Научная статья на тему 'К вопросу об определении объекта и субъекта социального конфликта'

К вопросу об определении объекта и субъекта социального конфликта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении объекта и субъекта социального конфликта»

его к полному без эмоциональному воспоминанию. Память о первичном же раздражителе распространяется на другие, и может привести к нестабильности психоэмоционального состояния организма.

Сама по себе образная память - это процесс сохранения, воспоминания и воспроизведения разных ранее воспринятых мозгом явлений и предметов. Совместно с воображением, они имеют между собой прямую и очень тесную связь, ведь представляя что-либо, мы обращаемся к своему уже имеющемуся пережитому опыту посредством его образного воспроизведения из нашей памяти.

УДК 159.9

Полуэктова С.В. (МГЭИ, Москва, Россия) firefly_27@mail.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Poluektova S.V. (MHEI, Moscow, Russia)

THE EXPERIENCE OF USING METHOD OF EMOTION-IMADE THERAPY IN PEDAGOGIC PRACTICE

В современных условиях развития общества происходит реформирование всех сфер жизни и деятельности человека, в том числе, актуальной становится и модернизация традиционной формы системы образования. Изменение стратегии и тактики образовательного процесса, переход к инновационным методам обучения обусловлены отказом от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры, что, в свою очередь, отражается и на целях обучения и воспитания, и на его мотивах, и на формах и методах преподавания, и на роли педагога в образовательном процессе.

В настоящий момент ведущим направлением образования являются идеи, принципы вариативного образования (А.Г.Асмолов) как «расширения возможностей развития личности, обеспечивающих компетентный выбор человека, его самоопределения». Гуманитаризация образования и развитие личности в процессе обучения - вот главная цель современного образования.

В педагогической теории и практике широко внедряется компетентностный подход, который ориентирован на фаси-литирующее обучение и воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию. «Компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных знаниях, умениях (компетенциях) и навыках, а также, его ценностях и склонностях. Все активнее используется в педагогике практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей обучающихся получать знания на основании собственного опыта «переживания» посредством рефлексии.

Применение медитативных упражнений метода эмоционально-образной терапии Н.Д.Линде в процессе обучения студентов психологов можно рассматривать и как форму эмоционально-значимого общения и как предмет эмоционального познания. Чувства и эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле.

Опыт экспериментального обучения показал, что предметом учебной деятельности могут стать не только понятия, но и образные выражения эмоциональных переживаний, которые, в свою очередь, активно стимулируют познавательную и творческую деятельность студентов. Следовательно, переживание как форма познания позволяет обучающемуся с помощью преподавателя «породить» будущий предмет обучения в его символической форме и быть мотивированным для его последующего интеллектуально-действенного изучения.

Уникальность метода ЭОТ заключается в том, что он соответствует всем современным принципам педагогики. Представленная модель личностно-центрированного обучения вносит новое содержание в категорию «переживание» как форму познания, общения и деятельности, позволяя создавать учебные ситуации, в которых чувства и интеллект могут развиваться при освоении студентами сложных дисциплин естественно и гармонично. Личностный опыт обучающегося, его ожидания, реакции на поведение преподавателя, убежденность в собственной ценности, психологическая атмосфера педагогического взаимодействия являются важнейшими компонентами воспитательно-образовательного процесса, цель которого - активизация творческого потенциала развития личности во всех сферах.

Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

УДК 159.9

Садкова А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия)

alla_fedorkina@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

SadkovaA.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PROBLEM OF DEFINICION THE OBJECT AND SUBJECT OF SOCIAL CONFLICT

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут "поделить" что-то между собой. Этим "что-то", из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самыми различными: материальными или духовными ценностями в виде собственности, власти, ресурсов, статуса, идеи и т.д.

Ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, можно определить как объект конфликта.

При этом следует различать понятия "объект" и "предмет" конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.

Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая виртуальные идеалы и идеи. Предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта -противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.

Объект конфликта не существует сам по себе, безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить. Но и в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по поводу них конфликта не возникает. Он возникает тогда, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения.

УДК 616.89

Самсонова К.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) kristina_samsonova_00@mail.ru

НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ

Samsonova K.A. (RANEPA, Moscow, Russia) EATING DISORDERS AND EMOTIONAL REGULATION

В современном обществе постепенно меняется характер пищевого поведения человека. Вместе с тем растет число его нарушений. На сегодня только нервной анорексией страдает 1% девушек в возрасте от 15 до 24 лет, и эта цифра постояно увеличивается (Крылов В.И.). Данная ситуация требует изучения основных факторов, обуславливающих возникновение и протекание этих расстройств.

Нарушения пищевого поведения в литературе описывают в основном в виде устойчивых синдромов: нервная анорексия, нервная булимия, «binge eating disorder». Также упоминаются более частые, «стертые» и неявные формы расстройств: эмо-циогенное переедание, экстернальное пищевое поведение, неврогенная рвота и т.д. (Коркина М.В., Цивилько М.А.)

Многие исследователи подчеркивают тесную связь пищевого поведения и эмоций. Так при нервной булимии и ано-рексии часто обнаруживают сопутствующие эмоциональные

нарушения: депрессию, навязчивые страхи и тревожность. Также этим больным присущи устойчивые эмоциональные черты: низкая стрессоустойчивость, уязвимость по отношению к фрустрации, ожидание негативных чувств, сложности с внешней эмоциональной экспрессией при выражении агрессивных чувств. А также склонность к хроническому переживанию вины и стыда (Rootsgel T., Lindenl V.).

На уровне межличностных отношений клиницисты отмечают у этой группы высокий уровень критики в семье, а также «эмоциональную зависимость» от значимого другого как ведущий паттерн отношений (Крылов В.И.).

Когнитивная сфера характеризуется такими феноменами, как «негативный атрибутивный стиль» - обобщенная, внутренняя и некорректируемая оценка событий, а также «низкая когнитивная дифференцированность» - ограниченная репертуарная решетка мыслительных категорий и значений (Дорожевец А.Н.).

На уровне телесной чувствительности у этой группы лиц обнаруживаются черты «алекситимии» - снижение телесной чувствительности и навыков интрацепции (Ogden J., Wardle J.).

В литературе также доказано, что само пищевое поведение выполняет регулирующие функции по отношению к эмоциям.

Например, результаты экспериментов показывают, что количество съеденной человеком пищи растет в условиях стресса. Употребление пищи также растет при переживании тревоги, скуки и печали (Cooper M. J.).

Эта функция пищевого поведения обозначается как «редукция эмоционального напряжения». По поводу объяснения механизма реализации данной функции есть несколько конкурирующих теорий.

Физиологическая теория утверждает, что пищевое поведение влияет на эмоциональные состояния, чисто биохимически воздействуя на нервные центры: лимбическую систему, гипоталамус и т.д. (Чурилов Л.П.)

Когнитивная теория предлагает в качестве объяснения «теорию избегания» или «ухода» («escape theory»), когда прием или отказ от пищи служит способом переключения внимания от актуальной проблемы (Hetherington M.M.).

Теория привязанности утверждает, что снятие эмоционального напряжения происходит за счет символического «возвращения» или регресса на более раннюю стадию развития и обретения человеком там временного «ресурсного состояния» (Ardovini C.).

В психоаналитических теориях предполагается, что пищевое поведение может символически замещать собой другие человеческие потребности: сексуальную и агрессивную (Александер Ф.).

Представители отечественной психосоматики считают, что формирование и закрепление за пищевым поведением новых «культурных» значений и функций происходит в рамках отношений со значимым взрослым. Например, мать может воспринимать любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребенка как чувство голода, что в дальнейшем может приводить к нарушениям пищевого поведения (Тхо-стов А.Ш.).

Это понимание генеза функций пищевого поведения кажется перспективным и способным интегрировать отдельные описанные феномены эмоциональной регуляции при нарушениях пищевого поведения в общую непротиворечивую картину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.