8 (17) - 2007
Проблемы развития мегаполиса
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОСКВЕ И НАДЕЛЕНИИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОРОДА
С.И. ЗВЕРЕВ,
руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы
Конституция Российской Федерации закрепляет норму о том, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с Конституцией и со ст. 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ноябре 2002 г. Мосгордумой принят закон города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», который устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в Москве (МСУ), его правовые, территориальные и финансово-правовые основы, государственные гарантии его реализации.
Муниципальное образование имеет свой бюджет. Депутаты выборного органа местного самоуправления (муниципальное Собрание) избираются на муниципальных выборах один раз в четыре года и решают местные вопросы путем принятия нормативных актов. Муниципалитет выполняет функции исполнительно-распорядительного органа, имея в своем распоряжении финансовые средства. Высшим должностным лицом внутригородского муниципального образования является его руководитель. В соответствии с Уставами муниципальных образований он избирается из состава муниципальных депутатов и ответственен за деятельность муниципального Собрания. Ответственность за исполнение переданных государственных полномочий лежит на руководителе муниципалитета.
На сегодняшний день в Москве образовано 125 внутригородских муниципальных образований на территории 123 районов города Москвы. Они не
входят в систему органов государственной власти, это полностью самостоятельные структуры, каждая из которых может принять любое управленческое решение. Позиция города, когда он только приступал к формированию МСУ, заключалась в том, чтобы передать этим структурам вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей внутригородских муниципальных образований, отнесенные к их ведению.
В мае 2006 г., исходя из накопленного опыта, закон города Москвы № 56 был дополнен многими новыми положениями. В новой редакции закона определено, что перечень вопросов местного значения устанавливается только одним законом — законом города Москвы № 56, и этот перечень не может быть изменен никак иначе, кроме как путем внесения изменений и дополнений в этот закон.
В этот перечень законом города дополнительно внесены вопросы рассмотрения жалоб потребителей , консультирование их по вопросам защиты своих прав, содействие осуществлению государственного экологического мониторинга. Также введены нормы о согласовании органами МСУ вносимых управой района предложений в префектуру административного округа по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах, по предоставлению земельных участков для стоянок автотранспорта, по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети. Определен перечень вопросов местного значения по внесению в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложений.
На сегодняшний день муниципалитетам передано в безвозмездное пользование 824 нежилых
- 77
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Проблемы развития мегаполиса
8 (17) - 2007
помещения общей площадью 183,9 тыс. кв. м, 2 600 внутридворовых спортивных площадок с оборудованием общей стоимостью 992 млн руб. Бюджетом города Москвы выделены субвенции местным бюджетам на осуществление переданных полномочий в объеме 1 524 932 тыс. руб. В числе расходных обязательств муниципалитетов в этом направлении — организация и проведение спортивных и досуговых мероприятий, содержание спортивных площадок, помещений муниципальных досуговых учреждений и т. п. При передаче и оформлении в безвозмездное пользование муниципалитетам префектурами, управами районов проведена полная инвентаризация помещений и спортивных площадок, уточнены их адреса и площади.
Органы местного самоуправления приступили к осуществлению переданных полномочий с 1 января 2007 г.. В целом обеспечена преемственность в организации досуговой и спортивной работы по месту жительства. Муниципалитеты в этой работе получают помощь и поддержку со стороны управ районов, соответствующих структур префектур административных округов.
Сейчас под руководством Правительства Москвы территориальные органы исполнительной власти города Москвы активно проводят обучение кадров муниципалитетов, организуют мероприятия для депутатов внутригородских муниципальных образований по обмену опытом, на территории каждого района действуют координационные советы, в которые входят руководители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Действует Совет Ассоциации представителей муниципальных образований — структура, выполняющая роль координирующего органа. Выходят газета и телепрограмма «Имеем право», информация о работе муниципалитетов размещается
на соответствующих сайтах. В Москве регулярно проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий». В городе создана система, позволяющая повышать квалификацию и обмениваться информацией. Планируется создать единую базу данных о направлениях работы с детьми: чтобы каждый мог зайти на сайт и посмотреть, есть ли кружок по интересующему направлению, чтобы дети могли получать как можно больше разнообразных услуг на территории города.
В перспективе МСУ по возрастающей будут передаваться те полномочия государственных органов власти, которые органы местного самоуправления способны выполнять без ущерба для интересов населения, не нарушая системы многоотраслевого городского хозяйства, и при наличии у них для этого соответствующей финансовой и материально-технической базы.
Важно то, что в организации местного самоуправления Москва опирается на положения европейской Хартии местного самоуправления, соблюдает международное право и не имеет правовых замечаний по организации МСУ. А в некоторых вопросах столица в рамках действующего законодательства уже приобрела опыт, даже опережающий опыт зарубежных стран.
Однако жизнь ставит все новые и новые вопросы и их необходимо оперативно решать. В частности, в неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база МСУ, остро ощущается нехватка площадей. На недавнем заседании Правительства Москвы состоялся разговор по этим и другим вопросам. Принят ряд конструктивных решений, даны поручения префектам до конца года исправить положение, изыскать необходимые финансовые ресурсы. Дан мощный импульс работе и настало время, когда эту работу надо выводить на передовые рубежи.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность