Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАПОРНЫХ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА'

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАПОРНЫХ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
напорные пожарные рукава / автомобиль пожарный / отсек пожарной цистерны / пожар / пожарно-техническое вооружение / оперативность пожарно-спасательных подразделений / pressure fire hoses / fire truck / fire tank compartment / fire / fire-technical armament / efficiency of fire and rescue units

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Крисламова О. С.

Рассмотрены вопросы эксплуатации напорных пожарных рукавов при ликвидации пожаров, предложены варианты более рационального использования пространства отсека пожарного автомобиля и внедрения новых разработок российских специалистов по снижению времени укладки напорных пожарных рукавов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Крисламова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF OPTIMIZING THE USE OF PRESSURE FIRE HOSES IN THE ELIMINATION OF FIRE

The issues of operation of pressure fire hoses during the elimination of fires are considered, options for a more rational use of the space of the compartment of a fire truck and the introduction of new developments by Russian specialists to reduce the time of laying pressure fire hoses are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАПОРНЫХ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА»

DOI 10.46566/2541-9285_2022_58_65 614.8.067

Крисламова О. С. студент магистратуры ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Россия, Иваново

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАПОРНЫХ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА

Аннотация: рассмотрены вопросы эксплуатации напорных пожарных рукавов при ликвидации пожаров, предложены варианты более рационального использования пространства отсека пожарного автомобиля и внедрения новых разработок российских специалистов по снижению времени укладки напорных пожарных рукавов.

Ключевые слова: напорные пожарные рукава, автомобиль пожарный, отсек пожарной цистерны, пожар, пожарно-техническое вооружение, оперативность пожарно-спасательных подразделений.

Krislamova O.S. graduate student FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy

GPS EMERCOM of Russia Russia, Ivanovo

ON THE ISSUE OF OPTIMIZING THE USE OF PRESSURE FIRE HOSES IN THE ELIMINATION OF FIRE

Abstract: the issues of operation of pressure fire hoses during the elimination of fires are considered, options for a more rational use of the space of the compartment of a fire truck and the introduction of new developments by Russian specialists to reduce the time of laying pressure fire hoses are proposed.

Keywords: pressure fire hoses, fire truck, fire tank compartment, fire, fire-technical armament, efficiency of fire and rescue units.

Эффективность тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ зависит не только от волевых черт характера сотрудников и работников пожарной охраны, но и от работоспособности, надёжности и долговечности применяемого на пожаре пожарно-технического вооружения.

Установлено, что напорные пожарные рукава используются значительно чаще, чем другие виды пожарного оборудования. А это значит, что они требуют к себе повышенного внимания, которое заключается в техническом обслуживании и ремонте, а также оптимального размещения их в пожарных отсеках автомобилей.

Качественное, добросовестное и своевременное обслуживание пожарных рукавов, это залог обеспеченности пожарно-спасательных частей исправными напорными пожарными рукавами. Данные мероприятия позволят обеспечить боевую готовность и повысить оперативность пожарно-спасательных подразделений при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [1,2,3].

Напорные рукава предназначены для транспортировки огнетушащих веществ под избыточным давлением, могут быть использованы как для комплектации пожарных кранов и переносных мотопомп, так и для передвижной пожарной техники.

Количество и номенклатура пожарного оборудования и инструмента на пожарных автомобилях должны соответствовать табелю положенности [2]. Пожарное оборудование и инструмент, возимые на пожарных автомобилях, размещаются в кабинах водителя и боевого расчета; отсеках кузова и насосном отделении; на крыше пожарного автомобиля; на задней рукавной катушке (где она предусмотрена конструкцией) и в подножных ящиках. Размещение оборудования и инструмента должно удовлетворять ряду требований. Во-первых, часть оборудования необходимо размещать, по возможности, в кабине боевого расчета. Это необходимо для того, чтобы уже при следовании на пожар боевому расчету можно было готовиться к выполнению боевой задачи.

В кабине боевого расчета находятся пожарные стволы, а также рукавные зажимы. В отсеках кузовов уложено все основное пожарное оборудование: пожарные напорные рукава различных диаметров, колонка пожарная, сетка всасывающая, воздушно-пенные стволы, переходные головки, рукавные зажимы и т. д. Все оборудование в отсеках размещено так, чтобы номера боевого расчета при боевом развертывании не затрудняли работу друг друга и выполняли ее в рациональной последовательности.

Из рассмотрения стандартной схемы размещения оборудования следует, что наиболее часто используемое оборудование размещено в отсеках в наиболее доступных зонах. Так, пожарная колонка и всасывающая сетка находятся в нижней части заднего отсека, пожарные стволы и в кабине боевого расчета и т. д. [5].

Все пожарное оборудование должно закрепляться на положенных местах. Крепление должно быть надежным и, вместе с тем, позволять быстрое снятие нужного оборудования. Для крепления используются пружинные зажимы (крепление стволов, ломов и т.д.), зажимами с

накидными замками крепят пожарную колонку, всасывающую сетку и др. Ремнями из тесьмы крепят спасательные веревки, кислородно -изолирующие аппараты, пожарные напорные рукава и т. д.

Пожарные напорные рукава целесообразно размещать в специальных гнездах, стенки которых обивают полимерными материалами. При движении пожарного автомобиля рукав, соприкасаясь с таким материалом, не истирается. Это способствует увеличению срока службы рукавов.

На пожарной автоцистерне АЦ-40 (130) 63А установлены рукавные катушки, они обеспечивают укладку, транспортировку и механизацию выкладки рукавной пожарной линии. На рукавной катушке укладывается 6 прорезиненных рукавов диаметром 66 мм (длина каждого рукава 20 м). Их масса 120 кг. Катушка имеет размеры 1475х1000х825 мм. Ее масса без рукавов 50 кг. При эксплуатации рукавной катушки необходимо: -снимать и устанавливать ее двумя бойцами;

-следить за одновременным срабатыванием механизмов запора, регулируя вылет серьги из кронштейна рамы, добиваться правильного положения их в держателях;

-периодически проверять затяжку болтовых соединений кронштейнов, при необходимости подтягивать их, регулируя положения упоров, обеспечивать плотное прилегание к ним ручек рамы катушек;

-смазывать два раза в год подшипники катушки (смазка 1 -13), оси держателя, защелки и кулачки смазывать маслом ТАп -10 или ТАп-15.

При проведении ТО-1 или ТО-2 необходимо проверять надежность крепления пожарного оборудования во всех отсеках [3,4].

Рисунок. Напорные пожарные рукава в отсеке пожарной цистерны

Скатка (смотка) рукавов является одной из приоритетных и наиболее затратной во временном отношении технологических операций при уборке пожарных напорных рукавов в отсеки пожарно-спасательного автомобиля.

Особенно остра проблема нехватки времени при уборке рукавов у пожарно-спасательных частей с большим количеством выездов.

Российскими специалистами предлагается техническое решение, которое позволяет сократить время уборки пожарных напорных рукавов в скатки. Рассматриваемый образец способствует уменьшению времени сбора ПТВ боевым расчетом после пожара/ЧС и, как следствие, улучшает временные показатели приведения пожарно-спасательного автомобиля в боевую готовность для следующего выезда.

Ими был сделан опытный образец, позволяющий частично механизировать процесс скатки пожарных напорных рукавов, представляющий собой:

- шуруповёрт (18 В);

- вилка для скатки напорных рукавов;

- опора для скатки напорных рукавов.

Геометрические размеры вилки подобраны опытным путем исходя из размеров максимального диаметра пожарного напорного рукава используемого в подразделениях - 77 мм. Также на вилке, изготовленной из титана, в верхней части имеется выточенный шестигранник, который предназначен для установки в патрон шуруповёрта. Нижняя часть вилки вставляется в специальное отверстие опоры для скатки рукавов.

Данное крепление используется на АЦ.

Целесообразность разработки обосновывается несколькими факторами:

-мобильность, малые габариты и небольшая масса;

-простота конструкции и минимальные затраты при изготовлении опытного образца;

-уменьшение времени сбора ПТВ боевым расчетом после пожара, и как следствие повышение оперативной готовности пожарных расчетов пожарно-спасательных частей.

Сокращение времени по приведению пожарного автомобиля в боевую готовность является важным аспектом в работе пожарных подразделений.

Использованные источники:

1.Федеральный Закон РФ № 123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». М.: 2008. 78 с.

2. Приказ МЧС России от 28.03.2014 г. № 142 «О внесении изменений в Приказ МЧС России от 25.07.2006 г. № 425 «Об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года». М.: 2014. 34 с.

3.ГОСТ Р 51049-2008. Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2008 № 409-ст).

4.Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов, М-2007.

5.Учебник «Пожарная техника», Академия ГПС МЧС РФ, М-2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.