Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие талантов / высшее образование / туризм / гостиничный бизнес / имитационная среда / talent development / higher education / tourism / hotel business / simulation environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Шостак

В статье раскрываются проблемы и опыт практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Среди основных проблем выявлены следующие: неготовность высших учебных заведений к осуществлению новых форм образовательной деятельности; несогласованность деятельности части предприятий сферы туризма и гостеприимства; неудовлетворенность уровнем компетентности выпускников и одновременно активный уход от реального участия в разработке и реализации соответствующих образовательных программ; отсутствие единого термина для обозначения должностей и квалификаций практиков в вузах и туристских предприятиях; отсутствие согласованного нормативно-документационного обеспечения. Автор делает вывод о том, что использование на занятиях инновационного и практико-ориентированного подходов позволяет оценить уровень теоретической разработанности изучаемого материала, способность студентов профессионально работать в сфере туризма и гостеприимства, а также выявить появление новых профессиональных компетенций, которые необходимо развивать и включать в учебный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY

The article reveals problems and experience of practiceoriented training of highly qualified personnel in the field of tourism and hotel business. Among the main reasons identified: the lack of readiness of higher educational institutions to implement new forms of educational activities; inconsistency in the activities of some enterprises in the field of tourism and hospitality, dissatisfaction with the level of competence of graduates and at the same time active withdrawal from real participation in the development and implementation of relevant educational programs; the lack of a single term for the designation of positions and qualifications of practitioners in universities and tourism enterprises; the lack of coordinated regulatory and documentation support. The author concludes that the use of innovative and practice-oriented approaches in the classes allows to assess the level of theoretical development of the material studied, the ability of students to work professionally in the field of tourism and hospitality, as well as to identify the emergence of new professional competencies that need to be developed and included in the curriculum.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА»

профессиональной деятельности, через практикоориентированность содержания, личную заинтересованность [6].

Применение кейс-технологии в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования явилось деятельностной основой с упором на рефлексию, предъявление и интердисциплинарный, полипрофессиональный анализ образцов педагогической деятельности.

Библиографический список

Данная технология ориентирована на результат, на формирование устойчивой мотивации к профессиональному и личностному развитию педагога и обучающегося, на адаптацию к глобальным вызовам современности, на готовность и объективную возможность применить профессиональные знания, умения и навыки в разработке совместных глобальных и региональных проектов.

1. Митина А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: концептуальное становление и развитие. Москва: Наука, 2004.

2. Вершловский С.Г Непрерывное образование. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

5. Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. Тюмень: ТОГИРРО, 2014.

6. Пулина А.А. Особенности непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации его деятельности. Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019: 157 - 162.

References

1. Mitina A.M. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh zarubezhom: konceptual'noe stanovlenie irazvitie. Moskva: Nauka, 2004.

2. Vershlovskij C.G. Nepreryvnoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2007.

3. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

5. Rojtblat O.V. Neformal'noe obrazovaniepedagogicheskih rabotnikov: vchera, segodnya, zavtra. Tyumen': TOGIRRO, 2014.

6. Pulina A.A. Osobennosti nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga v usloviyah standartizacii ego deyatel'nosti. Pedagogika i psihologiya kak osnova razvitiya sovremennogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'eterna, 2019: 157 - 162.

Статья поступила в редакцию 16.06.21

УДК 371

Shostak M.A., senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

ON THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY. The article reveals problems and experience of practice-oriented training of highly qualified personnel in the field of tourism and hotel business. Among the main reasons identified: the lack of readiness of higher educational institutions to implement new forms of educational activities; inconsistency in the activities of some enterprises in the field of tourism and hospitality, dissatisfaction with the level of competence of graduates and at the same time active withdrawal from real participation in the development and implementation of relevant educational programs; the lack of a single term for the designation of positions and qualifications of practitioners in universities and tourism enterprises; the lack of coordinated regulatory and documentation support. The author concludes that the use of innovative and practice-oriented approaches in the classes allows to assess the level of theoretical development of the material studied, the ability of students to work professionally in the field of tourism and hospitality, as well as to identify the emergence of new professional competencies that need to be developed and included in the curriculum.

Key words: talent development, higher education, tourism, hotel business, simulation environment.

М.А. Шостак, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: viza_1986@ukr.net

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье раскрываются проблемы и опыт практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Среди основных проблем выявлены следующие: неготовность высших учебных заведений к осуществлению новых форм образовательной деятельности; несогласованность деятельности части предприятий сферы туризма и гостеприимства; неудовлетворенность уровнем компетентности выпускников и одновременно активный уход от реального участия в разработке и реализации соответствующих образовательных программ; отсутствие единого термина для обозначения должностей и квалификаций практиков в вузах и туристских предприятиях; отсутствие согласованного нормативно-документационного обеспечения. Автор делает вывод о том, что использование на занятиях инновационного и практико-ориентированного подходов позволяет оценить уровень теоретической разработанности изучаемого материала, способность студентов профессионально работать в сфере туризма и гостеприимства, а также выявить появление новых профессиональных компетенций, которые необходимо развивать и включать в учебный план.

Ключевые слова: развитие талантов, высшее образование, туризм, гостиничный бизнес, имитационная среда.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях индустрия туризма и гостеприимства имеет большое значение для развития экономической и социальной сфер любой страны. Мировая практика показывает, что развитие туризма и гостеприимства играет большую роль, стимулируя рост и развитие таких важных отраслей экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство потребительских товаров [1 - 11].

В последние годы вся образовательная система Российской Федерации претерпела масштабные изменения. Многие филиалы вузов, частные вузы были закрыты, изменились требования к образовательным программам, что также влияет на подготовку специалистов в сфере туризма [5].

В гостиничном бизнесе на сегодняшний день главной проблемой является отсутствие практической подготовки выпускников. Во многих университетах заговорили о создании учебных отелей. Однако покупка собственного отеля для университета - непрактичная роскошь. Многие государственные университеты имеют общежития, а некоторые - собственные гостиницы, поэтому первые шаги в практической подготовке студентов могут быть организованы на базе собственных средств размещения. Также абсолютно нет проблем с организацией практи-

ческих занятий в отелях этого района. Необходимо объяснить студенту, что для того, чтобы стать хорошим специалистом, топ-менеджером, необходимо работать на всех уровнях туристических компаний, отелей. Для этого вся теоретическая и практическая подготовка должна идти от низшего уровня к высшему [6]. Также важно разделить весь цикл обучения на соответствующие уровни, результатом чего является выдача надлежащих сертификатов или дипломов, которые будут свидетельствовать о развитии обучающихся на соответствующем уровне и соблюдении требований профессиональных стандартов на том или ином этапе. Поэтому после окончания вуза студенты должны быть подготовлены к уровню высшего руководства, чего сейчас не происходит По окончании среднего профессионального училища выпускники должны быть подготовлены к хорошему уровню подготовки специалистов.

При различных и значимых условиях необходимо учитывать процесс формирования качественных профессиональных компетенций различных типов студентов в условиях потребностей организаций работодателей.

Как правило, студенты, направляемые на производственную и выпускную практику, не обладают достаточным уровнем профессиональных способностей

для формирования: отсутствуют практические навыки реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных условий получения знаний, умения обеспечивать удовлетворенность [2]. Поэтому практика становится важным фактором и в то же время в результате развития компетенций формируется приобретенный опыт не только профессиональной и личностной значимости студента, но и его конкурентоспособности на рынке труда, а именно: специализации; вхождения в профессию; освоения социальных ролей; профессионального самоопределения; формирования профессиональных позиций; интеграции личностных и профессиональных качеств.

Современные государственные требования к системе образования четко ориентированы на такие образовательные учреждения, как среднее профессиональное и высшее образование. В связи с этим основной задачей современного этапа туристского образования и туризма как профессионального применения компетенций, освоенных образовательными учреждениями, является устранение необходимости «полной подготовки» выпускников к удовлетворению реальных потребностей бизнеса и замена теоретически слабых прикладных знаний действительно полезными и необходимыми навыками и компетенциями в создании, продвижении и реализации туристских продуктов [8].

Выпускники высших учебных заведений, специализирующихся на «сфере услуг», рассчитывают занимать руководящие должности и ничего не знают о своих должностных обязанностях. В международных компаниях индустрии туризма и гостеприимства стандартом качества обслуживания является знание иностранного языка. Однако не все выпускники владеют хотя бы одним иностранным языком, не говоря уже о нескольких.

Инновации в системе образования связаны с внедрением изменений: целей, содержания, методов и технологий, форм и организаций, систем управления; стилей педагогической деятельности и организации учебно-познавательных процессов; систем мониторинга и оценки уровня образования; систем финансирования; учебно-методического обеспечения; систем воспитательной работы; учебных планов и образовательных программ; деятельности преподавателей и студентов.

Актуальной задачей является подготовка, повышение квалификации, соответствующая и вторичная профессиональная подготовка специалистов индустрии туризма и гостеприимства, создание предпринимательского коллектива, учитывающего новые экономические условия, мировой опыт Помимо этой задачи существует также задача подготовки педагогических кадров, а именно переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров по специальным учебным дисциплинам, охватывающая при этом весь спектр услуг в сфере туризма и гостеприимства: организация, финансирование, техническое обеспечение.

В условиях все более широкого внедрения рыночных форм работы в индустрии туризма и гостеприимства рынок труда требует специалистов, обладающих специфическими технологиями и программными продуктами, знаниями основ продвижения туристских услуг, коммуникативными и психологическими особенностями общения с клиентами и др. Очевидной причиной внедрения инновационных методов решения этой проблемы является то, что во всем мире при подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства приоритет отдается дисциплинам, связанным с психологией коммуникации, психологией воздействия, управлением туристскими границами и экономикой, а также методам разрешения конфликтов [7].

Несмотря на то, что в России существуют образовательные программы для тренеров в сфере туризма и гостеприимства с определенным спектром, системный подход по-прежнему необходим в практико-ориентированном образовании, в профессиональной подготовке специалистов отдельных категорий, а также в определении их профессиональных требований с учетом потребностей рынка современных туристических услуг

Библиографический список

На наш взгляд, решение вышеперечисленных проблем заключается в следующем: в целом обучение в постоянном контакте с представителями туристских и гостиничных компаний серьезная теоретическая профессиональная подготовка сочетается с систематическим развитием практических навыков. Только такой подход может обеспечить туристскую отрасль необходимым качеством подготовки кадров. Кроме того, при разработке образовательных программ и их содержания в виде дисциплин и/или модулей необходимо отходить от традиционного изложения материала.

Следует иметь в виду, что теоретические знания, которые должны получить студенты туристского вуза, не могут быть отделены от профессиональной сферы. Любой предмет, включенный в курс, должен основываться на фактическом или контекстуальном материале, непосредственно связанном с туризмом как будущей профессиональной областью, представляющей интерес для выпускников. Это позволит устранить ситуацию, когда студенты или выпускники, обладающие большим объемом знаний из различных областей естественных и гуманитарных наук, традиционно связанных с туризмом, не в состоянии обобщить их и применить в профессиональной и практической деятельности.

Любая образовательная программа туристического/гостиничного профиля должна включать в себя общесистемные возможности, обеспечивающие подготовку психологически и профессионально гибкого «коммуникатора» для потребителей и поставщиков туристических услуг умеющего организовать процесс коммуникации с потребителями услуг, подготовку инноваций в области экспертизы и т.д.

Условия получения теоретических знаний и практических навыков должны быть максимально приближены к реальной ситуации в сфере туризма и гостеприимства. Эта установка может быть реализована в двух средах:

• реальная среда - базовая кафедра и учебно-практическая база ведущих предприятий туристской отрасли;

• имитационная среда - специальная лабораторная база внутри университета [4].

Необходимо отметить очевидную специфику организации практических занятий для туристических агентств и объектов размещения, так как не все методы применимы к первому и второму случаям.

Студенты, которые пытаются обучаться по образовательным программам по направлению «Туризм», приобретают имеющийся опыт серьезных профессиональных навыков. В то время как обучение и производственная практика в традиционных формах, на действующих предприятиях часто не оправдывают ожиданий, если студент четко не понимает всех производственных обязанностей, которые он будет выполнять во время стажировки в туристической компании (турагентстве или туроператоре), не до конца понимает специфику своей деятельности.

Более продуктивным подходом является совмещение практики с полевыми стажировками в пик сезона, так как студенты имеют возможность длительное время находиться в действительно профессиональной среде и развивать определенные профессиональные навыки. Однако при таком подходе студенты обычно задействованы в довольно узком наборе функций и не приобретают полного спектра практических навыков.

Наличие специализированной материально-технической базы в вузе - не единственное условие реализации практико-ориентированного обучения. Продолжать практику можно только в том случае, если активные работники отрасли вовлечены в этот процесс не ниже уровня менеджеров среднего звена.

Резюмируя, отметим, что использование на занятиях инновационного и практико-ориентированного подходов позволяет оценить уровень теоретической разработанности изучаемого материала, способность студентов профессионально работать в сфере туризма и гостеприимства, а также выявить появление новых профессиональных компетенций, которые необходимо развивать и включать в учебный план.

1. Арифулин М.В., Морозова Л.С. Стратегия создания и развития транснациональных гостиничных цепей: монография. Москва: Издательство МГИИТ, 2012.

2. Бушуева И.В. Учебная среда практико-ориентированной подготовки кадров для туриндустрии в Российском государственном университете туризма и сервиса. Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: материалы Всероссийского семинара-конференции. Анапа: Анапский филиал СГУ 2017: 5 - 6.

3. Исакова Т. Учись, студент Турбизнес. 2017; № 12: 11 - 13.

4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Финансы статистика. Москва, 2017.

5. Платонова Н.А., Бушуева И.В., Харитонова Т.В. и др. Мониторинг контроля и оценки качества образования. Москва: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2018.

6. Никольская Е.Ю., Попов Л.А., Ковалыук А.П. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг. Москва: РЭУ им. ГВ. Плеханова, 2018.

7. Пирогова О.В. Практико-ориентированное обучение студентов в туристском вузе. Интерактивная наука. 2017; № 4 (14): 68 - 71.

8. Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. и др. Практика внедрения общественного мониторинга контроля и оценки качества образования. Москва: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.

9. Вершков А.С. Системный подход к организации процесса развития персональной ответственности будущих специалистов в условиях образовательной среды современных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 95 - 100.

10. Глузман Н.А. Концептуальные основы построения стратегий развития научной и научнотехнической деятельности в учреждениях высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 19 - 21.

11. Аржановская А.В., Елтанская Е.А., Генералова Л.М. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта развития общества. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 93 - 95.

References

1. Arifulin M.V., Morozova L.S. Strategiya sozdaniya irazvitiya transnacional'nyh gostinichnyh cepej: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo MGIIT, 2012.

2. Bushueva I.V. Uchebnaya sreda praktiko-orientirovannoj podgotovki kadrov dlya turindustrii v Rossijskom gosudarstvennom universitete turizma i servisa. Forsajt sanatorno-kurortnoj i turistskoj sfery: materialy Vserossijskogo seminara-konferencii. Anapa: Anapskij filial SGU, 2017: 5 - 6.

3. Isakova T. Uchis', student. Turbiznes. 2017; № 12: 11 - 13.

4. Kvartal'nov V.A. Strategicheskij menedzhment v turizme. Finansystatistika. Moskva, 2017.

5. Platonova N.A., Bushueva I.V., Haritonova T.V. i dr. Monitoring kontrolya iocenkikachestva obrazovaniya. Moskva: FGBOU VPO «RGUTiS», 2018.

6. Nikol'skaya E.Yu., Popov L.A., Koval'chuk A.P. Standartizaciya i kontrol'kachestva gostinichnyh uslug. Moskva: R'EU im. G.V. Plehanova, 2018.

7. Pirogova O.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie studentov v turistskom vuze. Interaktivnaya nauka. 2017; № 4 (14): 68 - 71.

8. Fedulin A.A., Platonova N.A., Krivosheeva T.M. i dr. Praktika vnedreniya obschestvennogo monitoringa kontrolya i ocenki kachestva obrazovaniya. Moskva: FGBOU VPO «RGUTiS», 2013.

9. Vershkov A.S. Sistemnyj podhod k organizacii processa razvitiya personal'noj otvetstvennosti buduschih specialistov v usloviyah obrazovatel'noj sredy sovremennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 95 - 100.

10. Gluzman N.A. Konceptual'nye osnovy postroeniya strategij razvitiya nauchnoj i nauchnotehnicheskoj deyatel'nosti v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 19 - 21.

11. Arzhanovskaya A.V., Eltanskaya E.A., Generalova L.M. Konvergenciya tehnologij v obrazovanii: novaya determinanta razvitiya obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 93 - 95.

Статья поступила в редакцию 16.06.21

УДК 378

Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: elena.pestova.72@list.ru

Kalashnikova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: kalash-sv@mail.ru

THE RELEVANCE OF THE FORMATION TRAINEES' HARD AND SOFT SKILLS ON THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN LAW HIGHER SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article studies a problem of forming "hard" and "soft" skills in teaching a foreign language at a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The formation of these skills is included in the list of qualification characteristics of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia and is designated in the form of professional competencies. The relevance of this topic involves an integrative approach to the formation and development of these skills in teaching speech skills and with a focus on foreign language speaking. Communicative interaction in the study of professionally oriented lexical and grammatical material includes the entire range of sociolinguistic communication abilities. The future employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia acquires the skills of developing the situation and how to respond to it with such actions (flexibility and adaptability) that will give the best result for all those involved in this situation. In addition, the authors consider the police officer as a reliable communicator who establishes contacts with citizens and performs well under operational conditions.

Key words: hard and soft skills, police officers, professional activity, law higher schools of the MIA, professional communication.

Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru

С.В. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: kalash-sv@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ «HARD» И «SOFT» НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Статья посвящена проблеме формирования «hard» и «soft» навыков при обучении иностранному языку в вузе МВД России. Формирование этих навыков входит в перечень квалификационных характеристик сотрудника МВД России, которые обозначены в виде профессиональных компетенций. Актуальность данной темы состоит в интегративном подходе при формировании и развитии речевых навыков при с фокусом на иноязычном говорении. Коммуникативное взаимодействие при изучении профессионально ориентированного лексико-грамматического материала включает весь спектр социолингвистических коммуникативных способностей. Будущий сотрудник МВД России приобретает навыки развития ситуации и способы реагирования на нее такими действиями (гибкость и адаптивность), которые дадут наилучший результат для всех вовлеченных в эту ситуацию. Кроме этого, авторы рассматривают сотрудника полиции как надежного коммуниканта, налаживающего контакты с гражданами и обеспечивающего выполнение своих служебных задач.

Ключевые слова: жесткие и мягкие навыки, сотрудник полиции, профессиональная деятельность, вузы МВД России, профессиональная коммуникация.

В последние годы основное внимание при составлении учебных программ в области преподавания языков уделяется формированию, выявлению и дальнейшему развитию мотивов и потребностей обучающихся. Анализ потребностей может быть ориентирован на цели обучающихся, который предусматривает определение языковых навыков или лингвистических знаний, необходимых для того, чтобы адекватно выполнять свои профессиональные функции. Центральный термин «компетентность» определяется не только как знание грамматических правил, и должен быть сформулирован шире, включая весь спектр социолингвистических коммуникативных способностей.

Наша точка зрения заключается в том, что дисциплина «Иностранный язык» в вузе МВД России, направленная на развитие языковых и коммуникативных навыков, должна поощрять как преподавателей, так и обучающихся развивать общее понимание языка как социального феномена. В целом задача преподавателя состоит в том, чтобы принять и внедрить в практику преподавания социолингвистическую модель языка в качестве основы для своих целей и установок.

Соответствующим развитием в области преподавания иностранного языков стал акцент на постановке коммуникативных целей, тем самым переместив его с грамматических или структурных спецификаций на семантические (функциональные и/или концептуальные) или ситуационные.

Многие подходы к построению учебных программ сосредоточены на навыках, но, поскольку термин «навык» используется по-разному в преподавании английского языка, важно уточнить эти способы использования. В коммуникативных исследованиях делается ссылка на менее конкретные языковые навыки, такие как «интеллектуальные навыки» и «навыки мышления». Но даже если мы исключим их, в настоящее время в литературе по преподаванию языков все еще встречаются четыре трактования этого термина:

1. В течение многих лет было принято называть «четыре навыка», имея в виду просто слушание, говорение, чтение и письмо, и, хотя это разделение критиковалось как «поверхностное» и «неадекватное» [1], его использование эффективно сохранилось до недавнего времени в качестве основы для определенных типов учебных программ.

2. Навыки всегда зависят от конкретной ситуации или жанра [2], что отличает их от языковых навыков, и предпочитается термин «деятельность».

3. Еще одно использование «навыков» содержится в компоненте учебной программы «навыки обучения». «Учебные навыки» - это такие виды деятельности, как «составление заметок» или «использование словаря», а также те вспомогательные виды деятельности, которые позволяют учащимся изучать другие предметы эффективнее. Навыки этого типа отличаются, поскольку они не могут рассматриваться как целевые виды деятельности.

4. Окончательное использование термина «навык» и тот, который рассматривается в этой статье, называется языковым [3]. Выбранные навыки вместе с набором микрофункций считаются «стимулирующими факторами» для занятий. Абашкина О. [3, с. 35] приводит в качестве примера случай, когда читатель должен уметь понимать «отношения между частями текста с помощью устройства грамматической связности логических соединителей» (языковой навык), чтобы иметь возможность читать и понимать текст (коммуникативная деятельность).

Необходимо провести дополнительное исследование взаимосвязи между неформально приобретенными языковыми навыками и навыками, которым обучают Несомненно, некоторые навыки могут быть безопасно отвергнуты, другие окажутся полезными этапами в изучении языка для специальных целей, а также в улучшении общения между обучающимися. Это те особенности, которые появились в нашей программе обучения по формированию и развитию универсальных навыков (soft skills):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.