Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКЛАДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКЛАДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ / OPTIMIZATION / WAREHOUSE LOGISTICS / RETAIL NETWORK / WAREHOUSE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поволжский Кооперативный Институт (Филиал) Российского Университета Кооперации, Шадченко Наталья Юрьевна

В статье исследуются вопросы, связанные с оптимизацией работы склада розничной торговой сети. На основе анализа типовых логистических проблем предприятий автором даются предложения по повышению эффективности функционирования предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RETAIL TRADE NETWORK WAREHOUSE OPERATION OPTIMIZATION

The article examines issues related to retail trade network warehouse operation optimization. The author gives suggestions for improving enterprise efficiency, based on the analysis of enterprise typical logistics problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКЛАДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ»

^ . _ íi i.SIS^*

КОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.378

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКЛАДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

TO THE QUESTION OF RETAIL TRADE NETWORK WAREHOUSE OPERATION OPTIMIZATION

© Шадченко Наталья Юрьевна

Natalia Yu. Shadchenko кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).

PhD (Economics), associate Professor, associate Professor of Economics and Commodity Research Department, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).

И n.y.shadchenko@ruc.su

*

f

-J

Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с оптимизацией работы склада розничной торговой сети. На основе анализа типовых логистических проблем предприятий автором даются предложения по повышению эффективности функционирования предприятия.

Ключевые слова: оптимизация, складская логистика, розничная торговая сеть, система управления складом.

Abstract. The article examines issues related to retail trade network warehouse operation optimization. The author gives suggestions for improving enterprise efficiency, based on the analysis of enterprise typical logistics problems.

Key words: optimization, warehouse logistics, retail network, warehouse management system.

"\7спех современного управленца сегодня

•У всецело зависит от умения управлять сложной (часто включающей много операций) и ограниченной во времени деятельностью, направленной на создание оригинальной продукции. Организации, действующие в определённой и неопределённой внешней обстановке, будут регулироваться по-разному, с учётом их структуры и типа используемой системы управления. Также важно и то, чтобы структура или система управления организации соответствовала внешней среде, в окружении которой она находится [4, с. 5].

Исследования учёных показывают, что симптомами ошибок управления складскими процессами являются как неэффективное использование оборудования и технических ресурсов, дефицит площадей, высокие затраты на хранение и обработку грузов, так и низкое качество обслуживания клиентов, что, безусловно, влияет на изменение объёмов товарооборота, а также управление складскими процессами.

Эффективное управление цепями поставок, сокращение складских издержек, увеличение оборачиваемости складских запасов, применение технологии «just in time» (англ. «вовремя») позволяет современным предприятиям формировать конкурентные преимущества.

Современный складской комплекс - это сложная многофункциональная система, осуществляющая функции по сортировке, обработке, комплектации, транспортировке и хранению товаров.

Исследование хозяйственной деятельности ряда предприятий г. Саратова позволяют сделать ряд выводов по обозначенной теме.

В розничных торговых сетях в настоящее время работа склада автоматизирована с помощью системы управления складом WMS (Warehouse Management System), которая позволяет существенно сократить время выполнения операций, уменьшить их стоимость, сократить количество ошибок, то есть осуществлять максимально эффективное управление складом [3, с. 105].

■^mi

На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметров всего используемого оборудования и правила работы с ними.

Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров [2]. Система WMS автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада1.

При исследовании складской логистики ряда предприятий г. Саратова обнаружены повторяющиеся недочёты в работе складов:

1. Топология склада. Существующая схема топологии исследуемых складов имеет недочёты в виде наличия рандомно стоящих стеллажей.

2. «Сырая» база данных. Для учёта всех номенклатурных позиций необходимы их физические характеристики, такие как вес, длина, ширина, высота, объём, фотография со всеми идентификационными признаками, по которым стало бы возможно значительно снизить количество ошибок на этапе приёмки товара. На основную массу номенклатурных позиций отсутствуют габариты товара и фотография, эта информация крайне важна для отдела продаж, которые, к примеру, могут производить поиск товара для клиентов в базе данных по каким-либо размерам требуемой детали.

3. Отсутствие полноценного использования принципа ABC при размещении товара. Для ускорения процесса комплектации заказа, в логистике используется инструмент зонирования склада на основании метода АВС. Предполагается, что все товары можно разделить на 3 условные группы по признаку «востребованности». Размещение товара с использованием принципа ABC поможет ускорить процедуру сбора заказов и, следовательно, повысит уровень сервиса в глазах потребителя.

4. Отсутствие практики проведения инвентаризаций. Из-за ошибок в процессе обработки входящего и исходящего материальных потоков фактическое количество товара в наличии зачастую отличается от количества в WMS системе.

5. Отсутствие минимального стандартизированного набора типоразмеров мест хранения. Анализ исследуемого склада показал, что в топологии склада присутствует большое количество разнообразных типоразмеров мест

1 https://logirus.ru.

хранения, то есть это те габаритные показатели ячейки, куда складируется товар.

6. Наличие большого числа разнообразных типоразмеров мест хранения является источником неудобств в работе оператора логистики с WMS системой. Это ведёт к затруднению по её обслуживанию (перемещение, хранение, учёт).

Основываясь на рассмотренных логистических проблемах исследуемых складов, предлагается:

1. На этапе приёмки товаров на склад:

- создать систему идентификации товара. Штрихкодирование товара всех групп. На начальном этапе легче всего это производить на крупногабаритный товар. Так становится возможным обязать поставщиков поставлять промаркированный товар для грамотного и точного учёта на складе посредством WMS;

- назначить ответственного сотрудника за оперативное взвешивание, фотографирование и измерение габаритов товара, и внесение новой информации в базу данных. Это является основой для качественной базы данных, что позволит в дальнейшем производить требуемые аналитические отчёты для более точно учёта товара;

- пересмотреть процедуру возврата товара поставщику. Случается, что в поставке не хватает какой-либо номенклатурной позиции, либо поступило то, чего не должно было быть. А как показывает практика, процентное соотношение таких случаев примерно пятьдесят на пятьдесят и претензионной работы с поставщиками, как таковой не присутствует. Таким образом, необходимо создать возможность оформления претензий поставщику, чтобы избежать недочётов в учёте товара, в частности - вновь пришедших номенклатурных позиций. Это позволит избежать потерь при недопоставленном товаре от поставщика.

2. На этапе размещения товаров на складе предлагается разработать систему автоматического определения места хранения товара в зависимости от его весогабаритов. Для работы системы подразумевается пополнения базы данных на все товары такого параметра как норма укладки. Норма укладки подразумевает под собой сбор данных о вместимости каждой номенклатурной позиции в определённый тип места хранения. Подсчёт необходимо проводить именно по факту, стоя у определённого типа места хранения, потому что существует множество товара, габаритные размеры которых «расплывчаты».

3. На этапе хранения предлагаются следующие оптимизационные действия:

- пересмотр принципов топологии склада с учётом стандартизации мест хранения. Необходимо избавиться от большого количества типов мест хранения, что позволит производить грамотное размещение товара и его точный учёт. Так же это является фундаментом для размещения товара по принципу ABC;

6

Базис. 2020. № 2(8). www.engels.ruc.su/science/basisA

%

sisi®'

- размещение товара на складе по принципу ABC. Сам процесс может занять достаточно длительное время, но в итоге становится возможным сократить количество перемещений сотрудника, занимающегося комплектацией товара, и, как следствие, время самой комплектации, что крайне важно в процессе товародвижения товара;

- проведение плановой инвентаризации. Из-за ошибок в процессе обработки входящего и исходящего потока товаров фактическое количество товаров в наличии может отличаться от количества, зарегистрированного в WMS. Неточность данных об остатках приводит к ошибкам и недогрузу товара. Для решения этой проблемы необходимо пересчитывать запасы товара с целью проверки соответствия учётных данных фактическому количеству товара на складе. Плановую инвентаризацию можно проводить рандомно по минимальным остаткам товара, либо ежегодно полноценно от начала до конца. Также возможен пересчёт с выполнением других складских операций, например, размещения;

- ежегодное проведение оптимизации мест хранения. То есть, анализируя максимальное количество прихода определённого товара, находить возможность его перемещение из коробки большего размера коробку меньшего размера, тем самым будут освобождаться новые места хранения, которые можно использовать для нового товара. В данном случае будет происходить уплотнение склада, вследствие чего становится возможным расширение товарного ассортимента;

- создание бизнес-процесса, который будет нацелен на скорейшую продажу бракованного товара по уценке или неликвидного товара, необходимо создать процедуру, при которой менеджеры магазинов будут иметь возможность видеть в базе данных бракованный товар, его

причины, а также неликвидный товар и продавать их по сниженной цене. Данная процедура позволит сократить складскую площадь хранения, а на сэкономленное место размешать новый товар, который, как говорилось ранее, может поступать в связи с расширением ассортимента;

- выбор метода отбора товара, который позволит не только сократить время комплектации, но и уменьшить количество претензий от клиентов по ошибочным отгрузкам им товара. А так как анализ причин ошибок при отгрузке производит отдельно выделенный для этой работы сотрудник, его рабочее время может быть направлено на другие функциональные обязанности.

4. На этапе отгрузки товаров со склада предлагается предоставлять дополнительные услуги, добавляющие товару ценность, например, сборку комплектов, особую упаковку и маркировку в соответствии с требованиями клиента.

В случае продаж больших партий товаров оптовым покупателям, есть смысл практики процесса кросс-докинга, при котором полученные товары, с участием промежуточной буферной зоны, перемещаются из зоны приёмки в зону отгрузки. Этот процесс позволяет исключить некоторые этапы обработки товара, так как товары не нуждаются в размещении и отборе. Также товары становятся быстрее доступными для отгрузки. Такая практика лучше всего имеет место быть для быстро оборачивающихся товаров в количестве не менее одной паллеты [1, с. 41].

Разработанный план оптимизации работы склада, основывающийся на системном подходе, позволяет применять его не только в исследуемых складах, но также и в других складских комплексах с разными уровнями развития.

Материалы поступили в редакцию 21.10.2020 г.

Библиографический список (References)

1. Баширзаде, Р. Р. Цифровизация логистики - требование времени / Р. Р. Баширзаде, А. В. Пахомова. - Текст : непосредственный // Цифровая революция в логистике: эффекты, конгломераты и точки роста : матер. междунар. научно-практ. конф. - 2018. - С. 40-43.

2. Мочалин, С. М. Управление товарными запасами посредством внедрения автоматизированной системы учёта / С. М. Мочалин, В. А. Шамис. -Текст : электронный // Концепт. - 2016. -№5. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ upravlenie-tovarnymi-zapasami-posredstvom-vnedreniya-avtomatizirovannoy-sistemy-ucheta (дата обращения: 20.10.2020). - elSSN 2304-120X.

3. Пахомова, А. В. Разработка модели оптимизации транспортных затрат предприятия

1. Bashirzade, R. R., Pakhomova, A. V. (2018).

Cifrovizacija logistiki - trebovanie vremeni [Digital revolution in logistics: effects, conglomerates, and growth points: mater. international. scientific and practical conf.]. Cifrovaja revoljucija v logistike: jeffekty, konglomeraty i tochki rosta : mater. mezhdunar. nauchno-prakt. konf. P. 40-43. -elSSN 2304-120X.

2. Mochalin, S. M., Shamis, V. A. (2016).

Upravlenie tovarnymi zapasami posredstvom vnedrenija avtomatizirovannoi sistemy uchjota [Inventory management by implementing an automated accounting system]. Koncept. No 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-tovarnymi-zapasami-posredstvom-vnedreniya-avtomatizirovannoy-sistemy-ucheta (accessed 20 October, 2020). elSSN 2304-120X.

3. Pahomova, A. V., Bashirzade, R. R. (2015). Razrabotka modeli optimizacii transportnyh zatrat

на основе концепции архитектуры интегрированных информационных система (ARIS) / А. В. Пахомова, Р. Р. Баширзаде. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 3 (26).

- С. 104-114.

4. Шадченко, Н. Ю. Особенности управления хозяйствующими субъектами в условиях неопределённости внешней среды / Н. Ю. Шадченко.

- Текст : непосредственный // Базис : науч-но-практ. журнал. - 2017. - № 2 (2). - С. 5-8.

- ISSN 2587-8042.

predprijatija na osnove koncepcii arhitektury integrirovannyh informacionnyh sistema (ARIS) [Development of a model for optimizing transport costs of an enterprise based on the concept of integrated information system architecture (ARIS)]. VestnikPermskogo universiteta. No 3 (26). P. 104114.

4. Shadchenko, N. Ju. (2017). Osobennosti upravlenija hozjajstvujushhimi sub#ektami v uslovijah neopredeljonnosti vneshnej sredy [Features of management of economic entities in the conditions of uncertainty of external environment]. Bazis : nauchno-prakt. zhurnal. No 2 (2). P. 5-8. ISSN 2587-8042.

ПАМЯТНИКИ г. ЭНГЕЛЬСА

КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ «ПОКРОВСКИЙ СТОРОЖЕВОЙ» г. Энгельс, ул. Кондакова

8

Базис. 2020. № 2(8). www.engels.ruc.su/science/basis/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.