Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ GR-СТРАТЕГИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ GR-СТРАТЕГИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
категория / GR / стратегия / экологическая модель / инверсия сред / «матрешка стратегий» / category / GR / strategy / ecological model / inversion of environments / "matryoshka of strategies"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыдов П.М.

в статье дается определение категории GR-активности, исходя из результатов научных изысканий А.А. Дегтярева, М.Д. Бондарева и А.С. Тетерюка. Основной целью работы является методологическое определение категории «GR-стратегия». Основываясь на трудах профессора О.С. Виханского совершается попытка дать определение наиболее распространённой («экологической) модели стратегирования в компании, ее внутренний и внешней сферы, а также выявить место GR-стратегии в указанных сферах. В результате исследования данного вопроса формируется вывод о том, что в процессе формирования отдельной GR-стратегии и ее инкорпорирование в общекорпоративную стратегию происходит инверсия «эндогенной» и «экзогенной» сред, а также о том, что сама по себе GR-стратегия формируется по принципу «матрешки стратегий», который был достаточно подробно описан в научных публикациях А.А. Дегтярева [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF DEFINING THE CATEGORY OF GR-STRATEGY

the article defines the category of GR activity based on the results of scientific research by A.A. Degtyarev, M.D. Bondarev and A.S. Teteryuk. The main purpose of the work is the methodological definition of the "GR-strategy" category. Based on the works of Professor O.S. Vikhansky, an attempt is made to define the most common ("ecological") model of strategizing in a company, its internal and external spheres, as well as to identify the place of GR strategy in these areas. As a result of the study of this issue, a conclusion is formed that in the process of forming a separate GR strategy and its incorporation into a general corporate strategy, an inversion of "endogenous" and "exogenous" environments occurs, as well as that the GR strategy itself is formed according to the principle of "matryoshka strategies", which has been described in sufficient detail in scientific publications by A.A. Degtyarev [3].

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ GR-СТРАТЕГИЯ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Давыдов П.М.

аспирант Факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ GR-СТРАТЕГИЯ

Аннотация: в статье дается определение категории GR-активности, исходя из результатов научных изысканий А.А. Дегтярева, М.Д. Бондарева и А.С. Тетерюка. Основной целью работы является методологическое определение категории «GR-стратегия». Основываясь на трудах профессора О.С. Виханского совершается попытка дать определение наиболее распространённой («экологической) модели стратегирования в компании, ее внутренний и внешней сферы, а также выявить место GR-стратегии в указанных сферах. В результате исследования данного вопроса формируется вывод о том, что в процессе формирования отдельной GR-стратегии и ее инкорпорирование в общекорпоративную стратегию происходит инверсия «эндогенной» и «экзогенной» сред, а также о том, что сама по себе GR-стратегия формируется по принципу «матрешки стратегий», который был достаточно подробно описан в научных публикациях А.А. Дегтярева [2].

Ключевые слова: категория, GR, стратегия, экологическая модель, инверсия сред, «матрешка стратегий»

В настоящее время вопрос развития взаимоотношений делового сообщества с государством приобрел особое значение. Усложнившаяся геополитическая и макроэкономическая ситуация, санкционное давление со стороны недружественных государств, нарушение сложившихся логистических цепочек и ряд ограничений, установленных государством, заставили российские и иностранные компании, осуществляющие хозяйственную деятельность в России, по-новому взглянуть на степень значимости взаимодействия с государственным аппаратом. Взаимодействие с государством позволяет компаниям влиять на принятие решений, продвигать собственные интересы через принятие необходимых законов и нормативных правовых актов и тем самым формировать деловой климат в стране. Возможность взаимодействия частного бизнеса с государством также обеспечивает доступ к различным государственным финансовым и инвестиционным программам.

В этой связи GR-службы компаний стали играть особо важную роль в этом процессе. Они занимаются представлением интересов внутренних стейкхолдеров при диалоге с государственными органами. GR-службы фокусируются на анализе законопроектов и мониторинге регуляторной политики и оказывают влияние на разработку законов и нормативных актов.

Учитывая не спадающую актуальность вопроса взаимоотношений бизнес-сообщества с государством, основной целью данной статьи является методологическое определение такой категории, как GR-стратегия.

Современный GR-менеджмент, согласно научным исследованиям А.А, Дегтярева, М.Д. Бондарева и А.С. Тетерюка можно описать как вид законного политического управления, включающий в себя стратегию, тактику, формы и методы поведения негосударственных организаций в политическом и государственном контексте, а также способы оказания давления на центры принятия и реализации государственных, законодательных и административных решений [4, с. 63-93].

Само определение категории «стратегия» было хорошо сформулировано деканом Высшей школы бизнеса МГУ Олегом Самуиловичем Виханским. В его представлении «Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление

развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [1, с. 151].

Существует множество методологических подходов к определению категории «GR-стратегия» компании. В рамках проводимого исследования рассмотрении одной из самых широко распространённых моделей - «Экологической». Данная модель предполагает выделение 2 сред-сфер - «эндогенной» и «экзогенной» (внутренней и внешней, соответственно).

В каждой из данной сфер можно выделить свои «подсферы», в частности, эндогенная среда включает в себя сферу производственных подразделений, органов управления, экономическую сферу, в том время как экзогенная среда включает в себя социально-экономическую и политико-правовую среды. Именно из внешней среды, по утверждению О.С. Виханского, компании получают ресурсы для существования. Внешняя среда должна быть изучена руководством компании, т.к. она содержит все риски и возможности, которые компания должна учитывать при определении своих целей. Основная задача при составлении GR-стратегии состоит в том, чтобы суметь обеспечить выживание компании на рынке в долгосрочной перспективе [1, с. 20].

Затем, как пишет Дж.Б. Куинн об иерархическом делении стратегии в компаниях в своей книге «Стратегии перемен», необходимо определить общее дерево стратегии компании и место GR-стратегии в этом дереве. Корпоративная стратегия делится по принципу иерархии: от общекорпоративной стратегии до стратегии дивизионов и бизнес-единиц. Однако в такой перспективе, когда каждая иерархия имеет свою собственную стратегию, важно понять, как формируется тактика. То, что считается тактикой в общей корпоративной стратегии, будет считаться стратегией для каждого отдельного структурного подразделения компании. Это связано с тем, что для каждого отдела эти действия являются решающими, ориентированными на достижение цели и определяющими успех отдела в целом. Поэтому тактические решения часто принимаются на более низких организационных уровнях [4, с. 222].

Таким образом, GR-стратегия является частью общей корпоративной стратегии и представляет собой долгосрочное структурное развитие и модели поведения общественных организаций, связана с их экономическими и политическими целями, направлена на оказание влияния на органы государственной власти с целью создания благоприятных условий для функционирования организации. Завершающим этапом процесса является появление интеграционной стратегии предприятия. Это означает сочетание и интеграцию экономической (рыночной) и социально-политической (нерыночной) стратегий предприятия [3, с. 63-93].

Необходимо установить взаимосвязь между «внешними» и «внутренними» стратегиями предприятия. Наиболее важной является общекорпоративная стратегия деятельности предприятия, которая призвана определить весь процесс корпоративного развития, объем прибыли и долю рынка, контролируемую предприятием. Следующим уровнем корпоративной деятельности является оперативно-тактический уровень, на котором располагается тактика предприятия. Далее следует функционально-отраслевой уровень предприятия. Здесь происходит переход (инверсия) от экономической («эндогенной») к политической («экзогенной») среде и состоит из двух подуровней: GR-стратегии предприятия (определение целей предприятия в нерыночной среде) и GR-тактики. Функциональный уровень предприятия уже не связан непосредственно с производственной деятельностью, а выводит предприятие в нерыночную среду его деятельности и превращает его в неполитического актора, занимающегося политической деятельностью. GR-стратегия кампании является самым низкими уровнем, на котором происходит определение цели отдельных политических кампаний в рамках конкретного проекта лоббистской кампании.

ГЛАВНЫЙ вывод статьи.

В итоге комплексного изучения вопроса методологического определения категории GR-стратегии можно сделать вывод о том, что в целом GR-стратегирование в компаниях происходит по модели «матрешки стратегий», которая состоит из общекорпоративного, функционального и организационного уровней и каждый из данных уровней включен в более крупный уровень. Данная модель была хорошо представлена российским ученым и экспертом в области корпоративного управления А.А. Дегтяревым [2. с. 348-367].

Литература:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. - 151 с.

2. Дегтярёв А.А. «Свой среди чужих»: GR-менеджмент как политическое управление в арсенале «неполитических» агентов// Вестник РУДН. Серия: Политология, 2023. № 2. С. 348-367.

3. Дегтярёв А.А., БондаревМ.Д., Тетерюк А.С. Учёт взаимосвязи циклической динамики «внешней» и «внутренней» среды работы бизнес-организаций в современном GR-менеджменте// Вестник МГИМО, 2018. № 1(58). С. 63-93.

4. Quinn J.B. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Richard D. Irwin, Inc., 1980. - 222 р.

References:

1. Vihanskii O.S. Strategicheskoe upravlenie: Uchebnik. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Gardarika, 1998. - 151 s.

2. Degtjarjov A.A. «Svoj sredi chuzhih»: GR-menedzhment kak politicheskoe upravlenie v arsenale «nepoliticheskih» agentov// Vestnik RUDN. Serija: Politologija, 2023. № 2. S. 348-367.

3. Degtjarjov A.A., Bondarev M.D., Teterjuk A.S. Uchjot vzaimosvjazi ciklicheskoj dinamiki «vneshnej» i «vnutrennej» sredy raboty biznes-organizacij v sovremennom GR-menedzhmente// Vestnik MGIMO, 2018. № 1(58). S. 63-93.

4. Quinn J.B. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Richard D. Irwin, Inc., 1980. - 222 r.

TO THE ISSUE OF DEFINING THE CATEGORY OF GR-STRATEGY

Davydov P.M.

Postgraduate student of the Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

Abstract: the article defines the category of GR activity based on the results of scientific research by A.A. Degtyarev, M.D. Bondarev and A.S. Teteryuk. The main purpose of the work is the methodological definition of the "GR-strategy" category. Based on the works of Professor O.S. Vikhansky, an attempt is made to define the most common ("ecological") model of strategizing in a company, its internal and external spheres, as well as to identify the place of GR strategy in these areas. As a result of the study of this issue, a conclusion is formed that in the process of forming a separate GR strategy and its incorporation into a general corporate strategy, an inversion of "endogenous" and "exogenous" environments occurs, as well as that the GR strategy itself is formed according to the principle of "matryoshka strategies", which has been described in sufficient detail in scientific publications by A.A. Degtyarev [3].

Keywords: category, GR, strategy, ecological model, inversion of environments, "matryoshka of strategies"

Для цитирования: Давыдов П.М. К вопросу об определении категории GR-стратегия// Архонт, 2024. № 1(40). С. 132-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.