Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ-СВЕРДЛОВСКЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ-СВЕРДЛОВСКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ЕКАТЕРИНБУРГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХИМИЯ / МЕТАЛЛУРГИЯ / ИНЖЕНЕР / ВУЗ / ВТУЗ / ПРОФЕССОР / УЧЕНЫЙ / СТУДЕНТ / ХИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запарий Владимир Васильевич, Дерябина Александра Владимировна

В статье уральских историков показано становление высшего химического образования в Екатеринбурге-Свердловске в период с 1917 по 1930 гг. На основе новых архивных документов отражены этапы его становления, проходившие на фоне регулярных реорганизаций в быстро развивающемся городе Урала. Выявлено, что процесс носил нелинейный характер, так как происходил в условиях постоянно меняющихся политических, экономических, культурных установок от смены политического режима, гражданской войны, новой экономической политики, до первого пятилетнего плана предусматривающего ускоренную индустриализацию страны. На основе архивных документов показаны условия обучения первых студентов химического и химико-металлургического факультетов, представлены статистические данные о количестве студентов, профессорско-преподавательском составе, а также о структуре учебного заведения и о его финансировании. Кроме того, в опубликованной переписке руководства университета с вышестоящими организациями, курирующими вопросы высшего профессионального образования, освещена сложная история становления новой для Уральского региона специальности - инженера-химика. Показан ключевой момент в становлении данной специальности и переход к массовой подготовке специалистов связанный с решением о «химизации» народного хозяйства в молодом государстве. Представлены ученые химики и металлурги, сыгравшие значительную роль в создании и развитии высшего инженерного химического образования на Урале - профессора А.Е. Маковецкий, Н.Н. Барабошкин, Н.Ф. Юшкевич. Уделено внимание и первым выпускникам факультета, среди которых О.А. Есин, А.К. Шарова, К.Н. Шабалин, впоследствии ставших известными учеными - лидерами научных направлений в регионе и преподавателями УПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE ORGANIZATION OF HIGHER CHEMICAL EDUCATION IN EKATERINBURG-SVERDLOVSK

The article of Ural historians shows the formation of higher chemical education in Yekaterinburg-Sverdlovsk in the period from 1917 to 1930. On the basis of new archival documents, the stages of its formation are reflected, which took place against the background of regular reorganizations in the rapidly developing city of the Urals. It was revealed that the process was non-linear, as it took place in conditions of constantly changing political, economic, cultural attitudes from the change of the political regime, civil war, new economic policy, to the first five-year plan providing for the accelerated industrialization of the country. On the basis of archival documents, the conditions of education of the first students of the chemical and chemical-metallurgical faculties are shown, statistics are presented on the number of students, the teaching staff, as well as on the structure of the educational institution and its funding. In addition, in the published correspondence between the university leadership and the higher organizations in charge of higher professional education, the complex history of the formation of a new specialty for the Ural region - a chemical engineer - is highlighted. Shows the key moment in the formation of this specialty and the transition to mass training of specialists associated with the decision to «chemizatsii» the national economy in a young state. Presented are scientists chemists and metallurgists who played a significant role in the creation and development of higher engineering chemical education in the Urals - Professor A.E. Makovetskiy, N.N. Baraboshkin, N.F. Yushkevich. Attention was also paid to the first graduates of the faculty, including O.A. Esin, A.K. Sharova, K.N. Shabalin, who later became famous scientists - leaders of scientific directions in the region and teachers of UPI.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ-СВЕРДЛОВСКЕ»

07.00.10 История науки и техники

History of Science and Technology

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-110-115

К вопросу об организации высшего химического образования в Екатеринбурге-Свердловске

©Владимир Васильевич Запарий1а, ©Александра Владимировна Дерябина2Ь

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

2Институт химии твердого тела Уральского отделения Российской академии наук (ИХТТ УрО РАН)

г. Екатеринбург, Российская Федерация

ae-mail: vvzap@mail.ru

be-mail: deryabina@ihim.uran.ru

Аннотация. В статье уральских историков показано становление высшего химического образования в Екатеринбурге-Свердловске в период с 1917 по 1930 гг. На основе новых архивных документов отражены этапы его становления, проходившие на фоне регулярных реорганизаций в быстро развивающемся городе Урала. Выявлено, что процесс носил нелинейный характер, так как происходил в условиях постоянно меняющихся политических, экономических, культурных установок от смены политического режима, гражданской войны, новой экономической политики, до первого пятилетнего плана предусматривающего ускоренную индустриализацию страны. На основе архивных документов показаны условия обучения первых студентов химического и химико-металлургического факультетов, представлены статистические данные о количестве студентов, профессорско-преподавательском составе, а также о структуре учебного заведения и о его финансировании. Кроме того, в опубликованной переписке руководства университета с вышестоящими организациями, курирующими вопросы высшего профессионального образования, освещена сложная история становления новой для Уральского региона специальности - инженера-химика. Показан ключевой момент в становлении данной специальности и переход к массовой подготовке специалистов связанный с решением о «химизации» народного хозяйства в молодом государстве. Представлены ученые химики и металлурги, сыгравшие значительную роль в создании и развитии высшего инженерного химического образования на Урале - профессора А.Е. Маковецкий, Н.Н. Барабош-кин, Н.Ф. Юшкевич. Уделено внимание и первым выпускникам факультета, среди которых О.А. Есин, А.К. Шарова, К.Н. Шабалин, впоследствии ставших известными учеными - лидерами научных направлений в регионе и преподавателями УПИ. Ключевые слова: университет, Екатеринбург, высшее образование, химия, металлургия, инженер, вуз, втуз, профессор, ученый, студент, химизация.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Запарий В. В., Дерябина А. В. К вопросу об организации высшего химического образования в Екатеринбурге-Свердловске //История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3. №4. С. 110-115. DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-110-115 Ч_J

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-110-115

To the Question about the Organization

of Higher Chemical Education in Ekaterinburg-Sverdlovsk

©Vasiliy V. Zapariy1a, ©Aleksandra V. Deryabina2b

1Ural Federal University the first President of Russia B. N. Yeltsin

2Institute of Solid State Chemistry, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

Yekaterinburg, Russian Federation

ae-mail: vvzap@mail.ru

be-mail: deryabina@ihim.uran.ru

Annotation. The article of Ural historians shows the formation of higher chemical education in Yekaterinburg-Sverdlovsk in the period from 1917 to 1930. On the basis of new archival documents, the stages of its formation are reflected, which took place against the background of regular reorganizations in the rapidly developing city of the Urals. It was revealed that the process was non-linear, as it took place in conditions

of constantly changing political, economic, cultural attitudes from the change of the political regime, civil war, new economic policy, to the first five-year plan providing for the accelerated industrialization of the country. On the basis of archival documents, the conditions of education of the first students of the chemical and chemical-metallurgical faculties are shown, statistics are presented on the number of students, the teaching staff as well as on the structure of the educational institution and its funding. In addition, in the published correspondence between the university leadership and the higher organizations in charge of higher professional education, the complex history of the formation of a new specialty for the Ural region - a chemical engineer - is highlighted. Shows the key moment in the formation of this specialty and the transition to mass training of specialists associated with the decision to «chemizatsii» the national economy in a young state. Presented are scientists chemists and metallurgists who played a significant role in the creation and development of higher engineering chemical education in the Urals - Professor A.E. Makovetskiy, N.N. Baraboshkin, N.F. Yushkevich. Attention was also paid to the first graduates of the faculty, including O.A. Esin, A.K. Sharova, K.N. Shabalin, who later became famous scientists - leaders of scientific directions in the region and teachers of UPI.

Key words: university, Yekaterinburg, higher education, chemistry, metallurgy, engineer, professor, scientist, student, chemicalization

До начала XX в. на Урале не было высших учебных заведений, инженеров для местной промышленности готовили в Санкт-Петербурге. Первый опыт организации высшего химического образования в Екатеринбурге связан с Уральским горным институтом, долгожданное открытие которого состоялось осенью 1917 г. Особая роль в этом принадлежала первому ректору института - Петру Петровичу фон Веймарну1, именно благодаря его активной деятельности состоялось данное событие. Химическое отделение института, на котором обучалось 12 студентов, разместилось в помещении золотосплавочной лаборатории - колыбели высшей химической школы Урала [4, с. 130]. Впоследствии были сформированы лаборатории неорганической химии под руководством профессора Н.И. Морозова, аналитической химии под руководством профессора К.Д. Луговкина.

Через две недели после торжественного открытия института произошла Октябрьская революция, затем началась Гражданская война, что отразилось в судьбе первого в Екатеринбурге высшего учебного заведения. Летом 1919 г. часть профессорско-преподавательского состава института и студентов эвакуировалась во Владивосток, где они внесли свой вклад в становление высшего образования [7].

История института в Екатеринбурге на этом не заканчивается, часть научных работников во главе с К.К. Матвеевым, оставшихся в городе, начинает работы по его восстановлению. Коллектив столкнулся с большими трудностями: сложные отношения с новой властью, отсутствие помещений, обучение проводилось в разных концах города, не было ни одной лаборатории, ни одного оборудованного кабинета, не укомплектованность профессорско-преподавательского состава, плохое обеспечение студентов и многое другое. Только благодаря подвижнической работе преподавателей (Н.Т. Келля, М.Р. Стромберг, М.Е. Шубина) химический факультет был сохранен, проводились занятия,

1 Веймарн (фон) Петр Петрович (1879-1935). Окончил Горный институт в Санкт-Петербурге (1908), избран ассистентом по кафедре физической химии, после защиты диссертации допущен к чтению лекций в должность адъюнкт-профессора по кафедре физической химии, был удостоен звания профессора (1911) за исследование «К учению о состоянии материи», специалиста в области коллоидной химии. Одновременно в 1910-1916 гг. приват-доцент Санкт-Петербургского университета. С сентября 1915 г. исполнял должность ректора Екатеринбургского (Уральского) горного института. В 1917-1919 гг. заслуженный профессор и ректор Уральского горного института, с которым эмигрировал во Владивосток. В 1919-1921 гг. проректор, ректор Владивостокского политехнического института. В 1921 г. эмигрировал в Японию, где до 1931 г. руководил химической лабораторией в Императорском научно-исследовательском индустриальном институте (Осака), внес вклад в развитие японской химической промышленности, похоронен на иностранном кладбище в Кобе. [7]

пополнялось оборудование. К весне 1920 г. в горном институте числилось 897 студентов, из них 387 рабфаковцев; 120 преподавателей, в том числе 17 профессоров. [3, с. 191].

Следующий этап развития высшего химического образования связан с Уральским государственным университетом (УрГУ), организованном на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 19 октября 1920 г., в состав которого влился и химический факультет Уральского горного института. В университет вошли политехнический, горный, медицинский и педагогический институты. Самым крупным из них был политехнический с факультетами: механическим, химическим, инженерно-лесным, металлургическим и сельскохозяйственным2.

Политехнический институт выгодно отличался от других подразделений университета. Благодаря энергии его директора А.Е. Маковецкого факультет установил рабочие связи с Центральной химической лабораторией при Урал-бюро ВСНХ. Важно отметить, что в течение 1921-1922 гг. укрепилась материальная база политехнического института. Александр Евменьевич в составе закупочной комиссии Наркомпроса занимался приобретением в Германии и Англии необходимого и особо ценного лабораторного оборудования, которое перенаправлялось в Екатеринбург. При этом не последнюю роль сыграли личные контакты А.Е. Маковецкого, который был знаком с крупнейшими иностранными учеными. Произошло укрепление профессорско-преподавательского состава, на Урал приехали физ-химик В.К. Першке (МГУ), органик С.Г. Карманов, пиро-генщик Н.Н. Рогаткин, металловед и аналитик Н.А. Бушков (Казань), аналитик В.С. Сырокомский (Петроград).

В феврале 1922 г. металлургический и химический факультеты были объединены в химико-металлургический факультет в его же состав были включены специальности механического. С 1 марта 1922 г. произошло объединение учебных планов трех факультетов в одну учебную программу, предусматривающую специализацию по трем специальностям. Установлено 15 направлений специальностей. В октябре в состав факультета было введено инженерно-лесное отделение. При этом из кафедр бывшего химфака Уральского горного института остались следующие технологические кафедры: технология основных химических производств; технологии силикатов, технологии электрохимических производств технологии сухой

2 Уральский университет ненадолго стал пионером среди универси-

тетов при организации химического факультета, т.к. в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах самостоятельные химические факультеты были созданы только в 1929 г., в других - в начале 1930-х гг.

перегонки; пирогенных процессов; технологии целлюлозно-бумажного производства3.

Надо отметить профессоров, которые сыграли значительную роль в становлении инженерного химического образования в Свердловске.

Николай Федорович Юшкевич (1885-1942), образование получил в Парижском и Льежском университетах, окончил Томский технологический институт (1910). Работал в Высшей технической школе в Карлсруэ, в Бреслау (1912-1915), Петроградском бюро по проектированию и строительству сернокислотных и суперфосфатных производств (1915-1918), техническом отделе Центрального управления объединения заводов основной химической промышленности (1919); руководитель объединения «Уралхим-основа», треста «Уралхим» (1920-1923). Преподавал в УрГУ в 1920-1923 гг., оборудовал лабораторию по технологии основных химических производств, провел экспериментальное лабораторное исследование «Получение хромовокислого натрия путем обжига хромита с содой» [1, с. 36, 37]. Профессор и заведующий кафедрой «Основная химическая промышленность» МХТИ имени Д.И. Менделеева (с 1923 г.). Основное направление научной работы - исследование амми-ачно-содового процесса, башенного и контактного производств серной кислоты, синтетического аммиака и сопутствующих ему производств. Один из создателей современной химии и химической технологии как науки, так и учебной дисциплины, основатель научной школы инженеров-химиков [5, с. 209].

Маковецкий Александр Евменьевич (1880-1939), окончил Санкт-Петербургский технологический институт (1906), инженер-электрохимик, доктор технических наук (1910), профессор. Преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга (1911-1917), эксперт Министерства торговли и промышленности (1912-1918), профессор Уральского горного института (1919), Уральского университета (1920-1923, 1925); заведующий кафедрами химической технологии (1923-1929), технической электрохимии (1923), процессов и аппаратов химической технологии (1923), декан химического факультета (1920-1922), первый директор Научно-исследовательского института при Уральском университете (1924-1930). Работал в Казахстанском научно-исследовательском институте строительства (1932, 1933), преподавал в Казанском и Московском химико-технологических институтах (1933-1938).

Барабошкин Николай Николаевич (1980-1935). Окончил Петербургский горный институт (1914). С 1901 г. Н.Н. Барабош-кин работал в химической лаборатории профессора И.Ф. Шредера, затем перешёл в аналитическую лабораторию профессора Н.С. Курнакова, а в 1913-1914 гг. был ассистентом в металлургической лаборатории профессора Н.П. Асеева. Будучи студентом, Николай Барабошкин участвовал в работе геологических экспедиций в разных концах Российской империи, побывал на многих заводах, работающих с цветными и благородными металлами. После получения диплома в 1915 г. Н.Н. Барабош-кин был приглашен в Екатеринбург директором аффинажного платинового завода. Несмотря на сложнейшие условия Первой Мировой войны, революции, Гражданской войны завод был построен и запущено производство. Н.Н. Барабошкин стал одним из организаторов (1915), впоследствии профессором и деканом металлургического факультета Уральского горного института (1919, 1920), заведующий лабораторией цветных металлов (1922-1925), заведующий кафедрой теории металлургических процессов (1925-1935) читал студентам лекции по общей металлургии металлов и по спецкурсу «Металлургия свинца, цинка, серебра». В 1930-1934 гг. заместитель директора по учебно-на-

3 ГАСО. Ф. 227р. Оп. 1. Д. 433. Л.14.

учной работе Уральского института цветных металлов. Под его руководством разработаны оригинальные методы аффинажа платиновых металлов, технология пирометаллургии никеля, впервые в СССР организовал исследования по переработке ме-деэлектролитных шламов, извлечению из них селена и теллура; разработал новый учебный курс «Физико-химические основания производства цветных металлов». [5, с. 25-27].

В 1922 г. ближе всего к окончанию было 10 студентов металлургов, но положение их было тяжелое. Большинство из них было лишено производственных стипендий, поэтому им приходилось зарабатывать на жизнь и обучение4.

Таблица 1

Сведения о численности студентов химико-металлургического факультета в 1921-1922 учебном году

на 1 ноября 1921 Химич Металл Механич

1 курс 30 23 28

2 курс 48 51 92

3 курс Нет 12 Нет

Итого 78 86 120

принято на 1 курс осенью 1921 16 38 33

выбыло в отчетном году 1 курс 12 12 23

2 курс 3 2 27

3 курс Нет 2 Нет

состояло на 1 октября 1922 - 1 курс 34 49 38

2 курс 45 49 65

3 курс Нет 10 Нет

Итого 79 108 103

Документы представляют причины, отрицательно влияющие на успеваемость студентов: слабая посещаемость занятий; недостаточная подготовка студентов по элементарной математике и недостаточный средний уровень их общего развития; слишком позднее начало учебного года (4 ноября); плохие материальные условия (питание, жилище, одежда, освещение и проч.); недостаток времени и невозможность справиться с курсами, так как учебный материал был расположен на три года - срок чрезмерно малый для прохождения курса.

О работе факультета в период становления рассказывают заметки заведующего лабораторией Органической химии Сергея Гордеевича Карманова5. Так, если в осенний семестр в ней работало 9 студентов, то в весеннем - всего 6. Такое малое число студентов объясняется отсутствием функционирования лаборатории качественного и количественного анализа, а значит подготовленных студентов. Дело в том, что лаборатория находилась в стадии организации. Происходило расширение электросети, проводка водопровода и канализации, частичное оборудование хлорной комнаты. Был приобретен и сконструирован ряд приборов, в том числе электрический подогрев. Однако имело место большое число проблем, так отсутствовала специальная посуда, а с января 1922 г не было средств. Для того чтобы «быть на плаву» при лаборатории организовали производство некоторых химических реактивов, душистых

4 ГАСО. Ф. 227р. Оп.1. Д. 78. Л.9.

5 Карманов Сергей Гордеевич (1894-1924), представитель научной школы профессора Н.Д. Зелинского. Ранее в Московском университете им совместно с профессором В.В. Челинцевым велись исследования по проблематике пиррола. В состав сотрудников лаборатории входили доцент Б.И. Ароншталь и ассистент Е.М. Петров. С первых дней существования в лаборатории органической химии началась научно-исследовательская работа по магний-органическим соединениям. Кроме того, будучи блестящим оратором, Сергей Гордеевич много сил и энергии отдавал популяризации химической науки среди горожан. В 1924 г. жизнь молодого ученого трагически оборвалась.

и красящих веществ. За счет этого лаборатория частично находила средства на содержание и строительные работы6.

УрГУ находился в тяжелом материальном положении, и сложно сказать, какая судьба ждала молодой уральский вуз, если бы не поддержка местной общественности. По ходатайству правления университета, Областной съезд работников промышленности и транспорта принял решение о поддержке технических специальностей размере 0,5% от суммы выдаваемой зарплаты в крупной уральской промышленности, поддержка технических факультетов достигала 35-70 %, к марту 1923 г. отчисления в фонд достигли 1,0%. [3, с. 204]

Тем не менее, перечисленные выше проблемы, привели к решению в вузе о закрытии химического отделения. Главный комитет индустриально-технического образования при Наркомпросе РСФСР 6 ноября 1923 г. издает приказ №17735, в котором говорится, «настоящим Отдел НТО Главпрофобра7 сообщает, что постановлением Президиума Коллегии Главнопрофобра от 19/10-23 г закрывается при Химико-металлургическом факультете Уральского Государственного университета Химическое отделение и инженерно-лесная специальность. Студентов ликвидируемых специальностей разместить по остальным факультетам университета». Подпись - замзавотделом НТО Лялин8.

Руководство университета пишет обращение в Главпро-фобр по поводу ликвидации отделения, в котором обосновывают необходимость сохранения химических специальностей и отделения их тесной связью с металлургическими и химическими производствами, а так же, необходимостью последующего использования отходов и отбросов производства с применением химических средств. В документе указывается, что подобное решение скажется на качестве общего преподавания других дисциплин в вузе и приведет к ликвидации немногочисленных представителей химической науки на Урале.

Следует отметить, что обращение университета было поддержано многими промышленными предприятиями и организациями. В связи с этим, 28 ноября 1923 г. в университет поступило разъяснение, что отделение может быть сохранено при следующем условии: Правлению университета необходимо возбудить ходатайство об организации Химического факультета со специальностями металлургической и основной химической промышленности9. В результате бюрократической переписки, отделение не только сохранили, но и было принято решение развивать его в факультет, но это в перспективе.

К 1925 г. химико-металлургический факультет Уральского политехнического института продолжал оставаться лидером среди факультетов и по количеству студентов, и по обеспеченности квалифицированными научно-педагогическими кадрами. А.Ф. Головин читал курс прокатки, Н.Н. Доброхотов - металлургии стали, Н.Н. Ефремов - прикладной физической химии, А.М. Титов - физики, Н.П. Горин - математики, С.С. Штейнберг - металлообработки, И.А. Соколов - теории металлургических процессов. Преподавали доценты: В.А. Ка-рякин, С.Г. Мокрушин, И.Я. Постовский, Н.Н. Рогаткин, И.В. Стецула, В.С. Сырокомский, Б.И. Смоленский, Б.П. Сергиевский, В.М. Шлыгин, И.Г. Щербаков. В 1925/1926 учебном году ряды преподавателей пополнили выпускники УПИ и студенты старших курсов: Е.М. Титов, Г.И. Чуфаров, О.А. Есин, А.Е. Колпащиков, В.В. Михайлов, А.К. Силин, Н.К. Шабалин.

6 ГАСО. Ф. 227р. Оп.1. Д. 78. Л.12.

7 Главпрофобр - главное управление профессионально-технического образования руководило подготовкой кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры, в его ведении находились ФЗУ, профессиональные курсы, техникумы, рабочие факультеты, вузы и т.д.

8 ГАСО Ф. 227р. Оп. 1. Д. 433.Л.6.

9 ГАСО. Ф. 227р. Оп.1. Д. 78. Л.9.

С момента становления факультета его отличительной чертой являлась активная научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава и тесное взаимодействие с местными промышленными предприятиями. Были изданы такие ценные курсы как «Курс лекций по физической химии» В.К. Першке, «Учебник по качественному химическому анализу» В.Н. Петрашеня.

В исследовательскую работу вовлекались студенты, в качестве примера можно привести дипломную работу Г.И. Чуфарова по теме «Изменение активных свойств угля в зависимости от температуры прокаливания». По отзыву доцента С.Г Мокрушина, она представляла самостоятельную научную работу. Он писал: «Означенная работа, как по своей величине, так и по содержанию, выходит за пределы опытной дипломной работы и может быть смело отнесена к разряду научной работы типа монографии. Проработка литературного материала проведена обстоятельно и с критическим освещением некоторых вопросов. Автор развивает также несколько новых представлений о явлении адсорбции и сущности активации угля, что опять-таки говорит за самостоятельность научного мышления автора и его способность критически подходить к результатам других научных работников... Нужно отметить, что экспериментальные трудности были весьма успешно преодолены автором, где он проявил не только способность сконструировать известные приборы, но также внес много остроумных видоизменений в целях улучшения методики весьма трудных опытов... Дипломная работа проведена с большим знанием дела и самого Г.И. Чу-фарова с полным правом можно отнести к молодым и высококвалифицированным научным работникам» [6, с. 46-67].

Выпуск инженеров в первые годы института оставался делом «штучным», что следует из таблицы 2, но среди них были выпускники, оказавшие впоследствии большое влияние на развитие и промышленности, и науки.

Таблица 2

Выпуск инженеров в 1925-1928 гг. [6, с. 62]

Отрасль промышленности 1925/26 уч. год 1926/27 уч. год 1927/1928 уч.год

Металлургия 9 11 16

Химия 8 1 6

Энергетика 9 - -

Горная 3 5 28

Лесная 2 3 14

Итого 31 20 64

Есин Олег Алексеевич (1904-1979), выпускник 1925 г., профессор, доктор технических наук. Работал на кафедре технологии электрохимических производств (1925-1943), заведующий кафедрой «Теория металлургических процессов» (1943-1969), руководитель группы, консультант (1949-1979) Института металлургии УНЦ АН ССР. Изучил совместный разряд ионов при электролизе, строение электрического слоя. Автор известного в электрохимии эффекта Есина-Маркова. Выполнил комплекс исследований по обоснованию электролитической природы жидких шлаков. Создал и развил новое научное направление - электрохимическое взаимодействие металлов с оксидными расплавами. Предложил новые способы раскисления, десульфурации и легирования сталей и чугунов. Разработал высокотемпературные гальванические элементы, применяющиеся при контроле составов жидких металлов и шлаков. Развил оригинальный вариант полимерной модели оксидных расплавов.

Шарова Анна Кирилловна (1900-1999), выпускница 1928 г., профессор, доктор технических наук. Инженер-ис-

следователь «Гинцветмета» (1928-1936), старший научный сотрудник, заведующая лабораторией химии редких элементов Института химии УНЦ АН СССР (1936-1979), заведующая кафедрой металлургии редких металлов физи-ко-техническогофакультета УПИ (1949-1956). Предложила оригинальные методы химического и физико-химического анализа редких и цветных металлов, с помощью которых стало возможным их определение в продуктах различного состава. Руководила исследованием новых видов редкоземельного сырья, созданием технологий извлечения редких элементов. Благодаря ее работам впервые в СССР было осуществлено промышленное получение таллия и германия.

Шабалин Константин Николаевич (1901-1968), выпускник 1925 г., доктор технических наук, профессор. Инженер, начальник цеха Первоуральского хромпикового завода (1925-1927), с 1927 года аспирант УПИ, командирован в Германию для ознакомления с химическими заводами (1930 г.), с 1935 г. заведующий кафедрой «Процессы и аппараты химической промышленности» УПИ, проректор по научно-исследовательской работе УПИ (1948-1949 гг.). Изучал процессы химической технологии (стадийность, направленность движения регулирующих сред принцип относительных остатков и противотока и т.д.). Автор оригинальной методической концепции преподавания курса процессов и аппаратов химической технологии, в основу которой положен принцип уяснения студентами физической и физико-химической сущности процессов.

Вопрос организации химического факультета, как и других новых факультетов, требовал особого обсуждения. Правление УПИ обратилось в 1926 г. в Уральский областной исполнительный комитет и в Уралплан с просьбой созвать совещание о развитии Уральской высшей школы. В итоге было принято решение, что в согласии с Главпрофобром, ВСНХ и Госпланом Химическое отделение УПИ должно быть преобразовано в Химический факультет. Разъяснялось, что химическое отделение УПИ выпускало инженеров с технологическим и с химическим уклоном по специальностям: основных химических производств, силикатов, технической электрохимии, цветных и редких металлов, а также пирогенных процессов (коксо-бен-зольная и сухой перегонки дерева) и целлюлозно-бумажной. Намечено было и введение дополнительно следующих специальностей: по производству удобрений, взрывчатым веществам и по химическому аппаратостроению10.

В решении подчеркивалось, что для осуществления преподавания по всем этим специальностям Химическое отделение УПИ имеет необходимые преподавательские силы. Планировалось строительство помещений факультета, указывалось, что утвержденная Наркомпросом постройка новых зданий УПИ требует 15 млн. руб., а постройка Химического павильона в том числе потребует 3 млн. руб.11 Информация представлена в письме заместителя ректора УПИ профессора Н.П. Горина от 6 ноября 1928 г. Однако, несмотря на предпринятые усилия, начинается волокита, и в телеграмме заведующего Главпрофобра т. Вышинского от 9 июня 1929 г., т.е. по прошествии более полугода, сообщается, что до решения СНК об открытии Химфака, которого пока не состоялось, от выборов декана надо воздержаться12.

Решающую роль в ускорении развития высшего химического образования в СССР сыграла «химизация народного хозяйства». Весной 1928 г. группой ученых (А.Н. Бах, Н.Д. Зелинский, Н.С. Курнаков, А.Е. Ферсман, В.Г. Хлопонин и др.) была выдвинута идея химизации народного хозяйства СССР.

10 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л. 1.

11 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л.4.

12 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л.4.

Проанализировав проект первого пятилетнего плана, они отметили, что он не учитывает научные достижения в области химической науки и промышленности. В науке, изучающей элементарную природу вещества, происходит переворот, писали они, начинается новая эпоха, связанная с безграничными возможностями использования катализа, радиоактивности и внутренней энергии; повышается роль химии в создании новых синтетических материалов, что ведет к революции в промышленной экономике. 28 апреля 1928 г. СНК СССР принимает постановление «О мероприятиях по химизации народного хозяйства СССР», в котором современная химия выдвигалась как один из решающих факторов индустриализации, и ставилась задача максимального развертывания отечественного химического машиностроения. Одна из главных сложностей при воплощении планов заключалась в низкой обеспеченности химической промышленности инженерно-техническими кадрами. Решение задачи предусматривало подготовку за пятилетие 12 тыс. специалистов-химиков (что втрое превосходило число специалистов работающих на тот момент в отрасли) [2].

В Комитет по Химизации народного хозяйства СССР при СНК СССР был подготовлен документ «По вопросу о расширении приема на Химическое отделение УПИ», направленный адресату 30 апреля 1929 г., где отмечалось, что в согласии с Главпрофобром, ВСНХ и Госпланом, Химическое отделение УПИ должно быть преобразовано в Химический факультет. В связи с чем обращаются к Комитету по химизации с просьбой ускорить разрешение этого вопроса в положительном смысле13.

Что касается строительства факультета, то для его оборудования требуются следующие расходы. Здание будет стоить 2.200 тыс. и дооборудование еще 500 тыс. червонных рублей и дополнительно 300000 руб. валютой. Набор в 1930/1931 году на Химический факультет может быть сделан в количестве 200-250 чел.14

По мнению заместителя ректора УПИ профессора Н.П. Горина, необходимо было в ближайшее же время разрешить поступление на факультет не только уроженцам Урала, но также всего Среднего Поволжья, Западной Сибири и Узбекистана, в виду отсутствия в этих областях втузов, имеющих специальности, существующие на данном факультете УПИ. Свердловск должен был стать даже не региональным, а всесоюзным центром высшего химического образования.

Однако, наряду с идеей расширения в факультет, возникает мысль о строительстве в Свердловске нового химического втуза и Президиум облисполкома предлагает проработать этот вопрос. Ректор А.С. Александров в записке, от 8 июня 1929 г. очень остро реагирует на это предложение, подчеркивая, что ставится вопрос о целесообразности расширения отделения в факультет. Высказывается против создания вуза, аргументируя это отсутствием достаточного количества кадров профессуры и преподавателей. Кроме того, по его мнению, это приведет к распыленности средств и дороговизне образовательного процесса подготовки инженеров, к большим затратам на приобретение оборудования. Существующие уже на Химотделении лаборатории потребуют меньших средств на дооборудование, чем строительство в составе нового вуза здания и его оборудование. Кроме того, А.С. Александров был убежден, что строительство нового вуза не позволит развиваться УПИ15.

11 июня 1929 г. решением СНК РСФСР химическое отделение химико-металлургического факультета преобразовано

13 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л.4.

14 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л.4 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л. 12, 12об.

в химический факультет, деканом которого стал Николай Николаевич Рогаткин. Факультет включал с 1929/1930 учебного года семь специальностей: технология основных химических производств; силикатов; пирогенных процессов; редких металлов; техническая электрохимия; технология взрывчатых веществ (для потребностей горного дела); удобрительных веществ. В его составе было 13 лабораторий: общей химии; качественного анализа; органической химии; физической химии; коллоидной химии; технического анализа; физико-технического анализа; общей технологии, процессов и аппаратов; технической электрохимии; пирогенных процессоров; основных химических производств; технологии силикатов. Все лаборатории имели свои помещения16.

Смета на содержание факультета на 1929/1930 учебный год составляла 119412 рублей; оклад профессора составлял 230 руб., доцента - 190 руб., старшего ассистента - 150 руб., младшего ассистента - 135 руб., препаратор получал 50 руб., лаборант - 85 руб., а служитель - 32 руб. в месяц. Весь штат факультета включал: 11 профессоров, 9 доцентов, 16 старших ассистентов, 12 младших ассистентов, 15 препараторов, 5 лаборантов, 2 учебных мастера и 13 служителей. Факультет возглавлял декан с окладом в 120 руб., у которого был в подчинении секретарь. Еще имелись делопроизводитель, машинистка, рассыльный, комендант здания, механик центра отопления, кочегар, 4 истопника, 4 дежурных швейцаров, 4 уборщиц, 5 дежурных вешалки, ночной сторож. Итого 26 человек. Содержание административного аппарата составляло 12 276 руб. в год17.

В соответствии с планами развития народного хозяйства Урал должен был стать угольно-металлургической

16 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л. 17 и Л. 17 об.

17 ГАСО. Ф. 227. Оп. 1. Д. 265. Л.19, 19 об.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Жизнь коротка - надо спешить!»: Воспоминания профессора А.Г. Стромберга о себе и современниках/ Сост. и отв. ред. Э.А. Захарова. Томск: изд-во Томского политехнического ун-та, 2010,240 с.

2. Лельчук В.С. Строительство химической промышленности СССР в период первой пятилетки // Вопросы истории. 1958. № 10. С. 3-21.

3. Набойченко С.С. Металлург Николай Барабошкин. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001,584 с.

4. УГТУ-УПИ:Люди. Годы. Управление. Вуз и личность/ В.Н. Давыдов, ЛД. Митрофанов, С.В. Рыбаков, Н.П. Селиванов, Т.А. Чегодаева. Екатеринбург: УГТУ, 2001,510 с.

5. УГТУ-УПИ: профессура 1920-2008 / под ред. С.С. Набойченко. Екатеринбург. «Издательство УМЦ УПИ», 2008,638 с.

6. Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова 1920-1970. Исторический очерк/Под ред. А.В. Бакунина. Свердловск, 1970.404 с.

7. Хисамутдинова Н.В. Уральский горный институт во Владивостоке //Известия УГГУ. 2016. № 3. С. 123-126.

базой на востоке страны, в связи с этим происходит масштабная реорганизация системы высшего технического образования. В начале 1930 г. УПИ передается в ведение ВСНХ, его факультеты преобразованы в отраслевые втузы. На основе химического факультета УПИ возник Уральский химико-технологический институт, подчиненный Главхимпрому СССР, цель преобразований заключалась в быстром росте количества подготовленных инженерных кадров для развивающейся промышленности.

Становление высшего химического образования в Екатеринбурге-Свердловске происходило в постоянно меняющихся политических, экономических, культурных условиях, при ограниченных материальных и человеческих ресурсах, что заложило его особенности, характерные черты, отличающие от других регионов. Фундаментальная основа химического инженерного образования в Уральском университете была заложена представителями Санкт-петербургской высшей школы, при участии химиков из Москвы, Казани. Екатеринбург ненадолго стал пионером среди университетов, имея в своем составе химический факультет. Преподаватели и выпускники первых лет заложили основы научных направлений, которые в дальнейшем будут развиваться не только в рамках вузов, но и в отраслевых и академических институтах Уральского региона. В условиях доминирования в регионе металлургической промышленности органичной является тесная связь металлургии и химии, что также нашло отражение в развитие химико-металлургического факультета и в проведении исследовательских работ на стыке двух наук, а в перспективе и создании ведущих научных школ этого направления. Начало массовой подготовки инженеров-химиков в уральском вузе тесным образом связано с первым пятилетним планом по индустриализации страны направленным на ускоренное промышленное развитие.

REFERENCES

1. «Life is short - you have to hurry!»: Memoirs of Professor A.G. Stromberg about himself and his contemporaries / Tomsk: publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2010,240 Р.

2. Lelchuk Ю. Construction of the chemical industry in the USSR during the first five-year plan // Questions of history. 1958. No. 10. P. 3-21.

. Naboichenko S.S. Metallurgist Nikolay Baraboshkin. Yekaterinburg, 2001, 584 P.

4. USTU-UPI: People. Years. Management. University and personality / V.N. Davydov, L. D. Mitrofanov, S.V. Rybakov, N.P. Selivanov, T.A. Chegodaev. Yekaterinburg: USTU, 2001,510 Р.

5. USTU-UPI: professors / executive editor Naboichenko S.S. Yekaterinburg, 2008,638 P.

6. Ural Polytechnic Institute named after S.M. Kirov 1920-1970. Historical essay/Ed. AV. 7. Bakunin. Sverdlovsk, 1970,404 Р.

7. Khisamutdinova N.V. Ural Mining Institute in Vladivostok//Izvestia UGGU. 2016. No. 3. P. 123-126.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 96,3%.

Рецензент: Шапошников Г. Н., доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, экономики и правоведения, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»

Статья поступила в редакцию 07.10.2021, принята к публикации 27.10.2021 The article was received on 07.10.2021, accepted for publication 27.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Запарий Владимир Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России, Заслуженный работник высшей школы РФ, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация, Autor ID 5942-3942, e-mail: vvzap@mail.ru

Дерябина Александра Владимировна, кандидат истор. наук, руководитель архива, Институт химии твердого тела Уральского отделения Российской академии наук (ИХТТ УрО РАН), г. Екатеринбург, Российская Федерация, SPIN-код: 5238-9078, e-mail: deryabina@ihim.uran.ru

ABOUT THE AUTHORS

Vasiliy V. Zapariy, Dr. Sci. (Hist.), Professor, Ural Federal University the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation, Autor ID 5942-3942, e-mail: vvzap@mail.ru

Aleksandra V. Deryabina, Cand. Sci. (Hist.), Institute of Solid State Chemistry, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation, SPIN-code: 5238-9078, e-mail: deryabina@ihim.uran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.