-enforcement service in bodies of Internal Affairs

In the article the legal analysis of the legislation on the passage of law-enforcement service in is carried out, its main peculiarities are considered.

Key words: public service, law-enforcement service, bodies of Internal Affairs, police officers, professionalism and competence.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [1] (далее - Закон о системе государственной службы) и другие нормативно-правовые акты определяют профессиональные отношения как государственно-служебные отношения. Связаны они с деятельностью государственного органа, входящего в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представляют собой разновидность федеральных государственно-служебных отношений и занимают самостоятельное место. В то же время полномочия МВД России объективно предполагают, что данные государственно-служебные отношения должны регламентироваться федеральным законодательством. Это отчасти уже закреплено в Законе о системе государственной службы.

Упомянутый закон закрепил три вида государственной службы: государственная гражданская, правоохранительная, военная. При этом служба в органах внутренних дел отнесена к правоохранительной.

Термин «служба в органах внутренних дел» употребляется чаще всего в следующих значениях:

во-первых, служба в органах внутренних дел как понятие социальное применяется для определения характера и рода деятельности лю-

дей, отражая факт общественного разделения труда;

во-вторых, службой иногда именуются структурные подразделения (кадровое, юридическое, финансовое, тыловое и др.) органов МВД или разновидность деятельности сотрудников органов внутренних дел, определенная часть их работы, отличающаяся спецификой полномочий (патрульно-постовая, конвойная и др.);

в-третьих, так может называться самостоятельное ведомство [2, с. 6].

Изложенное свидетельствует, что правоохранительная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка.

При характеристике службы в органах внутренних дел следует иметь в виду и то, что она обеспечивает общественно полезную деятельность, которую, по нашему мнению, следует рассматривать как интеллектуальную и направленную на объективную реализацию прав, свобод и законных интересов как человека, так и общества и государства в целом.

Целью службы в органах внутренних дел является обеспечение деятельности по борьбе с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности. Это значит,

248

что она обеспечивает выполнение особо значимых задач, т.е. при характеристике правоохранительной службы в органах внутренних дел, по нашему представлению, необходимо исходить из того, какое место занимает профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел в решении стоящих перед ним задач. В связи с этим следует отметить, что в деле защиты прав и свобод человека и гражданина особую роль в структуре государственных органов занимают органы и подразделения внутренних дел. Деятельность органов внутренних дел, призванных осуществлять важные функции в механизме государства, распространяется практически на все сферы общественных отношений, однако их компетенция имеет пространственный предел деятельности, как правило, ограниченной территориальной подведомственностью.

В сфере правоохранительной деятельности государства действуют разнообразные государственные органы, однако органы внутренних дел представляют собой наибольшую часть правоохранительной системы, осуществляющую постоянные прямые и наиболее массовые контакты со всеми группами населения. Мы разделяем точку зрения Д.В. Астахова, что «органы внутренних дел полифункциональные. Такого разнообразия задач и направлений деятельности нет ни у одного из других правоохранительных органов, поскольку они выполняют наибольший объем обязанностей, а следовательно, наделены широким кругом властных полномочий и также отличаются перечнем специфических свойств, выделяющих органы внутренних дел среди других субъектов правоохранительной деятельности» [3, с. 16].

Как известно, органы внутренних дел, прежде всего, характеризует круг решаемых ими задач. Они осуществляют разноплановые специфические виды деятельности, в частности оперативно-розыскную деятельность, дознание и т.д. Кроме того, органы внутренних дел характеризует такой специфический признак, как вооруженность. Это означает, что при выполнении поставленных задач сотрудники органов внутренних дел имеют право применять оружие и специальные средства.

Изложенное позволяет сделать вывод, что органы внутренних дел - это государственная организация, призванная обеспечить надлежащую охрану общественного порядка и борьбу с преступностью, поэтому их относят к силам обеспечения безопасности Российской Федерации. Органы внутренних дел, входя в систему МВД России, также являются частью государственной исполнительной власти страны.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [4], Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (с изменениями и дополнениями) [5], наделило МВД России полномочиями на осуществление государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

Органы внутренних дел, в том числе и полиция, обеспечивают реализацию ряда специальных правовых режимов, действия которых приводят к ограничению конституционных прав и законных интересов граждан. Работа сотрудников в таких ситуациях требует от них специальных знаний, строгого соблюдения законности и принятия особых мер личной безопасности. В данном случае имеются в виду такие режимы, как режим контртеррористической операции, режим закрытого административно-территориального образования, паспортный режим, режим государственной тайны, режим секретности и некоторые другие.

Таким образом, «служба» отражает сложившуюся практику и функциональную сторону деятельности органов внутренних дел и осуществляется в виде общественно полезной деятельности особого и специального характера, проявляющейся в процессе реализации задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Разумеется, правоохранительной службе в органах внутренних дел присущи черты общего и специального свойства. Под общими свойствами мы, прежде всего, понимаем совокупность тех черт, которые присущи всей государственной службе Российской Федерации, а именно: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности

249

государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих. То есть общий характер служебных отношений проявляется через закрепленный в Законе о системе государственной службы межотраслевой подход, когда государственно-служебные функции реализуются через общие стандарты и подходы, имеющие отношение ко всем сферам деятельности государственных служащих. В свою очередь, свойства специального характера носят ярко выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих. В частности, служба в органах внутренних дел характеризуется: комплексом специфических прав, например на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия; особыми задачами, направленными на борьбу с преступностью и связанными с принуждением; собственным комплексом прав и обязанностей; самостоятельной системой, призванной реализовать стоящие перед органами внутренних дел задачи; требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел, гарантиями личной безопасности сотрудников и т.д.

Еще одна особенность правоохранительной службы в органах внутренних дел - это множество различных отношений при ее прохождении. Прежде всего, это отношения между сотрудниками органов внутренних дел и государственными органами исполнительной власти, а также государственными органами других ветвей власти; между сотрудниками органов внутренних дел и сотрудниками других правоохранительных органов; между сотрудниками органов внутренних дел и различными общественными организациями; между сотрудниками органов внутренних дел и органами и должностными лицами местного самоуправления; между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами.

Такая система правоотношений свидетельствует, что правоохранительная служба в органах внутренних дел характеризуется широкой публичностью. В то же время указанные отношения вызваны функционированием органов внутренних дел в сферах охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Правовое регулирование прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел осуществляется в законодательстве как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Принципиально, что компетенция субъектов Российской Федерации нашла свое отношение в разраба-

тываемом законопроекте, т.е. в проекте нового федерального закона, регламентирующего службу как правоохранительных органов в целом, так и органов внутренних дел в частности. При этом нам представляется, что в данном законопроекте необходимо более четко предусмотреть способы и формы участия субъектов Российской Федерации в принятии управленческих решений, связанных с использованием сотрудников органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях и ситуациях иного характера, а также их роль в реализации федерального стандарта статуса государственного служащего в органах внутренних дел.

Бесспорно, правоохранительная служба в системе органов внутренних дел тесно связана с такими понятиями, как профессионализм и компетентность сотрудников. Нам представляется, что эффективность выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел, напрямую связана именно с данными требованиями к сотрудникам.

При прохождении правоохранительной службы особое значение имеет должностное положение самих сотрудников. В зависимости от занимаемой должности они могут быть классифицированы на рядовой и младший начальствующий состав, инспекторский и руководящий состав.

Правовой статус сотрудников зависит от наличия у них специальных званий, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О полиции» правоохранительная служба в органах внутренних дел подразделяется на службу в званиях рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего составов [4].

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая закреплена в положениях о том или ином органе внутренних дел, а также в специальных законодательных и иных нормативно-правовых актах, которые определяют обязанности и права тех или иных органов в системе МВД России.

Законодательно определено понятие правоохранительной службы, к которой отнесена и служба в органах внутренних дел. В ст. 7 Закона о системе государственной службы закреплено, что «правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службы в учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, закон-

250

ности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина». Такое определение означает, что служба в органах внутренних дел имеет свои специфические особенности. Все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел являются государственными служащими и участвуют в исполнительно-распорядительной деятельности государства, поскольку они организуют и обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность.

В сфере служебной деятельности лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в зависимости от особенностей своего правового статуса наделены различными государственно-властными полномочиями и выступают в качестве представителей исполнительной власти. Их законные требования обязательны для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.

Служба в органах внутренних дел связана с повышенным риском для жизни и здоровья. Она требует высокой профессиональной подготовки, моральной стойкости, физической выносливости, личного мужества при выполнении служебного долга.

В современный период государством немало сделано для повышения престижа службы в органах внутренних дел. В этих целях при-

1. Собр. законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

2. Ильясов С.П., Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел. М., 1996.

3. Астахов Д. В. Место и роль органов внутренних дел в государственном механизме современной России (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

4. Рос. газ. 2011. 8 февр.

5. Там же. 2 марта.

6. Собр. законодательства РФ. 2011. № 49, ч. 1. Ст. 7020.

7. Там же. № 30, ч. 1. Ст. 4595.

няты Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6], Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Принятые государством меры позволили увеличить число кандидатов на службу в органы внутренних дел на новом качественном уровне, в большинстве за счет демобилизованных из Вооруженных сил.

Вместе с тем, по нашему мнению, все еще остаются нерешенными вопросы унифицирования законодательства о прохождении службы в различных правоохранительных структурах. Такое законодательство обеспечило бы сохранение специальных званий, классных чинов, стажа при переходе на работу из одной структуры в другую, решение вопросов пенсионного обеспечения, а также способствовало бы введению правового института ротации кадров во всей правоохранительной системе, который в настоящее время используется только в рамках отдельной правоохранительной структуры.

1. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 22. Art. 2063.

2. Iliyasov S.P., Kudryavtsev A.V., Sergun P.P. The public service in police. Moscow, 1996.

3. Astahov D.V. Place and the role of police in the state mechanism of modern Russia (theoretical and legal aspects): auth. abstr. ... Master of Law. St. Petersburg, 2005.

4. Rus. newsp. 2011. Febr. 8.

5. Ibid. 2011. March 2.

6. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 49, pt. 1. Art. 7020.

7. Ibid. № 30, pt. 1. Art. 4595.

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.