Научная статья на тему 'К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов'

К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1180
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДХОДЫ / ОСОБЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / APPROACHES / FEATURES / PRINCIPLES / FORMS OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENTS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирякова Ф. Д.

Автором рассматривается понятие «внеучебная деятельность студентов», дается ее толкование во взаимосвязи с внеучебной деятельностью других субъектов образовательного процесса учреждения профессионального образования, раскрываютсяразличные подходы и особенности организации внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF STUDENTS' EXTRACURRICULAR ACTIVITY

The author examines the concept of «extracurricular activities of students», gives its interpretation in relation to the extracurricular activities of other subjects of the educational process of vocational education establishment, and reveals different approaches and peculiarities of the organization of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов»

ботка у них практических умений и навыков патриотического воспитания, а именно: умение определять учебно-

воспитательные задачи с учетом диагностики уровня сформи-рованности патриотизма у студентов; планировать и организовывать педагогический процесс, проводить воспитательные мероприятия, направленные на формирование патриотизма у

студентов; создавать ситуации успеха в воспитательной деятельности; взаимодействовать с преподавателями, родителями, органами студенческого самоуправления; вести научноисследовательскую и научно-методическую работу по проблемам патриотического воспитания студентов.

Библиографический список

1. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва - 2009.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (утв. постановлением Прави-

тельства РФ от 11 июля 2005 года № 422) // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 29.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр

«МарТ», 2005.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 377.5

Ф.Д. Симбирякова, зам. директора горно-керамического колледжа ЮУрГУ, г. Сатка, Е-шаИ: kp1967@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автором рассматривается понятие «внеучебная деятельность студентов», дается ее толкование во взаимосвязи с внеучебной деятельностью других субъектов образовательного процесса учреждения профессионального образования, раскрываютсяразличные подходы и особенности организации внеучебной деятельности.

Ключевые слова: внеучебная деятельность; подходы, особенности, принципы, формы организации внеучебной деятельности; студенты; преподаватели.

Формирование евразийского пространства, радикальные спективам своего профессионального, культурного, нравст-

изменения, происходящие во всех сферах социальноэкономической и культурной жизни современного общества, не укладываются в традиционные схемы объяснения и понимания проблемы качества образования. Целевая ориентация многих ученых при оценке качества образования на высокий уровень обученности, воспитанности и развития личности по сути своей верна, но она ограничена лишь результатами образования, без учета того, каким образом добиться этих результатов. Поэтому возникает необходимость в поиске новых путей решения проблемы. Одним из них, на наш взгляд, является организация внеучебной деятельности обучающихся.

Внеучебную деятельность студентов правомерно рассматривать в качестве своеобразной альтернативы традиционной учебной практике. При выявлении специфики внеучебной работы можно выделить несколько направлений, одно из которых указывает на важность ее профессионализации (Т.Б. Жулий, Т.В. Степура, А.А. Утехина). Так как она не связана рамками образовательной программы, содержание, ее формы и методы зависят от интересов и запросов студентов [1; 2].

Часть авторов рассматривает внеучебную деятельность как средство социализации студентов, то есть главной целью такой деятельности считается ее общественная направленность в форме студенческих объединений, советов и т.д. Передавая студентам, часть своих функций, преподаватели или руководители подразделений создают условия для развития социальной активности, приобретения студентами самостоятельности, ответственности и воспитательного опыта при решении важных вопросов жизнедеятельности молодежи. Деятельность обучаемых приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и пер-

венного самоопределения. В данном случае студенты приобретают еще и практику управленческой деятельности, которая будет востребована в последующем на любом производстве, в любой организации.

Нам очень близка точка зрения Е.В. Мещеряковой, которая под внеучебной деятельностью понимает совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним.

В некоторых исследованиях подчеркивается особая совокупность принципов построения внеучебной деятельности [3; 4] и др. Так, опять же Е.В. Мещерякова акцентирует внимание на принципах актуальности, активности, принципе сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы, выделяет принцип бинарности, т.е. двоякой роли внеучебного мероприятия обучающей и формирующей.

К числу наиболее общих характеристик внеучебной деятельности можно отнес-ти и то, что организация внеучебной деятельности предполагает формирование у студента определенных, признанных социумом качеств (в том числе профессиональных), и базируется на его мотивации к внеучебной деятельности.

По нашему мнению, к последней целесообразно применить системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.П. Смирнов и др.). Это возможно, прежде всего, потому, что внеучеб-ная деятельность является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которой создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость процесса воспитания. Рассмотренная как система она обладает тремя обязательными признаками: подчиненностью определенной цели; структурированностью, а также взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью, управляемостью в про-

цессе функционирования). Кроме того, ее свойствами являются целостность, взаимодействие и взаимосвязь с окружающей средой. Целостность заключается в том, что части сложной педагогической системы, служат общей цели и, поэтому, разрыв их исключен. Взаимосвязь состоит в том, что изменение, какого либо элемента в системе приводит к изменениям других элементов. Связь, со средой выражается в том, что педагогическое явление - это составная часть среды, один из ее элементов.

Внеучебная деятельность взаимосвязана с аудиторной работой, интегрирована с ней, что способствует решению задач профессионального образования. При этом мы исходим из посыла о том, что в педагогике интеграция - средство теоретического синтеза для получения нового познавательного результата, превосходящего по своей эстетической значимости познавательную ценность всех интегрирующих компонентов. Она имеет смысл только при одном условии - она должна быть доведена до логического конца, и стать теорией, или личностным приобретением [5]. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности обеспечивает научную углубленность в предмет, расширение рамок получения профессиональных сведений. В рамках сказанного обогатить внеучеб-ную деятельность, направленную на воспитание будущего профессионала, можно за счет использования мотивационноценностного аспекта ее содержания, нетрадиционных форм и методов включения студентов в профессиональную ориентированную деятельность, предполагающую проектирование, моделирование, конструирование, исследование различных аспектов будущей профессии.

Внеучебную деятельность можно трактовать и как сложнейшую самостоятельную систему взаимодействий студентов, педагогов учебного заведения, родителей, общественности, представителей предприятий и учреждений культуры. Ее состав многокомпонентен: в нее входит деятельность студентов в составе учебной группы, коллектива учебного заведения, общественных объединений, организаций, клубов, кружков, музеев и т.п., а также внеучебная деятельность студентов по отдельным предметам, индивидуальная деятельность; внешние формы культурного досуга.

Сегодня в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов одной из главных задач системы профессионального образования является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с профессиональной школой. Только в тесном контакте с работодателями, образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления учреждение профессионального образования может выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. При этом взаимодействие с работодателями может осуществляться и в ходе внеучебной деятельности студентов.

Создание и функционирование системы внеучебной деятельности в учреждении профессионального образования зависит от сути ее взаимоотношений с процессом воспитания, ее основных компонентов и признаков. Наиболее перспективной представ-ляется такое моделирование внеучебной деятельности, которое вычленяет социальные аспекты воспита-

ния и интегрирует их в развитие «сущностных сил» человека (индивидуальность каждого студента).

Реализация идей системы внеучебной работы зависит от подсистемы деятельности, общения и отношений педагогического сообщества; взаимоотношений и взаимодействия преподавателей и студентов, администрации и студентов, преподавателей.

Следует обратить внимание на то, что цель организации внеучебной деятельности студентов, также как и цель образования, подчиняется общей целевой направленности личностно ориентированного образования. Поэтому внеучебную деятельность в среднем профессиональном учебном заведении можно рассматривать в контексте направленного создания условий для цивилизованного социального становления и развития личности молодого специалиста, формирования соответствующей благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

Таким образом, в организации внеучебной деятельности студентов актуален не только системный, но и личностноориентированный подход, который, как считают ведущие ученые в области педагогики (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская [6;7] и др.), позволяет акцентировать внимание всей образовательной системы на приоритет студента, как личности в контексте его будущей профессиональной деятельности. Одной из сторон последней, как считает Е.А. Климов, является «установление взаимного соответствия личных качеств, особенностей человека, с одной стороны, и требований трудового поста - с другой» [8, с 232]. Через призму личности будущего специалиста преломляется весь образовательный процесс -через его потребности, мотивы, способности, активность, интеллект и другие психологические способности. В данном случае цели и задачи внеучебной деятельности реализуются через ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения и определения приоритетов.

Общеизвестно, что функциональная и содержательная нагрузка субъектов внеучебной деятельности - студентов, преподавателей руководителей подразделений и служб - неодинакова. Вопрос вовлечения их в исследуемый процесс связан с профессиональным уровнем педагогов-воспитателей и повышением их педагогической квалификации, специальной подготовкой, наличием мотивационных стимулов, включая материальные.

Подготовка классных руководителей и руководителей подразделений, занимающихся организацией внеучебной работы, включает как знакомство с концептуальными требованиями к выпускникам, так и изучение соответствующих технологий, базирующихся на цикле «диагностика - планирование и организация деятельности - анализ, оценка итогов деятельности и ее последующая корректировка». Не менее важным оказывается развитие способностей преподавателя (психологические особенности, определяющие уровень и быстроту освоения деятельности), глубина и масштаб знаний и умений в сфере воспитания. Педагог-воспитатель, владеющий большим набором приемов, методик, способов действий, умело их комбинирует, совершенствуя их для изменения педагогической ситуации.

Значимым условием организации внеучебной деятельности студентов является создание оптимальной социальнопедагогической воспитывающей среды, направленной на

творческое саморазвитие и самореализацию личности и во многом обуславливаемой традициями учебного заведения.

В числе эффективных направлений внеучебной деятельности субъектов профессионального образования по функциональному признаку выделяются традиционные направления (например, исследовательская работа студентов, художественная самодеятельность, физическое воспитание), и нетрадиционные направления (валеологическое образование студентов - формирование социально значимых норм и ценностей, установок на сохранение здоровья, вовлечение в деятельность по самооздоровлению; организация и обеспечение вторичной занятости студентов; организация психологической поддержки, консультационной помощи студентам на основе

анализа социально-психологических проблем студентов; организация профилактики наркомании в студенческой среде, информационное обеспечение студентов).

Таким образом, мы дополняем определение понятия «внеучебная деятельность», рассматривая ее как систему совместной внеучебной внеучебной деятельности студентов и педагогов в рамках социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие, и самореализацию личности. Подобная расширительная трактовка позволяет констатировать значимость внеучебной деятельности студентов для обеспечения качества их профессионального образования.

Библиографический список

1. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику. - М.: КомКнига, 2006.

2. Янотовская, Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дис.канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

3. Казакина, М. Право выбора в американской школе // Педагогика. - 1994. - № 6.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1988.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

6. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: изд-во «Сентябрь», 2000.

8. Климов, Е.А. Пути в профессионализм. (Психологический взгляд): учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2003.

9. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа,1990.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 371: 351. 851

Д.Ф. Петрусевич, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: denis13-14@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье раскрываются основные принципы и направления коррекционной работы с девиантными подростками в процессе физкультурноспортивной деятельности, выделены общепедагогические принципы, применимые в коррекционой работе, предложен план действий по решению проблемы девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, коррекция, вос-питательная работа, педагогическая коррекция, психокоррекция, средства, физическая культура и спорт.

Проблема исследования девиантного поведения детей и подростков в последние годы является одним из приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально - экономических перемен в России формируются многочисленные факторы возникновения отклоняющегося поведения. Особенно выражено влияние таких факторов на подростковый возраст, в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности. Статистика фиксирует стабильновысокие показатели молодёжной преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного поведения.

Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и коррекционной работы, создание действующих и эффективных инструментов коррекции девиантного поведения подростков.

Современная педагогика рассматривает физическую культуру и спорт как одно из действенных средств коррекционного воздействия на личность подростка. Применение средств физической культуры и в коррекционной работе с

подростками - девиантами может быть обусловлено и тем, что в их мотивационой структуре физкультурно - спортивная деятельность занимает одно из первых мест.

Для более подробного анализа исследуемого явления необходимо рассмотреть значение терминов «коррекция», «физическая культура и физическое воспитание», дать определение термину «коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта».

В педагогике коррекция - это система психолого - педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств [1].

«Педагогическая энциклопедия» И.А. Каирова даёт следующее определение коррекции - это «исправление недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий». Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на ликвидацию отдельно взятого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.