Научная статья на тему 'К вопросу об организации раскрытия и расследования организованной преступной деятельности'

К вопросу об организации раскрытия и расследования организованной преступной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / УПК / МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА / MINISTRIES AND AGENCIES / CRIMINAL PROCEDURE CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишутина Инна Валериевна

В статье организация расследования преступлений в условиях противодействия представляется как междисциплинарная, межнаучная проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the organization of detection and investigation of organized crime

In the article the organization of the investigation of crimes in the face of opposition appears as an interdisciplinary, interscience problem.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации раскрытия и расследования организованной преступной деятельности»

УДК 343.98 ББК 67.308

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИННА ВАЛЕРИЕВНА ТИШУТИНА,

профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

доктор юридических наук E-mail: innajishutina@mail.ru

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье организация расследования преступлений в условиях противодействия представляется как междисциплинарная, межнаучная проблема.

Ключевые слова: организация, деятельность, взаимодействие, УПК, министерства и ведомства.

Annotation. In the article the organization of the investigation of crimes in the face of opposition appears as an interdisciplinary, interscience problem.

Key words: organization, activities, interaction, Criminal procedure code, ministries and agencies.

Высказываемые в основном докладе А.Ф. Волынского оценочные суждения о современном состоянии организации раскрытия и расследования преступлений и мерах по ее совершенствованию отражают реальные проблемы криминалистической теории и практики, убеждают в необходимости их решения. Действительно, трудно возражать против обозначенного им «энциклопедического подхода» к определению понятия «организация» как целого, к толкованию его содержания применительно к раскрытию и расследованию преступлений через виды осуществляемой в этих целях деятельности.

Нельзя оставить без внимания и общий вывод о ключевом значении взаимодействия их субъектов в организации и методике раскрытия и расследования преступлений, а, соответственно, предложения о необходимости формулирования межнаучного, междисциплинарного учебного курса. Полагаем, что это один из возможных вариантов решения проблемы пятого раздела криминалистики. Казалось бы, нет ничего плохого в формальном механическом вычленении отдельных тем из традиционных разделов криминалистики и изложение их без каких-либо изменений по содержанию в данном разделе. Тем более что в настоящее время очевидны, как никогда ранее, обострившиеся противоре-

чия между исторически сложившейся, начиная с 30-х гг. прошлого века, системой криминалистики и содержанием накопленных за истекшее время криминалистических знаний; между количественно и качественно изменившейся преступностью и в основе своей оставшимися прежними криминалистическими методами, средствами и организационными формами их применения в раскрытии и расследовании преступлений. Таким образом привлекается внимание не только к проблеме «пятого раздела», но и в целом к проблеме организации раскрытия и расследования преступлений, инициируется активный научный поиск возможностей ее решения. Свидетельство тому и заседание данного Семинара.

Вместе с тем следует признать, что неверно, с ориентацией на частности определенная суть проблемы, предопределила длительные и непродуктивные дискуссии. Ведь дело не только и не столько в том, каково количество разделов криминалистики (в некоторых странах их 2—3, а в других больше десяти). Гораздо важнее с практической точки зрения их содержание, его соответствие реальным современным проблемам следственной практики. А сегодня она характеризуется расследованием не только большого количества новых, ранее не суще-

ствовавших преступлений, как общеуголовной, так и экономической направленности, но и противодействием их расследованию, приобретшим масштабы социального явления.

Кстати, в выступлениях уважаемых профессоров И.В. Александрова и В.А. Прорвича более чем убедительно прозвучала мысль об особенностях и сложностях организации расследования экономических преступлений, начиная с их выявления, квалификации и возбуждения уголовных дел. Существенной особенностью этого вида преступлений является и то, что они сопряжены с законной экономической деятельностью и зачастую совершаются под покровительством представителей органов власти, что придает особый характер противодействию их расследованию.

В этой связи реальностью повседневной следственной практики стала проблема частных методик расследования экономических преступлений. Возможно, их следовало бы выделить в качестве самостоятельного подраздела в заключительном разделе криминалистики, который, как предлагает А.Ф. Волынский, следовало бы назвать «организация и методика раскрытия и расследования преступлений». Это логично как минимум потому, что именно в частной криминалистической методике реализуются такие основополагающие категории организации раскрытия и расследования преступлений, как взаимодействие субъектов этой деятельности, версии и планирование расследования, использование данных оперативно-розыскной деятельности и специальных знаний. От организационного и методического обеспечения их реализации во многом зависит содержательность и стабильность доказательственной базы по уголовным делам, что имеет решающее значение, прежде всего, для предупреждения противодействия расследованию.

Между тем, нами установлено, что противодействие расследованию организованной преступной деятельности (ОПД) проявляется как ее элемент практически всегда по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе, совершаемым в сфере экономической деятельности. При этом планирование расследования по таким делам выступает в качестве своеобразного показателя взаимодействия следователя с иными субъектами соответствующей деятельности. Оно, как известно, предполагает совместный анализ данных о событии

преступления, о лицах, подозреваемых в его совершении, о возможном противодействии с их стороны процессу расследования; разработку и выдвижение на этой основе общих и частных версий, мер по их проверке, в том числе, относительно противодействия расследованию, его возможных субъектов, способов их действий.

Следует заметить, что типовые версии выдвигаются на первоначальном этапе расследования ОПД, одновременно с возбуждением уголовного дела. Однако, поскольку противодействие расследованию, как правило, сопровождает весь процесс расследования ОПД, вероятностный характер выводимых из них следствий, выше, чем у других следственных версий. Это закономерно, коль скоро такие версии выдвигаются в отношении еще не завершенного, а длящегося процесса противодействия, а его промежуточные результаты (уничтожение, маскировка, фальсификация и т.п. источников и носителей доказательственной информации) становятся очевидны на определенном этапе. Из этого следует вывод об исключительном значении взаимодействия всех субъектов раскрытия и расследования ОПД на протяжении всего процесса работы по уголовному делу.

Вместе с тем, как показывает анализ следственной практики, в каждом третьем случае по уголовным делам об ОПД составляется план не оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а только следственных действий. Возможно, в таких случаях проявляется дословное формальное толкование ст. ст. 89 и 163 УПК РФ, о несовершенстве которых говорилось в основном докладе, но это уже реалии практики, а конкретнее — ее проблемы. Показательно и то, что только в одном из десяти случаев расследования уголовных дел по ОПД составлялись раздельно планы расследования и преодоления противодействия ему. Кроме того, и в общих планах вопросы противодействия расследованию зачастую лишь обозначаются, остаются чаще назывными, без четко сформулированных мер по их разрешению. Обусловлено это ошибочным представлением большинства следователей о том, что выявлять и преодолевать противодействие расследованию — одна из задач процесса доказывания, в котором роль оперативно-розыскной деятельности по УПК РФ минимизирована.

Опыт зарубежных стран, в том числе бывших союзных республик, включая Казахстан, Беларусь,

36

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2015

подсказывает, что совершенствование организации раскрытия и расследования преступлений, как и в целом деятельности правоохранительных органов, необходимо начинать с упорядочения ее правовых основ, в частности с пересмотра предписаний УПК РФ об использовании возможностей оперативно-розыскной деятельности, трансформируемых через криминалистику современных достижений науки и техники. Тогда и в организации раскрытия и расследования преступлений от теоретических рассуждений о криминалистическом обеспечении, об оперативно-розыскном сопровождении этой деятельности будет возможность перейти к реализации соответствующих рекомендаций на практике.

Однако очевидно, что вопрос о пересмотре действующего УПК РФ довольно воинственно блокируется не заинтересованным в этом кругом лиц, лоббирующих свои личные или узко корпоративные, а порой и откровенно криминальные интересы. В этих условиях было бы ошибочно не поддержать мнение, высказанное в основном докладе, о необходимости более активных, наступательных

действий наук уголовно-правового цикла в формировании общественного сознания, в обосновании неизбежности и возможных направлений совершенствования правового регулирования и, соответственно, организации деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений.

Представляется, что в настоящее время данная проблема актуализировалась и имеет благоприятные возможности для положительного решения. И не только потому, что наша страна осталась единственной из бывших союзных республик, которая сохраняет в этом отношении «наследие» того времени, но и потому, что в современных условиях кризисных отношений с западноевропейскими странами и возникшими в этой связи социально-экономическими проблемами, особое внимание обращается на борьбу с ОПД, а прежде всего, с ее коррупционной направленностью. Успех этой борьбы во многом зависит от совершенства организации и, соответственно, эффективности деятельности правоохранительных органов.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. И.И. Сыдору-ка, А.В. Ендольцевой. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.

В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 июня 2014 г.

В издании сохранена новелла — структуризация на _ три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.