Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волченко А.В.

В научной статье рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с определением понятия корпоративного правоотношения в юридической науке. Рассмотрен ряд подходов к определению данного понятия. Автором сделан обоснованный вывод о том, что корпоративные правоотношения охраняются государством, носят конкретный характер, влекут для своих участников определенные правовые последствия, относятся к гражданско-правовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ»

УДК 347.1

Волченко А.В.,

магистрант 2 курса ЮФ СВФУ им.М.К.Аммосова,

г. Якутск, РФ

Научный руководитель: Ушницкий Р.Р.,

к.ю.н., доцент

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация

В научной статье рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с определением понятия корпоративного правоотношения в юридической науке. Рассмотрен ряд подходов к определению данного понятия. Автором сделан обоснованный вывод о том, что корпоративные правоотношения охраняются государством, носят конкретный характер, влекут для своих участников определенные правовые последствия, относятся к гражданско-правовым.

Ключевые слова

Корпоративное право, корпоративные правоотношения, корпорация, объект правоотношения, гражданское право.

Российское корпоративное право находится в стадии совершенствования, по-прежнему ведутся споры по вопросу роли и места корпоративного права в системе права, в целом.

Определение понятие «корпоративное правоотношение» вызывает значительные споры в научной среде.

В реформированном Гражданском кодексе РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, корпоративные отношения получили легальное закрепление. В ст. 2 ГК РФ корпоративные отношения включены в круг регулируемых гражданским законодательством и определяются как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Таким образом, юридическое закрепление такого понятия как "корпоративные отношения" в отечественном законодательстве произошло относительно недавно. В свою очередь корпорация как субъект корпоративных правоотношений, получила законодательное закрепление при внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году [1].

В нынешней правовой доктрине представлено две узловые концепции в понимании категории правоотношения. В первом случае правоотношение определяется как правовая форма общественного отношения. Под правоотношением понимаются субъективные права и юридические обязанности, представляющие индивидуальные модели поведения субъектов права. Алгоритм выглядит следующим образом: норма права конкретизируется в юридическом отношении, которое затем воздействует на фактическое общественное отношение. Таким образом, правоотношение как sui generis отношения, представляет собой правовую форму общественного отношения. При этом признается самостоятельное существование фактического общественного отношения и соответствующего ему правового отношения [5].

Согласно второму подходу, правоотношение рассматривается как общественное отношение, урегулированное нормами права. Данная точка зрения исходит из существования целостного отношения. В качестве образца подобного подхода можно привести точку зрения Е.Б. Пашуканиса, который полагал, что в материальной действительности правоотношению принадлежит примат над нормой права, характеризующегося единством правовой формы и материального содержания. В результате воздействия норм права на общественные отношения возникает единое правовое отношение.

С учетом того, что корпорация как юридическое лицо является искусственным порождением императивных норм правопорядка", общественные отношения с организациями корпоративного типа могут существовать только в правовой форме. Так, например, в случае принятия решения участником общества с ограниченной ответственностью о выходе из корпорации и подачи соответствующего заявления между обществом и участником возникает отношение по выплате действительной стоимости доли в денежной или в натуральной форме.

Исходя из этого, нами за основу принято определение правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормами права и состоящего во взаимной связи субъективных прав и обязанностей его участников.

Звягинцев М. А. определяет корпоративное правоотношение как вид общественных отношений, складывающихся по поводу организации и деятельности хозяйственных обществ и товариществ, а также определения их правового положения (статуса). В этом определении, к сожалению, не указываются характерные признаки корпоративных хозяйственных обществ, отделяющие их от некорпоративных организаций поэтому оно нам не подходит [2, с.7].

Ломакин Д. В. характеризует корпоративные правоотношения как собирательную категорию, охватывающую два вида правоотношений: правоотношения участия (членства), опосредующие имущественное и неимущественное участие членов корпорации в ее деятельности, и производные от них отношения (зависимые правоотношения) [4].

По мнению Ручкиной Г. Ф., корпоративные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающее в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации [6].

Ушницкий Р. Р. считает, что юридическое лицо, корпорация существует в качестве правового средства, которое существует для опосредованного участия субъектов в гражданском обороте. При этом правовые средства могут существовать лишь в виде правоотношения и таким правоотношением у корпораций выступает именно корпоративное правоотношение [7; 8].

Кашанина Т. В. понимает под корпоративными отношениями «разнообразные отношения внутри корпорации как единого и целостного образования, в котором объединены такие разноплановые категории людей как собственники, управляющие, наемные работники» [3].

Шиткина И. С. в свою очередь отмечает, что корпоративное правоотношение может существовать в двух видах: в качестве внутреннего и внешнего. Внутренние корпоративные правоотношения - это отношения внутри корпорации, складывающиеся между ее участниками, органами управления и пр., урегулированные внутренними нормами. Внешние же отношения - это отношения между корпорацией и различными внешними субъектами, в том числе обеспечивающие ее функционирование как юридического лица корпоративной формы, например, в связи с учреждением корпорации, эмиссией ценных бумаг, наличием аффилированности и, соответственно, требований к раскрытию информации, с реализацией прав государства на участие в акционерном обществе, с приобретением крупных пакетов акций, наконец, с ликвидацией корпорации [9].

Статья 2 Гражданского кодекса РФ определяет, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).

Исходя из указанных определений корпоративные правоотношения:

1) охраняются государством и носят волевой характер, так как в определенной степени выражают волю участников правоотношений, а также волю государства по этому поводу;

2) носят конкретный характер, т.е. представляют собой всегда взаимоотношения кого-то с кем-то, а не абстрактных субъектов;

3) влекут для своих участников определенные правовые последствия. В роли участников

корпоративного правоотношения выступают субъекты корпоративного права, реализующие в результате правоотношения свои правомочия;

4) относятся к гражданско-правовым, что и предопределяет методы регулирования. Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

2. Звягинцев М.Г. Корпоративное право. Учебный минимум. М.: Юриспруденция, 2005.

3. Кашанина Т. В. Корпоративное право. М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. - 899 с.

4. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.

5. Нинциева Т. М. Понятие и элементы корпоративных правоотношений// Евразийский научный журнал. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-i-elementy-korporativnyh-pravootnosheniy-1 (дата обращения: 19.03.2022).

6. Ручкина Г. Ф. Корпоративное право: учебник и практикум для вузов / - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 212 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11005-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 89 - URL: https://urait.ru/bcode/495376/p.89 (дата обращения: 20.03.2022).

7. Ушницкий Р. Р. К вопросу об имущественной или неимущественной природе корпоративного отношения// Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России. М., - 2017. С.24-28.

8. Ушницкий Р. Р. К вопросам о сущности правоотношения, о понятии объекта правоотношения, о "комплексном" правоотношении в методологии цивилистики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Серия "История. Политология. Право". 2017. - № 2. С.32 -38.

9. Шиткина И. С. Корпоративное право: Учебный курс. М., - Статут. - 2019. - 976 с.

© Волченко А.В., 2022

УДК 349

Пролубников И.А.

бакалавр 2 курса Алтайского филиала РАНХиГС,

г. Барнаул, РФ Научный руководитель: Лопухов В.М,

Кандидат технических наук, доцент Алтайского филиала РАНХиГС,

г. Барнаул, РФ

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Автор анализирует тенденции динамику спроса криптовалюты, тенденции ее легализации, отечественный опыт создания и вносит предложения по регулированию криптовалют в России.

Ключевые слова

Цифровой рубль, цифровое право, криптовалюта, BITCOIN, виртуальные валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.