Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Конкурентоспособности предприятия»'

К вопросу об определении понятия «Конкурентоспособности предприятия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Конкурентоспособности предприятия»»

УДК 336.6

Н.С. Евсюнина

Магистрант Направления «финансы и кредит» Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации Алтайский край, г. Барнаул N. Evsunina Master Finance and Credit The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ» To the question of definition "Competitiveness of enterprise"

Аннотация Annotation

В статье проведен анализ исследование существующих в теории и практике экономической науки определения понятия «конкурентоспособность организации» и формирование авторского определения понятия, с целью дальнейшего применения на практике

The article analyzes the current research of definition "The competitiveness of enterprise», which exists in the theory and practice of economics, and the formation of the author's definition, in order to use it in practice.

Ключевые слова Keywords

Конкуренция, конкурентоспособность организации, эффективность, результативность Competition, competitiveness of enterprise, efficiency, effectiveness

Конкурентоспособность предприятия в современных условиях развития экономики страны обычно предопределяет борьбу за долю рынка, в результате чего появляется процесс развития конкуренция субъектов бизнеса.

Следовательно, появляется необходимость активного исследования процесса в направлении устойчивого повышения конкурентоспособности организации или продукции. В связи с этим необходимо изучение теоретического подхода понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность организации».

Проведем обзор отечественных и зарубежных ученых, которые дают широкий спектр основ теорий конкурентоспособности в целом.

"The competitiveness of enterprise" in modern economics usually determines the struggle for market share as a result the process of the development of competiveness of business entities develops.

Therefore, there is need for investigation of sustainable increase of the competitiveness of organization or products. In this connection, it is necessary to study the theoretical approach to the definition of concept "competitiveness" and "competitiveness of enterprise".

We will conduct the review of Russian and foreign scientists who provide a wide range of foundations of the theory of competitiveness in general.

«КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - ЭТО....»

« COMPETITIVENESS»

Обратимся к теории и практике экономической науки и попробуем охарактеризовать понятие «конкурентоспособность» - как многогранное понятие, которое отражает гибкость субъекта по отношению к нему внешних факторов в целом.

На наш взгляд понятие «конкурентоспособность» находит соподчинение к таким понятиям как «эффективность», «результативность» и «гибкость».

Однако, основываясь на проведенном обзорном анализе большинства отечественной и зарубежной литературы, подробно ни где нет конкретного содержания понятия «эффект» с точки зрения философии. В

тесной взаимосвязи понятия «эффект» и «эффективность» может быть обозначена как степень соответствия от начального до промежуточного результата. То есть можно утверждать, что «эффект» это и есть результат, который отражает изменения в пользу одного из противоположного субъекта в экономической системе за определенный промежуток времени.[6, с.87] В связи с этим «эффективность» представляют как оценочную категорию.

Let us turn to the theory and practice of economics and try to describe the concept of "competitiveness" as a multifaceted concept that reflects the flexibility of the subject in relation to the external factors as a whole.

In our opinion, the concept of "competitiveness" finds the subordination to such concepts as "efficiency", "effectiveness" and "flexibility".

However, based on review of Russian and foreign literature, we come to the conclusion that there is no full and exact description of the concept of "effect" from the point of view of philosophy. The concepts "effect" and "efficiency" are closely related and they can mean the degree from starting to intermediate result. So we can conclude that "effect" is the result, which reflects changes in favor of one of the opposite subject in the economic system for a certain period of time. In this regard, "effect" is an estimated category.

Во многих научных исследованиях авторы приходят к одному мнению, что понятия «результат» и «эффект» - едины.[5, с.407] Данные понятия являются однородными и зачастую определены абсолютными величинами. Однако в сравнительном анализе понятийного аппарата «результат» в отличие от «эффекта» является широким понятием и обладает сложным содержанием. При этом допускается и философская точка зрения, что «результат» отвечает за качественный итог процесса в определенном промежутке времени, а «эффект»- это только конкретная часть или форма результата.

Кроме того, при взаимосвязи категорий «результат» и «результативность», между ними можно провести степень соответствия соподчиненных результатов. «Результативность» возможно определить как характеристику способа движения, которая отражает гибкость и вариантность хозяйствующего субъекта во внешней среде.

In many scientific studies, authors come to the same conclusion that the concepts of "results" and "effect" are the same. These concepts are homogeneous and often determine the absolute value. However, in the comparative analysis of the conceptual apparatus "result" is a broader concept than "effect" and it has a complex content. At the same time from philosophical point of view "result" is the quality of process total in a certain period of time, and "effect" is only a specific part or the form of the result.

In addition, we should take into consideration the connection of categories "result" and "effectiveness". "Effectiveness" may be defined as the characteristics of process movement, which reflects the flexibility and variability of an economic entity in the environment.

Следовательно, только при наличии «гибкости» можно демонстрировать способность пользоваться своими внутренними ресурсами и резервами для преодоления неблагоприятных факторов.

Все выше сказанное подтверждается тем фактом, что экономика претерпевает изменения, но все её отрасли и направления остаются конкурентоспособными.

Конкурентоспособность может обеспечить развитие и экономическую эффективность любого предприятия на любом этапе жизненного цикла организации и на любом рынке. При этом достижение конкурентоспособности является главной задачей, которая решается в любой деятельности рыночных отношений.

Therefore, only the existence of "flexibility" can demonstrate the ability to use internal resources and reserves to overcome negative factors.

Everything above mentioned is confirmed by the fact that the economics is changing, but its industry and direction remain competitive.

Competitiveness can provide the development and economic efficiency of any enterprise at any stage of the lifecycle of the organization in any market. At the same time achievement of competitiveness is the main task, which is solved in any activity of market relations.

«КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - ЭТО...»

«COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE»

Актуальность изучения теоретического подхода «конкурентоспособности организации» очень высока. За ускоренным темпом развития внешних отношений на рынке происходит выработка и реализация стратегии, которая могла бы противостоять внешним и внутренним угрозам со стороны конкурентов.

«Конкурентоспособность организации» в первую очередь отличается признаками, которые на прямую зависят от её основных факторов:

• уровня организации;

• уровня используемых технологий;

• оборачиваемость капитала/ресурсов.

Конкурентоспособность определяет наличие средств, технологий, методов управления волей групп людей, которые являются отличительными признаками того, что и определяет само понятие «конкурентоспособности организации».[1, с.53]

Actuality of studying the theoretical approach "competitiveness of enterprise" is very high. For the increasing pace of the development of external relations in the market there is a development and realization of strategies that could withstand external and internal threats from competitors.

"The competitiveness of enterprise" primarily characterized by the features, which are directly dependent on its main factors:

• the level of the organization;

• the level of technologies which are used; •turnover of capital / resources.

Competitiveness determines the availability of resources, technology, methods of controlling of the will of groups of people, all that defines the concept of "competitiveness of enterprise"

Каждый автор предлагает свое собственное видение к понятию «конкурентоспособности организации». По мнению Г.Я. Кипермана, конкурентоспособность организации - это способность противостоять на рынке. П.В. Забелин и Н.К. Моисеева трактуют определение конкурентоспособности организации «как способность приносить предполагаемую прибыль на вложенный капитал в короткий период времени». В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева считают, «что конкурентоспособность организации является способом успеха оперировать на определенном регионе сбыта в данный период времени».[3, с.118] В результате обзорного анализа нами предложено следующее определение к понятию конкурентоспособности организации - это анализ и оценка его возможных преимуществ, готовые противостоять на рынке конкурентной борьбы.

Each author offers his own vision of the concept of "competitiveness of enterprise ". According to G.J. Kiperman, "competitiveness of enterprise" is the ability to withstand market. P.V. Zabelin and NK Moses interpreted "competitiveness of enterprise" as the ability to bring return of the expected of investment in a short period of time." V.E. Khrutsky and I.V. Korneev believe "that the competitiveness of the organization is to operate successfully in a particular region of sales in a given period of time".

As a result of our review, we propose the following definition of "competitiveness of enterprise". It is the analysis and assessment of its possible benefits which are ready to withstand market competition.

Проанализировав представленные определения, можно сделать вывод, что конкурентоспособность организации:

• определяет уровень потенциала организации;

• конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью продукции;

• предприятие, наиболее часто может проходить через изменения зависящих от внутренних и внешних факторов.

After the analyses of the presented definitions, we can conclude:

• the competitiveness of enterpris determine the level of capacity of the organization;

• the company's competitiveness is determined by competitive products;

• enterprise can pass through changes depending on internal and external factors.

Следовательно, конкурентоспособность организации - это главный показатель, характеризующий качество для успешного существования и развития предприятия. Таким образом, при эволюции организаций каждый жизненный цикл предприятия нуждаются в пересмотре теоретических подходов. Постановка данной проблемы позволит организации широко демонстрировать свой накопленный потенциал, на любых жизненных циклах повышая при этом уровень конкурентоспособности.

38

На сегодняшний день в рыночной экономике преобладает ряд факторов, которые способствуют снижению конкурентоспособности предприятия. В настоящее время вопрос о проведении научных исследований, позволяющих открыть методику мониторинга конкурентоспособности предприятия, остаётся актуальным.

Подводя итог конкурентоспособным предприятием можно считать, ту организацию, которая обладает лучшими показателями и параметрами, с помощью которых его можно охарактеризовать - как объект экономической системы.

Consequently, the competitiveness of enterprise is the main index of quality of successful existence and development of the enterprise. Thus, theoretical approaches of each lifecycle of the enterprise need to be revised in process of evolution of organization. Formulation of that problem will enable the organization to demonstrate its widely accumulated potential at any lifecycles, increasing the level of competitiveness.

Nowadays, a number of factors dominate in the market economy; they contribute to reduction of competitiveness of enterprises. Scientific research of competitiveness of enterprises is still relevant.

Summing up, a competitive enterprise is an organization that has the best activities and characteristics by which it can be characterized as the object of the economic system. Список использованной литературы:

1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Интел-Синтез, 1995. - 55 с.

3. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка/ В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. -М.: Финансы и статистика, 2002 - 528 с.

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд.2-е. - М.: Книжный мир, 2004. - 860 с.

5. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

6. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990. - 340 с.

References:

1. Fatkhutdinov R.A. Competitiveness: economics, strategy, management / R.A. Fatkhutdinov. - M .: INFRA-M, 2000. - 312 p.

2. Fatkhutdinov R.A. Management of competitiveness of the goods / R.A. Fatkhutdinov. - M .: Intel-Synthesis, 1995. - 55 p.

3. Khrutsky V.E. Modern marketing: handbook for market research / V.E. Khrutsky,. Korneev I.V. - M .: Finance and Statistics, 2002 - 528 p.

4. Borisov A.B. Big Dictionary of Economics. - M .: Book World, 2004. - 860 p.

5. Porter M., Competitive Advantage: How to achieve great results and make it stable / Per. from English. M .: Harvard Business Review, 2005. - 715 p.

6. Rubin J.B., Shustov V.V. Competition: Realities and Prospects. - M .: Knowledge, 1990. - 340 p.

© Н.С.Евсюнина, 2015 © N. Evsunina, 2015

УДК 338.2

А.А. Киселев

К.п.н., профессор Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет Г. Ярославль, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В настоящее время в отечественной науке управления организациями, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, нет единого подхода к определению сущности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.