Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях эстетического восприятия архитектурного наследия студентами вуза'

К вопросу об особенностях эстетического восприятия архитектурного наследия студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / обучение студентов в вузе / особенности восприятия памятников архитектуры / результаты эмпирического исследования / cultural heritage / teaching students in the university / features of the perception of architectural monuments / the results of empirical research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Витальевна Сафонова, Светлана Ивановна Лялькина

В статье представлен анализ результатов исследования проблемы восприятия студентами — архитекторами российского культурного наследия. Дается философскопедагогический подход к изучению заявленной проблемы. В статье представлено широкое научно-теоретическое обоснование, различные точки зрения ученых по изучению культуры студентами в вузе. Выводы опираются на результаты эмпирической работы, надежны и достоверны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Peculiarities of the Aesthetic Perception of the Architectural Heritage of the University Students

The article presents an analysis of the results of the study of the perception problem by students — architects of the Russian cultural heritage. The philosophical and pedagogical approach to the study of the claimed problem is given. The article presents a broad scientific and theoretical substantiation, various points of view of scholars on the study of culture by students in the university. The conclusions are based on the results of empirical work, reliable and reliable.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях эстетического восприятия архитектурного наследия студентами вуза»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10009

To the Question of the Peculiarities of the Aesthetic Perception of the Architectural Heritage of the University Students

К вопросу об особенностях эстетического восприятия архитектурного наследия студентами вуза

Tatyana Vitalevna Safonova,

doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social, legal and humanitarian disciplines of the State University of Land Management E-mail: safonova1956@mail.ru

Svetlana Ivanovna Lyalkina,

candidate of philosophical science, associate professor of the department of social, legal and humanitarian disciplines of the State University of Land Management E-mail: info@guz.ru

Татьяна Витальевна Сафонова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-правовых и гуманитарных дисциплин Государственного университета по землеустройству E-mail: safonova1956@mail.ru

Светлана Ивановна Лялькина,

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарных дисциплин Государственного университета по землеустройству

E-mail: info@guz.ru

Annotation. The article presents an analysis of the results of the study of the perception problem by students — architects of the Russian cultural heritage. The philosophical and pedagogical approach to the study of the claimed problem is given. The article presents a broad scientific and theoretical substantiation, various points of view of scholars on the study of culture by students in the university. The conclusions are based on the results of empirical work, reliable and reliable.

Key words: cultural heritage, teaching students in the university, features of the perception of architectural monuments, the results of empirical research

Аннотация. В статье представлен анализ результатов исследования проблемы восприятия студентами — архитекторами российского культурного наследия. Дается философско-педагогический подход к изучению заявленной проблемы. В статье представлено широкое научно-теоретическое обоснование, различные точки зрения ученых по изучению культуры студентами в вузе. Выводы опираются на результаты эмпирической работы, надежны и достоверны.

Ключевые слова: культурное наследие, обучение студентов в вузе, особенности восприятия памятников архитектуры, результаты эмпирического исследования

Актуальность и новизна темы исследования обусловлена тем, что проблему эстетического восприятия студентами произведений религиозной архитектуры мы будем рассматривать в контексте учебного процесса современного вуза, который нацелен на формирование компетенций будущих специалистов. Совокупность формируемых компетенций составляет профессионалъную-компетентностъ, которая трактуется как интегральное качество личности, способность состояться в профессии (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер и др.).

Предметом нашего внимания являются дисциплины «Философия» и «Традиции религиозной отечественной культуры», значение которых трудно переоценить для студентов архитектурного факультета [7]. Изучение этих дисциплин пронизано ценностными ориентирами (аксиологический подход), высокими духовно-нравственными смыслами (акмеологический подход), поиском идеалов, имеющих глубокие национальные корни (историко-культурологи-

ческий подход), творческим развитием (системно-деятельный подход).

Целью статьи является представление полученных результатов по исследованию особенностей восприятия культурного наследия студентами архитектурного факультета ГУЗа.

В данной статье решение проблемы эстетического восприятия культурного наследия студентами представлено разнопланово. Были решены следующие задачи. Во-первых, определяется место и значение христианской культуры в контексте духовно-нравственного воспитания студентов. Во-вторых, показывается комплексный подход в проблеме эстетического восприятия с точки зрения таких наук, как психология, педагогика, философия и эстетика, принципы и закономерности которых лежат в основе познавательных процессов. В-третьих, дается характеристика результатов исследования заявленной проблемы, полученных опытно-экспериментальным путем.

46

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

Прежде всего, обратим внимание на роль и место христианской культуры в деле становления будущих специалистов. Компонентами высокой профессиональной культуры архитекторов являются сформированные представления об эстетических и этических категориях, духовнонравственных ценностях.Задача согласования эстетического и полезного постоянно осуществляется в архитектуре, прикладном искусстве, разнообразных видах художественной промышленности. В целом эстетическое и этическое в архитектуре представляют собой единую и нераздельную целостность — субъективного и объективного, мышления и чувственности, сущности и явления, идеи и образа, идейной образности и эмоций, эмоциональной идейной образности и волевого акта, бессознательного и сознательного, иррационального и рационального, незаинтересованного любования и утилитарного использования, созерцательного и деятельностного, органически живого и технически сделанного. Высшее образование призвано содействовать формированию мировоззренческих позиций будущих специалистов и индикаторами их сформированности выступает характер восприятия ценностно-значимых, социально-ориентированных явлений действительности, к которым бесспорно относятся художественные произведения социальной направленности, являющиеся проводниками религиозной, в том числе православной культуры.

Отрадно, что в последнее время преодолевается равнодушие к вопросам религиозного просвещения, и педагогическая общественность постепенно отходит от ортодоксальности в суждениях о том, что религия есть собрание суеверий, а христианская нравственность — совокупность бессодержательных правил и обычаев и т.д. Свт. Тихон Задонский писал: «Многие обучают детей своих иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском обучении и воспитании небрегут: таковые родители к временной жизни рождают детей, но к вечной жизни их не допускают» [5, с. 61].

Обучение в вузе направлено на уменьшение разрушающего воздействие на душу личности деструктивных сил, стрессовых ситуаций, но не через упреки и назидание, а через усвоение ими традиционных ценностей народа в учебно-воспитательном процессе. Идеал воспитания, объемлющий всю природу человека, близкий и доступный, легко познаваемый, заключается

в таких христианских категориях, как любовь, благость, чистота, правда, самоотвержение, трудолюбие, терпение и др. Эти вечные нравственные ценности и заповеди, как в фокусе, проявляются в художественных произведениях религиозной архитектуры.

Значимость архитектурного православного наследия в духовно-нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения — безусловна. «На протяжении истории православия, — пишет С. Ильвицкая, — ...уникальные памятники архитектуры и градостроительства... выполняют важную религиозную и социальнокультурную миссию (просветительства, благотворительности), являясь хранителями духовного и художественного культурного наследия» [3, с. 7]. Необходимость включения в содержание образовательной деятельности в вузе изучения основ религиозной, в том числе отечественной православной культуры сегодня актуальна. Сюда входит: изучение ценностно-

смысловой сущности русского искусства эпохи средневековья начиная с X века и вплоть до конца XVII столетия, неразрывно связанного с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной; архитектура Киевской Руси, новгородская архитектура XI— XV столетий, белокаменное зодчество Владимире — Суздальской земли, Московский Кремль конца XV—XVII веков, «дивное узорочье», шатровое зодчество, московское барокко и др., которые производят неизгладимое впечатление на студентов-архитекторов [7]. Как здесь не вспомнить слова Бенедикта Спинозы, который писал: «...Но... из одних лишь законов природы, поскольку она рассматривается исключительно как телесная, невозможно было бы вывести причины архитектурных зданий, произведений живописи и тому подобного. Что производит одно только человеческое искусство, и тело человеческое не могло бы построить какой-либо храм, если бы оно не определялось и не руководствовалось душою...» [4]. Таким образом, духовно-нравственное воспитание личности в процессе изучения студентами-архи-текторами религиозной православной культуры, приобщение к ее традициям выступает жизненной необходимостью.

Далее остановимся на характеристике подходов к определению понятия «эстетическое восприятие», его значения и особенностей фор-

№3/2018

47

Social-humanitarian review

мирования с точки зрения психологии, педагогики, философии и эстетики.

Эстетическое восприятие искусства изучается многими науками, в том числе психологией на протяжении длительного времени (Э. Баллоу, Д. Берлайн, В. Вундт Л.С. Выготский, Б.М. Теп-лов, П.М. Якобсон и др.). Под восприятием принято понимать «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого» [6, с. 245]. Восприятие формируется в процессе жизнедеятельности, активных личностных взаимоотношений. Развитие восприятия — перманентно. Высшая школа создает благоприятную среду для этого развития посредством организации активного познавательного процесса.

Педагогические стороны проблемы эстетического восприятия раскрываются в работах по теории художественного воспитания (Е.Л. Крупник, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова и др.) и работах, описывающих практику художественного воспитания (Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Р. Уигкин, Ю.Н. Усов и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, а также состояния современного образовательного пространства позволяют сделать вывод о том, что многие авторы, определяя подходы к решению проблемы эстетического восприятия искусства, так или иначе, касаются вопроса развития и воспитания самосознания личности. Анализ работ по эстетическому воспитанию позволил выделить возрастные этапы, а также отдельные виды восприятия искусства и факторы, способствующие развитию самосознания в этом процессе. Так, описана организация восприятия как особого индивидуального вида социальной деятельности (Е.А. Боди-на, Г.С. Тарасов); рассмотрены возрастные этапы формирования личностного отношения к произведениям искусства (Д.А. Леонтьев); обоснована необходимость формирования личностного подхода при восприятии субъектами искусства (Л.Я. Дорфман, В.Г. Ражников); определены особенности восприятия художественных произведений и их влияние на развитие самосознания (М.Н. Дудина, Р.М. Рогова).

Для достижения целей и решения задач образовательной деятельности необходимо совершенствовать технологии обучения студентов, коррелируя их с философским осмыслением ценностей, смыслов, способов и приемов

образовательной деятельности. На стыке психо-лого-педагогических и философских наук находятся исследования классиков зарубежной (И. Кант, Г. Гегель и др.) и отечественной философии (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет и др.), которые отмечали, что развитие общества связано с развитием каждого человека, с полным раскрытием его индивидуальности, с формирования сознания и самопознания личности, составляя феноменологический смысл образовательной деятельности. Многие авторы, определяя подходы к решению проблемы эстетического восприятия искусства, волей-неволей касаются вопроса развития и воспитания самосознания обучающихся.

Пути решения этой проблемы мы находим в работах философов (М.М. Бахтин, Г. Гадамер, М.К. Мамардашвили, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайедеггер и др.), эстетиков (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, Б.С. Мейлах, Е. Шимунек и др.). Феноменология эстетического восприятия глубоко проработана Э. Гуссерлем, она сосредоточена на гносеологической проблематике. Основой познания для Гуссереля является непосредственное созерцание (очевидность). Гносеологическое исследование должно основываться только на очевидно усматриваемом, отвлеченным от всяких предварительных теорий. В составе сознания отводится место чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т.д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом, по мнению Гуссереля, «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания— его модификации [2]. Можно утверждать, что большинство создателей феноменологических теорий (Р. Ингарден, П. Вирильо, М. Дюфренн, Н. Гартман, Г. Мерсман, А. Лосев, Г. Шпет и др.) придают проблеме восприятия ключевое значение. Именно благодаря восприятию в целом и эстетическому восприятию в частности рассматривают они интенциональ-ную структуру сознания [1]. Чувственное восприятие, считают они, обосновывает все другие акты сознания и является феноменом, в котором осуществляется жизненная связь человека с миром. Феноменология все проблемы соответственно сводит к изучению и определению сущностей, смыслов. Восприятие же в феноменологическом видении есть всегда восприятие чего-то (вещи, текста), суждение есть всегда суждение о

48

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

чем-то и т.д. переход от естественной установки сознания к феноменологической. В этом контексте очевидна взаимосвязь философского осмысления религиозной культуры в контексте изучения православной архитектуры, направленной на включение эстетического восприятия в канву образовательного процесса.

Вышеизложенные теоретические концепты легли в основу педагогической деятельности, в процессе которой была проведена опытноэкспериментальная работа. Эмпирическое исследование, посвященное изучению эстетического восприятия студентами архитектурного факультета религиозного наследия и его ценностного осмысления опирается на установленные факты, которые были получены при анализе полученных данных (с соблюдением доверительной вероятности 95% и доверительной погрешности 5%). В эксперименте приняли участие 130 студентов архитектурного факультета 1 курса Государственного университета по землеустройству г. Москва, изучавших дисциплину «Традиции религиозной отечественной культуры» (данные 2018 г.). Методы экспериментальной работы включали в себя опросы, анкетирование; собеседование; наблюдение; проектную и экскурсионную деятельность. Целью эксперимента было выявление особенностей восприятия и оценки православных архитектурных памятников будущими архитекторами. Были решены следующие задачи: осуществлена статистическая обработка полученных при опросе и анкетировании данных; проведены экскурсии, в том числе в выставочный зал архитектурного факультета ГУЗА для знакомства с проектными работами студентов по теме «Религиозная архитектура»; студентами созданы компьютерные презентации по темам: «Православная архитектура», «Православная иконопись», «Православные монастыри» и др.

Кратко остановимся на полученных результатах, которые подтверждают следующие тезисы по проблеме исследования.

Тезис 1. Эстетическое восприятие оказывается осознанием конкретной действительности.

Обратимся к ответу студентки С.А.: «Для меня восприятие храма, ощущение от нахождения там, настроение зависят от самого стиля храма и его внутреннего убранства. Если это, к примеру, храм стиля нарышкинского барокко, как церковь Покрова в Филях, или барокко в чистом виде — церковь Троице Живоначальной

в Троице-Лыково, то я, конечно, восхищаюсь, богатый золоченый и очень высокий иконостас, роскошь, золото, канделябры и колонны, как во дворце. Конечно, очевидно, что такую диковинную красоту люди создавали во имя Бога, как дар ему, что ради него они воздвигнут это сложное по конструкции, богато украшенное сооружение. Да, безусловно, я восхищаюсь».

Или в ответе П.А. читаем: «Никаких эмоций у меня не вызывают магазины внутри церкви, потому что я считаю, что торговля внутри храма мешает единению с высшими силами. Встречая памятники религиозной архитектуры на своем пути я чувствую профессиональный интерес который иногда переходит в восхищение тем или иным строением».

Тезис 2. В процессе восприятия произведение искусства наделяется личностным смыслом.

Подтверждение тезиса находим в ответе П.А.: «Вероятно это вдалеке от всех, возле стены или окна, или у входа возле чана со Святой водой, хотя я точно не могу сказать где, в храме присутствует особенная атмосфера святости, «намоленности». Даже лавочка с иконами и церковной литературой вызывает у меня приятные эмоции».

Студентка В.Е. отмечает: «Я испытываю интерес. Я смотрю на фасад и любуюсь, изучаю; думаю, как он сделан, какой стиль, какой век. Конечно, эмоции всегда положительные, будь то наш православный храм или мечеть».

Тезис 3. При эстетическом восприятии происходит сосредоточение (в рефлексии) на субъективном опыте.

Об этом пишет студентка П.Я. «... когда вхожу в храм, на меня сразу находят положительные эмоции. Но особо острые чувства я испытываю стоя строго прямо перед иконостасом под куполом, в котором, как правило, расположен медальон с изображением Иисуса Христа. Я люблю смотреть вверх на эту величественную фреску, которая так высоко расположена».

Тезис 4. Происходит «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и осуществляется переход к сосредоточению на самих переживаниях сознания.

Студент Е.Н. пишет: «При входе в храм, я чувствую спокойствие, трепетные чувства — так как атмосфера внутреннего убранства храма умиротворяющая, также... моя любимая часть храма — это иконостас, она вызывает у меня такие эмоции как восторг, благодаря своей красоте и изяществу».

№3/2018

49

Social-humanitarian review

Тезис 5. Оба компонента переживания (чувственное и духовное), будучи необходимыми для любого интенционалъного переживания, не могут существовать друг без друга,

В ответе студентки С.А. находим подтверждение этому: «Но вот удивительно, я не могу до конца проникнуться величием Господа, почувствовать его присутствие среди нарочитой роскоши. Мне ближе храмы с духом древней Византии, с мозаиками и фресками, со скромным, но очень красивым иконостасом, без излишеств. Иными словами, мне хорошо там, где дух древности, из глубин которой пришла наша вера. Зайдя в такой храм я испытываю трепет, восхищение, любовь к людям, которые стоят рядом со мной, молятся. Так же, как и человек, связанный с искусством в таком храме я испытываю эстетическое наслаждение, и, наконец, действительно чувствую присутствие Бога, чувствую, что он именно здесь слышит меня и мои молитвы. Хотя, не сомневаюсь, это происходит везде и всегда. Но именно в храме это чувство усиливается. Мне нравится запах ладана, благовоний, и я очень люблю церковный хор. Это приводит меня в восхищение, настоящая эстетика. Думаю, что даже неверующего человека это не оставит равнодушным».

Тезис 6. Феноменолого-эстетический подход при анализе проблемы восприятия оказывается абсолютно органичным и адекватным. При этом эстетическое направлено не на гносеологическое выявление сущности, а на интерпретацию смыслов чувственного восприятия как целостного и ценностного процесса постижения реальности.

Обобщая свой ответ об эстетическом восприятии архитектурных православных памятников К.Е. отмечает: «К характерным особенностям эстетического восприятия в архитектуре я отнесла бы следующие умозаключения: эстетическое восприятие архитектурного объекта не идентично назначению предмета, но находится в зависимости от него; чувственные переживания человека напрямую связаны собственной точкой зрения на объект и профессиональной сферы деятельности; на формирование образа архитектурного сооружения также влияют уровень подготовки к восприятию, настроение, готовность к эстетическим переживаниям; архитектурный объект, воспринимаемый эстетически, обладает

своей собственной пространственной и временной структурой».

Анализируя результаты эстетического восприятия студентами религиозной архитектуры мы сделали следующие выводы. Любое произведение искусства есть исходная точка эстетического восприятия объекта, но не всегда приводит к чувственному переживанию. Особенностью архитектуры является синтез рационально-утилитарного и художественного. Чаще всего первая составляющая подчиняет себе вторую, что и сформировало проблему эстетического восприятия. Любой архитектурный объект обладает физическими свойствами: протяженностью в пространстве, зависимостью от внешних природных условий, определенной формой и цветом и т.п. Оно существует как некое целое, независимое от нашего сознания. Для того, что объект оказал на человека эстетическое восприятие необходимы иные способы взаимодействия с чувствами людей. Этот феномен не связан с материально-техническими процессами возведения здания и его реального существования, но представляет собой определенные психофизические процессы восприятия объекта при наличии знаний о здании, которое способно стать основой для эстетического. Любое архитектурное сооружение может рассматриваться с разных точек зрения, а также различными людьми, которые смотрят на объект под определенным углом собственных интересов.

При изучении архитектурных религиозных памятников студенты останавливали внимание на внешних и внутренних эстетически воспринимаемых факторах. К внешним были отнесены целевая композиция- практическое назначение постройки, служение поставленным целям; пространственная композиция, связанная с пропорциями, гармонизацией объектов; динамическая композиция, зависящая от материала и стиля постройки. Внутренние факторы составили: иррациональная, духовная сущность; задачи целевой композиции и принципы проектирования; мировоззренческий порядок и метафизический слой архитектуры, что есть самоопределение человека в мире.

Таким образом, в процессе обучения обозначилась потребность студентов в саморазвитии, выработке собственной позиции по отношению к увиденному; осознание и принятие

50

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

необходимости рассуждать по поводу неоднозначных памятников культуры, имеющих ценностно-значимый смысл. Подобная форма активизации познавательной деятельности оказалась актуальной для студентов, они проявили интерес и к изучению традиций религиозной отечественной культуры, и к предложенному алгоритму анализа восприятия произведений искусства. Это подтверждает необходимость при формировании профессиональной компетентности студентов архитектурных факультетов, использовать учебный потенциал религиозной культуры, и, в частности, православной архитектуры. Особое внимание следует уделять развитию эмоционально-чувственного эстетического восприятия художественной действительности. На наш взгляд постижение глубинного смысла и значения архитектурного религиозного творчества невозможно без расширения подхода от фемонологии, через эстетику к психологии познания действительности. Психология, стремясь объяснить поведение в целом, не может не тяготеть к сложным проблемам эстетической реакции. В этом состоит суть нашего подхода к обучению.

Список литературы

1. Бабушкин В. У. Феноменологическая философия науки: критическийанализ / В.У. Бабушкин. М.: Наука, 1985. 188 с. Режим доступа: http:// psylib. org.ua/books/babusO l/txt03 .htm

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. 2-е изд.: пер. с нем. А.В. Михайлова, вступ. ст. В.А. Куренного. М.: Академический проект, 2009.

3. Илъеицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов: На примере балканских стран. Автореефрат дис. на соискание док. архитектуры по спец. 18.00.02. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zakonomer-nosti-formirovaniya-arkhitektury-pravoslavnykh-monas-tyrskikh-kompleksov-na-primere-# ixzz5 A4zKl LI a

4. Пост P.A. Учение о страстях души в философии Спинозы Пятые Илиадиевские чтения: Бытие и культура. История и современность. Ч. 1. Курск: ЮМЭКС, 2014. С. 12-19.

5. Православное воспитание мальчиков (советы священника). СПб. Сатисъ, Держава, 2006. 26 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. 1090 с.

7. Сафонова Т.В., Широкорад И. И., Паку нова ТА Традиции религиозной отечественной культуры. Учебно-методическое пособие / Москва, 2018. 80 с.

№3/2018

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.