Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях британской модели местного самоуправления (управления)'

К вопросу об особенностях британской модели местного самоуправления (управления) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2478
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
местное самоуправление / муниципалитет / территориальное общественное самоуправление / община. / local government / municipality / territorial self-government / the community / british model

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тхаркахо М. М., Марков П. Н., Ешев М. А.

В статье проведен анализ британской модели местного самоуправления (управления), выявлены основные характеристики и особенности данной модели, обозначена структура и компетенция органов местного самоуправления (управления) в Соединенном Королевстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE FEATURES OF THE BRITISH MODEL OF LOCAL GOVERNMENT (MANAGEMENT)

The article analyzes the British model of local self-government (governance), identifies the main characteristics and features of this model, the structure and competence of local self-government (governance) in the United Kingdom.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях британской модели местного самоуправления (управления)»

УДК 341.231.14

Тхаркахо М.М.,

к.ю.н., доцент

Адыгейский государственный университет

Марков П.Н.,

к.ю.н., доцент

Адыгейский государственный университет

Ешев М.А., к.с.н., доцент

Адыгейский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10491 К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БРИТАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (УПРАВЛЕНИЯ)

Tkharkakho M.M.,

PhD in Law, associate professor Adyghe State University Markov P.N., PhD in Law, associate professor Adyghe State University Eshev M.A. PhD in Sociology, associate professor Adyghe State University

TO THE QUESTION ABOUT THE FEATURES OF THE BRITISH MODEL OF LOCAL

GOVERNMENT (MANAGEMENT)

Аннотация

В статье проведен анализ британской модели местного самоуправления (управления), выявлены основные характеристики и особенности данной модели, обозначена структура и компетенция органов местного самоуправления (управления) в Соединенном Королевстве. Abstract

The article analyzes the British model of local self-government (governance), identifies the main characteristics andfeatures of this model, the structure and competence of local self-government (governance) in the United Kingdom.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципалитет, территориальное общественное самоуправление, община.

Keywords: local government, municipality, territorial self-government, the community, british model.

Система местной власти в Англии всегда была отправной точкой, и некоторые особенности других территорий считаются незначительными исключениями из общего правила, формируемого по английскому образцу.

Серьезной особенностью создания местного управления в Соединенном Королевстве считаются различия между некоторыми территориями, которые сочетаются со значительным единообразием. Местное управление на территории Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии регламентируется отдельными нормативными актами и отличается по таким признакам, как административно -территориальное деление, прерогативы органов управления. Органы государственной власти, занимающиеся вопросами взаимодействия с органами местного управления также различны: в Англии это министерство (департамент) окружающей среды,

регионов и местного управления, на остальных территориях - выборные ассамблеи (парламенты) и создаваемые ими правительства.

Структура органов местного самоуправления в Соединенном Королевстве характеризуется однородностью. Другими словами одни и те же принципы лежат в основе формирования и структуры городских (окружных) органов управления, органов графств и унитарных образований. Одни и те же принципы действуют на территории Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Вместе с тем, такое единство во многом остается внешним, так как минимум правительственной правовой регламентации по вопросам структуры ведет к тому, что практически каждое территориальное образование имеет свои особенности. Более того, важно учитывать несовпадение наименований и статусов, которое связанно с территориальной реформой 1990 - х годов.

ШШБРЯГОБЖЕ / <<Ш1ШМУМ-ШУГМак>>#Щ19)),2(0]9

В Великобритании, и за ее пределами бытует мнение, в соответствии с которым функции конституционного регулирования в стране выполняет обычай, поддерживаемый, если это необходимо, авторитетом Короны и Парламента. Однако опыт показал, что, к местному управлению такая формулировка неприменима. С формальной точки зрения местное управление в Соединенном Королевстве не имеет гарантий в условиях абсолютного суверенитета Парламента. Но, существующая в стране правовая традиция указывает на основные характеристики местных органов власти. Обычное право формируется из нормативных актов и из судебных прецедентов, имеющих важное значение.

Теоретически существование местного самоуправления в стране зависит от Парламента, который может ликвидировать его обычным актом. Это обуславливает ту легкость, с которой британский законодатель может ликвидировать и создавать разные уровни местного управления. Органы местной власти обладают правом предпринимать лишь те действия, которые разрешены им законом. Это имеет решающее значение, поскольку любое действие местных властей, не основывающееся на конкретный акт, его разрешающий, аннулируется и влечет судебную ответственность.

На территории Великобритании местное население формирует представительные органы - советы, юридические лица (корпорации). Выборы везде проводятся на основе одной и той же избирательной системы с незначительными отклонениями: мажоритарные выборы в один тур с кумулятивным вотумом. Советы графств, округов и унитарных образований выбираются на 4 года.

В Шотландии существует закон о местном управлении 1973 года (с последующими изменениями), в соответствии с которым на ее территории было создано 9 регионов, 53 округа, 3 острова как территориальные единицы и 1343 общины. Везде населением избирались советы. В соответствии с этим законом урегулированы и полномочия советов всех трех уровней местной власти. К 1998 году по результатам правительственных реформ в Шотландии был сохранен один уровень территориального управления, представленный 32 территориями, в частности, городами, новыми унитарными образованиями и островами. Причем, каждое образование обладает равным статусом и полномочиями. В Уэльсе в этот же период организована одноуровневая система из 20 административно - территориальных единиц, которые именуются графствами или городами - графствами.

В Северной Ирландии имеет место 6 административных районов, которые разделены на 26 округов. Основной массив полномочий объединен в руках правительственных комиссий, возглавляющие административные районы. А на уровне районов самоуправление отсутствует.

Деятельность местных органов Англии, Уэльса и Шотландии реализуется через советников, комиссии и административный аппарат. Члены местных советов (советники) выполняют свои функции безвозмездно или по совместительству.

Они создают отраслевые и функциональные комитеты и комиссии, где и решаются все важные вопросы. Как правило, две трети состава комитета (комиссии) - это советники, а одна треть - эксперты и местные служащие, нанимаемые советом.

Большую часть деятельности советов представляет утверждение актов комиссий, некоторое обсуждение их отчетов, проведение анализа деятельности комиссий и предоставление рекомендаций по ее улучшению. Как правило, осуществляет руководство советом председатель (мэр), избираемый из числа членов совета. Но, мэр не имеет никаких полномочий, связанных с исполнительной властью, как кроме председательства, то есть он выполняет представительские функции. Советы двух основных звеньев местного управления выполняют управленческую деятельность посредством сессии, серьезную работу комиссий и деятельности исполнительного аппарата.

По общему правилу, главный администратор, то есть глава местной администрации объединяет работу всех отделов и руководит ими. Он назначается на должность советом. В формальном смысле главный администратор не считается главой исполнительной власти и, соответственно, все руководство по местному управлению осуществляет совет, который может передать служащим, а также администратору, только второстепенные функции. Совет несет ответственность за все действия и решения представительной и исполнительной власти, которые объединены в одном органе. Но действительное положение дел сводится к тому, что обстоятельства могут разниться от одного сообщества к другому. Поэтому в некоторых городах существует классическая британская система комитетов, где, и представительная, и исполнительная власть сосредоточена в руках советов, а администратор осуществляет только технические функции.

Главная черта британского местного управления считается отсутствие общей компетенции. И, тем самым, нормативное осуществление регулирования с помощью частных актов влечет определенное разнообразие в разграничении компетенции между местными органами власти. Руководство местных органов власти сводится к следующим полномочиям: формируют и утверждают территориальные планы на десятилетний период, осуществляют руководство по использованию и улучшению дорог, осуществление строительства разных производственных и социально-культурных объектов, жилых домов, школ, сельскохозяйственных и коммерческих заведений, осуществляют контроль за деятельностью промышленных предприятий в отношении выбросов в атмосферу загрязняющих воздух веществ, контролируют состояние шума на близлежащих их территориях, проверяют санитарные условия на стройках, следят за деятельностью крематориев, содержанием кладбищ, контролируют уборку улиц и парков.

Что касается финансовой стороны проблемы, то они являются важной частью общенациональной финансовой системы. Но вместе с тем, финансы органов местной власти рассматриваются как ее

обособленное звено. Основная часть доходов бюджетов на местах образуется посредством сбора местных налогов. Важной стороной этой проблемы является и то, что в Великобритании нет специальных налогов, то есть и графства, и округа, и новые унитарные образования осуществляют сбор одних и тех же налогов.

Таким образом, страны англосаксонского права считают предпочтительным издавать отдельные законы и иные акты, которые посвящены регулированию какого- либо одного аспекта деятельности муниципалитетов. В итоге общий правовой статус местных органов создается на основе множества равностатусных нормативных актов, один из которых может закреплять некоторые полномочия, другой - некоторые вопросы финансового обеспечения или структурной организации и так далее. В последнее время большинство англосаксонских стран стремятся кодифицировать свое муниципальное право, например, Ирландия - но они еще совсем далеки от того, чтобы окончательно осуществить переход от характерных для англосаксонского права консолидированных актов к кодексам французского типа.

Англосаксонское право исходит из идеи суверенитета парламента. В то время как другие органы

публичной власти получают нормативные полномочия в силу делегирования. Такой подход применяется и к местным органам управления. В странах англосаксонского права действует позитивное регулирование полномочий местных органов власти. Их действия правомочны в случае, если соответствующие действия, в частности, указаны в законе.

Список литературы

1. Марков П.Н. Местное самоуправление в Великобритании и Германии: вопросы функционирования // Аграрное и земельное право.

- 2017. - № 1. - С. 95-100.

2. Марков П.Н. Территориальное общественное самоуправление - форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления // Fundamental and applied scinces today VIII. - 2016. - С. 141-143.

3. Марков П.Н. Система территориального общественного самоуправления в европейских странах // Вестник АГУ - Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2013. - № 4 (130). - С. 198-208.

4. Мошняга В.П. Местное и региональное самоуправление в современном мире. М., 2007.

5. Тхаркахо М.М. Конституционное право зарубежных стран (учебно-методическое пособие).

- Майкоп, 2015. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.