Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия "наемник"'

К вопросу об определении понятия "наемник" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия "наемник"»

По смыслу ГПК РФ прокурор, имея просьбу гражданина и видя нарушение законности, должен отказать в обжаловании постановления суда первой инстанции, поскольку он не участвовал в рассмотрении дела. Эта позиция законодателя идет в разрез с точкой зрения Верховного Сура РФ, который разъясняет, что прокурор вправе принести апелляционное представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона [3]. Полагаем, что соответствующие изменения должны быть внесены непосредственно в реформирующееся гражданское процессуальное законодательство. В связи с этим представляется, что целесообразно изменить действующее законодательство и установить, что прокурор, при наличии ходатайства лиц, участвующих в деле, может принести апелляционное представление, не зависимо от участия его в суде первой инстанции. Такие изменения, на наш взгляд, будут в большей мере соответствовать целям гражданского судопроизводства.

Вторым условием для возбуждения апелляционного производства, а следовательно, реализацией права на судебную защиту, является наличие объекта обжалования, которые по закону может быть обжалован в апелляционном порядке. В настоящее время в гражданском процессе возможно обжалование решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу (в отличие от ранее действовавшего правила об обжаловании в апелляционном порядке только постановлений мировых судей). Данное положение свидетельствует о расширении возможности пересмотра судебного акта не только с точки зрения закона, но и с точки зрения факта. Полагаем, что данные изменения в полной мере отражают целевые установки гражданского судопроизводства и способствуют их реализации.

Третьим условием реализации права на судебную защиту является соблюдение сроков на обжалование решения суда первой инстанции. Срок на подачу апелляционной жалобы (представления) равен одному месяцу со дня вынесения решения в окончательной форме. Ранее, когда срок на обжалования составлял десять дней, исследователями отмечалась недостаточность данного срока на подачу апелляционной жалобы (Г.А. Жилин) [1]. Столь короткий срок на подачу жалобы приводил к тому, что лица, участвующие в деле изначально подавали предварительную апелляционную жалобу, а затем готовили мотивированную жалобу, что создавало дополнительные трудности и увеличивало загруженность судей необходимостью вынесения дополнительных судебных постановлений (например, рассмотрение жалобы и оставление ее без движения, установление срока на исправление недостатков жалобы и т.п.). В свете ст. 6 Европейской Кон-

венции о защите прав человека и основных свобод разумность срока должна выражаться не только для рассмотрения дел, но и для принесения апелляционной жалобы с тем, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность без спешки подготовить жалобу в вышестоящий суд.

Однако в настоящее время встречаются не совсем одобрительные высказывания относительно увеличения срока на апелляционное обжалование. Например, В.М. Жуйков высказывает мнение о том, что нужно искать разумное решение относительно срока обжалования, которое позволило бы соблюсти баланс интересов всех заинтересованных лиц: с одной стороны, не препятствовало бы быстрому вступлению в законную силу необжалованных решений, а с другой — позволяло бы заинтересованным лицам реально осуществить свое право на судебную защиту [2, с. 23]. Полагаем, что увеличение срока на обжалование не нарушает прав лиц, участвующих в деле, а способствует наиболее полной возможности реализовать право на обжалование судебных актов.

Таким образом, произошедшие реформы гражданского процессуального законодательства в области проверки судебных постановлений расширили возможность реализации права на судебную защиту заинтересованных лиц при проверке судебных актов, не вступивших в законную силу. Тем не менее, еще имеются нерешенные вопросы, и хочется верить, что они в большей степени будут решены проходящим реформированием гражданского процессуального законодательства.

Список литературы:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «АПК и ГПК 2002 года: сравнительный анализ и актуальные проблемы правоприменения» // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 5.

2. Жуйков В.М. Проблемы правового регулирования проверочных производств в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 11.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.

4. Терехова Л.А. О праве суда апелляционной инстанции возвращать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 2.

5. Шерстюк В.М. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции / В кн.: Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. — 672 с.

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «НАЕМНИК»

Звягин Владимир Андреевич

Канд. юрид. наук.

Владивостокский филиал ФГКОУ ВПО ДВЮИМВД России г.Владивосток старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

Елисеева Оксана Анатольевна Канд. юрид. наук.

Владивостокский филиал ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД России г.Владивосток старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

На протяжении всей человеческой истории государства использовали наемников - древние греки в войске Александра Македонского и войсках его противников, викинги на службе Византийских императоров, ландскнехты в Европе в эпоху Средневековья, швейцарские наемники на службе французских королей и Ватикана, европейские наемники в Африке в XX веке, наемники из исламских стран в войнах конца ХХ - начала XXI века и многие другие.

За последние 20-25 лет проблема наемничества встала наиболее остро. Наемники массово принимали участие в вооруженных конфликтах на территории государств бывшего СССР, Югославии, в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии. Особо отметим сообщения об участии наемников в конфликте на Украине в 2014 году[4].

В настоящее время наемничество перешло на новый качественный уровень - частные военные компании. Они существуют в Англии, Франции, США. Вопрос о создании частных военных компаний рассматривается и в России.

Служба иностранных граждан в вооруженных силах других государств не противоречит международной практике. Прохождение военной службы по контракту иностранцами практикуется, например, в Королевстве Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратах, Индии, Франции, Великобритании и США. В России данный подход к комплектованию вооруженных сил не применялся уже несколько столетий, не считая периода Гражданской войны и возможность иностранцам проходить военную службу по контракту в вооруженных силах РФ появилась только с принятием Федерального закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе"[7]. Статья 2 указанного закона предусматривает прохождение военной службы иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Иностранные граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"[10].

Статус военнослужащих - иностранных граждан существенно не отличается от статуса военнослужащих -

граждан РФ за исключением того, что они размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках) и регистрируются по адресам воинских частей.

Прохождение иностранным гражданином военной службы в другом государстве вызывает вопрос - не является ли он по своей сути наемником даже если это разрешено законом?

Несмотря на то, что и в международном и национальном праве большинства стран присутствует уголовная ответственности за наемничество, вызывает вопросы определение понятия - наемник.

Впервые попытка международного закрепления преступности действий наемников в общем виде была предпринята Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. [1] Запрещение наемнической деятельности также нашло отражение в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [2,13]: каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Понятие «наемник» впервые было дано в ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года[3], касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол I), затем оно было фактически продублировано в ст. 1 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников[5]. Кроме этого в российском праве в двух нормативных актах также дается определение понятия «наемник» - в примечании к ст.359 УК РФ. «Наемничество» [12] и в "Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации"[6]. Необходимо обратить внимание на разницу в терминологии, используемой в российских нормативных актах.

Определения, данные в вышеуказанных актах, в основном совпадают, но есть и различия. Их сравнение приведено в таблице.

ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол I). ст. 1 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников Принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года Примечание к ст.359 УК РФ. Наемничество "Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001) (вместе с "Правилами применения норм международного гуманитарного права, касающихся опознавания")

а) специально завербовано на месте или за границей а) специально завербовано на месте или за границей специально завербованные

для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; Ь) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; участвующее в вооруженном конфликте или военных действиях принимающие непосредственное участие в боевых действиях

с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную Ь) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения в целях извлечения личной выгоды.

выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатан-там такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; с) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, они не являются ни гражданами стороны в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем.

е) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; Наемники не входят в состав вооруженных сил воюющих сторон

^ не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. е) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил. не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. и не выполняют официальные обязанности в их составе по поручению государства, не принимающего участия в конфликте

Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственного участия в боевых действиях.

Приведенное сравнения дает возможность рассмотреть значение некоторых терминов вызывающих вопросы по их определению.

Необходимо отметить, что определение, данное в примечании к ст.359 УК РФ самое короткое и содержит наиболее существенные признаки наемника.

Понятие вербовка дается в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"[9] (далее - Постановление): При рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 205.1 УК РФ, под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение лица в совершение одного или нескольких указанных преступлений, например, путем уговоров, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-теле-

коммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в совершение хотя бы одного из указанных преступлений

Несмотря на то, что Постановление рассматривает вопросы преступлений террористической направленности и не затрагивает ст. 359 УК РФ, по нашему мнению, разъяснения данные в Постановлении можно применить и к наемничеству, так как в настоящее время наемники активно используются и при совершении преступлений террористической направленности.

Анализируя данное в Постановлении определение понятия «вербовка» в системном единстве с положениями рассматриваемых нормативных актов можно сделать ряд выводов:

1. вербовка, склонение, или иное вовлечение лица в совершение преступлений - рассматриваются как равнозначные понятия.

2. способы (методы) вербовки могут быть различными - уговоры, убеждение, просьбы, предложения (в том числе и с обещанием вознаграждения), применение физического и психического воздействия, поиск лиц и вовлечение их в совершение преступлений.

В рассматриваемых нами нормативных актах используются такие термины:

- личная выгода;

- материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

- материальное вознаграждение.

Определение материального вознаграждения не вызывает трудностей и является наиболее очевидным признаком наемника в теории, но не на практике. Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.

При определении материального вознаграждения, существенно превышающего вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны возникает вопрос - что понимать под понятием «существенно превышающее вознаграждение»? Критерий носит оценочный характер и доказать его существование сложно или вообще невозможно, так же как и сам факт какого-либо вознаграждения (деньги переводятся на счет в банке, денег при лице вообще нет, обнаруженные денежные средства лицо похитило у гражданского населения). Есть ли необходимость в использовании этого признака? Видимо есть, так как его наличие позволяет использовать как отдельных иностранцев, так и целые подразделения фактически наемников в вооруженных конфликтах на формально законных основаниях. Исходя из этого, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил, ни иностранцы, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации не являются наёмниками, так как хотя они и являются иностранцами, но их вознаграждение соответствует вознаграждению обычных военнослужащих. Кроме этого, вхождение в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте также делает невозможным квалифицировать действия иностранцев как наемничество, хотя в ст. 359 УК РФ такого признака нет. Налицо противоречие между УК РФ и Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" - УК РФ запрещает использовать иностранцев, а ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - разрешает.

При этом необходимо отметить, что отечественный законодатель использует в ст. 359 УК РФ только термин «материальное вознаграждение».

По нашему мнению термин «материальное вознаграждение» следует заменить на более широкий термин -«материальная выгода», так как наемники совершают в процессе своей преступной деятельности и общеуголовные преступления корыстной направленности - кражи, грабежи, разбои, то есть получают выгоду независимо от обещанного вознаграждения. Получение материальной выгоды следует понимать как приобретение лицом объектов гражданских прав в результате деятельности в качестве наемника в процессе военных действий.

В ряде законодательных актов неуголовно-правового содержания содержатся толкования терминов, которыми допустимо пользоваться при анализе норм уголовного права. Понятие "личная выгода" содержится в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2006 N 113

"Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений"[11]. Личная выгода - выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Из этого понятия можно сделать вывод, что наемничество может осуществляться не только по корыстным мотивам, но и по идеологическим, националистическим, расовым, религиозным мотивам.

Мы считаем, что кроме указанных мотивов можно выделить в качестве получения личной выгоды возможность получения лицом гражданства государства, за которое воюет иностранец.

В частности, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"^] предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях.

Рассмотрим следующий признак - не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории.

В эпоху глобализации многие уезжают из своих стран, отказавшись от гражданства по различным причинам, рождаются на территории иностранных государств, получают гражданство этой страны, но при этом не теряют национальную связь со своей исторической Родиной (русские, армяне, арабы). Можно ли считать этих лиц наемниками, если они участвуют в войнах на своей исторической Родине? Формально они являются наемниками, но их мотивация положительная (любовь к Родине, желание защитить своих родных, стремление быть вместе со своим народом в тяжелый период). По нашему мнению, их участие в боевых действиях не является наемничеством при условии соблюдения обычаев и правил ведения войны.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в УК РФ. Необходимо изложить примечание к ст.359 УК РФ «Наемничество» в следующей редакции: «Наемником признается лицо, действующее в целях получения личной или материальной выгоды и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».

В текущий исторический период проблема наемничества встала как никогда остро. Несмотря на запрет в международном и национальном праве на использование наемников, некоторые государства фактически решают свои проблемы с использованием вооруженных формирований состоящих из наемников. Решению этой проблемы могла бы способствовать конкретизация норм, запрещающих наемничество.

Список литературы

1. V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (Заключена в г. Гааге 18.10.1907) Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // ИПС КонсультантПлюс.

URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=INT;n=15811 (дата обращения 20.11.2014)

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declaratio ns/intlaw_principles.shtml (дата обращения 20.11.2014)

3. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года) Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/geneva_civilian. shtml (дата обращения 20.11.2014)

4. Источник: РИА-НОВОСТИ [Электронный ресурс]. // URL: http://ria.ru/radio_brief/20140828/ 1021768859.html (дата обращения 20.11.2014)

5. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (Принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // Сайт оон. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/mercen.shtml (дата обращения 20.11.2014)

6. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001) (вместе с "Правилами применения норм международного гуманитарного права, касающихся опознавания"). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // ИПС КонсультантПлюс. URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP;n=309311. (дата обращения 20.11.2014)

7. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Российская газета. -N 63-64. - 02.04.1998.

8. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Российская газета. - N 100. - 05.06.2002.

9. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 // Российская газета. - N 35. - 17.02.2012.

10. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Российская газета. - N 104. -02.06.1998,

11. Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений: постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 // Российская газета. - N 48. - 10.03.2006.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета - N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

13. Устав ООН 1970 г. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml (дата обращения 20.11.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.