Научная статья на тему 'К вопросу об организации интернет-маркетинга'

К вопросу об организации интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / МАЛОБЮДЖЕТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERNET MARKETING / E-COMMERCE / ONLINE STORE / LOW-COST INTERNET-MARKETING COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Юлия Сергеевна, Калиева Ольга Михайловна

В статье выявлены особенности организации интернет-маркетинга. Показана роль и значение Интернета в информационном обществе, выявлены преимущества и недостатки, а также области применения интернет-маркетинга организаций в глобальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT INTERNET MARKETING

The article reveals the peculiarities of the organization of Internet marketing. The role and importance of the Internet in the information society, identified the advantages and disadvantages, and applications of Internet marketing organizations in the global network.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации интернет-маркетинга»

УДК [339.138+004.738.5]:658

Большакова Ю.С., калиева О.м.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]

к вопросу об организации интернет-маркетинга

в статье выявлены особенности организации интернет-маркетинга. показана роль и значение Интернета в информационном обществе, выявлены преимущества и недостатки, а также области применения интернет-маркетинга организаций в глобальной сети.

ключевые слова: интернет-маркетинг, электронная коммерция, интернет-магазин, малобюджетные интернет-маркетинговые коммуникации.

Интернет - незаменимый инструмент для получения актуальной маркетинговой информации о происходящих на рынке тенденциях и изменениях. [1] Он неоднократно превышает и органично дополняет в этом отношении другие традиционные средства, такие как телевидение, радио и пресса, а также представляет собой оптимальный способ поиска потенциальных инвесторов и партнеров, в том числе - за рубежом.

Интернет-маркетинг в России имеет свои специфические и уникальные особенности. Это связанно с тем, что развитие интернет-торговли в России значительно отличается от ее развития в Европейских странах. На Западе возникновение бизнеса в сети стало следствием эволюционных процессов, происходящих в устойчивой, «цивилизованной» экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний, внедрении ими систем комплексной автоматизации ключевых бизнес-процессов при параллельном развитии сети Web.

В России же в этот период происходила довольно непростая адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. Все стремления отечественных компаний в большинстве случаев были нацелены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения деятельности предприятия на рынке. В результате, сложившаяся в настоящее время система финансовых и экономических взаимоотношений между российскими предприятиями далека от практики, принятой в развитых странах.

Интернет-маркетинг, по мнению В. Холмогорова - это комплекс специальных методов, позволяющих владельцам корпоративных web-ресурсов продвигать собственный сайт в

Интернете и, раскручивая, таким образом, торговую марку собственной фирмы, извлекать, используя сетевые технологии, дополнительную прибыль. [2]

Интернет-маркетинг также можно определить как концепцию и методологию организации маркетинговой деятельности в среде Интернета, данное понятие приводится в работах Е.А. Петрик. [3]

На наш взгляд, интернет-маркетинг выделяет множество инструментов для воздействия на целевую аудиторию рекламодателя. Среди них можно выделить:

- размещение (индексирование) сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах;

- баннерные сети;

- e-mail маркетинг;

- продвижение при помощи каталогов и поисковых систем;

- размещение рекламы на тематических и посещаемых сайтах;

- обмен ссылками;

- благотворительные, спонсорские программы.

Рисунок 1 иллюстрирует возможности использования ресурсов и инструментов интернет-маркетинга. [4]

Основные области использования интернет-маркетинг как инструмента комплекса маркетинга компании приведены в таблице 1.

На сегодняшний день наблюдается резкое возрастание роли Интернета не только среди обычных пользователей, но и компаний. Интернет становится эффективным средством маркетинговых коммуникаций, обгоняя по степени воздействия на целевую аудиторию прочие средства массовой информации.

Для России самой распространенной моделью электронной коммерции являются

интернет-магазины. Практически все сервисы в российском Интернете, это магазины, которые продают, либо товар, либо услугу, либо информацию. Кроме этого ряд сервисов занимаются продажей ссылок, расположенных в основном тексте, что действует на пользователя не прямолинейно, но все, же при переходе по этой ссылке, он попадает

на сайт интернет-магазин, который предлагает ему большой выбор товаров. Таким образом, почти все в Интернете основывается на торговле и желании продать, вследствие чего с каждым годом на рынке электронной коммерции увеличивается число интернет-магазинов, данные о численности которых, представлены на рисунке 2.

Рисунок 1. Возможности использования интернет-маркетинга в деятельности компаний

Таблица 1. Области использования интернет-маркетинга в организации

Комплекс маркетинга организации Области использования интернет-маркетинг

Товар 1) организация послепродажного обслуживания 2) создание добавленного товара 3) разработка новых товаров (например, виртуальных курсов).

Цена Участие в образовании гибкой системы скидок

Место продажи через Интернет интернет-оплата

Продвижение построение системы продвижения через Интернет рекламные кампании через Интернет интернет-брендинг

Сегментация Выделение целевых сегментов и формирование системы взаимодействия с различными аудиториями

Маркетинговые исследования изучение потребителей изучение конкурентов анализ рынка

Так за последние шесть лет количество интернет-магазинов превысило 35000. Исходя из рисунка 2 можно сделать вывод, что количество интернет-магазинов увеличивается в Рос-сиии быстрыми темпами. [5]

К особенностям российского интернет-маркетинга можно отнести:

- использование в своей деятельности опыта компаний зарубежных стран;

- протяженность территории Российской Федерации и плотность размещения населения;

- низкий уровень доверия к деятельности интернет-магазина;

- активное применение комплекса малобюджетных интернет-маркетинговых коммуникаций.

Своеобразная особенность российского интернет-маркетинга, это подражание западным и американским компаниям. На западе интернет-торговля появилась значительно раньше, в России же интернет-магазины стали появляться только после 2000 года. И на сегодняшний день в странах Запада и США онлайн рынок отлично функционирует, и представляет собой развитую инфраструктуру, чего нельзя сказать о России, где только начинается формирование онлайн рынка. Но чрезмерное подражание Западу и США не всегда приводит к положительным результатам, так как развитие за рубежом происходило совсем по-другому, в другое время, в других условиях, с другими инструментами и методами, с другими покупателями. Поэтому, перед тем как заимствовать опыт с Запада необходимо проанализировать и понять, что именно приведет к успеху, а что наоборот будет этому противодействовать [6].

Следующая особенность российского интернет-маркетинга связана с географическим

местоположением и размещением страны. Интернет магазины в России сегментируют рынок не только по определенным группам пользователей, но и по определенному географическому местоположению. Такое деление необходимо потому что Россия огромная страна, и когда компания организовывает деятельность интернет-магазина необходимо учитывать множество моментов, в том числе географические зоны, часовые пояса, большое число народностей и прочее.

Другая особенность интернет-маркетинга связана с поведением российскими покупателями. Они не спешат приобретать товар в Интернете, так как они не могут самостоятельно ознакомиться с ним, а именно потрогать, померить, пощупать. Более спокойно к этому относится молодежь, которая выросла в эпоху Интернета, но, к сожалению, они еще не платежеспособны. Есть еще одна категория покупателей, которая просто не умеет пользоваться интернет-магазинами, либо вообще компьютерами. Поэтому при создании интернет-магазина, нужно быть готовым, что потребители с начала будут относиться к ним с не доверием, и первоочередная задача данных компаний заключается в стремлении внушить доверие покупателям, посредством отличного представления товара. Интернет-магазин должен быть грамотно выстроен и исправно работать, к каждому товару должно прилагаться подробное описание, несколько фотографий с разных ракурсов, возможно видео и отзывы покупателей.

Можно выделить три крупные группы пользователей Интернета, данные характеризующие предпочтения каждой из групп, представлены в таблице 2.

На рисунке 3 представлена динамика интернет-аудитории активных пользователей

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

2008

2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 2. Число интернет-магазинов в России, шт.

2014

и пользователей, эпизодически посещающих интернет-сайты.

Первая группа пользователей интернет-сети является наиболее многочисленной по количеству ее участников. Активность пользователей данной группы зависит от возрастной категории, причем, чем моложе целевая аудитория, тем выше коэффициент их присутствия в сети Интернет. В возрастных группах наибольшая доля охвата интернет-технологиями наблюдается среди молодежи в возрасте от 12 до 24 лет.

В тоже время одной из ключевых тенденций развития и становления Интернета является интенсивный рост доли пользователей в старших возрастных группах. По данным исследования «Интернет в России», зимой 2013-2014 года доля интернет-пользователей в возрастной группе 35-44 года достигла 57%. Ровно год на-

зад таким был уровень проникновения Интернета в более молодой группе - 25-34 года.

Согласно данным, осенью 2014 года численность интернет-аудитории в возрастной группе от 18-24 лет составила около 12 млн. человек. При этом около 95% молодежи относиться к самой активной интернет-аудитории. Данные пользователи относятся к группе «активные пользователи».

К концу 2014 года проникновение Интернета среди 18-44-летних возрастной аудитории должно достигнуть максимального значения и составит 75-86 %, а численность пользователей в данных возрастных группах приблизится к 22 млн. и 19 млн. человек соответственно.

К самой малочисленной группе относятся пользователи, эпизодически посещающие сеть Интернет. К концу прогнозного периода к интернет-пользователям данной группы можно

Таблица 2. Группы пользователей Интернет

Группа пользователей Характеристика

Активные пользователи Характеризуются как социальные агенты, не ограничивающиеся чтением и обсуждением информации в Интернете. Они, как правило, создают темы для обсуждения, участвуют в форумах, ведут блоги, размещают статьи. В Интернете эта группа проводит около 50 % своего времени.

Пользователи, эпизодически посещающие сеть Интернет; читатели блогов, зрители фильмов Используют Интернет в качестве вспомогательного инструмента при осуществлении основного вида деятельности. Частота посещения сети минимальная. Активность ограничивается общением по интересам, созданием групп в социальных сетях. К общению в Интернете приводит потребность высказать свое мнение, ощущение недостатка традиционных СМИ.

Профессионалы Представители компании, чья трудовая деятельность непосредственно связана с интернет-технологиями: администраторы сайтов, программисты, журналисты интернет-изданий, маркетологи, предприниматели, госслужащие и т.д.

Рисунок 3. Динамика интернет-аудитории по возрастным группам, в процентах

будет отнести три четверти пользователей сети от 45 до 54 лет (34%); в возрастной группе 55 лет и старше доля месячной аудитории составит около 10 %. [7]

Аудитория интернет-групп «профессионалы» является сложно стратифицированной группой, представляя чаще всего конкретные профессиональные страты. Так, Интернет уже продолжительное время является структурообразующим элементом страты предприятий различных сфер деятельности.

Компании, осуществляющие свой бизнес в сети Интернет должны учитывать интересы пользователей каждой из представленных групп.

Следующая особенность заключается в том, что большинство российских и зарубежных компаний сталкиваются с проблемой дефицита бюджета, что является результатом последствий экономических кризисов и большой конкуренции на рынке. Компании начинают активно использовать те инструменты интернет-маркетинга, которые реально применять при небольших затратах. Большая часть мирового бизнеса в настоящее время использует интернет-сети в своих целях. Грамотное применение интернет-маркетинга дает возможность охватывать широкую аудиторию клиентов и выходить на новые рынки. Интернет-маркетинг сочетает в себе два

качества - невысокую стоимость и широкий охват аудитории.

Стремительное развитие маркетинга в сети позволило использовать интернет-маркетинговые малобюджетные инструменты, которые представлены в таблице 3.

Проводя итог, необходимо выделить преимущества и недостатки применения интернет-маркетинга в деятельности российских компаний.

Внедрение и использование глобальной сети значительно сокращает накладные расходы по продвижению товаров и услуг с сохранением требуемой эффективности, резко снижает риск капиталовложений, делая этот риск управляемым. Нужно лишь знать, как осуществить все эти многочисленные тенденции в жизнь и получить из них максимально возможную прибыль. Именно это и является основным предметом интернет-маркетинга.

Являясь масштабной информационной системой, Интернет способствует изменению деятельности фирмы на рынке. Основная отличительная характеристика электронной коммерции заключается в том, что потребитель и производитель являются полноправными участниками коммерческих взаимоотношений. Определение мнения интернет-пользователей о предлагаемом товаре или услуге в современ-

Таблица 3. Малобюджетные интернет-маркетинговые инструменты

Малобюджетные интернет-маркетинговые инструменты Особенности применения

Поисковые системы и каталоги Разработка веб-страниц, с отображением в поисковых системах. Регистрация как минимум в трех каталогах, для привлечения хорошего притока посетителей

Стратегии ссылок Чем больше ссылок на сайт, тем выше трафик посещения

Вирусные стратегии Разработка стратегии, стимулирующей распространять маркетинговое сообщение компании по e-mail за счет его уникальности и креативности

Связи с общественностью Размещение информации о компании в нескольких печатных интернет-изданиях. Организация сетевых конференций и форумов

Рассылка по e-mail Подписка посетителя на бесплатный информационный бюллетень, дискуссионный выпуск или выпуск новостей

Платная реклама Покупка ссылок с оплатой на поисковых системах Google, Yandex, Aport

Социальные сети Осуществление непосредственного контакта с потенциальным клиентом или представителем целевой аудитории

Блоггинг Распространение информации, как уникальное средство публикации

Таблица 4. Преимущества и недостатки применения интернет-маркетинга

Преимущества Недостатки

Наличие расширенной информации о фирме и товаре Недостаточна, развита банковская система

Более широкий ассортимент, чем в обычных магазинах Длительный процесс доставки

Доставка товара на дом Не повсеместное подключение к сети

Более низкие цены Не удобный для пользователя контент сайта

Экономия времени

ных условиях - достаточно не сложная задача. Как следствие, получение и обработка статистической информации не требует больших финансовых и временных затрат, а собранная информация является актуальной и релевантной. Именно это и позволяет производителю гибко ме-

нять свою маркетинговую политику в зависимости от изменяющихся обстоятельств - не только рыночных условий в целом, но и колебаний спроса, поскольку в данном случае маркетолог с высокой степенью достоверности знает причины этих колебаний.

10.12.2014

Список литературы:

1. Котельников, А.А. Интернет-СМИ КНР как фактор формирования общественного мнения в Забайкальском крае : автореф. ... канд. эконом. наук / А. А. Котельников. - Чита, 2011. - 170 с.

2. Большакова, Ю. С. О возможности использования интернет-маркетинга / Ю. С. Большакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. - № 11. С. 104-107.

3. Буреш, О. В. К вопросу о разработке инновационных решений в сфере интернет-маркетинга / О. В. Буреш, О. М. Калиева, Ю. С. Большакова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5, ч. 2 (46-2) - С. 260 - 262.

4. Рекламные технологии // Новые креативные решения от 3М - 2010. - .№ 4. - С.13

5. Большакова Ю.С. Особенности и основные преимущества маркетинга в социальных сетях / Ю.С. Большакова, А.С. Гуляев, М.Н. Евченко // Молодой ученый. 2014. - № 7.1 (66). - Казань : ООО «Издательство Молодой ученый». - С. 306-309.

6. Большакова, Ю.С. Интернет как инструмент маркетинга / Ю. С. Большакова // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 10 (18). - С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // corp.fom.ru.

Сведения об авторах:

Калиева Ольга Михайловна, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

Большакова Юлия Сергеевна, ассистент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6505. тел. (3532) 372443, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.