Научная статья на тему 'К вопросу об основных принципах и гарантиях осуществления гражданских прав личности (философско-правовой анализ)'

К вопросу об основных принципах и гарантиях осуществления гражданских прав личности (философско-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукин Н. Н., Дадаян Е. В., Сторожева А. Н.

В статье рассматриваются вопросы реализации гражданских прав и свобод личности в условиях российского общества в ситуации вхождения нашего государства и общества в мировую цивилизацию и соответствующее ей правовое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основных принципах и гарантиях осуществления гражданских прав личности (философско-правовой анализ)»

УДК 340 (075) Н.Н. Лукин, Е.В. Дадаян, А.Н. Сторожева

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И ГАРАНТИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

В статье рассматриваются вопросы реализации гражданских прав и свобод личности в условиях российского общества в ситуации вхождения нашего государства и общества в мировую цивилизацию и соответствующее ей правовое пространство.

Проблема осуществления гражданских прав личности как субъекта правовых отношений лежит как в плоскости философско-правового анализа, так и в плоскости, непосредственно относящейся к системе гражданско-правовых отношений как части правовой системы социума.

Известно, что системообразующим признаком позитивного права любого государства является его конституция как основополагающий нормативный акт, согласно которому регламентируются нормы и правила поведения людей в социуме.

Но известно также из истории философско-правовых учений, что коренным системообразующим признаком права как такового является, как писал еще Г. Гроций, естественное (природное) право, в основе которого лежат требования разума, осуществление которых гарантирует реализацию права как справедливости в соответствующих ему нормативных актах. А появление таковых возможно лишь при условии всестороннего изучения интересов и потребностей личности как субъекта социокультурных, а в их рамках, и правовых отношений. Ибо личность есть источник права, основной его субъект, осуществление интересов которого должно быть краеугольным камнем в реализации принципов естественного права, данного человеку от природы и подкрепленного основными принципами социального естественного права. К первым из них относятся такие естественные права человека, как права на жизнь, право на передвижение, право на собственность, свобода совести (сюда включается свобода вероисповедания, свобода отстаивания в устном и письменном виде своего мнения) и ряд других.

Ко вторым (социальным естественным правам человека) относятся право на труд, право на отдых, право на образование, право на жилище, право на охрану здоровья и ряд других.

Причем, необходимо заметить, что указанные принципы естественного права являются содержанием, олицетворяющим право как необходимую форму объективной безличной свободы, представляемой в законе. Именно единство формы и содержания как закона и права обусловливает практическое осуществление названных выше принципов естественного права в форме правового (справедливого) закона, где эти принципы отражены в оптимальной форме.

С этих позиций и предпринята в настоящей работе попытка теоретического анализа диалектического единства указанных принципов естественного права и главного из них - соблюдения прав личности - в гражданско-правовых актах как части правовой системы Российской Федерации.

В Российской Федерации, согласно Конституции, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17 Конституции РФ). Но свобода усмотрения субъекта при этом не безгранична. Она имеет пределы, очерченные конкретными нормами и системой правовых принципов.

Основное назначение принципов состоит в том, чтобы служить базовыми, опорными знаниями. С позиций этих знаний осмысливается новое знание, его эмпирическое или теоретическое содержание. Формулирование принципов во многом зависит от структуры теории, категорий и законов диалектики.

В правовой литературе вопрос о принципах осуществления субъективных гражданских прав в качестве самостоятельной проблемы практически не рассматривался. Это объясняется тем, что до сих пор нет еще достаточной ясности в вопросе о том, что вообще следует понимать под правовыми принципами. Как верно замечает А.А. Корольков, внимательный анализ истории философии науки обнаруживает сложность формулировки тех основоположений, которые именуются принципами [1].

Что же следует понимать под правовым принципом? Естественно, что без уяснения этого вопроса невозможно выделить принципы осуществления субъективных гражданских прав и их гарантии в сфере правового бытия.

Слово «принцип» происходит от латинского слова ргіпоіріит, что в переводе означает «начало», «первоначало» [2]. По мнению языковедов, слово «принцип» означает какое-либо основное, исходное положение, основное начало, которым руководствуются в своем поведении, в построении какой-либо научной

системы, теории и т.п. Именно в таком, чисто языковедческом переводе, слово «принцип» его и восприняли все отрасли российского права. В частности, в Гражданском кодексе РФ предусмотрено, что при рассмотрении споров, возникших из отношений, не урегулированных правом, следует исходить из основных начал и смысла гражданского законодательства (п.2 ст.6).

Однако сказать, что принцип - это «основное начало», еще не достаточно. Поэтому большинство ученых, не ограничиваясь этим утверждением, пытаются выяснить природу правовых принципов. Одни авторы полагают, что принцип - это «руководящая идея», «руководящие положения», «основные начала законодательства». Другие, придерживаясь в основном такого же мнения, указывают в дополнение и на другие признаки [3]. Например, Н.А. Чечина считает, «что правовым принципом может стать только та идея, которая нашла свое выражение в правовой норме» [4], где в качестве принципа выступают неотчуждаемые природные, естественные права человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что принципом может быть только такое общее положение, которое логически связано с нормами права, необязательно формирующееся и закрепляющееся в законодательстве в общем виде, а является идеей, положением, которое объединяет конкретизирующие частные нормы, регулирующие конкретные правоотношения. И в этом видится смысл философско-правового подхода к правовым явлениям. Идеи о праве как раз направлены на то, каким образом должно осуществляться правовое регулирование отношений, входящих в ту или иную отрасль права, в идеале. По нашему мнению, идеал - это цель практической деятельности людей, образ того, к чему следует стремиться. В этом смысле аксиологической функции философии права представляется, что о принципах-идеях мы можем говорить только при разработке проекта нового законодательства с момента, когда принципы найдут свое выражение в действующем праве. Принципами права в этом случае будут уже правовые нормы, в которых выражены эти идеи. То есть речь идет об улучшении сообразно принципам естественного права действующих правовых норм.

Если рассматривать принцип с точки зрения практических действий, то под принципами осуществления прав и исполнения обязанностей понимаются руководящие положения, определяющие наиболее общие требования к субъектам в процессе осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.

Реальность осуществления прав и исполнения обязанностей зависит от уровня развития экономических, политических и организационных гарантий. Под указанными гарантиями в первую очередь понимается способность экономической, политической, правовой и других систем общества обеспечить наиболее эффективным образом интересы и потребности граждан, создать предпосылки для творческой, свободной и инициативной деятельности субъекта социально-правовых отношений. Из этого следует, что упрочнение гарантий осуществимости субъективных гражданских прав происходит в результате взаимодействия многих факторов, и в первую очередь таких, как:

1) соблюдение прав интересов личности как субъекта социальных отношений;

2) создание цивилизованной экономической системы;

3) совершенствование функций государственно-политических образований, обеспечивающих общественную стабильность и механизмы учета интересов всех членов общества;

4) принятие и применение правовых институтов, максимально расширяющих возможности субъектов в экономической деятельности и сфере духовного творчества;

5) формирование высокой правовой культуры, основанной на законопослушности граждан и социальных институтов.

Важнейшее общее начало, синхронизирующее действие сложного социально-экономического механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, заключено в принципе законности. В соответствии с ним субъекты права должны соблюдать законодательно установленный порядок осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей и использовать при этом допускаемые законом средства и способы.

Осуществление гражданских прав оказывает влияние на все принципы гражданского права. Это происходит оттого, что все принципы гражданского права как части общей системы права находятся в системе правовых отношений. Система принципов предполагает их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимозависимость как конкретное выражение категории «взаимодействие». Нарушение одного из принципов, входящих в систему, ведет к нарушению всех остальных, что, в конечном счете, приводит к сбою всей системы, а именно, к гражданско-правовому нарушению. Субъекты, сообразно философско-правовому подходу, должны быть свободны в осуществлении гражданских прав. Действие данного принципа проявляется: 1) на стадии возникновения гражданского права как права волеустановленного; 2) на стадии осуществления гражданских прав; 3) на стадии защиты нарушенных прав как возврате в пространстве юридической свободы субъекта правоотношений.

Принцип свободы субъектов гражданско-правовых отношений получил нормативное закрепление как реализация более общего принципа неотчуждаемых прав человека:

1) в виде основных начал гражданского законодательства, закрепленных в п. 1 ст. 1 ГК РФ (неприкосновенность собственности, свободы договора, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 23, 24, 29, 34 Конституции РФ), необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

2) в виде нормы-принципа, сформулированного в п. 2 ст. 1 ГК РФ «граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора»;

3) в виде нормы-принципа, сформулированного в п. 1 ст. 9 ГК РФ «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права»;

4) в иных правовых институтах и нормах, закрепляющих, например, свободу занятия любой не закрепленной законом деятельностью (ст. 18 ГК РФ), свободу в осуществлении права собственности (п. 2 ст. 209 ГК РФ), свободу договора (п. 1-4 ст. 421 ГК РФ), свободу завещания (п. 1 ст. 1119 ГК РФ) и др.

Таким образом, все принципы осуществления гражданских прав подчинены одной общей идее о свободе субъекта гражданско-правовых отношений как части правовых отношений и направлены на ее закрепление и реализацию. А существо гражданского права как отрасли права заключается в обеспечении субъекту права свободы от произвольного вмешательства сферы, в рамках которой он действует, сообразуясь со своим интересами.

О.А. Потапова считает, что наряду со свободой осуществления гражданских прав существует принцип реальности и гарантированности субъективных прав и обязанностей. Под этим подразумевается, что гражданские права и обязанности существуют в неразрывном единстве, которое выступает в качестве одного из ведущих его элементов.

Названный принцип проявляется в предоставлении законодательством субъектам гражданского права реальной возможности приобретать и отчуждать имущество, выполнять работы, оказывать услуги, в гарантированности возможности защиты в случаях нарушения прав и интересов субъектов [5].

Однако установление в законе правовых гарантий реальности прав граждан не сводится и не может быть сведено исключительно к обеспечению реального осуществления субъективных прав только у правомочного лица. Наряду с этим право также призвано гарантировать и правовую защиту интересов всего общества в целом, прав и интересов других граждан, которые могут быть затронуты при осуществлении права правомочным лицом.

Итак, мы определились, что всякое субъективное право представляет собой социальную ценность лишь постольку, поскольку его можно реализовать, т.е. воспользоваться предоставляемыми данным субъективным правом возможностями для удовлетворения материальных и культурных потребностей правомочного лица. Предоставляя гражданам определенные субъективные права, гражданское законодательство предоставляет правомочному субъекту также и необходимую свободу поведения, обеспечивающую превращение этих возможностей в действительность, устанавливает правовые и социальные гарантии осуществления этих прав.

Однако как само субъективное право по своему содержанию, так и та свобода, которая гарантируется законом в целях реального осуществления права правомочным законом, не могут быть безграничными. Всякое субъективное право, как право в целом, будучи мерой возможного поведения правомочного лица имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Границы эти могут быть большими или меньшими, но они существуют всегда. Границы есть неотъемлемое свойство всякого субъективного права, так как при отсутствии неких границ право превращается в свою противоположность - в произвол и тем самым вообще перестает быть правом. Закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права субъектами разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность субъектов предполагается (ст. 10 ГК РФ). Без опровержения данной презумпции в установленном законом порядке нельзя требовать возложения на субъектов каких-либо неблагоприятных правовых последствий:

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- истребование имущества как недобросовестно приобретенного и т.п.

В абсолютном большинстве случаев в законе не описываются конкретные составы недобросовестных, а следовательно, и неразумных действий, совершение которых может повлечь отказ в защите того или иного права. Это делается в силу того, что все реальные формы недобросовестных и неразумных действий участников гражданских правоотношений невозможно предусмотреть ни при какой детализации положений законодательства.

Процесс осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей подчинен также принципу осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей в соответствии с их социальным назначением. Действие данного принципа весьма своеобразно и заключается в установлении социальных и юридических пределов осуществления субъективных гражданских прав и определении юридических последствий выхода субъекта за эти пределы. Поэтому определение пределов гражданских прав не есть ограничение этих прав, а является юридическим выражением уже существующего экономически равного положения граждан, есть правовое обеспечение, юридическая гарантия этого действительного равенства. Попытки отдельных лиц выйти за пределы этого экономического и правового равновесия путем использования принадлежащих им гражданских прав, нарушение пределов их осуществления есть злоупотребление правом, недопустимое в гражданских правоотношениях [6].

Таким образом, мы попытались сформулировать основные принципы и гарантии осуществления гражданских прав личности как субъекта правовых отношений, не вдаваясь в подробное описание принципов и гарантий их осуществления. Дальнейшая разработка этой непростой, но интересной проблемы лежит в плоскости определения с философско-правовых позиций критериев правового (справедливого) закона в широком смысле, лежащих в изучении потребностей и интересов личности как источника права и субъекта правовых отношений в социокультурном контексте общества.

Литература

1. Корольков, А.А. Принципы, категории, законы / А.А. Корольков // Проблемы законов науки и логики научного познания. - Л., 1980. - С. 83-91.

2. Словарь русского языка / [сост. С.Н. Ожегов]. - М., 1953. - С. 543.

3. Кудрявцева, А.В. О понятии принципа в уголовном процессе / А.В. Кудрявцева, Ю.Д. Лившиц // Правоведение. - 2001. - № 4. - С. 162-170.

4. Чечина, Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление / Н.А. Чечина // Правоведение. - 1960. - № 3.

5. Потапова, О.А. Классификация принципов гражданского права / О.А. Потапова // Рос. юрид. журн. -2001. - № 4. - С. 82-84.

6. Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. - М., 2000. - С. 25.

УДК 165 С.Ю. Пискорская

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

Статья затрагивает вопросы научного познания и, в частности, проблему существования такого стандарта научной рациональности, как конвенционализм.

В философии науки, как и в науке в целом, преобладают тенденции к плюрализации методов и результатов научного познания, в связи с чем поднимается вопрос об их конвенциональности. Последнее предполагает наличие конвенций, представляющих собой введение правил, знаков, языковых и других систем на основе соглашения. Одним из первых важность и плодотворность конвенций осознал А. Пуанкаре. В книге «О науке» он утверждал, что некоторые основные начала науки следует понимать как конвенции, то есть условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений среди ряда различных и одинаково возможных описаний.

По убеждению А. Пуанкаре, эти конвенции, предписания, принимаемые учеными, должны быть взаи-монепротиворечивыми и должны отражать отношения между вещами. Эти «предписания налагаются на нашу науку, которая без них была бы невозможна; они не налагаются на природу. Однако произвольны ли эти предписания? Нет, иначе они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный выбор, но при этом он руководит нами, помогая выбрать путь, наиболее удобный»1. Важно отметить, что сами естествен-

1 Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. - М.: Наука, 1990. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.