ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Стрельникова Ольга Ивановна
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Волжский филиал
strelniko va-ol@mail. ш
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов при изучении графогеометрических дисциплин в контексте новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: профессионализм, самостоятельная работа, профессиональная компетенция, междисциплинарные связи.
Федеральные образовательные государственные стандарты высшего профессионального образования определяют ориентацию на формирование компетенций. Будущий работник должен не только владеть всем объёмом знаний, полученных в процессе учёбы, но и быть способным принимать самостоятельные и гибкие решения, уметь анализировать и обрабатывать информацию. Компетентностный подход, как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста, и обеспечивающий формирование у студента высокого уровня знаний, предусматривает повышение роли самостоятельной работы как формы учебного процесса в высшей школе [2, с. 218].
В технологических университетах уже на младших курсах должно происходить формирование не только общекультурных (ОК), но и профессиональных компетенций (ПК), что находится в тесной связи с опытом самостоятельной работы.
Составной частью профессиональной компетенции будущего специалиста является инженерное мышление, которое начинает формироваться при изучении графо-геометрических дисциплин.
Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, оборудования и различного рода конструкций связаны с изображениями: эскизами и чертежами. Изучение графических дисциплин должно обеспечить будущим инженерам знание общих методов построения и чтения чертежей, решения большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач не только в процессе обучения, но главным образом, в своей будущей профессиональной деятельности.
Ни для кого не секрет, что в технических вузах большинству студентов учиться довольно сложно. Как показывает практика, первые два курса обучения в технических вузах затрачиваются преимущественно на компенсацию дефицита знаний и образовательных умений вчерашних школьников. Главной причиной этому является разрыв между содержанием программ школьного обучения и требованиями, предъявляемыми к физико-математической подготовке в технических вузах. Нарушен системный принцип школа-вуз, т.к. программа обучения
в технических вузах опирается на Госстандарт, ориентированный на выпускников «советской школы» [1, с. 60].
Одним из сложных предметов для изучения на первом курсе является начертательная геометрия. Для успешного изучения данного предмета необходимо не только понять и усвоить понятия, условности и упрощения, но и иметь пространственное представление и свободно владеть техникой чертежа. Учебный процесс по данной дисциплине включает в себя такие формы обучения как лекции, практические занятия, выполнение расчётно-графических работ, самостоятельную работу. В реализуемых в практике федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего профессионального образования предусматривается снижение числа аудиторных занятий и значительная доля времени отводится для самостоятельной работы студентов, в большей степени для внеаудиторной.
Усиление роли самостоятельности способствовало появлению ряда проблем в организации деятельности преподавателя: как грамотно и эффективно проектировать содержание самостоятельной работы, как конструировать чётко сформулированные задания и задачи, как корректно контролировать освоение студентами теоретического материала и решения ими практических заданий.
Различают три уровня самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный и творческий (поисковый). А в зависимости от степени трудности заданий различают четыре типа самостоятельной работы студента. Первый тип формирует у студентов умение выполнять задания по образцу. Второй - формирует умение воспроизводить информацию по памяти. Третий - направлен на обучение студентов решению нетиповых задач. Четвёртый - предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Как известно, для успешной организации самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней и типов.
Студентам-первокурсникам достаточно сложно справляться с возложенными на них учебными нагрузками и организовать свою самостоятельную работу. А преподавателю для эффективной орга-
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Стрельникова О.И., 2013
низации самостоятельной работы необходимо при проведении входного контроля оценить уровень знаний студентов, при необходимости осуществления дифференцированного подхода распределить на подгруппы.
Для студентов, имеющих высокий уровень подготовки, достаточно правильно сформулировать задачи и направление их решения. Но как показывает практика немалый процент первокурсников это студенты с низким уровнем самоподготовки, для них первоначально необходимо предусмотреть задания, которые направлены на воспроизведение информации, закрепление и систематизацию знаний, и далее перейти к решению уже нетиповых задач.
Для организации самостоятельной работы при изучении начертательной геометрии и инженерной графике нами используются следующие формы.
Подготовка опорного конспекта. Опорный конспект должен состоять из основных теоретических положений, фактов и т.п. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать графический материал, кратко записывать содержание лекций, оформлять текстовый материал в блок-схемы и таблицы. В результате такой работы совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной и более зрительно воспринимаемой форме.
Другой эффективной формой самостоятельной работы студентов для закрепления теоретических знаний может служить решение графических задач по изучаемой теме. Данная работа является на данный момент основной и осуществляется студентами по разработанным методическим указаниям и пособиям. Рассмотренные формы относятся к первому и второму типу самостоятельной работы, и выполняются последовательно. Это является обязательным условием для аттестации по дисциплине.
Но для мотивации и заинтересованности в изучении начертательной геометрии и инженерной графики студенты привлекаются к самостоятельному решению нетиповых задач и выполнению творческих заданий. В частности одним из методов является кейс-метод. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. Решая общие проблемы очень важно сотрудничество, которое позволяет всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, - научиться работать совместно и самостоятельно. Примером могут быть:
- вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей и принципу действия механизма;
- вычерчивание чертежа или схемы на основе описания нового технического устройства;
- деталирование сборочного чертежа, при необходимости определение неисправности на основе анализа устройства по чертежу.
Другой формой самостоятельной работы является составление студентами тестов самостоятельно по определённым темам или разделам дисциплины. Данная деятельность является продуктивной, которая требует от студента углублённого изучения аудиторного материала, эффективного поиска необходимой информации при анализе соответствующей литературы и использовании электронных источников. Студенты в процессе изучения материала сами могут составлять тесты закрытой формы, преобразовывать их в разнообразные тесты открытой формы. Таким образом, они не только пополняют и структурируют свои знания, но и помогают создать комплект тестовых заданий по различным темам курса. Т.к. составление тестов является трудоемкой и сложной работой, в процессе которой преподаватель обеспечивает студентов необходимыми дидактическими материалами.
Известно, что начертательная геометрия и инженерная графика являются дисциплинами общепрофессионального цикла и общетеоретической базой специального инженерного образования, составляющей важную часть профессиональной подготовки будущих инженеров. В этой связи нами предлагается подготовка студентами бинарных занятий и междисциплинарных конференций. Например, подготовка бинарного занятия по высшей математике и начертательной геометрии «Задачи сечения и пересечения поверхностей как результат синтеза графогеометрических дисциплин» [3, с. 185].
В этом случае, мотивация учебной деятельности будущих специалистов может усиливаться разъяснением значимости междисциплинарных связей, необходимости и важности знаний, получаемых при изучении данной дисциплины, применении их в изучении общетехнических дисциплин, а также подготовкой к предстоящей профессиональной деятельности. Студенты, которые успешно выполнили задания по составлению тестов и приняли участие в бинарном занятии или выступившие на конференции, освобождаются от экзамена.
Необходимо также отметить, что способы воспитания положительной мотивации, такие, как стремление к самоутверждению, самореализации, чувство успеха, уверенность в своих силах, имеют немаловажное значение в усилении мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов. И основная роль в этом конечно принадлежит преподавателю, он должен работать не просто со студентом, а с личностью. В этом случае студент становится активной фигурой учебного процесса.
В заключение надо отметить, что самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие общих и профессиональных ком-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
45
петенций. Самостоятельную работу можно назвать эффективной, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса. Как показывает практика, организация самой работы находится в прямой зависимости от профессионализма и подготовленности к ней самого преподавателя и желания студента активно участвовать в учебном процессе, а не быть пассивным объектом обучения.
Библиографический список
1. Белянина И.Н. О реализации преемственности обучения «школа - технический вуз» // Совре-
менные проблемы науки и образования. - 2010. -№ 1 - С. 58-62.
2. Гончару к Н.П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 6. - С. 217-221.
3. Стрельникова О.И., Гурьянова Е.В. Межпредметные связи как условие оптимизации образовательного процесса при изучении технических дисциплин // Новые технологии в образовании. -Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2012. - С. 184-187.
УДК 378.14:78
Желнина Ольга Николаевна
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
В статье анализируются проблемы подготовки будущего учителя музыки в системе профессионального музыкального образования в историко-культурологическом контексте.
Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональная подготовка учителя музыки, культурологический подход.
Российская система музыкального образования претерпевает целый ряд инновационных изменений, обусловленных вхождением в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается сменой образовательной парадигмы, в которой предлагается иное содержание, иные подходы и отношения, иной педагогический менталитет. Мы разделяем точку зрения Х.Г. Тхагапсоева, что личностно обусловленное многообразие содержания, форм и траекторий образовательного процесса уже стали знаками эпохи, а перспективой образования является проективно-личностная парадигма, воплощающая «множественность образования» через формы жизни и деятельности, культуры и потребления, схем и типов поведения, коммуникации и интеракции [6, с. 58]. Такая трактовка органично вписывается в гуманистическую педагогику, где личность рассматривается как высшая ценность общества и является самоцелью общественного развития (В.А. Сластенин, А.М. Булынин, Г.И. Чижакова и др.).
Реформирование системы высшего музыкального образования в России связано с требованиями современной жизни, изменением всех сфер деятельности специалиста-музыканта, и обусловлено объективными тенденциями модернизации профессионального образования в условиях интеграции его в мировое культурно-образовательное пространство и гармонизации различных отечественных и западноевропейских образовательных систем высшего музыкального образования, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
В рамках системного, онтологического и деятельностного подходов к проблеме исследования нами проведен анализ широкого спектра специальной литературы и научных исследований, посвященных вопросам теории музыкального образования и его реализации, в первую очередь в высших учебных заведениях разных образовательных типов. Авторы, рассматривая музыкальное образование как культурный и исторический феномен, раскрывают его сущность с различных общепедагогических, искусствоведческих, общехудожественных позиций:
- музыкальное образование как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества [5, с. 152];
- музыкальное образование как процесс поэтапного познания музыки, направленное на приобщение учащихся к музыкальной культуре в целом, а не только к музыкальному искусству [1, с. 8];
- музыкальное образование как совокупность общехудожественного (массового) и профессионального образования;
- музыкальное образование как интегративное понятие, объединяющее в себе музыкальное воспитание, музыкальное обучение и музыкальное развитие [1, с. 7];
- музыкальное образование как процесс усвоения и совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности и полученных в результате обучения;
- музыкальное образование как система организации музыкального обучения в различных музыкальных учебных заведениях [1, с. 12].
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Желнина О.Н., 2013