Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Профессиональная педагогика»'

К вопросу об определении понятия «Профессиональная педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3732
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PROFESSIONAL PEDAGOGY / GENERAL PEDAGOGY / COMPETENTLY DEVELOPED PERSONALITY / PROFESSIONAL-EDUCATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Н.В.

Осуществлен анализ множества дефиниций профессиональной педагогики, представленных в современной научной и учебной литературе по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the definition of «professional pedagogy»

The analysis of the set of definitions of professional pedagogy, presented in a modern scientific and educational literature on pedagogy.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Профессиональная педагогика»»

3. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ, 2003. — 1438 с.

4. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 // Российская газета. — 2013. 1 ноября. Федеральный выпуск № 6223.

5. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.

6. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Ба-тышева и А.М. Новикова. — М.: Эгвес, 2010. — 456 с.

7. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2005. — 456 с.

8. Романцев Г.М., Вербицкая Н.О. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: материалы науч.-практ. конф. 11—12 апр. 2006 г.: в 3-х ч. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед.ун-т. — 2006. — Ч. 1. — С. 15-19.

9. Фёдоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 330 с.

УДК 37.01

Н.В. Ронжина, канд. филос. наук

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»1

Чем богаче подлежащий определению предмет, т. е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.

Г.В.Ф. Гегель

Сегодня в науке сложилась такая ситуация, когда все чаще в научной (педагогической, психологической, экономической и др.) литературе стало употребляться понятие «профессиональная педагогика» [1]. И так как это понятие было включено в научный лексикон не так давно, то до сих пор отсутствует четкое, единое понимание смысла этого понятия, его определение. Ряд современных авторов делали попытки вывести данное определение, но эти попытки, как правило, осуществлялись исключительно в контексте профессионального образования, профессиональная педагогика определялась как педагогика профессионального образования, и поэтому четкой убедительной дефиниции понятия до сих пор не существует.

Операция определения с точки зрения формальной логики является одной из наиболее важных операций в процессе познания. Она связана с основной проблемой, фиксирующей роль языка как средства коммуникации и познания. Операция определения связана с проблемой формирования предметных значений языка, а вместе с этим и смысловых значений выражений языка. Таким образом, от определений зависит точность нашего мышления. Английский естествоиспытатель XIX в. Д. Гершель отметил, что «нельзя

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России.

внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определения» [2, с. 74]. Поэтому весьма важным представляется сформулировать искомое определение.

Считается, что все научные термины появляются из нескольких источников: либо это заимствование иностранного слова с адаптацией его звучания и полным заимствованием смыслового содержания (такие как business, sociology, management и т. д.), или частичным искажением смысла или заимствованием только одного значения из многих, если слово многозначное (coach, market, lead и др.), либо берется слово из русского языка и его значению (или одному из значений) придается научная строгость [3—12]. В рамках последнего варианта и будет дано определение профессиональной педагогики как науки.

Проблема дефиниции «профессиональная педагогика», обоснование ее как самостоятельной педагогической науки, определение роли и места в системе педагогических наук является сегодня новым и слабо разработанным направлением в науке. Актуальность исследования состоит в том, что обоснование профессиональной педагогики как науки является не только теоретической, но и практической проблемой, поскольку она выступает теоретическим обоснованием профессионально-педагогического образования в стране на современном этапе, а также основанием, методологией для реализации практической образовательной программы — формирования современной компетентно развитой личности.

Обращаясь к недалекой истории, следует отметить, что основоположником современной про-115

фессиональной педагогики в России по праву называют академика С.Я. Батышева, под руководством которого в нашей стране был создан первый учебник по профессиональной педагогике. Он так определял сущность профессиональной педагогики: «Профессиональная педагогика изучает закономерности образования, воспитания, обучения и развития учащегося, разрабатывает принципы обучения, воспитания, информационные и педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений и систему их управления» [6, с. 4].

Определения обретают и антропологическую окраску. В частности, в «Энциклопедии профессионального образования» профессиональная педагогика рассматривается как наука об общих и специфических законах и закономерностях, особенностях, принципах, правилах и условиях образования, обучения, воспитания и формирования личности специалиста-профессионала...» [13, с. 388].

В словаре «Профессионально-педагогические понятия» указывается, что «педагогика профессиональная — отрасль педагогического знания, исследующая цели, средства, условия, возможности профессиональной подготовки молодых людей и закономерности развития и воспитания личности в условиях ее профессионального становления (профессионализации)» [8, с. 325].

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику [5, с. 50].

С некоторыми перечисленными признаками в данных определениях профессиональной педагогики можно согласиться, поскольку в них отражены общие подходы, принципы профессионального образования человека. Хотя некоторые из них вызывают сомнения: эти подходы, принципы и технологии должны быть направлены не на конкретную профессиональную сферу действительности, а они должны быть общими для любой сферы профессиональной действительности.

Авторы данных определений либо сужают предмет исследования профессиональной педагогики, ограничивая его подготовкой рабочего, либо не обозначают его специфики по сравнению с общей педагогикой. А.М. Новиков в этой связи отмечает, что стадию зарождения в рамках общей педагогики профессиональная педагогика уже прошла, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Нередко представители данных точек зрения делают акцент на периоде допрофес-сиональной подготовки учащихся общеобразова-

тельной школы и обучении в системе начального профессионального образования. Как считает автор статьи, предмет профессиональной педагогики как науки в рамках представленных подходов определен не четко.

Профессиональная педагогика изначально зарождалась и эволюционировала как самостоятельная педагогическая наука, поскольку всегда имела отличительные цели и задачи от общей педагогики, выполняя свою миссию, но очевидным это становится только в настоящее время.

Наиболее близко к определению сущности профессиональной педагогики подошел Б.С. Гер-шунский: под педагогикой профессионального образования, или под «профессиональной педагогикой» следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности [7, с. 9]. Несмотря на то что в определении происходит отождествление профессиональной педагогики и педагогики профессионального образования, автор говорит о профессионализации личности в течение жизни, что весьма важно для выявления сущности искомого понятия.

Кроме этого, профессиональная педагогика не может являться частным приложением педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую [9, с. 16]. «Обучающийся: ученик, студент, слушатель, его образовательная деятельность должны стать центральными фигурами педагогики в новых социально-экономических условиях» [7, с. 9], — считает А.М. Новиков.

После обширного приведенного перечня подходов к определению и выявлению сущности профессиональной педагогики можно выявить эволюцию взглядов ученых на эту проблему:

♦ профессиональная педагогика — это наука о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы [6];

♦ профессиональная педагогика — ветвь общей педагогики [1, 4];

♦ профессиональная педагогика — это педагогика профессионального образования [7];

♦ профессиональная педагогика — это наука о профессиональной подготовке человека [8];

♦ профессиональная педагогика имеет антропологическую методологическую основу [9];

♦ профессиональная педагогика — это наука о формировании компетентно развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений [10—12].

Профессиональная педагогика в настоящее время все более приобретает статус самостоятельной педагогической науки, отражающей все аспекты профессионального образования и обучающейся личности в данной системе образования. Она имеет главную цель — разработку теории формирования компетентно развитой личности, обладающей профессиональными, общекультурными и иными компетенциями; формирования личности не только знающей, образованной, но и умеющей трудиться, творить, созидать и развиваться. Поэтому, с одной стороны, профессиональную педагогику можно рассматривать как науку для профессионального образования, а с другой — как практически ориентированную отрасль, направленную на формирование homo habilis XXI века — «человека умелого», homo competentis — «человека компетентного» [12, с. 64].

Поскольку философия выступает основанием науки вообще, то можно попытаться выявить это основание и для профессиональной педагогики, в частности. Используя философские категории, можно сказать, что профессиональная педагогика — это наука, изучающая профессиональное бытие человека в пространстве и времени [10, с. 13]. Профессиональное бытие человека во времени определяет общественную и личностную траекторию профессионального развития, раскрывает содержание, выявляет специфику данного бытия личности в социуме. Если следовать теории антропосоцио-генеза, то данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены конкретным историческим процессом.

Профессиональное бытие человека в пространстве — это система профессионального воспитания и образования, в которой происходит формирование профессиональной компетентности личности. На пересечении этих двух плоскостей находится предмет изучения профессиональной педагогики.

Б.С. Гершунский один из первых ученых в нашей стране сделал попытку философского осмысления профессиональной педагогики как науки. Предмет профессиональной педагогики он определяет следующим образом: «Предмет профессиональной педагогики приобретает двухаспектный, двуединый характер: педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования» [7, с. 15].

Учитывая немногие наработки ученых, педагогов современности в этой области, можно уточнить и сформулировать предмет профессиональной педагогики. С точки зрения философии образования предметом изучения профессиональной педагогики является личность в системе профессио-

нально-образовательных общественных отношений. Профессионально-образовательные общественные отношения предлагается трактовать в философском аспекте — предельно широко — как профессионализацию, включая этап допрофессиональ-ного образования и самообразование.

Основная задача профессиональной педагогики как науки — сформировать вектор направленности профессионального становления личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий всю жизнь индивида, получающего образование [11, с. 239]. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенном смысле практической сферы деятельности.

Цель и задачи профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки не выделялись особым образом в силу того, что общая педагогика считалась некой универсальной педагогической наукой, отвечающей запросам как общего, так и профессионального образования. И весь категориальный аппарат педагогики развивался в рамках общей педагогики, что на сегодняшний день уже недопустимо. Политика страны долгие годы была направлена на развитие обязательного общего образования (что весьма правильно и было объективно необходимо), поэтому большинство научных разработок в сфере образования осуществлялось в рамках общего образования и общей педагогики. Создавалось ложное представление, что общая педагогика может охватить и, по сути, охватывала все уровни образования, что цель, задачи, методы общей педагогики применимы и к профессиональному образованию. Это напоминает аксиому силлогизма в формальной логике: то, что истинно для общего суждения, то истинно и для частного суждения. Сегодня это правило применительно к сущности профессиональной педагогики уже не действует.

Профессиональная педагогика должна рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний, не сводящаяся к узкопрофильной подготовке рабочего или специалиста конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, должны пронизывать всю образовательную систему, систему непрерывного образования. Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его как личности.

Несмотря на имеющиеся в научной литературе определения профессиональной педагогики, они не представляются нам завершенными, поскольку в педагогической науке на сегодняшний день не определен до конца ее научный статус и понятийный аппарат.

С учетом антропологического подхода в анализе профессиональной педагогики можно дать следующее определение: профессиональная педагогика—это универсальная педагогическая наука о законах и закономерностях становления и развития компетентно развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений.

Определяя методологические основы профессиональной педагогики, следует отметить, что это — самостоятельная педагогическая наука, обладающая своим специфическим предметом и методами научного исследования. Предмет профессиональной педагогики определяется как личность в системе профессионально-образовательных общественных отношений. В связи с этим одной из задач профессиональной педагогики видится задача формирования компетентно развитой личности в процессе профессионального образования и самообразования.

Список литературы

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. — 538с.

2. Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. Логика: учебник для студентов юридических вузов. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 288 с.

3. Калабин А.А. Команда как особый вид социальной группы // Теория и практика управления: новые подходы. — М.: ФГУ МГУ, 2004. — Вып. 3. — Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/economics.school. charizma/200411/02175344.html

4. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симонен-ко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

6. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Проф. образование», 1997. — 512 с.

7. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышва и А.М. Новикова. — Изд. 3-е, перер. — М.: Эгвес, 2009. — 456 с.

8. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Оси-пова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.

9. Романцев Г.М., Вербицкая Н.О. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: материалы науч.-практ. конф. (11—12 апр. 2006 г. Екатеринбург): в 3-х ч. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. — Ч. 1. — С. 15-19.

10. Ронжина Н.В. Предмет и методы профессиональной педагогики // Наука — образованию: материалы окружной научно-практической конференции (7-8 декабря 2010 г. Екатеринбург). — Екатеринбург: Раритет, 2010. — Ч. 2. — C. 13-19.

11. Ронжина Н.В. Предмет профессиональной педагогики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 5-6. — Т. 17. — С. 236-239.

12. Ронжина Н.В. Формирование компетентно развитой личности как цель непрерывного профессионального образования // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (19-29 мая 2011 г.): в 2 ч. — Ч. 2. — Екатеринбург: ИРО, 2012. — С. 61-66.

13. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — Т. 2. — 440 с.

УДК 378

A.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

B.В. Багин, канд. техн. наук О.С. Григорьев

Московская финансово-юридическая академия

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в нашей стране становится сегодня одним из ведущих видов образования, приобретая все большее социальное и личностное значение и превращаясь в особую сферу жизнедеятельности человека, расширяющую его возможности, определяющую успешность профессиональной карьеры индивида, поскольку оно определяет фундамент личной независимости, самоуважения, благосо-

стояния, а значит, качество жизни. Оно выступает не просто как образование, дополняющее высшее образование, а как необходимое основному (базовому) образованию, как его предпосылка и условие его развития, его конкурент и его продолжение.

ДПО с позиции человека, включенного в образовательный процесс, является органичной составной частью иерархически организованной системы: непрерывное — высшее — дополнительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.