К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ» КАК НАУЧНОГО ТЕРМИНА
С. В. Федораев, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Анализируются научные определения понятия «безопасность», обобщаются научные подходы к определению «экономическая безопасность» и дается авторское определение понятия «экономическая безопасность страны».
Ключевые слова: общественная безопасность, экономическая безопасность, национальная экономика, устойчивое и прогрессивное развитие, экономическая безопасность страны
TO A QUESTION ON CONCEPT DEFINITION «ECONOMIC SAFETY OF THE COUNTRY» AS SCIENTIFIC TERM
S. V. Fedorayev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In article scientific definitions of concept «safety» are analyzed, scientific approaches to definition «economic safety» are generalised and author's definition of concept «economic safety of the country» is made.
Key words: public safety, economic safety, the national economy, steady and progressive development, economic safety of the country
Понятие «экономическая безопасность» появилось в лексиконе российских ученых и практиков, работающих в области управления экономикой, на рубеже XIX и XX веков. Оно было заимствовано из иностранной литературы и, по сути, представляет собой синтетическую категорию, образованную на стыке двух научных областей - экономики и политологии. Вероятно, по этой причине до настоящего времени нет единого определения «экономической безопасности», хотя этой проблеме посвящено достаточно много научных публикаций. Зачастую авторы, рассматривая суть этого понятия, дают собственные определения, используя при этом в различных сочетаниях категории экономического суверенитета и независимости, устойчивости и стабильности, экономических интересов и т. д.
Руководствуясь методом дедукции, вначале выясним содержание понятия «безопасность», а затем перейдем к определению «экономической безопасности».
Негативные результаты экономических реформ 90-х вызвали повышенный интерес российских ученых к проблемам экономической безопасности и безопасности в целом. Приведем несколько определений понятия «безопасность», сформулированных российскими исследователями.
В. А. Тамбовцев, исследуя проблему безопасности, дает следующее определение этого понятия: «... безопасностью следует называть такое состояние субъекта, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо качеств субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелики (меньше определенного предела)» [1, с. 45].
Определение «безопасности», чаще всего цитируемое в отечественной экономической литературе, сформулировано коллективом авторов под руководством Е. А. Олейникова в известной работе «Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)». В ней безопасность трактуется как «состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз» [2, с. 10]. При этом в качестве объектов безопасности
последовательно рассматриваются государство, его регион, отдельное предприятие и личность.
По мнению Г. С. Вечканова, «безопасность - это качественная определенность конкретного исторического комплекса (социума), функционирующего в конкретных территории
ях, периодах времени, географических условиях, составными компонентами которого выступают общество, государство, человек» [3, с. 32].
В. К. Сенчагов дает научно обобщенное определение «безопасности», универсальное с точки зрения выбора ее объекта. По его мнению, «безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов» [4, с. 98].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что все рассмотренные определения предполагают выделение в структуре понятия «безопасность» объекта, подвергающегося опасности, и факторов, угрожающих его безопасности. При этом остается нераскрытым необходимый уровень защищенности объекта от угроз.
Исходя из системного подхода к изучению материального мира, любой объект безопасности следует рассматривать в качестве системы, имеющей определенную структуру и состоящей из отдельных элементов, находящихся в определенных связях друг с другом и взаимодействии. Из этого следует, что говорить о какой-либо защищенности объекта безопасности от внутренних и внешних деструктивных факторов можно лишь в том случае, если объект в целом и каждый его элемент в отдельности способны стабильно выполнять все свои функции. Поскольку самой важной для человечества и одновременно самой сложной социально-экономической системой является общественная система, то в качестве основного объекта безопасности необходимо рассматривать общество. При этом под безопасностью, в общем смысле этого понятия, следует подразумевать общественную безопасность, выделяя в ней отдельные элементы в зависимости от содержания конкретной сферы жизнедеятельности.
Таким образом, по нашему мнению, безопасность - это такое состояние общества, при котором гарантируется его устойчивое функционирование и прогрессивное развитие во всех сферах жизнедеятельности в условиях внутренних и внешних по отношению к обществу деструктивных факторов.
Исходя из системности предлагаемого определения, в качестве объекта безопасности может рассматриваться как общество в целом, так и отдельные сферы его жизнедеятельности: политическая, военная, демографическая, экономическая, культурная, научно-техническая, информационная и т. д. При этом признак содержания конкретной деятельности может быть использован для выделения отдельных видов общественной безопасности (рис. 1).
Очевидно, что различные виды общественной безопасности взаимосвязаны и не могут обеспечиваться друг без друга. Для обеспечения, к примеру, военной безопасности необходимо наличие соответствующего научно-технического и экономического потенциала. Демографическая безопасность в определенной степени зависит от реальных доходов населения и, соответственно, от уровня развития экономики. В свою очередь, для обеспечения экономической безопасности необходимо наличие в достаточном количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которые являются производными от предшествующих демографических ситуаций. Аналогичные связи существуют между другими видами безопасности. Вместе с тем, необходимо отметить, что особое место среди всех видов общественной безопасности занимает экономическая безопасность, поскольку она является материальной основой для их обеспечения.
Рис. 1. Виды общественной безопасности по содержанию
Проанализируем существующие научные подходы к рассмотрению общественной жизнедеятельности в сфере экономики как самостоятельного объекта безопасности. Как уже отмечалось, при рассмотрении структуры понятия «безопасность» необходимо выделять в качестве его составляющих наличие объекта, подвергающегося опасности, и наличие факторов, угрожающих безопасности объекта. Кроме того, поскольку процессы, связанные с обеспечением безопасности, по своей сути, являются управленческими, то необходимо также наличие субъекта, обеспечивающего безопасность (рис. 2). При этом обеспечение безопасности одного и того же объекта могут осуществлять разные субъекты, каждый на своем уровне. В этой связи представляется целесообразным вначале выделить уровни обеспечения общественной безопасности, а затем рассмотреть эти уровни применительно к экономической безопасности.
Рис. 2. Схема обеспечения общественной безопасности
Если для выделения частных объектов общественной безопасности следует
использовать признак содержания конкретной сферы жизнедеятельности, то для определения уровней (субъектов) обеспечения безопасности целесообразно взять за основу признак масштабности (рис. 3). Необходимо отметить, что смена уровня обеспечения безопасности вовсе не означает, что изменился сам объект безопасности. В этой связи представляется некорректным использование таких терминов, как «безопасность региона», «безопасность организации» и «безопасность личности». Разумеется, регион, организация, личность - все это элементы, получаемые путем декомпозиции национальной общественной системы, однако уровень их автономии достаточно низок. По сути, они являются субординированными элементами этой системы, поэтому угрозы их безопасности должны учитываться и ликвидироваться (нейтрализоваться) посредством принятия соответствующих решений на общегосударственном уровне.
Уровни обеспечения общественной безопасности
Г
Международный
Национальный
Глобальный Региональный Государственный Региона Частный
Организации Личности
Рис. 3. Уровни обеспечения общественной безопасности
Учитывая указанное обстоятельство, в зависимости от масштабов распространения, следует различать три вида общественной безопасности:
- международную глобальную безопасность, которая охватывает весь мир в целом и оказывает влияние на обеспечение безопасности на нижестоящих уровнях;
- международную региональную безопасность, в рамках которой обеспечиваются интересы групп государств (например, стран Европейского союза или стран Союза Независимых Государств);
- национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами одной страны.
Аналогичным образом следует проводить декомпозицию экономической
безопасности (рис. 4) с той лишь разницей, что в условиях глобализации мировой экономики выделение в ней международных региональных составляющих в качестве отдельных объектов безопасности является нецелесообразным, а экономические интересы отдельных граждан и организаций должны учитываться на уровне регионов и государства в целом.
Инструменты обеспечения международной экономической безопасности относятся к области международного права. В их основе лежит соблюдение следующих принципов:
- равноправия государств вне зависимости от их политического строя;
- свободы выбора пути развития и форм организации национальной экономики;
- суверенитета государств над их природными ресурсами и экономическим потенциалом;
взаимовыгодного экономического сотрудничества между государствами;
- создания льготных условий в отношении экономики менее развитых стран со стороны мирового сообщества государств;
- мирного урегулирования экономических споров между отдельными странами. Реализация этих принципов выполняется через заключение двусторонних и
многосторонних международных договоров, создание международных государственных организаций с целью обеспечения экономической безопасности стран - членов этих организаций.
Учитывая тему данной статьи, не будем более подробно раскрывать понятие «международная экономическая безопасность» и перейдем к рассмотрению «экономической безопасности страны».
Рис. 4. Виды и уровни обеспечения экономической безопасности
В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ [5], отсутствует конкретное определение экономической безопасности, но указана цель стратегии государства в этой сфере -«обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».
Формальное отсутствие решения вопроса об определении понятия «экономическая безопасность» на законодательном уровне усугубляется различиями в трактовке этого понятия в научной литературе. Нельзя сказать, что научные определения экономической безопасности противоречат цели, указанной в государственной стратегии, но все-таки сильно отличаются друг от друга.
По мнению О. А. Белькова, экономическая безопасность - это качественно определенное состояние экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить либо развивать в прогрессирующих масштабах [6, с. 92].
Анализируя макроаспекты экономической безопасности, коллектив авторов - Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазаренко - предлагает понимать под этим термином уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов [7, с. 26].
Академик Л. И. Абалкин считает, что «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично,
эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [8, с. 5].
Детальное, системное определение экономической безопасности дают екатеринбургские ученые. По их мнению, экономическая безопасность - это «способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия угроз, своевременно ликвидируя, ослабляя или компенсируя их, не допуская их чрезмерного накопления, преодолевать возникающие неблагоприятные внешние воздействия, обеспечивать устойчивость положения системы и ее субъектов» [9, с. 15].
В своей совместной работе Ю. И. Владимиров и А. С. Павлов, рассматривая внешнеэкономический аспект экономической безопасности, полагают, что она является важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России [10, с. 61].
Одно из наиболее полных определений экономической безопасности, часто цитируемое в российской литературе, сформулировал С. Ю. Глазьев: «Безопасность экономическая - состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [11, с. 3].
В. С. Загашвили в своем определении экономической безопасности усиливает акцент на объективных внешних условиях, влияющих на функционирование национальной хозяйственной системы на современном этапе развития мировой экономики. По его мнению, «национальная экономическая безопасность - это состояние национального хозяйства, обеспечивающее осуществление экономического суверенитета, увеличение экономической силы и повышение качества жизни в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости и в геоэкономической структуре, понимаемой как пространственно-силовая структура мирового хозяйства» [12, с. 50].
Перечень различных определений экономической безопасности в российской научной литературе может быть продолжен, но как показывает проведенный анализ этих определений, все они сформулированы на основе четырех ключевых понятий:
- «интересы» (национальные, государственные, общественные, личности);
- «независимость» (национальной экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне);
- «конкурентоспособность» (национальной экономики);
- «устойчивость» (национальной экономики, социально-экономического развития).
Давая определение экономической безопасности, авторы строят синтетические конструкции, используя указанные понятия в различных сочетаниях, и пренебрегают тем обстоятельством, что они не всегда могут быть поставлены в один ряд равнозначных результатов экономической политики. Например, конкурентоспособность экономики вряд ли может рассматриваться в качестве самостоятельного результата обеспечения экономической безопасности. В современных условиях это скорее фактор, влияющий на независимость национальной экономики и возможность ее устойчивого развития.
Построение определения экономической безопасности на основе понятия «интересы» заранее провоцирует конфликтную ситуацию, в которой представители «либерального» течения в экономической науке будут настаивать на приоритете экономических интересов отдельной личности, а сторонники государственного регулирования экономики - на приоритете интересов государства. На самом деле, по
нашему мнению, важнее всего интересы общества в целом, но единство взглядов в понимании этих интересов в обозримой перспективе вряд ли будет достигнуто.
Использование в качестве основы для определения экономической безопасности термина «независимость» также вызывает сильные сомнения. В условиях глобализации мировой экономики и международного разделения труда независимость национальной экономики по отдельным направлениям хозяйственной деятельности является весьма условным, а для некоторых стран - невозможным.
В результате, из указанного перечня базовых понятий остается только одно, которое может рассматриваться в качестве объективного признака наличия экономической безопасности страны, - это устойчивое и прогрессивное развитие национальной экономики. Оно в равной степени отвечает и интересам отдельной личности, и интересам государства в целом. А независимость или зависимость национальной экономики от внешних рынков, национальной экономической политики от влияния со стороны других государств, уровень конкурентоспособности национальной экономики - это лишь факторы, которые способствуют или препятствуют ее устойчивому и прогрессивному развитию. Управление этими и другими факторами экономической безопасности относится к сфере деятельности государственных институтов и осуществляется в условиях внутренних и внешних по отношению к национальной экономике воздействий. Однако указывать в определении экономической безопасности страны наиболее важные деструктивные факторы не имеет смысла, так как с течением времени их вес и перечень может измениться, а само ее определение по этой причине станет некорректным.
Таким образом, по нашему мнению, экономическая безопасность страны - это такое состояние национальной экономики, которое гарантированно обеспечивает ее дальнейшее устойчивое и прогрессивное развитие в условиях внутренних и внешних по отношению к национальной экономике деструктивных факторов.
Достоинством данного определения является его универсальность. В нем не содержится каких-либо условий или ограничений, характерных только для России или какой-либо другой страны. Следовательно, это определение может быть использовано для построения единой концепции экономической безопасности страны.
Литература
1. Тамбовцев В. Л. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 45-53.
2. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учеб.-практ. пособ. / В. И. Видяпин [и др.] / под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез»,1997. - 278 с.
3. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.
4. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. - С. 98-101.
5. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (основные положения) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2117.
6. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. - 1994. - № 3. - С. 91-94.
7. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазаренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 25-44.
8. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.
9. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / С. С. Набойченко [и др.]. - Екатеринбург, 2003. -447 с.
10. Владимиров Ю. И., Павлов А. С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность. - 1994. - № 3. - С. 60-65.
11. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 3 -16.
12. Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. - М.: Юристъ, 1997. -
240 с.