статей, участие в работе семинаров конференций: подготовка конспектов выступлений, рефератов; тестирование; выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики, и др.;
формирование умений - решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических работ; лабораторно-практические занятия; подготовка курсовых и дипломных работ; экспериментально-конструкторская работа; выполнение заданий поисково-исследовательского характера: выполнение контрольных работ и другое.
При организации самостоятельной работы студентов преподавателю рекомендуется:
1) не перегружать учащихся творческими заданиями;
2) чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочное время;
3) давать учащимся четкий и полный инструктаж, где отразить:
а) цель задания;
б) условия выполнения;
в) объем;
г) сроки;
д) образец оформления;
4) осуществлять текущий контроль и учет;
5) оценивать, давать рецензию на работу, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы;
6) на первом курсе следует организовать методический семинар, обучая студентов методам и приёмам самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала,
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкое гь изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Стоюшко Н.Ю.
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ
Сфера услуг как особый вид экономической деятельности, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами имеет ряд существенных различий по сравнению с материальным производством.
Во-первых, отличительные особенности сферы услуг обусловлены свойствами услуг, которым по сравнению с товарами характерны неосязаемость, неотделимость от субъекта-пользователя, неспособность к гранению и изменчивость качества производства и потребления.
Приведенные основные характеристики услуг являются определяющими для построения деятельностного процесса предприятий сферы услуг. Другими словами, менеджмент в сфере услуг предполагает акцентирование внимания на таком факторе производства как рабочая сила.
Во-вторых, территориальная организация предприятий сферы услуг не предполагает отдаленности, т.е. разобщенности между источником производства услуг и потребителями. Эта особенность, в свою очередь, возможна для реализации в полной мере не для всех населенных пунктов. Многие территории, Приморского края в том числе, имеют неравные возможности по ряду параметров, например ландшафтно-территориальный комплекс, климатически условия, освоенность территории, демографические характеристики проживающего населения, социально-экономические условия таковых 1 ерриторий. институциональные возможности (ограничения) некоторых населенных пунктов.
В-третьих, услуги, реализуемые на каждой конкретной территории, отличаются по видовому разнообразию и уникальности характеристик. На разнообразие видов услуг, начиная с самых насущных, например услуги медицины, образования, связи и т.п., до изощренных и мало распространенных видов — это некоторые виды деловых услуг, проектные, инноваций и др., влияют
качественные и количественные характеристики территории. Так, например в населенных пунктах с численностью жителей менее 50 тыс. человек, не могут быть реализованы услуги театра; отдаленность населенного пункта (села, поселка, города) от центра (краевого или областного) может сказаться на доступности к современным средствам связи или на возможности к реализации услуг индустрии красоты и развлечений, а также финансовых услуг.
Рынок услуг территории формируется под воздействием факторов, имеющих принципиальные отличия от условий действия на товарном рынке. Производство услуг требует избирательного отношения к ресурсному обеспечению, которое предоставляет конкретная территория, так как сфера услуг имеет жесткую привязку к месту производства.
Учитывая, что современная структура народного хозяйства претерпевает изменения, и сфера услуг оказывает все возрастающую роль в экономике государства, как с позиции формирования внутреннего продукта, так и по социальной значимости таковых отраслей, следует обратить внимание на формирование структуры экономики с учетом особенностей конкретной территории. То есть, если влияние факторов территории таково, что реализация промышленного комплекса на данной местности невозможна, например транспортные издержки и издержки на рабочую силу или экономическая инфраструктура, тогда следует отдать предпочтение развитию предприятий сферы услуг на данной территории. Это может положительно сказаться на имидже населенного пункта, т.е. он примет какой-то конкретный облик, будет определено его явное назначение. Выявление конкурентных преимуществ или наоборот превращение недостатков с одной стороны в достоинства с другой, позволит формировать имидж территории. Это в свою очередь будет способствовать решению вопросов инвестирования и в целом благополучного проживания населения.
Таким образом, территориальный рынок услуг может явиться определяющим фактором развития конкретного города или поселка.
Москаленко Ю.С., Яшманов А.В.
ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ НАХОДИМЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ТЕХНОЛОГИИ DATA MINING НА ПРИМЕРЕ КЛАСТЕРОВ
В интеллектуальных информационных системах знания о проблемной области представлена различными особыми формами информации, как правило, в явном виде. К одной из важнейших категорий знаний относятся эмпирические закономерности — существенны е и постоянно повторяющиеся, неочевидные, практически полезные и доступные интерпретации взаимосвязи информационных единиц, необходимые для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.
В развитие сложившейся классификации, мы относим к эмпирическим закономерностям следующие важные на практике информационные шаблоны: последовательности, ассоциации, кластеры, опорные множества и предикторы. Методы и средства, связанные с поиском этих информационных единиц представлены современной технологией Data Mining (DM). Основные этапы DM - технологии включают в себя свободный поиск (discovery), валидацию, прогностическое моделирование и анализ исключения.
На стадии свободного поиска осуществляется глубинный анализ данных (фактов) с целью нахождения скрытых закономерностей. В процессе валидации выполняется «отсев» неустойчивых, случайных закономерностей, проверка значимости найденных информационных шаблонов. Прогностическое моделирование предназначено для предсказания неизвестных значений (outcome prediction) и прогнозирование развития процессов (forecasting). На последнем этапе анализируются исключения или аномалии, выявленные (deviation defection) в найденных закономерностях. Как правило, в процессе свободного поиска выявляется весьма представительное множество шаблонов, потенциально претендующих на их включение в состав значимых эмпирических закономерностей. На примере кластеров проанализируем как решается проблема валидации традиционными средствами и как альтернативу рассмотрим предлагаемый подход.