Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА: ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА: ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / ПРОЕКТ "ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаина О.А.

Актуальность исследования. Перед современной Российской школой вновь поставлены важные задачи, которые необходимо решить в ближайший год. Согласно решению Министерства Просвещения РФ в каждой школе до 2024 года должен быть организован (где-то заново, где-то получить дополнительное развитие) школьный театр. Следовательно, руководителям образовательных организаций, педагогам школ и учреждений дополнительного образования в кратчайшие сроки необходимо создать условия для формирования школьных театральных коллективов и запустить образовательный процесс. Для этого Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ФГБУК «ВЦХТ») и Театральный институт им.Щукина разработали ряд документов, методических рекомендаций для школьных педагогов, руководителей школьных театров. В данных рекомендациях акцент сделан на постановку спектаклей в школьном театре, а одной из целей деятельности школьных театров обозначается - профессиональная ориентация обучающихся. Проблема. Однако, методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина не всегда могут быть реализованы в существующих условиях общеобразовательной организации. Причин много: отсутствие профессионально подготовленных педагогов и программного обеспечения, неприспособленные условия, и т.д. Но самое главное, у педагогического сообщества нет четкого понимания, для чего в школах должен быть создан театральный коллектив. Какие цели и задачи стоят перед руководителем школьного театра? В истории развития Российского образования вопросы, связанные с включением в школу театра, театральных методов обучения и воспитания, рассматривались педагогами с конца 18-го века. На каждом этапе развития отечественного образования, театр в пространстве общеобразовательной организации, решал определенные цели и задачи. Особенно интересной и методически обоснованной была деятельность театральных педагогов, режиссеров и организаторов детских театров в начале 20-го века. Именно тогда были заложены основные идеи использования театральных методов обучения и воспитания. Основная цель использования театра в образовательном процессе - формирование нового гражданина советского государства, соответствовала требованиям государственной политики в области образования. Не менее важным для понимания процессов связанных с использованием театральных методик в школьном образовании является опыт учителей, конца XX- го - начала XXI вв. Именно в данный период активно обсуждались различные подходы к театральной деятельности детей. В основном главная цель театральной деятельности в пространстве образовательной организации - сделать процесс обучения более гуманным и эмоционально увлекательным. Современная практика театральной деятельности в образовательных организациях также разнообразна, это не только постановка спектаклей в школьном коллективе, но и различные социокультурные проекты и различные образовательные практики с использованием средств театрального искусства. Однако, что является основной целью использования театральной деятельности детей, в том числе школьного театра в пространстве общего образования пока не имеет четкого определения. Целью данной статьи является выявление основных проблем, связанных с реализацией проекта по созданию детских театров в школах . Материалы и методы исследования: сравнительный анализ методических рекомендаций, для педагогов по организации театральной деятельности в школе, анализ научной литературы связанной с проблемой за 2022год, эмпирические методы: сбор и анализ данных о деятельности школьных театральных коллективов в Российской Федерации, анализ официальных документов, изучение практической деятельности педагогов - руководителей школьных театральных коллективов. Результаты и выводы. Процессы , связанные с активным внедрением искусства театра в пространство общеобразовательной школы носят системный характер и являются действительной потребностью развития современной системы образования. Однако, реализация данного проекта осложняется рядом проблем, главной из которых является размытость целей проекта и отсутствие должной методической поддержки театральных педагогов, работающих в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ORGANIZING A SCHOOL THEATER: SETTING PEDAGOGICAL GOALS AND OBJECTIVES

The relevance of research. The modern Russian school is again faced with important tasks that need to be solved in the coming year. According to the decision of the Ministry of Education of the Russian Federation, a school theater must be organized in every school until 2024 (somewhere anew, somewhere to receive additional development). Consequently, the heads of educational organizations, teachers of schools and institutions of additional education, as soon as possible, need to create conditions for the formation of school theater groups and start the educational process. To this end, the Federal State Budgetary Institution of Culture "All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies" (FGBUK "VTSKhT") and the Shchukin Theater Institute have developed a number of documents, guidelines for school teachers, heads of school theaters. In these recommendations, the emphasis is on staging performances in the school theater, and one of the goals of school theater activities is the professional orientation of students. Problem. However, the methodological recommendations that were developed for school theaters by the All-Russian Central Art Theater and the Theater Institute. Schukin's ideas cannot always be implemented in the existing conditions of a general educational organization. There are many reasons: lack of professionally trained teachers and software, unsuitable conditions, etc. But most importantly, the pedagogical community does not have a clear understanding of why a theater group should be created in schools. What are the goals and objectives of the head of the school theater? In the history of the development of Russian education, issues related to the inclusion of the theater in the school, theatrical methods of teaching and education, were considered by teachers from the end of the 18th century. At each stage of the development of domestic education, the theater in the space of a general educational organization solved certain goals and objectives. The activities of theater teachers, directors and organizers of children's theaters at the beginning of the 20th century were especially interesting and methodologically sound. It was then that the main ideas for using theatrical methods of teaching and education were laid. The main goal of using the theater in the educational process - the formation of a new citizen of the Soviet state, corresponded to the requirements of state policy in the field of education. No less important for understanding the processes associated with the use of theatrical methods in school education is the experience of teachers in the late 20th - early 21st centuries. It was during this period that various approaches to the theatrical activities of children were actively discussed. Basically, the main goal of theatrical activity in the space of an educational organization is to make the learning process more humane and emotionally exciting. The modern practice of theatrical activity in educational organizations is also diverse, it is not only staging performances in the school team, but also various sociocultural projects and various educational practices using theatrical art. However, what is the main purpose of using theatrical activities of children, including school theater in the space of general education, does not yet have a clear definition. The purpose of this article is to identify the main problems associated with the implementation of the project to create children's theaters in schools. Research materials and methods: a comparative analysis of methodological recommendations for teachers on organizing theater activities at school, analysis of scientific literature related to the problem for 2022, empirical methods: collection and analysis of data on the activities of school theater groups in the Russian Federation, analysis of official documents, study of practical activities of teachers - heads of school theater groups. Results and conclusions. The processes associated with the active introduction of theater art into the space of a general education school are systemic in nature and are a real need for the development of a modern education system. However, the implementation of this project is complicated by a number of problems, the main of which is the blurring of the goals of the project and the lack of proper methodological support for theater teachers working at the school.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА: ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ»

ВАК: 5.8.2 EDN: AQZXRR

УДК: 371.895:792.09 ГРНТИ: 14.27.05

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА:

ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

АННОТАЦИЯ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Актуальность исследования. Перед современной российской школой Стаина Ольга Алексеевна вновь поставлены важные задачи, которые необходимо решить в ближайший Екатеринбургская академия год. Согласно решению Министерства просвещения Российской Федерации современного искусства в каждой школе до 2024 года должен быть организован (где-то заново,

где-то получить дополнительное развитие) школьный театр. Следовательно, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА руководителям образовательных организаций, педагогам школ и учреждений дополнительного образования в кратчайшие сроки необходимо создать Школьный театр, театральная педа-условия для формирования школьных театральных коллективов и запустить гогика, педагогические цели и за-образовательный процесс. Для этого Федеральное государственное бюд- дачи, проект «школьная классика». жетное учреждение культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ФГБУК «ВЦХТ») и Театральный ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ институт им.Щукина разработали ряд документов, методических рекомендаций для школьных педагогов, руководителей школьных театров. В данных Стаина О. А. К вопросу об орга-рекомендациях акцент сделан на постановку спектаклей в школьном театре, низации школьного театра: поста-а одной из целей деятельности школьных театров обозначается - профес- новка педагогических целей и за-сиональная ориентация обучающихся. дач // Управление культурой.

Проблема. Однако, методические рекомендации, которые разработали 2023. № 2 (6). С. 11-17. для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина, не всегда

могут быть реализованы в существующих условиях общеобразовательной организации. Причин много: отсутствие профессионально подготовленных педагогов и программного обеспечения, неприспособленные условия и т.д. Но самое главное, у педагогического сообщества нет четкого понимания, для чего в школах должен быть создан театральный коллектив. Какие цели и задачи стоят перед руководителем школьного театра?

В истории развития российского образования вопросы, связанные с включением в школу театра, театральных методов обучения и воспитания, рассматривались педагогами с конца 18-го века. На каждом этапе развития отечественного образования, театр в пространстве общеобразовательной организации решал определенные задачи. Особенно интересной и методически обоснованной была деятельность театральных педагогов, режиссеров и организаторов детских театров в начале 20-го века. Именно тогда были заложены основные идеи использования театральных методов обучения и воспитания. Основная цель использования театра в образовательном процессе -формирование нового гражданина советского государства, соответствовала требованиям государственной политики в области образования.

Не менее важным для понимания процессов связанных с использованием театральных методик в школьном образовании является опыт учителей конца XX- го - начала XXI вв. Именно в данный период активно обсуждались различные подходы к театральной деятельности детей. В основном главная цель театральной деятельности в пространстве образовательной организации - сделать процесс обучения более гуманным и эмоционально увлекательным.

Современная практика театральной деятельности в образовательных организациях также разнообразна, это не только постановка спектаклей в школьном коллективе, но и различные социокультурные проекты и различные образовательные практики с использованием средств театрального искусства. Однако, основная цель использования театральной деятельности детей, в том числе школьного театра в пространстве общего образования, пока не имеет четкого определения.

Целью данной статьи является выявление основных проблем, связанных с реализацией проекта по созданию детских театров в школах . Материалы и методы исследования: сравнительный анализ методических рекомендаций, для педагогов по организации театральной деятельности в школе, анализ научной литературы, связанной с про-

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

блемой за 2022 год, эмпирические методы: сбор и анализ данных о деятельности школьных театральных коллективов в Российской Федерации, анализ официальных документов, изучение практической деятельности педагогов -руководителей школьных театральных коллективов.

Результаты и выводы. Процессы , связанные с активным внедрением искусства театра в пространство общеобразовательной школы носят системный характер и являются действительной потребностью развития современной системы образования. Однако реализация данного проекта осложняется рядом проблем, главной из которых является размытость целей проекта и отсутствие должной методической поддержки театральных педагогов, работающих в школе.

Театр как никакое другое искусство обладает мощным воспитательным и образовательным потенциалом, заложенным в самой специфике данного вида. Коллективность, действенность, многофункциональность, синтетичность, игровая природа позволяют использовать театр в процессе обучения и образования. В мировой педагогической практике накопился значительный опыт, который позволяет рассматривать театр как эффективный инструмент для использования в педагогическом процессе. При этом, на каждом этапе развития образования, в различный исторический период, перед педагогическим сообществом стояли определенные цели и задачи, которые решались и выполнялись, в том числе, с использованием театра как средства и метода воспитания и образования. Например, в эпоху средневековья театральные методы помогали в изучении латинского языка будущих проповедников [1]. Начиная с XXI века в большинстве российских гимназий спектакли, поставленные силами гимназистов, рассматривались как культурное событие и оценивались критиками наряду со спектаклями профессиональными. В начале 20-х годов XX века лучшие советские педагоги использовали театр для достижения определенных целей в деле воспитания «новых людей» для советского общества [2]. Например, в практике Единой трудовой школы 1917-1931гг. активно применялись воспитательные возможности театра и театральной деятельности. Идейно-политическое, трудовое, эстетическое воспитание в данный период осуществлялось с помощью театральной деятельности через различные формы: экскурсии, клубную и кружковую деятельность в школе [3].

Зарубежное педагогическое направление «Drama in education» или драмапедагогика также начала формироваться на рубеже XIX-XX века, пережила первый период расцвета в 20-е годы XX века и затем стала активно развиваться в 60-70-е годы. Драмапедагогика - это работа педагогов общеобразовательной школы, использующих театральные методики.1 Основная цель направления «Drama in education» - сделать процесс обучения более эмоциональным, образным, специально организованной атмосферой для общения всех участников образовательного процесса.

В российской педагогической науке есть примеры разработанных методик и технологий организации театральной деятельности в пространстве общеобразовательной организации. Например, социоигровая методика (авторы А.П. Ершова, В.М. Букатов) [4].

i Драмапедагогика. Вести образования. Режим доступа: https:// vogazeta.ru/articles/2018/4/11/blog/2791-dramapedagogika

Основная цель методики - научить детей коммуникации, работе в коллективе, сделать процесс обучения более привлекательным за счет введения игровых театральных методов [5].

К сожалению, начиная с 2013 г. с изменениями в законодательной и нормативно-правовой сфере образования, обновлением содержания образования на всех уровнях и введением федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) нового поколения, из образовательного пространства российской школы постепенно исчезали школьные театры. Этот процесс проходил болезненно, т.к. от педагогов школьных театров требовалось сделать выбор (а зачастую выбор не предлагался) в качестве кого он будет работать в общеобразовательной организации. Всем знакомое название «кружок» и «кружковая деятельность» не фигурировали в нормативных документах, а должность «руководитель кружка» просто исчезла из штатного расписания школы. Ставки из школ переводились в учреждения дополнительного образования или сокращались. Школьные театры, как кружковая работа, должны были переформатироваться, стать частью внеурочной деятельности или дополнительным образованием. И педагог становился заложником ситуации, т.к. для школы необходимо было получить лицензию на дополнительное образование, а внеурочная деятельность - неотъемлемая составная часть основных образовательных программ по всем уровням общего образования: начального, основного и среднего общего образования. Таким образом, если у школы не было лицензии на дополнительное образование, театральному педагогу оставалась возможность осуществлять деятельность в рамках внеурочной деятельности, что не всегда было возможно по ряду причин (например, отсутствие образования или отсутствие программного обеспечения, а также требования к результатам деятельности).

В современном пространстве общего образования, начиная с 2020 г., благодаря инициативе российских школьников, реализуется Всероссийский проект «Школьная классика». Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Театральным институтом имени Бориса Щукина «для создания, поддержки, мотивации и развития школьных театров, вовлечения школьников в театральное искусство и литературу»2 .

2 Всероссийский проект «Школьная классика // Движение Первых: официальный сайт. Режим доступа: https://xп--d1axz.xп--p1ai/ сотре^оп/2754

По итогам реализации данной инициативы к концу 2024 г. планируется открыть 40 тысяч театров. По данным на май 2023 г., опубликованным на сайте ФГБУК «ВЦХТ», количество школьных театров в перечне (реестре) составляет 31 7903.

Таким образом, на уровне государства признано значение школьного театра в деле воспитания, образования, социализации. В данном контексте действительно можно утверждать следующее: «Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы — это не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Несомненно, что и на первых шагах школы в этом направлении театр может стать средством повышения эффективности педагогических усилий и результатов» [6].

Для эффективной педагогической работы и достижения поставленной цели необходимо создать определенные условия и скоординировать ресурсы: нормативно-правовые, кадровые, материально-технические, методические, информационные, организационные, финансовые. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ФГБУК «ВЦХТ» - далее) и Театральный институт им. Щукина разработали ряд документов, методических рекомендаций для школьных педагогов, руководителей школьных театров.

Однако, если мы внимательно прочитаем представленные документы, то увидим, что в них есть некоторые разногласия. Например, цель Всероссийского проекта «Школьная классика» (проект разработан Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и Театральным институтом имени Бориса Щукина) - «формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития театральных студий в образовательных организациях всех регионов нашей страны». Таким образом, исходя из данной цели и рассматривая феномен поликультурного воспитания и образования как «педагогический процесс, представляющий несколько культурных систем, отличающихся по этническому, языковому, расовому или религиозному признаку»4, мы можем предположить, что школьный театр - это уникальная педагогическая среда, с «определенной системой условий и влияний (посредством образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к другим культурам, готовности к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, уме-

3 Всероссийский перечень (реестр) школьных театров //ФГБУК «ВЦХТ»: официальный сайт. Режим доступа: http://vcht.ceпter/ reestr-teatrov/

4 Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения:

поликультурное воспитание в России и за рубежом. М., 2007.

ния вступать в коммуникации с представителями других культур, обязательности сохранения национальной идентичности, осознания важности культурного многообразия, новых форматов развития культуры в целом» [7]. И как следствие, педагоги, работающие в школьном театральном коллективе должны выстраивать образовательные программы с обязательным включением в содержание вопросов, связанных с межнациональными отношениями (в том числе).

Далее, в одном из методических документов сборнике пьес, инсценировок для школьных театров и перечне театральных постановок для совместного просмотра с детьми мы находим еще одну цель проекта -«обеспечить продвижение Вахтанговской школы в среду школьного образования, создать школьные театры и театральные студии, заниматься в которых будет более шестидесяти тысяч детей. Для занятий в школьном театре потребуется всё, что входит в систему театрального образования - занятия по актерскому мастерству и сопутствующим дисциплинам; изучение истории театра, литературы и искусства; и, наверное, самое важное - подготовка полноценных спектаклей для различных целевых аудиторий. Этот сегмент обучения - и есть цель предпринимаемых усилий для просвещения, образования и ранней профессиональной ориентации школьников, в ком мы видим и будущих практиков театрального искусства, и будущих зрителей - увлеченных и подготовленных к восприятию театра уже с младых лет»5. Исходя из данной цели, предложенной разработчиками программного обеспечения, можно сделать вывод о необходимости предпрофессиональной ориентации школьников. Как следствие, возникает вопрос: почему в общеобразовательных школах должна быть предпрофессиональ-ная подготовка в творческие высшие образовательные учреждения, в театральные вузы? Предпрофессио-нальные программы, согласно законодательства РФ, реализуют учреждения дополнительного образования детей и взрослых.

При этом руководитель Департамента проектов и программ в сфере воспитания Администрации Президента России И. Плещева считает, что школьный театр - «это мощнейший инструмент социализации и воспитания как для активных ребят, так и просто для тех, кто иногда имеет сложности в коммуникации с ровесниками и взрослыми. Выступая в школьных театрах, дети начинают не просто разговаривать друг с другом, а делают большие успехи в социализации»4. Следовательно, целью создания школьных театров, по мнению одного из инициаторов проекта, является социализация и воспитание детей и подростков.

5 Сборник пьес, инсценировок победителей Всероссийского конкурса драматургии «ШКОЛЬНАЯ ПЬЕСА» / составители: Л.Г. Комиссарова, М.Г. Силина. Выпуск № 2. М. : Граница: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2022. 280 с.

6 Количество школьных театров увеличилось на 5 тысяч с ноября прошлого года // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. 24 марта 2022. Режим доступа: gov.ru/press/4884/kolichestvo-shkolnyh-teatrov-uvelichiios-na-5-tysyach-s-noyabrya-proshlogo-goda

Мападтд culture. 2023. N0. 2 (6)

Staina 0. А.

Для решения задач по организации школьных театров в последнее время появляется разнообразная методическая литература. Например, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» (КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области») в 2022 году опубликовало «Методические рекомендации по организации школьных театров». Авторы-составители следующим образом определяют значение театра в педагогическом процессе: «Воспитание личности ребенка средствами театрального искусства помогает развить качества, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности, а также разрешить ряд психолого-педагогических, социальных и культурных проблем:

• развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области, познавательных интересов, навыков самообучения;

• социальная и психологическая адаптация личности;

• освоение языка и культурных традиций своего народа и других народов;

• развитие креативных способностей и индивидуальности, способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению, коллективному творчеству;

• повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности;

• формирование личностного становления самосознания, умения владеть своим телом, голосом, пластической выразительностью движений;

• воспитание общей культуры, чувства меры и эстетического вкуса;

• проявление инициативы и способности брать ответственность на себя».

Таким образом, авторы приходят к выводу, что «задачи школьного театра согласуются с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, нацелены на достижение предметных, метапред-метных и личностных образовательных результатов».

Следовательно, мы можем предположить, что в современном пространстве общеобразовательной школы театр является составной частью образовательного процесса и рассматривается в основном как внеурочная деятельность.

Рассматривая научные публикации на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU за период 2022 г. по проблемам, связанным с использованием театра в общеобразовательной организации, мы попытались выявить основные цели педагогической деятельности. Всего на сайте в 2022 г. было размещено около 20 статей с ключевым словом «школьный театр».

Анализируя статьи и представленный опыт работающих в общеобразовательных организациях авторов, мы видим разнообразие форм применения театра. Это и традиционные спектакли, театрализованные праздники, фестивали, игры, викторины, квесты с разыгрыванием каких-либо ситуаций и т.д. Большинство педагогов реализуют курс внеурочной деятельности на

основе рабочей программы, разработанной учителем-предметником. Судя по публикациям, театральные методики используются преподавателями для изучения иностранного языка [8]. Авторы статей анализируют и доказывают воздействие театральных методов обучения на формирование функциональной грамотности обучающихся по отдельным составляющим: читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции [9].

В рамках организации школьного театра в контексте дополнительного образования детей педагоги указывают воспитательные цели как приоритетные. Школьный театр рассматривается как инструмент формирования культурно-творческого потенциала школьников, направленного на самообразование, саморазвитие и сохранение нравственных и эстетических устоев и традиций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством занятий в школьном театре становится, по мнению авторов статьи «Школьный театр как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения: проблемы и перспективы», приоритетным [10].

Важным аспектом работы школьного театра является включение его деятельности в воспитательную работу общеобразовательной организации. Несколькими авторами описаны приемы работы, способствующие формированию личностных результатов внеурочной деятельности с учётом требований рабочей программы воспитания. Педагоги предлагают инновационные формы и методы работы школьного театра, направленные на привлечение обучающихся к решению социальных проблем, активное ведение пропаганды здорового образа жизни, умение адаптироваться в социуме, реализацию творческих способностей и накапливание опыта публичного выступления [11].

Повсеместно на территории Российской Федерации проходят обучающие семинары, научные конференции. Екатеринбургская академия современного искусства в марте 2022 г. организовала и провела научно-практическую студенческую конференцию по проблемам любительских театров, одна из секций которой была посвящена школьному театру7. На конференции присутствовали педагоги-руководители школьных театров. Основными проблемами, обозначенными в выступлениях участников научного форума, стали различие в понимании целей у администрации школы и педагогов. Если педагоги прежде всего в своей деятельности рассматривают цели воспитательные и образовательные, развитие личности ребенка через привлечение его к театральной деятельности, то для администрации школы школьный театр является средством организации школьных «показательных мероприятий». И это не единичный случай, когда педагоги озвучивают негативные проявления формального отношения к театральной деятельности в пространстве общеобразо-

7 Современный любительский театр: путь к успеху // Екатеринбургская академия современного искусства: официальный сайт. Режим доступа: https://xn--80ajk9a.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/ science/scientific-events/konferentsiya-lyubitelskiy-teatr/ community-theater-2023/

вательной организации. Например, 18 апреля 2023 г. в г. Вологда был организован семинар для педагогов «Школьный театр. Опыт эффективных практик организации работы» в средней общеобразовательной школе № 13 им. А. А. Завитухина. «Педагоги признали, что после постановки государством такой задачи, работать стало даже сложнее:

• требования к школьному театру формализуются и повышаются, а реальной помощи городские и тем более деревенские школы не видят;

• на театральную работу выделяется всего 1 час в неделю, а за такое время театр создать невозможно;

• не хватает специалистов, финансирования, помещений;

• методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина, не реализуемы в существующих условиях, а других программ пока не предлагается.

Театральные педагоги работают по обстоятельствам, преодолевая огромные трудности»8.

Таким образом, анализ методических материалов, научно-практических статей педагогов, изучение опыта работы участников семинаров, посвященных проблемам организации и деятельности школьных театров, позволяет сделать следующие выводы: процессы, связанные с активным внедрением искусства теа-

8 Школьный театр: как организовать работу // Московский городской педагогический университет: официальный сайт. Режим доступа: https://research.mgpu.ru/news/all-news/aleksandra-nikitina-rasskazala-o-modelyakh-shkolnogo-teatra/

тра в пространство общеобразовательной школы, носят системный характер и являются действительной потребностью развития современной системы образования. Появляются методические разработки по вопросам организации школьного театра в разных формах: как внеурочная деятельность, как дополнительное образование. В зависимости от формы организации школьного театра ставятся и педагогические цели. Однако педагоги испытывают некоторые трудности, т.к. не всегда педагогические цели, поставленные в программах (внеурочной деятельности или допобра-зования), соотносятся с планами общеобразовательной организации.

Реализация проекта по созданию детских театров в школах не должна ограничиваться формальными показателями (количественным мониторингом). Необходимо рассматривать школьный театр как воспитательный и образовательный ресурс. «Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где он, школьный театр, оказывается универсальным педагогическим средством. В этом мире театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляя свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность» [12].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Машевская С.М. Школьный театр в системе воспитания ордена иезуитов // Научный поиск. 2016. № 3. С. 38-45.

[2] Федорова Н. М. Театр в воспитательной деятельности А. С. Макаренко // Воспитательная система А. С. Макаренко в современном образовательном пространстве : сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию основания детской трудовой колонии им. М. Горького, Москва, 24 марта 2021 года. М. : ООО «Изда-тельско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. С. 265-270.

[3] Корсунова Т. Н. Школьный театр и его воспитательное значение в Единой трудовой школе 1917 - 1931 годов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022. № 51 (70). С. 108-119.

[4] Ветошкин С. А., Власова Ю. А. Исторические и теоретические аспекты понятийного аппарата социоигрового подхода в педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагу-зова. Том Выпуск 9. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016. С. 99-109.

[5] Стаина О. А. Возможности театральных технологий в формировании коммуникативной компетентности учащихся // Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Волгоград, 26-27 ноября 2019 года / гл. ред. Е. М. Сафронова, С. Г. Ярикова. Волгоград: Фортесс, Амирит, 2019. С. 185-195.

[6] Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика: пространство свободы и технологии будущего // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. К 30-летию отдела "Российский центр музейной педагогики и детского творчества" Русского музея, Санкт-Петербург, 14 февраля 2020 года. Том 6. Выпуск 1. СПб. : ООО "Издательство ВВМ", 2020. С. 200-207.

[7] Суровцова Е. И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. 2014. № 7.

[8] Коротаева А. Н. Школьный театр на иностранном языке - хитросплетение технологий // Образование в Кировской области. 2022. № 3 (63). С. 110-112.

[9] Коптелова Н. А. Театр как форма организации внеурочной деятельности по английскому языку // Актуальные проблемы языка и культуры: традиции и инновации : сборник статей участников V Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, педагогов и молодых учёных, Арзамас, 21 ноября 2022 года / науч. ред. Л. Н. Набилкина, отв. ред. Д. Л. Морозов. Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского", 2023. С. 95-99.

[10] Урсегова Н. А. Школьный театр как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения: проблемы и пер-

спективы // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : сборник материалов VI Международной научной конференции, Москва, 22 апреля 2022 года / Московский художественно-промышленный институт. М. : Учреждение высшего образования "Московский художественно-промышленный институт", 2020. С. 1118-1121.

[11] Никифорова Т. Г., Захарова С. В. Инновационные методы и формы работы школьного театра как условие повышения уровня социализации обучающихся // Актуальные вопросы гумани-

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

тарных и социальных наук : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 июня 2022 года. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2022. С. 204-207.

[12] Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-prostranstvo-obrazovaniya-shkolnaya-teatraLnayapedagogika (дата обращения: 09.05.2023).

Стаина Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент; Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3); staina@inbox.ru.

ON THE ISSUE OF ORGANIZING A SCHOOL THEATER: SETTING PEDAGOGICAL GOALS AND OBJECTIVES

ABSTRACT

AUTHOR'S INFORMATION

Olga A. Staina

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

KEYWORDS

School theater, theater pedagogy, pedagogical goals and objectives, school classics project.

FOR CITATION

Staina, O. A. (2023). On the issue of organizing a school theater: setting pedagogical goals and objectives. Managing culture, (2), 11-17.

The relevance of research. The modern Russian school is again faced with important tasks that need to be solved in the coming year. According to the decision of the Ministry of Education of the Russian Federation, a school theater must be organized in every school until 2024 (somewhere anew, somewhere to receive additional development). Consequently, the heads of educational organizations, teachers of schools and institutions of additional education, as soon as possible, need to create conditions for the formation of school theater groups and start the educational process. To this end, the Federal State Budgetary Institution of Culture "All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies" (FGBUK "VTSKhT") and the Shchukin Theater Institute have developed a number of documents, guidelines for school teachers, heads of school theaters. In these recommendations, the emphasis is on staging performances in the school theater, and one of the goals of school theater activities is the professional orientation of students.

Problem. However, the methodological recommendations that were developed for school theaters by the All-Russian Central Art Theater and the Theater

Institute. Schukin's ideas cannot always be implemented in the existing conditions of a general educational organization. There are many reasons: lack of professionally trained teachers and software, unsuitable conditions, etc. But most importantly, the pedagogical community does not have a clear understanding of why a theater group should be created in schools. What are the goals and objectives of the head of the school theater?

In the history of the development of Russian education, issues related to the inclusion of the theater in the school, theatrical methods of teaching and education, were considered by teachers from the end of the 18th century. At each stage of the development of domestic education, the theater in the space of a general educational organization solved certain goals and objectives. The activities of theater teachers, directors and organizers of children's theaters at the beginning of the 20th century were especially interesting and methodologically sound. It was then that the main ideas for using theatrical methods of teaching and education were laid. The main goal of using the theater in the educational process - the formation of a new citizen of the Soviet state, corresponded to the requirements of state policy in the field of education.

No less important for understanding the processes associated with the use of theatrical methods in school education is the experience of teachers in the late 20th - early 21st centuries. It was during this period that various approaches to the theatrical activities of children were actively discussed. Basically, the main goal of theatrical activity in the space of an educational organization is to make the learning process more humane and emotionally exciting.

The modern practice of theatrical activity in educational organizations is also diverse, it is not only staging performances in the school team, but also various sociocultural projects and various educational practices using theatrical art. However, what is the main purpose of using theatrical activities of children, including school theater in the space of general education, does not yet have a clear definition.

The purpose of this article is to identify the main problems associated with the implementation of the project to create children's theaters in schools. Research materials and methods: a comparative analysis of methodological recommendations for teachers on organizing theater activities at school, analysis of scientific literature related to the problem for 2022, empirical methods: collection and analysis of data on the activities of school theater groups in the Russian Federation, analysis of official documents, study of practical activities of teachers - heads of school theater groups.

Results and conclusions. The processes associated with the active introduction of theater art into the space of a general education school are systemic in nature and are a real need for the development of a modern education system. However, the implementation of this project is complicated by a number of problems, the main of which is the blurring of the goals of the project and the lack of proper methodological support for theater teachers working at the school.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Mashevskaya S.M. Shkol'nyy teatr v sisteme vospitaniya ordena iyezuitov // Nauchnyy poisk. 2016. № 3. S. 38-45.

[2] Fedorova N. M. Teatr v vospitatel'noy deyatel'nosti A. S. Makaren-ko // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik statey uchastnikov Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchen-noy 100-letiyu osnovaniya detskoy trudovoy kolonii im. M. Gor'ko-go, Moskva, 24 marta 2021 goda. M. : OOO «Izdatel'sko-torgovyy Dom «PERSPEKTIVA», 2021. S. 265-270.

[3] Korsunova T. N. Shkol'nyy teatr i yego vospitatel'noye znacheniye v Yedinoy trudovoy shkole 1917 - 1931 godov // Vestnik Vladimir-skogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'yevi-cha i Nikolaya Grigor'yevicha Stoletovykh. Seriya: Pedagogiches-kiye i psikhologicheskiye nauki. 2022. № 51 (70). S. 108-119.

[4] Vetoshkin S. A., Vlasova Yu. A. Istoricheskiye i teoreticheskiye aspekty ponyatiynogo apparata sotsioigrovogo podkhoda v peda-gogike // Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya : kollek-tivnaya monografiya / otv. red. Ye. V. Tkachenko, M. A. Galaguzo-va. Tom Vypusk 9. Yekaterinburg : Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2016. S. 99-109.

[5] Staina O. A. Vozmozhnosti teatral'nykh tekhnologiy v formirovanii kommunikativnoy kompetentnosti uchashchikhsya // Rechevaya kommunikatsiya: mezhdistsiplinarnoye vzaimodeystviye, proble-my i perspektivy : sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Volgograd, 26-27 noyabrya 2019 goda / gl. red. Ye. M. Safronova, S. G. Yarikova. Volgograd: Fortess, Amirit, 2019. S. 185-195.

[6] Grigor'yeva O. A. Shkol'naya teatral'naya pedagogika: prostran-stvo svobody i tekhnologii budushchego // Gertsenovskiye cht-eniya. Khudozhestvennoye obrazovaniye rebënka: strategii budu-shchego : materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. K 30-letiyu otdela "Rossiyskiy tsentr muzeynoy pedagogiki i det-skogo tvorchestva" Russkogo muzeya, Sankt-Peter-burg, 14 fevralya 2020 goda. Tom 6. Vypusk 1. SPb. : OOO "Izda-tel'stvo VVM", 2020. S. 200-207.

AUTHOR'S INFORMATION

[7] Surovtsova Ye. I. Poiikui'turnaya obrazovatei'naya sreda kak fenomen sovremennoy dukhovnoy zhizni obshchestva // Peda-gogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2014. № 7.

[8] Korotayeva A. N. Shkol'nyy teatr na inostrannom yazyke - khitro-spieteniye tekhnologiy // Obrazovaniye v Kirovskoy oblasti. 2022. № 3 (63). S. 110-112.

[9] Koptelova N. A. Teatr kak forma organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti po angliyskomu yazyku // Aktual'nyye problemy yazyka i kul'tury: traditsii i innovatsii : sbornik statey uchastnikov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii dlya studentov, magistrantov, pedagogov i molodykh uchënykh, Arzamas, 21 noyabrya 2022 goda / nauch. red. L. N. Nabilkina, otv. red. D. L. Moro-zov. Arzamas: Arzamasskiy filial federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya "Natsional'nyy issledovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N. I. Lobachevskogo", 2023. S. 95-99.

[10] Ursegova N. A. Shkol'nyy teatr kak instrument patrioticheskogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya: problemy i perspektivy // Obraz Rodiny: soderzhaniye, formirovaniye, aktualizatsiya : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Moskva, 22 aprelya 2022 goda / Moskovskiy khudozhestvenno-promysh-lennyy institut. M. : Uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya "Moskovskiy khudozhestvenno-promyshlennyy institut", 2020. S. 1118-1121.

[11] Nikiforova T. G., Zakharova S. V. Innovatsionnyye metody i formy raboty shkol'nogo teatra kak usloviye povysheniya urovnya sotsi-alizatsii obuchayushchikhsya // Aktual'nyye voprosy gumani-tarnykh i sotsial'nykh nauk : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Cheboksary, 16 iyunya 2022 goda. Cheboksary: OOO «Izdatel'skiy dom «Sreda», 2022. S. 204-207.

[12] Antonova O. A. Igrovoye prostranstvo obrazovaniya: shkol'naya teatral'naya pedagogika // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2005. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/articleAi/igrovoe-prostranstvo-obrazovaniya-shkolnaya-teatralnayapedagogika (data obrashcheniya: 09.05.2023).

Olga A. Staina - Ph.D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor; Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia); staina@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.