УДК 159.92
К ВОПРОСУ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Е. С. Гольдшмидт
TO THE QUESTION ABOUT INDIVIDUAL DEVELOPMENTS PERSONS OF THE PERSON FROM THE POSITION OF THE THEORY OF FUNCTIONAL SYSTEMS
E. S. Goldschmidt
В статье рассматривается процесс формирования личности как чередование периодов формирования потребностных циклов (ПЦ), являющихся психическими органами взаимодействия со средой. Каждый такой цикл описывается как психическая функциональная система (ПФС) с определенной последовательностью блоков. Каждая ПФС формирует определенную направленность и базируется на предыдущей. Онтогенез личности направлен в сторону трансценденции сознания, формирования ноосферного мировоззрения и постоянного расширения возможностей.
In article process offormation of the person as alternation of the periods offormation requirements cycles, being mental bodies of interaction with Wednesday is considered. Each such cycle is described as mental functional system with certain sequence of blocks. Everyone mental functional system forms a certain orientation and is based on the previous. Individual development to the person it is directed aside transcendentals consciousnesses, formations noosphere’s mind and constant expansion of possibilities.
Ключевые слова: функциональная система, психический орган, потребностный цикл, иерархичность, периодизация онтогенеза личности кризисы развития.
Keywords: functional system, mental body, requirements cycles, hierarchy, a periodization individual development persons development crises.
Список сокращений:
ФС - функциональная система,
ПФС - психическая функциональная система, ПО - психический орган,
ПЦ - потребностный цикл.
Проблема развития личности, личностного роста в современном мире обретает все большую актуальность в связи с усилением действия двух групп факторов. В первую группу входят проблемы, связанные с обострением экологической обстановки -загрязнение среды, внедрение чужеродных (биохимически, генетически, информационно) агентов в среду обитания (экологический стресс); деформация экономической среды и рост социальнопсихологической напряженности (стресс социальный); разрушение идеологической системы, увеличение количества разнообразных угроз, т. е. фактор кризиса среды обитания.
Во вторую группу входят факторы, действующие изнутри личности и часто не осознаваемые, в первую очередь, - разрушение традиционного национального жизненного уклада, деградация нравственности. Деформируется (разрушается) основной канал передачи культурно-генетической, идеологической и даже профессиональной информации, формирующей направленность и целостность развития личности, преемственность поколений. Все это приводит к нарастанию количества вызовов, угроз, кризисов во всех сферах бытия и влечет резкий рост количества психологических стрессов и их последствий. При этом наблюдаются признаки массовых задержек развития личности и даже ее деградации. Такая ситуация провоцирует личностную дезадап-
тацию и психосоматические патологии, эпидемию депрессий и тотальную фармакозависимость населения.
В такой ситуации основной центр внимания психологии и родственных наук должен быть перенесен с изучения и управления процессами развития конкретных личностных, индивидных качеств человека, «адаптирующих» его к среде, на сам процесс развития, онтогенез личности, на процесс личностного роста, самоактуализации, самореализации, ин-дивидуации, овладения жизнетворчеством. Важнейшими характеристиками хода онтогенеза личности являются:
1) структура системы формирующихся отношений,
2) направленность этих отношений,
3) этапы их развития.
1. Структура системы взаимоотношений человека со средой
Взаимоотношения человека со средой, с Миром, его функционирование может быть охарактеризовано с позиции целостности, предполагающей системность, а функционирующая система описывается, в первую очередь, своей структурой. Структуру функциональной системы (ФС) изучает теория ФС школы П. К. Анохина и его последователей [3; 18; 21; 30; 31]. Сходный подход реализуется представителями школы Б. Г. Ананьева [1]. Основой структуры ФС является последовательность функциональных актов (органов), реализующих деятельность, направленную на удовлетворение доминирующей потребности (рис. 1).
Рис. 1. Структура функциональной системы по П. К. Анохину [3]
На данной схеме представлены в основном блоки обработки информации и отсутствует очевидная связь между блоками результата действия и удовлетворением потребности. Более законченный, целостный вид схема приобретает в варианте, представленном на рисунке 2.
Можно утверждать, что любая деятельность, любое поведение, любые психические процессы и
состояния являются этапами, элементами какой-либо циклической ФС, ее квантами [30]. Переход от физиологического описания ФС к психологическому реализуется с помощью концепции доминанты и психического органа, т. е. психической функциональной системы - ПФС [31]. Один из вариантов описания ПФС, разработанный М. Вороновым, представлен на рисунке 3 [7].
Рис. 2. Упрощенная модель цикла удовлетворения потребностей по С. Четвертакову, [35]
Рис. 3. Универсальная схема последовательности реакций на препятствие к удовлетворению потребностей по М. Воронову, [7]
На схеме, составленной с использование метафор на основе китайской натурфилософской системы «у-син» (пять первоэлементов, отражающих ар-хетипические формы взаимоотношений в природе), представлены основные этапы полного цикла реализации потребности в ее субъективном, эмоциональном аспекте. Цикл начинается с элемента Земля, который символизирует структуру, дефекты которой порождают чувство тревоги и активизируют по-
требности, формирующие мотивы. Элемент Земля активизирует (созидает, см. рисунок 4) элемент Металл, который отражает активацию памяти, ориентировку в пространстве, ожидание. Далее активизируется элемент Вода, символизирующий интеллект, эмоциональную оценку ситуации, страх принятия решения. Затем - Дерево, сиволизирующее деятельность, агрессию, актуализацию проблем. В ходе успешного разрешения проблемы и достижения цели
активизируется стихия Огня, чему соответствует развитие, экспансия, продуктивная деятельность и радость победы. Каждый первоэлемент (стихия), согласно китайской натурфилософской традиции, про-
является в функциях определенной группы органов, в эмоциональных состояниях, в работе сенсорных систем и т. д. (таблица 1).
Таблица 1
Проекция первоэлементов (стихий) китайской натурфилософии на организм и психику человека
Пять первоэлементов Пять групп органов Пять каналов восприятия Пять эмоций Пять фаз потреб-ностного цикла
Дерево Печень Зрение Гнев Преодоление
Огонь Сердце, тонкий кишечник Вкус Радость Достижение
Земля Селезенка, поджелудочная железа, желудок Ощущение Сосредото- чение Мотивация
Металл Легкие, толстый кишечник Обоняние Печаль Ориентировка
Вода Почки, мочевой пузырь Слух Страх Планирование
3«млл
Рис. 4. Стандартная схема взаимосвязей пяти первоэлементов (стихий) китайской натурфилософии у-син: 1-созидающие связи, стимулирующие связи;
2 - тормозящие, угнетающие; 3 - антисозидающие; 4 - деструктивные, патогенные
Наличие большого количества прямых и обратных, положительных и отрицательных связей в схеме позволяет формализовать структуру ФС, эффективно проводить диагностику и управлять процессами, но этот вопрос выходит за пределы избранной темы.
Сравнение схем на рисунках 1 - 2 и 3 - 4, во-первых, выявляет их принципиальное сходство и, во-вторых, обнаруживает особенности подходов к проблеме. Так, например П. В. Анохин и его последователи, большое внимание уделяют нервнопсихическому аппарату принятия решений (рис. 1), что «усиливает» в схеме блоки, соответствующие в китайской традиции стихиям: Металлу, Воде и Дереву, тогда как блок, соответствующий Огню совершенно не представлен. В схеме С. Четвертакова (рис. 3), наоборот, не представлен блок, соответствующий Воде.
Дальнейшим развитием концепции ФС является подход Д. В. Колесова, применившего понятие «по-
требностный цикл» (ПЦ). В минимальной «комплектации» элементарный ПЦ состоит из генератора возбуждения (блок потребностей), исполнительной системы и рецептора (модели) потребного результата. В ходе онтогенеза происходит «наращивание» дополнительных контуров, формирующих все более сложные ПЦ, отражающие различные стадии, этапы онтогенеза. Происходит разворачивание системы с большим числом циклов, колец обратной связи [14]. Каждый новый ПЦ включает как элемент старые ПЦ в виде подциклов (рис. 6).
Практически тождественна по структуре представленным выше системам концепция инстинкта, применительно к человеку. Среди психологов нет единого мнения, единой позиции в отношении инстинктов человека, но нам представляется весьма продуктивным подход, идущий от психоаналитической школы - концепция судьбоанализа Л. Сонди [6], концепция архетипов и коллективного бессознательного К.Юнга [24], а также работы этологов
(В. Р. Дольник, [12]) и психологов (К. Обуховский, [20]; С. Л. Рубинштейн, [23]; М. Люшер, [17];
В. Гарбузов, [8] и др.) прямо или косвенно допускающих, а иногда и постулирующих инстинктивную природу влечений человека. Если предлагаемые различными авторами определения инстинкта слегка трансформировать, смещая акценты на процесс, то схему реализации инстинкта у человека можно описать следующим образом: «потребность - моти-
вация - ориентировка - деятельность - оценка результата - удовлетворение потребности».
Таким образом, вырисовывается общий план целостной деятельности любого вида, представляющей собой ФС, в интерпретации психологов -ПФС, психический орган (ПО). Конкретная структура ПО определяется ее системообразующим фактором - целью, а ее внутренние особенности - направленностью индивидуума и достигнутой стадией психического развития.
Рис. 5. Соотношение различных потребностных циклов (Д. В. Колесов, [14]):
1 - гедонистический цикл (ядро); 2 - эмоциональный; 3 - волевой; 4 - нравственный
2. Направленность индивидуума
Взаимоотношения личности со средой могут анализироваться как минимум с двух различных позиций - как форма интенциональности, реализующаяся через систему потребностей - мотивов - ценностей или как форма, система взаимоотношений с Миром, реализующаяся с помощью различных структур, циклов и подциклов ПЦ в ходе деятельности. В данной работе феномен интенциональности не рассматривается, а все внимание уделяется проблеме ФС - ПО - ПЦ. В концепции Д. В. Колесова рассматривается четыре типа ПЦ: гедонистический, эмоциональный, волевой и нравственный, образующие иерархию уровней организации поведения [14] (рис. 5). Подобные же подходы представлены Р. К. Уилсоном [33], К. Уилбером [32], Н. А. Государевым [11] и другими авторами (таблица 2).
Каждый ПЦ в ходе своего формирования - разворачивания проявляется как особый тип характера, особое мировозрение, особая система ценностей. Одним из наиболее коротких, эволюционно и онтогенетически ранних является гедонистический цикл (рис. 5), реализующий упрощенную (неразвитую) ФС: «потребность - рефлекторная, автоматизированная деятельность - чувство удовлетворения -удовлетворение потребности». В традиции психо-
анализа такой тип поведения (характера) называется оральным, в концепции Р. Уилсона - биовыжива-тельным, у Н. А. Государева - это «потребностный» человек. На этом уровне человек склонен действовать согласно принципу удовольствия («после меня хоть потоп»). В концепции А. Н. Леонтьева этому уровню соответствует сенсорная психика [16], а у В. Гарбузова — инстинкт эгофилии (эгоизма) [8]. Нейрологический субстрат - стволовые структуры, активность подкорковых и корковых структур не-дифференцирована [25]. Тип ролевого поведения -младенческий.
Более сложное поведение реализуется при формировании следующего по уровню сложности -эмоционального ПЦ (анальный, эмоциональнотерриториальный контур регуляции, эмоциональный человек, перцептивная психика, доминантный инстинкт). Активация данного ПЦ проявляется в силовом типе решения проблем — это бойцы, эгоисты (начинает формироваться Эго), они мстительны, демагогичны. Основой для принятия решений являются эмоции, основной нейрологический субстрат -лимбическая система и правое полушарие коры мозга, преимущественно дорсальные отделы. Ролевое поведение — детское.
Таблица 2
Сводная таблица иерархии контуров регуляции поведения (по В. Ф. Сазонову, [25], модифицировано)
№ По Р. Уилсону [33] По Д. В. Колесову [14] По З. Фрейду [25] По К. Г. Юнгу [25] Суть контура [25] Нейрологический субстрат [25]
1 Оральный био-выживательный Гедонисти- ческий Оральный Ощущение, вос- Существование, прожива- Ствол мозга
приятие ние, гомеостаз
2 Анальный эмоционально территориальный Эмоциональный Анальный Эмоции, чувства Животная борьба, социальность, не-вербальность Лимбическая система, правое полушарие
3 Времясвязы-вающий семантический Волевой Латентное Эго Мышле- ние Речь, Сознание Левое полушарие, вторая сигнальная система
4 Моральный социо-половой Нравственный Генитальный, СуперЭго — Воспроизводство, Любовь Левое полушарие, взаимосвязь с правым
5 Холистический нейросомати- ческий Интуиция Единство души и тела, Йога, Вера, Оптимизм "
6 Коллективный — — Архетипы Мистический опыт —
7 Метапрограм- мирование — — Ноосфера, Высший Разум Мудрость, отсутствие устойчивого Эго Лобные доли коры, гамма-ритм, интеграция мозга
8 Нелокальный квантовый — — Бог, Дао, Абсолют Недеяние Интеграция тела
Третий уровень регуляции поведения — волевой, интеллектуально ориентированный, «целевой» человек, реализующийся через времясвязывающий семантический контур. Интеллект такого человека позволяет ему формировать сложную картину Мира и преследовать далеко идущие цели. В концепции
А. Н. Леонтьева это интеллектуальная психика. Базируется данный уровень на второй сигнальной системе с преобладанием активности левого полушария у правшей. На данном уровне уже достаточно развито высшее Эго, преобладает исследовательский инстинкт, стремление к поиску, творчеству.
На четвертом уровне регуляции поведения доминируют нравственные механизмы, генитально-социополовой контур, ориентированный на социальные нормы и ценности и использующий витальные потребности (точнее, - соответствующую энергию - либидо) для реализации социальных потребностей (сублимация). Если предыдущие ПЦ (контуры) служат преимущественно для удовлетворения биологических потребностей, то данный ПЦ ориентирован в основном на удовлетворение социальных потребностей по классификации П. В. Симонова [27]. На данном уровне уже возможно формирование полноценной личности с выраженным альтруистическим инстинктом. Нейрологический субстрат (фокус активации) - фронтальные и центральные зоны коры мозга, доминирование левого полушария с установлением развитых связей с правым.
Следующий, пятый уровень оперирует целостными, холистическими картинами Мироздания, в которое естественным образом включен сам человек и его тело (холистический нейросоматический контур). В наибольшей степени он развит у представителей восточных или близких к ним традиций типа йоги, у-шу у шаманов и т. п. Этому уровню может соответствовать инстинкт свободы (В. Гарбузов, [8]. Ведущими в данном случае становятся идеальные
ценности, ведущим механизмом организации деятельности - интуиция, а видимым результатом -здоровье (отсутствие признаков старения).
Шестой уровень представлен коллективным нейрогенетическим контуром, основным проявлением активности которого является феномен синхро-нистичности, возможность общения на невербальном уровне (и не только с людьми...). Людей с таким уровнем развития до последнего времени было сравнительно мало, но сейчас они обнаруживаются все чаще не только среди «обычных» экстрасенсов, но и среди детей - таких, как дети «индиго».
На седьмом уровне уже возможно полное управление сознанием, функциями и структурой организма и всей своей жизнью, что проявляется в форме бессмертия, космического сознания, святости при жизни и т. д. Это уровень королевской йоги (Раджа-йоги), Дао, уровень Христа. На сегодня, как и на протяжении всей истории, таких людей выявлялось не более, чем пальцев на руках, возможно, -на одной! Современная квантовая физика дает нам для описания таких состояний хорошую метафору в виде квантового (запутанного) состояния мира или в виде квантового компьютера (Р. Фейнман, по [13]).
Таким образом, существует иерархия ПЦ, составляющих сложнейшую интегральную ПФС и определяющих жизненный путь индивидуума. В наиболее общем и теоретически проработанном виде эта иерархия описана в работе К. Уилбера [32], в которой выделяется значительно больше уровней и подуровней, но в задачи данной статьи подробная детализация не входит. В зависимости от особенностей, очередности и возраста формирования каждого из циклов развитие личности может очень сильно изменяться.
3. Этапы онтогенеза потребностных циклов
Проблема онтогенеза психики человека, его личности находится в центре внимания многих на-
правлений антропологии в широком смысле этого термина. Большинство научных школ в психологии, имеющих отношение к онтогенезу психики, можно условно сгруппировать, выделив два основных направления [22]. Первое - целостное, «гештальтное» исследование развития, описывающее индивидуума в рамках типологического подхода, с помощью метафоры «подъема в гору» (Г. Олпорт, Дж. Кеттел, К. Роджерс и др.). В данной группе концепций развитие описывается как непрерывный процесс усиления, наращивания качеств. Второе направление представляет развитие как череду этапов, ступеней формирования психических новообразований (ПО). В данной области известны работы множества западных исследователей и школ, но наиболее авторитетной необходимо признать отечественную, ведущую свое начало от культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, особенно - московское направление (Д. А. Эльконин, Д. И. Фельдштейн,
В. И. Слободчиков и др.). Работы В. И. Слободчико-ва [28] в рамках данного направления дают наиболее полную картину развития человека, проявляющегося во все большей трансценденции за пределы исходного, телесного существования. В ходе развития формируются все новые ФС, позволяющие осваивать открывающиеся возможности, т. е. самореализовываться.
Онтогенез человека традиционно рассматривается с использованием нескольких базовых принципов: биогенетического закона Геккеля (принцип рекапитуляции [22]) - «онтогенез в свернутом виде повторяет филогенез», принципа цикличности и принципа критических периодов развития. Известный и широко подтвержденный на биологическом материале принцип рекапитуляции гласит, что более молодые, эволюционно поздние стадии развития содержат в себе и базируются на более ранних, старых формах и структурах, что находится в полном соответствии с культурно-исторической парадигмой Л. С. Выготского [5]. Необходимо отметить, что вышеозначенные принципы носят ярко выраженный диалектический характер, как и весь подход школы Л. С. Выготского.
Принцип цикличности так же имеет богатую историю применения и из него следует, что созревание различных ФС происходит поэтапно, ритмически. Отсюда следует подчиненный принцип гетерохронии развития, так же проявляющий свое действие повсеместно [25]. Из принципа цикличности выводится и принцип критических периодов, базирующийся на синергетическом подходе к развитию неравновесных нелинейных систем [4]. Основным проявлением его является потеря «линейности», стабильности развития в критические, сензитивные периоды, что приводит к хаотизации поведения, разрушению и (или) преобразованию ФС, ПО и, как следствие, - к росту напряжения, дезадаптации в широком смысле слова - кризису развития. Причем
эти кризисные явления - продукт именно предшествующей стадии развития, результат его «линейности», избыточности сформированной ФС.
Проблема возрастных кризисов интересна и важна сама по себе, т. к. затрагивает глубинные, интимные механизмы перестройки психики, включая в себя физиологические, психофизиологические (например функциональную асимметрию мозга [9]), социальные и иные аспекты, которые здесь не рассматриваются. Исходя из логики большинства моделей, можно утверждать, что продолжительность и качество жизни человека в существенной мере зависит от эффективного преодоления кризисов со своевременным формированием «очередных» ФС, ПО, ПЦ [10]. В противном случае, чаще всего наблюдается либо задержка развития, либо деградация. Рано или поздно это приводит к социальной, психологической или даже физической смерти. Соответственно, если не рассматривать биомедицинский подход к долголетию, то с психологической тоски зрения основным механизмом продления полноценной жизни является успешное преодоление возрастных кризисов.
Кризис вынуждает сменить, а точнее, расширить (трансцендировать) систему взаимоотношений с Миром через формирование нового ПЦ с более сложной структурой, удаленными целями и большим количеством вариантов реализации. Формирование все более сложных ПО позволяет личности превзойти ограничения, связанные с недостаточной эффективностью «старых» ПО, исчерпавших свои возможности. Например, характерная для подросткового возраста конкурентная агрессивность, склонность к самоутверждению за счет других в юношеском возрасте может (должна) смениться альтруизмом, романтичностью и стремлением к сотрудничеству, выстраданными в результате богатого опыта столкновений на предыдущем этапе. Необходимо отметить, что отношение к проблеме кризисов в отечественной психологии существенно неоднозначно: от безусловного принятия (школа Л. С. Выготского) - до отрицания их необходимости (подход
А. Н. Леонтьева) [22].
Переходя собственно к структуре этапов развития личности, отметим, что существует множество систем периодизации развития, основанных на различных принципах и охватывающих различные отрезки онтогенеза. Часть этих систем, особенно относящихся к раннему онтогенезу, достаточно жестко привязана к морфо-анатомическим этапам развития, что связывается с существенной долей наследственных факторов в их формировании. Для более поздних стадий сроки разворачивания новых этапов все более размываются. Данные этапы в эволюционном аспекте еще не освоены видом Homo sapiens и характеризуются большим разбросом своих показателей [4].
Таблица 3
Основные периоды онтогенеза человека
Возраст Вехи разви- Психиче- Контуры Уровни соз- Психоло- Потребно-
тия (Уилбер) [32] ские процессы (Слободчи-ков) [28] (Уилсон) [33] нания (Носов) [19] гический возраст (Стивенс) [29] сти (Маслоу) [35]
0-1,5 года Физическая самость Оживление Орально- выживательный Виртуальное тело Младенец Физиологи- ческие
1-3 года Эмоциональная самость Одушевле- ние Анально- эмоциональный Удвоение тела Ребенок Эмоцио- нальные
3-6 (?) лет Самость Времясвязы- вающий- семантический Виртуальное сознание Конкретно- психологи- ческие
7-10 (11) лет Ролевая самость Персонали- зация Удвоение сознания Подросток
11-17 лет Зрелое эго Морально- социополовой Удвоение личности Абстрактно-психологические
18-21 год Кентавр Индиви- дуация Удвоение воли Юноша
21-30 лет Психическое Холистический нейро- соматический Удвоение человека Конкретно- духовные
30-40 лет Удвоение внутреннего человека Взрослый
40-55 лет Тонкое Универса- лизация Коллективный нейрогенетиче- ский Абстрактно-духовные
55-70 лет Старец (Мудрец)
70-85 лет 85-100 лет Каузальное Метапрограм- мирования Учитель
В таблице 3 представлены этапы развития согласно периодизациям некоторых авторов, приведенные в целях более наглядного их сопоставления к единой временной шкале. В таблицу включены в основном системы, описывающие развитие, выходящее далеко за границы детского возраста, хотя большинство западных и отечественных школ описывают онтогенез психики до 15-20 лет (даже сам термин «онтогенез» применяется только до этого возраста [22]. В связи с этим в нашей стране мало распространена и неизвестна широкой публике перспектива «позднего» индивидуального развития. Причем слово «индивидуальное» на высших уровнях, контурах управления теряет свой прямой смысл, превращаясь в индивидуально-социальное, индивидуально-природное, индивидуально-
ноосферное и т. д., вплоть до индивидуальнобожественного. Такие отношения достаточно подробно описываются в религиозной и близкой к ней духовной литературе, например - в традиции русского космизма, ноосферизма и т. д. Примером могут служить известные произведения Т. де Шардена [36] и Д. Андреева [2], представляющие широкие перспективы (возможности) трансценденции психики личности в ходе ее онтогенеза.
На современном этапе развития перед страной, обществом, нацией, да и всем человечеством, лавинообразно разрастаются все новые угрозы, появление которых в значительной степени связано с психологическими проблемами самого человека, его незрелостью (индивидуально-психологической и социально-психологической). В то же время рост количества угроз на фоне недостаточной зрелости приводит к стрессам и неадекватным решениям проблем. В связи с этим необходимо обратить внимание
на то, что каждый новый уровень, достигаемый человеком в ходе своего развития - это новый уровень сознания [1], новый уровень мировозрения [32], новый уровень возможностей. Проблема онтогенеза сознания - одна из ключевых как в школе Выготского [22], так и во многих других концепциях. Развитие сознания, его расширение, его трансценденция, его девиртуализация [19], формирование «поствзрослой», космической [32] личности - вот основной путь решения многих современных проблем.
В связи с этим необходимо информировать учащихся, особенно студентов, учителей, психологов, врачей, работников социальной сферы, о возможностях и перспективах, открывающихся для человека на протяжении его жизни. Необходимы соответствующие обучающие курсы, например, по учебному пособию В. И. Слободчикова [28].
Литература
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы чело-векознания / Б. Г. Ананьев. - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
- 384 с.
2. Андреев, Д. Л. Роза Мира / Д. Л. Андреев. -М.: Прометей, 1991.
3. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 196 с.
4. Беляев, И. А. Онтогенетические механизмы становления человеческой целостности: опыт системно-синергетического анализа / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 10. - Ч. 2. - С. 137 - 143.
5. Блинникова, И. В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны / И. В. Блинникова //
Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 127
- 130.
6. Вигдорчик, М. И. Метод портретных выборов Л. Сонди как инструмент теории психоанализа / М. И. Вигдорчик, М. Е. Жданова. - Кемерово, 1997.
- 146 с.
7. Воронов, М. Психосоматика: практическое руководство / М. Воронов. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 256 с.
8. Гарбузов, В. Инстинкты и судьба человека /
В. Гарбузов. - М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. -477 с.
9. Гольдшмидт, Е. С. Периодизация развития и динамика функциональной асимметрии / Е. С. Гольдшмидт // Матер. II Всеросс. научн. конф. по психологии РПО «Методы психологии». - Ростов-на-Дону, 25.06 - 27.06 1997. - С. 66 - 67.
10. Гольдшмидт, Е. С. Периодизация развития и ее применение в развивающем образовании / Е. С. Гольдшмидт // Вопросы теории и практики развивающего образования: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - Вып. 2. - С. 47 - 52.
11. Государев, Н. А. Треугольный человек / Н. А. Государев. - М.: Мол. Гвардия, 1991. - 270 с.
12. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - СПб.: Паритет, 2007. - 352 с.
13. Доронин, С. И. Квантовая магия / С. И. Доронин. - СПб.: Весь, 2007.
14. Колесов, Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д. В. Колесов. - М.: Московский пси-холого-социальный институт, 2000. - 400 с.
15. Купин, В. Н. Современные проблемы глобальной безопасности в контексте идей учения о ноосферизме В. И. Вернадского: [Электронный ресурс] / В. Н. Купин // Академия Тринитаризма. - М.: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0203/001a/02030028.htm
16. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Из-во МГУ, 1972. - 576 с.
17. Люшер, М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию / М. Люшер. - М., 1994. - 130 с.
18. Медведев, В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека, 1998. - Т. 24. - № 4. - С. 7 - 13.
19. Носов, Н. А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства / Н. А. Носов. -М.: Магистр, 1997. - 192 с.
20. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. -СПб.: Речь,2003. - 296 с.
21. Основы физиологии функциональных систем / под ред. К. В. Судакова. - М.: Медицина, 1998.
- 272 с.
22. Поливанова, К. В. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / К. В. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
24. Рубинштейн, К. Г. «Либидо, его метаморфозы и символы». Ч. 2. О понятии и генетической теории libido / К. Юнг. - СПб: ВЕИП, 1994. - 416 с.
25. Сазонов, В. Ф. Нейпологические контуры /
В. Ф. Сазонов. - Одесса, 2004. - 30 с.
26. Сандомирский, М. Е. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий / М. Е. Сандо-мирский, Л. С. Белогородский, Д. А. Еникеев // Современные проблемы физиологии и медицины. -Уфа: Башкирский гос. мед. университет, 1997. -129 с. - С. 44 - 63.
27. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1970. - 142 с.
28. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии: психология развития человека: учеб. пособие для вузов / В. И. Сободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
29. Стивенс, Дж. Приручи своих драконов / Дж. Стивенс. - М.: Питер Пресс, 1995. - 244 с.
30. Судаков, К. В. Системная организация
функций человека: теоретические аспекты /
К. В. Судаков // Успехи физиологических наук. -2000. - Т. 31. - № 1. - С. 81 - 96.
31. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / под ред. В. И. Евсеевичева. - М.: Наука, 1978. - 384 с.
32. Уилбер, К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер. - М.: АСТ, 2004. - 412 с.
33. Уилсон, Р. А. Психология эволюции / Р. А. Уилсон. - Киев: ЯНУС, 1999. - 304 с.
34. Чайлахян, Л. М. Информационно-энергетическая концепция происхождения психики / Л. М. Чайлахян // Журн. высш. нервной деятельности. - 1996. - Т. 46. - Вып. 3. - С. 617 - 633.
35. Четвертаков, С. А. Иерархия потребностей по А. Маслоу - общая теория мотивации для социологии [Электронный ресурс] / С. А. Четвертаков. 2004 г. URL: http://sergeychet.narod.ru/socio/motiv/ MContent.html. - Дата обращения: 01.04.2010.
36. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейят де Шарден [пер. с фр.]. - М., 1965.
37. Эйген, М. Самоорганизация материи и эволюция / М. Эйген. - М.: Мир, 1973. - 216 с.