УДК [339.138+004.738.5]:658
Большакова Ю.С., калиева О.м.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
к вопросу об организации интернет-маркетинга
в статье выявлены особенности организации интернет-маркетинга. показана роль и значение Интернета в информационном обществе, выявлены преимущества и недостатки, а также области применения интернет-маркетинга организаций в глобальной сети.
ключевые слова: интернет-маркетинг, электронная коммерция, интернет-магазин, малобюджетные интернет-маркетинговые коммуникации.
Интернет - незаменимый инструмент для получения актуальной маркетинговой информации о происходящих на рынке тенденциях и изменениях. [1] Он неоднократно превышает и органично дополняет в этом отношении другие традиционные средства, такие как телевидение, радио и пресса, а также представляет собой оптимальный способ поиска потенциальных инвесторов и партнеров, в том числе - за рубежом.
Интернет-маркетинг в России имеет свои специфические и уникальные особенности. Это связанно с тем, что развитие интернет-торговли в России значительно отличается от ее развития в Европейских странах. На Западе возникновение бизнеса в сети стало следствием эволюционных процессов, происходящих в устойчивой, «цивилизованной» экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний, внедрении ими систем комплексной автоматизации ключевых бизнес-процессов при параллельном развитии сети Web.
В России же в этот период происходила довольно непростая адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. Все стремления отечественных компаний в большинстве случаев были нацелены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения деятельности предприятия на рынке. В результате, сложившаяся в настоящее время система финансовых и экономических взаимоотношений между российскими предприятиями далека от практики, принятой в развитых странах.
Интернет-маркетинг, по мнению В. Холмогорова - это комплекс специальных методов, позволяющих владельцам корпоративных web-ресурсов продвигать собственный сайт в
Интернете и, раскручивая, таким образом, торговую марку собственной фирмы, извлекать, используя сетевые технологии, дополнительную прибыль. [2]
Интернет-маркетинг также можно определить как концепцию и методологию организации маркетинговой деятельности в среде Интернета, данное понятие приводится в работах Е.А. Петрик. [3]
На наш взгляд, интернет-маркетинг выделяет множество инструментов для воздействия на целевую аудиторию рекламодателя. Среди них можно выделить:
- размещение (индексирование) сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах;
- баннерные сети;
- e-mail маркетинг;
- продвижение при помощи каталогов и поисковых систем;
- размещение рекламы на тематических и посещаемых сайтах;
- обмен ссылками;
- благотворительные, спонсорские программы.
Рисунок 1 иллюстрирует возможности использования ресурсов и инструментов интернет-маркетинга. [4]
Основные области использования интернет-маркетинг как инструмента комплекса маркетинга компании приведены в таблице 1.
На сегодняшний день наблюдается резкое возрастание роли Интернета не только среди обычных пользователей, но и компаний. Интернет становится эффективным средством маркетинговых коммуникаций, обгоняя по степени воздействия на целевую аудиторию прочие средства массовой информации.
Для России самой распространенной моделью электронной коммерции являются
интернет-магазины. Практически все сервисы в российском Интернете, это магазины, которые продают, либо товар, либо услугу, либо информацию. Кроме этого ряд сервисов занимаются продажей ссылок, расположенных в основном тексте, что действует на пользователя не прямолинейно, но все, же при переходе по этой ссылке, он попадает
на сайт интернет-магазин, который предлагает ему большой выбор товаров. Таким образом, почти все в Интернете основывается на торговле и желании продать, вследствие чего с каждым годом на рынке электронной коммерции увеличивается число интернет-магазинов, данные о численности которых, представлены на рисунке 2.
Рисунок 1. Возможности использования интернет-маркетинга в деятельности компаний
Таблица 1. Области использования интернет-маркетинга в организации
Комплекс маркетинга организации Области использования интернет-маркетинг
Товар 1) организация послепродажного обслуживания 2) создание добавленного товара 3) разработка новых товаров (например, виртуальных курсов).
Цена Участие в образовании гибкой системы скидок
Место продажи через Интернет интернет-оплата
Продвижение построение системы продвижения через Интернет рекламные кампании через Интернет интернет-брендинг
Сегментация Выделение целевых сегментов и формирование системы взаимодействия с различными аудиториями
Маркетинговые исследования изучение потребителей изучение конкурентов анализ рынка
Так за последние шесть лет количество интернет-магазинов превысило 35000. Исходя из рисунка 2 можно сделать вывод, что количество интернет-магазинов увеличивается в Рос-сиии быстрыми темпами. [5]
К особенностям российского интернет-маркетинга можно отнести:
- использование в своей деятельности опыта компаний зарубежных стран;
- протяженность территории Российской Федерации и плотность размещения населения;
- низкий уровень доверия к деятельности интернет-магазина;
- активное применение комплекса малобюджетных интернет-маркетинговых коммуникаций.
Своеобразная особенность российского интернет-маркетинга, это подражание западным и американским компаниям. На западе интернет-торговля появилась значительно раньше, в России же интернет-магазины стали появляться только после 2000 года. И на сегодняшний день в странах Запада и США онлайн рынок отлично функционирует, и представляет собой развитую инфраструктуру, чего нельзя сказать о России, где только начинается формирование онлайн рынка. Но чрезмерное подражание Западу и США не всегда приводит к положительным результатам, так как развитие за рубежом происходило совсем по-другому, в другое время, в других условиях, с другими инструментами и методами, с другими покупателями. Поэтому, перед тем как заимствовать опыт с Запада необходимо проанализировать и понять, что именно приведет к успеху, а что наоборот будет этому противодействовать [6].
Следующая особенность российского интернет-маркетинга связана с географическим
местоположением и размещением страны. Интернет магазины в России сегментируют рынок не только по определенным группам пользователей, но и по определенному географическому местоположению. Такое деление необходимо потому что Россия огромная страна, и когда компания организовывает деятельность интернет-магазина необходимо учитывать множество моментов, в том числе географические зоны, часовые пояса, большое число народностей и прочее.
Другая особенность интернет-маркетинга связана с поведением российскими покупателями. Они не спешат приобретать товар в Интернете, так как они не могут самостоятельно ознакомиться с ним, а именно потрогать, померить, пощупать. Более спокойно к этому относится молодежь, которая выросла в эпоху Интернета, но, к сожалению, они еще не платежеспособны. Есть еще одна категория покупателей, которая просто не умеет пользоваться интернет-магазинами, либо вообще компьютерами. Поэтому при создании интернет-магазина, нужно быть готовым, что потребители с начала будут относиться к ним с не доверием, и первоочередная задача данных компаний заключается в стремлении внушить доверие покупателям, посредством отличного представления товара. Интернет-магазин должен быть грамотно выстроен и исправно работать, к каждому товару должно прилагаться подробное описание, несколько фотографий с разных ракурсов, возможно видео и отзывы покупателей.
Можно выделить три крупные группы пользователей Интернета, данные характеризующие предпочтения каждой из групп, представлены в таблице 2.
На рисунке 3 представлена динамика интернет-аудитории активных пользователей
40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2008
2009 2010 2011 2012 2013
Рисунок 2. Число интернет-магазинов в России, шт.
2014
и пользователей, эпизодически посещающих интернет-сайты.
Первая группа пользователей интернет-сети является наиболее многочисленной по количеству ее участников. Активность пользователей данной группы зависит от возрастной категории, причем, чем моложе целевая аудитория, тем выше коэффициент их присутствия в сети Интернет. В возрастных группах наибольшая доля охвата интернет-технологиями наблюдается среди молодежи в возрасте от 12 до 24 лет.
В тоже время одной из ключевых тенденций развития и становления Интернета является интенсивный рост доли пользователей в старших возрастных группах. По данным исследования «Интернет в России», зимой 2013-2014 года доля интернет-пользователей в возрастной группе 35-44 года достигла 57%. Ровно год на-
зад таким был уровень проникновения Интернета в более молодой группе - 25-34 года.
Согласно данным, осенью 2014 года численность интернет-аудитории в возрастной группе от 18-24 лет составила около 12 млн. человек. При этом около 95% молодежи относиться к самой активной интернет-аудитории. Данные пользователи относятся к группе «активные пользователи».
К концу 2014 года проникновение Интернета среди 18-44-летних возрастной аудитории должно достигнуть максимального значения и составит 75-86 %, а численность пользователей в данных возрастных группах приблизится к 22 млн. и 19 млн. человек соответственно.
К самой малочисленной группе относятся пользователи, эпизодически посещающие сеть Интернет. К концу прогнозного периода к интернет-пользователям данной группы можно
Таблица 2. Группы пользователей Интернет
Группа пользователей Характеристика
Активные пользователи Характеризуются как социальные агенты, не ограничивающиеся чтением и обсуждением информации в Интернете. Они, как правило, создают темы для обсуждения, участвуют в форумах, ведут блоги, размещают статьи. В Интернете эта группа проводит около 50 % своего времени.
Пользователи, эпизодически посещающие сеть Интернет; читатели блогов, зрители фильмов Используют Интернет в качестве вспомогательного инструмента при осуществлении основного вида деятельности. Частота посещения сети минимальная. Активность ограничивается общением по интересам, созданием групп в социальных сетях. К общению в Интернете приводит потребность высказать свое мнение, ощущение недостатка традиционных СМИ.
Профессионалы Представители компании, чья трудовая деятельность непосредственно связана с интернет-технологиями: администраторы сайтов, программисты, журналисты интернет-изданий, маркетологи, предприниматели, госслужащие и т.д.
Рисунок 3. Динамика интернет-аудитории по возрастным группам, в процентах
будет отнести три четверти пользователей сети от 45 до 54 лет (34%); в возрастной группе 55 лет и старше доля месячной аудитории составит около 10 %. [7]
Аудитория интернет-групп «профессионалы» является сложно стратифицированной группой, представляя чаще всего конкретные профессиональные страты. Так, Интернет уже продолжительное время является структурообразующим элементом страты предприятий различных сфер деятельности.
Компании, осуществляющие свой бизнес в сети Интернет должны учитывать интересы пользователей каждой из представленных групп.
Следующая особенность заключается в том, что большинство российских и зарубежных компаний сталкиваются с проблемой дефицита бюджета, что является результатом последствий экономических кризисов и большой конкуренции на рынке. Компании начинают активно использовать те инструменты интернет-маркетинга, которые реально применять при небольших затратах. Большая часть мирового бизнеса в настоящее время использует интернет-сети в своих целях. Грамотное применение интернет-маркетинга дает возможность охватывать широкую аудиторию клиентов и выходить на новые рынки. Интернет-маркетинг сочетает в себе два
качества - невысокую стоимость и широкий охват аудитории.
Стремительное развитие маркетинга в сети позволило использовать интернет-маркетинговые малобюджетные инструменты, которые представлены в таблице 3.
Проводя итог, необходимо выделить преимущества и недостатки применения интернет-маркетинга в деятельности российских компаний.
Внедрение и использование глобальной сети значительно сокращает накладные расходы по продвижению товаров и услуг с сохранением требуемой эффективности, резко снижает риск капиталовложений, делая этот риск управляемым. Нужно лишь знать, как осуществить все эти многочисленные тенденции в жизнь и получить из них максимально возможную прибыль. Именно это и является основным предметом интернет-маркетинга.
Являясь масштабной информационной системой, Интернет способствует изменению деятельности фирмы на рынке. Основная отличительная характеристика электронной коммерции заключается в том, что потребитель и производитель являются полноправными участниками коммерческих взаимоотношений. Определение мнения интернет-пользователей о предлагаемом товаре или услуге в современ-
Таблица 3. Малобюджетные интернет-маркетинговые инструменты
Малобюджетные интернет-маркетинговые инструменты Особенности применения
Поисковые системы и каталоги Разработка веб-страниц, с отображением в поисковых системах. Регистрация как минимум в трех каталогах, для привлечения хорошего притока посетителей
Стратегии ссылок Чем больше ссылок на сайт, тем выше трафик посещения
Вирусные стратегии Разработка стратегии, стимулирующей распространять маркетинговое сообщение компании по e-mail за счет его уникальности и креативности
Связи с общественностью Размещение информации о компании в нескольких печатных интернет-изданиях. Организация сетевых конференций и форумов
Рассылка по e-mail Подписка посетителя на бесплатный информационный бюллетень, дискуссионный выпуск или выпуск новостей
Платная реклама Покупка ссылок с оплатой на поисковых системах Google, Yandex, Aport
Социальные сети Осуществление непосредственного контакта с потенциальным клиентом или представителем целевой аудитории
Блоггинг Распространение информации, как уникальное средство публикации
Таблица 4. Преимущества и недостатки применения интернет-маркетинга
Преимущества Недостатки
Наличие расширенной информации о фирме и товаре Недостаточна, развита банковская система
Более широкий ассортимент, чем в обычных магазинах Длительный процесс доставки
Доставка товара на дом Не повсеместное подключение к сети
Более низкие цены Не удобный для пользователя контент сайта
Экономия времени
ных условиях - достаточно не сложная задача. Как следствие, получение и обработка статистической информации не требует больших финансовых и временных затрат, а собранная информация является актуальной и релевантной. Именно это и позволяет производителю гибко ме-
нять свою маркетинговую политику в зависимости от изменяющихся обстоятельств - не только рыночных условий в целом, но и колебаний спроса, поскольку в данном случае маркетолог с высокой степенью достоверности знает причины этих колебаний.
10.12.2014
Список литературы:
1. Котельников, А.А. Интернет-СМИ КНР как фактор формирования общественного мнения в Забайкальском крае : автореф. ... канд. эконом. наук / А. А. Котельников. - Чита, 2011. - 170 с.
2. Большакова, Ю. С. О возможности использования интернет-маркетинга / Ю. С. Большакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. - № 11. С. 104-107.
3. Буреш, О. В. К вопросу о разработке инновационных решений в сфере интернет-маркетинга / О. В. Буреш, О. М. Калиева, Ю. С. Большакова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5, ч. 2 (46-2) - С. 260 - 262.
4. Рекламные технологии // Новые креативные решения от 3М - 2010. - .№ 4. - С.13
5. Большакова Ю.С. Особенности и основные преимущества маркетинга в социальных сетях / Ю.С. Большакова, А.С. Гуляев, М.Н. Евченко // Молодой ученый. 2014. - № 7.1 (66). - Казань : ООО «Издательство Молодой ученый». - С. 306-309.
6. Большакова, Ю.С. Интернет как инструмент маркетинга / Ю. С. Большакова // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 10 (18). - С. 15.
7. Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // corp.fom.ru.
Сведения об авторах:
Калиева Ольга Михайловна, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
Большакова Юлия Сергеевна, ассистент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6505. тел. (3532) 372443, e-mail: [email protected]