Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
605
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕЛЬ / ВИДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Арина Валериевна

В настоящей статье автор рассматривает организацию прокурорского надзора за исполнением законов. В работе автор рассматривает цель прокурорского надзора, его принципы, а также, указывает на неустойчивость существующих видов прокурорского надзора в системе Прокуратуры Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS

In this article, the author examines the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws. In the work, the author examines the purpose of prosecutorial supervision, its principles, and also points out the instability of existing types of prosecutorial supervision in the system of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ»

ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.16

Бородина Арина Валериевна Саратовская государственная юридическая академия

Институт магистратуры Россия, Саратов arinaborodina7@yandex.ru Borodina Arma Valerievna Saratov State Law Academy Institute of Magistracy Russia, Saratov

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА

ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает организацию прокурорского надзора за исполнением законов. В работе автор рассматривает цель прокурорского надзора, его принципы, а также, указывает на неустойчивость существующих видов прокурорского надзора в системе Прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурорский надзор, организация, цель, виды, принципы.

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS Annotation: in this article, the author examines the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws. In the work, the author examines the purpose of prosecutorial supervision, its principles, and also points out the instability of

existing types of prosecutorial supervision in the system of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

Key words: prosecutor's supervision, organization, purpose, types, principles.

Общий надзор имеет доминирующий характер над любыми иными задачами, возложенными на прокуратуру Российской Федерации. В частности, правильное соблюдения задач и полномочий прокурора, установленных федеральным законодателем, позволяет обеспечивать эффективность возложенного на органы прокуратуры надзора за исполнением законов. Рассмотрение вопросов организационного характера, по мнению ректора Университета прокуратуры Российской Федерации О.С. Капинус, необходимо для понимания уровня её законности и эффективности [1, с. 22].

Стоит обратить внимание на мнение Д.И. Барабаш, указывающего что целью организации прокурорского надзора за исполнением законов является оптимизация деятельности по предупреждению, выявлению и устранению нарушений [2, с. 12].

В качестве системы рассмотрения организации прокурорского надзора можно применять приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других актов, регулирующих задачи прокурорского надзора за исполнением законов. Тем не менее, данное регулирование нельзя считать устойчивым, поскольку оно зависит от множества факторов, в частности, социально-экономического развития России [2, с. 23; 3, с. 136].

По данным Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» известно о двадцати семи видах прокурорского надзора за исполнением законов, а, следовательно, о двадцати семи вариациях его организации [4]. Следовательно, необходимо рассмотрение лишь общих черт, поскольку полное рассмотрение столь объемного материала противоречит целям магистерского диссертационного исследования.

Прокуратура Российской Федерации обязана осуществлять постоянный надзор за исполнением федерального и регионального законодательства. Начало осуществления надзора всегда связано с поступлением информации о правонарушении. К источнику такой информации можно относить:

1. Обращения граждан (заявительный порядок);

2. Обращения должностных лиц;

3. Информация из средств массовой информации;

4. Материалы судебных дел и иные источники [1, с. 24].

Впрочем, по нашему мнению, такое деление нельзя назвать полным, поскольку по своей сути оно сводится к наличию катализатора инициации прокурорского надзора за исполнением закона, однако, повод прокурорского надзора за исполнением законов необходим не во всех случаях. Так п. 7.5 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 устанавливает необходимость системного надзора за исполнением законов касательно лиц, содержащихся в специализированных учреждениях Министерства Внутренних дел по вопросам миграции [5].

Анализируя доктрину прокурорского надзора за исполнением законов, можно выделить её принципы.

Во-первых, это принцип правомерности вмешательства. Так, прокурорский надзор за исполнением законов должен осуществляться на основании нормативно-правового регулирования.

Во-вторых, это принцип своевременности вмешательства. Законодатель предусматривает определенные сроки осуществления прокурорского надзора за исполнением закона.

В-третьих, это принцип полноты используемых полномочий. Прокурор обязан использовать все доступные полномочия для реализации задач прокурорского надзора за исполнением закона.

В-четвертых, это принцип настойчивости в устранении нарушений. Прокурор обязан требовать устранения нарушения. Подобное полномочие имеет ультимативный характер и является не правом, а обязанностью [1, с. 2427].

К элементам организации прокурорского надзора за исполнением законов сама Генеральная прокуратура Российской Федерации относит подготовку конкретных исполнителей к проверке. Так, устанавливается требование ознакомленности конкретного прокурорского работника с нормативной базой, регулирующей конкретную организацию, а также об основных нормативных актах, изданных проверяемой организацией. Подобная информация во всех случаях, кроме её наличия у конкретной прокуратуры, должна быть истребована заранее [6; 7].

Подобные полномочия регулируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Так, ст. 4 указанного закона устанавливает, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных [8].

Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется при взаимодействии всех звеньев прокурорской структуры. Так, вышестоящие прокуратуры разрабатывают нормативно-правовое регулирование, методические рекомендации прокурорского надзора, проводят систематизацию различных показателей, регулируют координации прокуратур разных видов при использовании принципа предметности регулирования.

В рамках одной прокуратуры могут быть сформированы

узкоспециализированные и общенадзорные отделы, что позволяет повысить

506

качество прокурорского надзора за исполнением закона. Впрочем, стоит отметить, что принцип предметности распространяется не только на конкретную прокуратуру, но и на конкретный отдел [1, с. 24-27].

Сами узкоспециализированные отделы могут иметь отдельное правовое регулирование, например, в сфере трудового права действует Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан», устанавливающий обязанность таких отделов проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей [9].

Также, стоит отметить, что в прокуратурах субъекта подобные отделы могут носить не только отраслевой характер, но и иметь деление по виду осуществляемого надзора, например, отдел по осуществлению надзора за исполнением закона.

Дополнительно, важно уточнить, что правом разработки методических рекомендаций и приказов, регулирующих осуществление надзора за исполнением закона, обладают прокуроры субъектов [1, с. 27-28]. По мнению автора, можно предположить, что подобное регулирование предназначено для учёта региональной специфики, а, следовательно, необходимо сделать вывод, что организация прокурорского надзора за исполнением закона не может обладать общим правовым регулированием.

Определение предмета ведения в целях организации надзора за исполнением закона осуществляется при помощи Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [10]. Подобное регулирование действует и для специализированных прокуроров, так О.С. Капинус указывает, что для Волжского природоохранного прокурора

507

такое регулирование формируется при помощи согласования с прокурорами субъектов России и Генеральным прокурором Российской Федерации [1, с. 29].

Также, стоит отметить, что результаты прокурорского надзора за исполнением закона вносятся в данные статистического наблюдения [1, с. 30].

Подводя итоги работы, стоит отметить, что целью организации прокурорского надзора за исполнением законов является оптимизация деятельности по предупреждению, выявлению и устранению нарушений. На настоящее время выделяется двадцать семь видов прокурорского надзора за исполнением законов, однако, подобную дифференциацию нельзя считать устойчивой, поскольку она зависит от множества факторов. Более того, с учётом регионального регулирования, не может быть общих правил осуществления прокурорского надзора.

Само начало осуществления прокурорского надзора за исполнением законов всегда связано с поступлением информации о правонарушении или в иных, установленных правовым актом, случаях. Автор выделяет следующие принципы прокурорского надзора за исполнением законов: правомерности вмешательства, своевременности вмешательства, полноты используемых полномочий, настойчивости в устранении нарушений.

Организация прокурорского надзора происходит при взаимодействии всех звеньев прокурорской структуры. В рамках одной прокуратуры могут создаваться узкоспециализированные и общенадзорные отделы, а сами узкоспециализированные отделы могут иметь отдельное правовое регулирование.

Список литературы:

1. Капинус О.С. Прокурорский надзор: в 2 т. Т. 2. Особенная и специальная части. Учебник для академического бакалавриата // М.: Юрайт, 2018. 449 с.

2. Барабаш Д.И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения : автореф. дисс. кандидата юридических наук : 12.00.11 // Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2016. 32 с.

3. Головко И.И. Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 29. № 1. С. 133-139.

4. Об организации прокурорского надзора [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс» // URL: http://www. consultant.ru/search/?q=об+организации+прокурорского+надзор а (дата обращения: 20.12.2021 г.).

5. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3.

6. Письмо Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 № 36-12-2004 «О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. 2008. № 2.

8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №8. Ст. 366.

9. Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // Законность. 2019. № 5.

10. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.